Знакомство с оборудованием гистологической лаборатории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знакомство с оборудованием гистологической лаборатории.



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФГБОУ ВПО

«государственный аграрный университет северного зауралья»

Кафедра анатомии и физиологии

 

«ЦИТОЛОГИРЯ И ГИСТОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Студента______________________________________________

 

Тюмень 2013


УДК 591.81(3)

ББК 28.65

Ц 74

 

 

Рецензент:

канд.биол.наук, доцент кафедры анатомии и

физиологии человека и животных ТюмГУ

О.Н. Лепунова

Ц 74 Федоткина Т.В., Веремеева С.А. Общая гистология и эмбриология рыб. Рабочая тетрадь для студентов направления подготовки «Водные биоресурсы и аквакультура» / ТГСХА. – Тюмень, 2012. – 33с.

 

Печатается по решению кафедры «Анатомии и физиологии» ТГСХА (протокол № 4 от 18 июня 2012 г.).

 

Утверждено методической комиссией ИБ и ВМ ТГСХА (протокол № __ от __ июля 2012 г.)

УДК 591.81(3)

ББК 28.65

© Тюменская государственная

сельскохозяйственная академия, 2012

© Т.В. Федоткина, С.А. Веремеева, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел цитология 4

Занятие №1. Знакомство с оборудованием и аппаратурой гистологической лаборатории. Гистологические препараты………………………  
Занятие №2. Форма организации живого вещества. Неклеточные формы и межклеточное вещество. Структурно - функциональная организация клетки.……………………………………………………………...  
Занятие №3. Органоиды и включения цитоплазмы клеток...  
Занятие №4. Деление соматических клеток…………………  
Раздел эмбриология………………………………………….  
Занятие №5. Эмбриология как наука. Цель и содержание эмбриологии. Половые клетки, их строение и развитие. Оплодотворение и его биологический смысл……………….  
Занятие №6. Развитие зародышевых закладок и формирование осевых органов на примере ланцетника  
Занятие №7. Развитие основных зародышевых закладок на примере амфибий………………………………...  
Занятие №8. Развитие основных зародышевых закладок на примере развития рыб и птиц  
Занятие №9. Коллоквиум по цитологии и эмбриологии…...  
Раздел общая гистология…………………………………...  
Занятие №10-11. Эпителиальные ткани……………………..  
Занятие №12. Опорно-трофические ткани. Ткани защитной и трофической функции. Мезенхима и кровь……………….  
Занятие №13. Опорно-трофические ткани. Соединительная ткань……………………………………………………………  
Занятие №14. Ткани опорной функции. Хрящевая ткань, костная ткань, их гистогенез…………………………………  
Занятие №15. Мышечная ткань (ткань сократительной функции)……………………………………………………….  
Занятие №16. Нервная ткань (ткань реактивной функции). Периферический нерв. Спинальный ганглий. Спинной мозг……………………………………………………………..  
Занятие №17. Коллоквиум по общей гистологии…………...  
   

РАЗДЕЛ ЦИТОЛОГИЯ.

Занятие №1.

Знакомство с оборудованием гистологической лаборатории.

Гистологические препараты.

Цель занятия: познакомиться с приборами, которые используются в гистологических исследованиях. Уяснить последовательность приготовления гистологических препаратов. Знать основные этапы обработки материала, инструменты, химикаты. Изучить устройство лабораторных микроскопов, запомнить название и назначение отдельных частей микроскопа, усвоить правила работы с ними.

Правила работы с микроскопом

1. Установить микроскоп у края стола (15-20 см) напротив нерабочего плеча.

2. Привести микроскоп в рабочее положение: включить в сеть, отрегулировать освещение, установить объектив малого увеличения.

3. Поместить препарат на предметный столик в центр поля зрения.

4. Положить обе руки на макровинты и, поворачивая их, получить четкое изображение.

5. Для перехода на большее увеличение повернуть револьвер и установить 40-кратный объектив (фокусное расстояние не менять!). Микровинтом добиться чёткого изображения.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ: I. РАБОТА МАКРОВИНТОМ на большом увеличении.

II. УБИРАТЬ ПРЕПАРАТ из-под ОБЪЕКТИВА БОЛЬШОГО УВЕЛИЧЕНИЯ. Необходимо сначала поставить малый объектив и затем снять препарат со столика микроскопа.

III. РАЗВИНЧИВАТЬ И ВЫНИМАТЬ ЛЮБЫЕ ДЕТАЛИ МИКРОСКОПА.

IV. ПЕРЕНОСИТЬ МИКРОСКОП С ПРЕПАРАТОМ НА ПРЕДМЕТНОМ СТОЛИКЕ.

Контрольные вопросы:

1. Гистология как наука, её разделы. Основные методологические принципы гистологии.

2. Крупнейшие отечественные гистологические школы: Московская, Петербургская, Казанская, Киевская.

3. Экспериментальные методы исследования в гистологии (методы культуры тканей «in vivo» и «in vitro», трансплантация и др.).

4. Связь гистологии с другими биологическими и клиническими дисциплинами.

5. Виды микроскопов. Основные части светового микроскопа и правила работы с ним.

6. Основные этапы приготовления гистологических препаратов.

7. Принципы окраски гистологических препаратов. Классификация красителей. Понятия оксифилия и базофилия.

8. Для чего производят «заключение» препарата, какие среды для этого применяют?

Домашнее задание

К каждому занятию готовиться по предложенным учебникам. Отвечать на все контрольные вопросы устно, на один – письменно. Ответ должен занимать не менее одной станицы (и не более). Оформлять на отдельном листке с необходимыми иллюстрациями (рукописно, печатно или в электронном виде на любом носителе, можно отправлять на электронный адрес кафедры: tvanatomy@rambler.ru).

Литература

1. Александровская О.В. и др. Цитология, гистология и эмбриология. М.:Агропромиздат, 1987.

2. Васильев Ю.Г., Трошин Е.И., Яглов В.В. Цитология. Гистология. Эмбриология: Учебник. - СПб.: Издательство «Лань», 2009.

3. Гистология: Учебник /Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., Котовский Е.Ф. и др., Под ред. Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2002.

4. Гуков Ф.Д., Соколов В.И., Гусева Е.В. Практикум по цитологии, гистологии и эмбриологии с/х животных. Владимир: Фолиант, 2001.

5. Козлов Н.А. Общая гистология. Ткани домашних млекопитающих животных: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2004.

6. Общая гистология и эмбриология рыб6 учебное пособие / М.Л. Калайда, М.В. Нигметзянова, С.Д. Борисова. – СПб.: Проспект Науки, 2011. – 144 с.

7. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Юриной Н.А., Радостиной А.И. М.: Агропромиздат, 1989.

8. Рябов К.П. Гистология с основами эмбриологии: Учебное пособие. Минск: Высшая школа, 1990.

Занятие №2.

Занятие №3.

РАЗДЕЛ ЭМБРИОЛОГИЯ

ЭМБРИОЛОГИЯ изучает индивидуальное развитие организма. Предмет эмбриологии – процесс эмбриогенеза, приводящий от одной клетки к многоклеточному организму. Эмбриогенез является частью онтогенеза. Выделяют общую эмбриологию, которая изучает основные закономерности, общие вопросы эмбрионального развития животных и частную эмбриологию, изучающую процессы эмбриогенеза, например, промысловых рыб, с/х животных, человека.

Занятие №5.

Эмбриология как наука. Цель и содержание эмбриологии.

Занятие №9

РАЗДЕЛ ОБЩАЯ ГИСТОЛОГИЯ

Объект гистологии - ткани. Ткань – исторически обусловленная система элементов (клеток и неклеточного вещества), объединённых общностью происхождения, строения и призванная выполнять определённую функцию. Классификация тканей включает четыре основных группы:

1. Эпителиальные – а) покровные; б) железистые.

2. Опорно-трофические ткани или ткани внутренней среды (ткани мезенхимного происхождения).

3. Мышечные (сократимые) ткани.

4. Нервная ткань (ткань реактивной функции).

Занятия №10-11. Эпителиальные ткани.

Цель занятия: изучить классификацию, строение, функцию и развитие разных видов покровного и железистого эпителия.

Общая морфо-функциональная характеристика эпителиев:

1. Все покровные эпителии выстилают свободные поверхности организма и его полости.

2. Все эпителии лежат пластом и функционируют как пласт в целом.

3. Состоят только из клеток, межклеточного вещества нет, кровеносных сосудов нет.

4. Лежат на базальной мембране.

5. Подстилаются рыхлой волокнистой соединительной тканью с кровеносными сосудами, питаются диффузно через базальную мембрану.

6. Богато иннервируются – они первые контактируют с внешней средой.

7. Обладают полярностью – органоидный состав клеток закономерно расположен относительно апикального и базального полюсов.

8. Обладают высокой способность к регенерации – физиологической (в норме) и репаративной или восстановительной при повреждениях.

Препарат №1. Однослойный плоский эпителий (мезотелий) сальника кролика. Окраска: импрегнация азотнокислым серебром, докраска: гематоксилином. С. 135.

Мезотелий – однослойный плоский эпителий мезодермального происхождения. Препарат представляет собой тонкую плёнку, распластанную на предметном стекле. При малом увеличении микроскопа найдите участок эпителия, где ясно видны контуры клеток. Клетки плоские, неправильной многоугольной формы, границы клеток извилистые, чёрного или тёмно-коричневого цвета (серебрение клеточных границ). На препарате встречаются многоядерные клетки. Камбиальные клетки расположены в пласте диффузно. Старые клетки десквамируют в брюшную полость, а на их месте остаются оголённые участки базальной мембраны – стоматы, которые видны как пустоты между эпителиальными клетками. Детали строения рассмотрите при большом увеличении. Зарисовать и обозначить:

1. границы клеток

2. цитоплазма мезотелиоцитов

3. ядра мезотелиоцитов

4. стоматы.

Препарат №2. Однослойный кубический (низкий призматический) эпителий канальцев почки кролика. Окраска: гематоксилин и эозин. С. 139.

На малом увеличении найти поперечно перерезанные канальцы, окружённые соединительной тканью. Перейти на большое увеличение, рассмотреть стенки канальцев, образованные однослойным кубическим эпителием. Ширина клеток кубического эпителия почти равна высоте, ядро располагается в центре клетки и окрашено гематоксилином в синий цвет. Апикальные полюса клеток обращены в просвет канальца. Зарисовать 2-3 канальца на большом увеличении, между канальцами показать соединительную ткань с кровеносными капиллярами. Обозначить:

1. базальная мембрана

2. кубические эпителиоциты

а. ядра

б. клеточные границы

в. апикальный полюс

г. базальный полюс

3. просвет канальца

4. соединительная ткань

 

Препарат №3. Высокий призматический эпителий почки кролика. Окраска: гематоксилин и эозин. С. 140.

Препарат похож на предыдущий. На малом увеличении видны поперечно перерезанные канальцы, окружённые соединительной тканью. Перейти на большое увеличение, рассмотреть стенки канальцев, образованные однослойным цилиндрическим (призматическим) эпителием. Высота клеток призматического эпителия намного больше ширины, ядро располагается ближе к базальному полюсу. Апикальные полюса клеток также обращены в просвет канальца. Зарисовать 2-3 канальца на большом увеличении, сделать такие же обозначения, как в предыдущем препарате:

 

Препарат №4. Многорядный призматический мерцательный эпителий трахеи кролика. Окраска: гематоксилин и эозин. С. 142.

На малом увеличении найти внутреннюю поверхность трахеи, выстланную эпителием. Определить базальную мембрану. На большом увеличении рассмотреть и зарисовать участок эпителия с подлежащей соединительной тканью. Обратите внимание на многорядность эпителия. Ядра клеток расположены на различных уровнях, границы клеток видны не чётко. Ядра, расположенные ближе к базальной мембране, принадлежат вставочным (камбиальным) клеткам. Бокаловидные клетки видны в виде просветлений в составе эпителиального пласта. Высокопризматические клетки несут на апикальном полюсе реснички.

Обозначить:

1. вставочные

(базальные) клетки

2. призматические

(реснитчатые) клетки

а. мерцательные реснички

3. бокаловидные клетки

4. базальная мембрана

5. соединительная ткань.

 

Препарат №5. Переходный эпителий мочевого пузыря кролика. Окраска: гематоксилин и эозин. С. 144.

Переходный эпителий мезодермального происхождения, защитный, выстилает слизистую оболочку органов выделительной системы, подвергающихся растяжению (лоханку, мочеточники и мочевой пузырь). В зависимости от степени растяжения стенки органа эпителий меняет своё сложение, поэтому и назван переходным. При большом увеличении рассмотрите растянутый орган. Здесь клетки имеют плоскую форму, а в спавшемся органе клетки становятся кубическими, образуя многослойный эпителиальный пласт. Клетки базального слоя как бы выдавливаются в выше лежащий слой, оставаясь соединёнными с базальной мембраной тонкой ножкой, т.е. базальный слой принимает многорядное строение. Зарисовать эпителий спавшегося и растянутого органа. Обозначить:

1. базальная мембрана

2. клетки базального слоя

3. вставочные (булавовидные) клетки

4. слой покровных клеток

5. рыхлая соединительная ткань.

      Спавшийся орган  
  Растянутый орган  
     

Препарат №6. Многослойный плоский неороговевающий эпителий роговицы коровы. Окраска: гематоксилин и эозин. С. 137.

Эпителий эктодермального происхождения. Найдите под малым увеличением окрашенный в сиреневый цвет и занимающий пограничное положение эпителиальный пласт, состоящий из нескольких слоев клеток. Клетки разных слоев различны по форме и функции (рассмотреть при большом увеличении). Различное строение клеток в разных слоях эпителия – вертикальный анизоморфизм. Самый глубокий слой - базальные клетки, располагаются на базальной мембране и имеют цилиндрическую форму. Выше расположены более плоские клетки шиповатого слоя. Они имеют неправильную многоугольную форму и округлые ядра. Этот слой представлен несколькими рядами клеток. Базальный и шиповатый слои объединяются в общий – ростковый слой, митозы клеток свидетельствуют об их камбиальности. Слой, расположенный ещё выше, состоит из уплощённых клеток с палочковидными ядрами, лежащими параллельно поверхности эпителия. Обратить внимание на подлежащую соединительную ткань. Обозначить:

1. базальная мембрана

2. базальный слой эпителия

3. слой шиповатых клеток

4. слой плоских клеток

5. подлежащая

соединительная ткань.

 

Препарат №7. Многослойный плоский ороговевающий эпителий кожи пальца человека. Окраска: гематоксилин и эозин. С.138.

Эпителий эктодермального происхождения, защитный (эпидермис). На малом увеличении найти поверхность кожи, покрытую эпителием и поместить препарат так, чтобы эпителий был вверху. Внутренний слой эпителиального пласта глубоко вдается в подлежащую соединительную ткань многочисленными сосочками. На большом увеличении зарисовать участок эпителия. Обратить внимание на разницу в окраске и строении клеток различных слоёв эпидермиса, на изменение формы ядер и отсутствие их в блестящем и роговом слоях. Обозначить:

А. эпидермис

1. ростковый слой

а. базальный слой

б. шиповатый слой

2. зернистый слой

в. гранулы кератогиалина

3. блестящий слой (элеидин)

4. роговой слой (кератин)

Б. базальная мембрана

В. соединительная ткань

 

 

Препарат №8. Железистый эпителий. Зелёная (антеннальная) железа рака. Окраска: гематоксилин и эозин.

Железа имеет вид мешочка, разделённого на многочисленные округлые камеры, стенки которых выстланы однослойным железистым эпителием.

На малом увеличении найти небольшую по размеру камеру, в полости которой нет или мало секрета. Перейти на большое увеличение, рассмотреть эпителиальный пласт, лежащий на базальной мембране. Железистые клетки находятся на разных стадиях секреторного цикла и имеют вследствие этого неодинаковую форму. Клетки кубической формы с крупными ядрами и одним или несколькими ядрышками находятся в стадии выработки и накопления секрета. По мере увеличения количества секрета он скапливается в апикальной зоне клеток, на свободной поверхности которых появляются прозрачные вздутия, содержащие секрет и разжиженную цитоплазму. Затем наступает стадия выделения секрета по апокриновому типу: отторгающаяся апикальная часть клетки принимает булавовидную форму и отделяется от клетки, образуя каплю секрета, после чего секреторные клетки принимают уплощенную форму с выемкой на свободной поверхности. Затем эти клетки вступают в фазу восстановления, происходит регенерация утраченной части клетки. Под эпителием располагается рыхлая волокнистая соединительная ткань. Обозначить:

1. базальная мембрана

2. кубические эпителиоциты

а. ядра

б. ядрышки

в. секрет в фазе выработки

г. секрет в фазе накопления

3. прозрачные вздутия

на апикальном полюсе клеток

4. капли секрета

5. выемка на свободной

поверхности эпителиоцита

6. соединительная ткань.

 

 

Зарисовать три типа секреции:

Апокриновый     Мерокриновый Голокриновый

Контрольные вопросы:

1. Определение понятия ткань. Отличие ткани от эмбриональной закладки.

2. Основные виды тканей.

3. Классификация эпителиев (морфологическая, генетическая, функциональная).

4. Общая характеристика эпителиев.

5. Что понимается под полярностью эпителия.

6. Характеристика однослойных эпителиев. Примеры расположения в организме.

7. Строение и роль базальной мембраны.

8. Строение многослойного неороговевающего эпителия.

9. Строение многослойного плоского ороговевающего эпителия.

10. Какие вещества содержат клетки блестящего, зернистого и рогового слоев.

11. Общие принципы строения железистого эпителия. Расположение в организме.

12. Понятие о внутренней и внешней секреции.

13. Классификация экзокринных желёз по строению и по характеру выделяемого секрета.

14. Типы секреции (мерокриновый, апокриновый, голокриновый).

Литература (дополнительно к указанной, см. 1 занятие)

Козлов Н.А. Общая гистология. Ткани домашних млекопитающих животных: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. С. 11-44.


Занятие №12. Опорно-трофические ткани.

Занятие №17

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФГБОУ ВПО

«государственный аграрный университет северного зауралья»

Кафедра анатомии и физиологии

 

«ЦИТОЛОГИРЯ И ГИСТОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Студента______________________________________________

 

Тюмень 2013


УДК 591.81(3)

ББК 28.65

Ц 74

 

 

Рецензент:

канд.биол.наук, доцент кафедры анатомии и

физиологии человека и животных ТюмГУ

О.Н. Лепунова

Ц 74 Федоткина Т.В., Веремеева С.А. Общая гистология и эмбриология рыб. Рабочая тетрадь для студентов направления подготовки «Водные биоресурсы и аквакультура» / ТГСХА. – Тюмень, 2012. – 33с.

 

Печатается по решению кафедры «Анатомии и физиологии» ТГСХА (протокол № 4 от 18 июня 2012 г.).

 

Утверждено методической комиссией ИБ и ВМ ТГСХА (протокол № __ от __ июля 2012 г.)

УДК 591.81(3)

ББК 28.65

© Тюменская государственная

сельскохозяйственная академия, 2012

© Т.В. Федоткина, С.А. Веремеева, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел цитология 4

Занятие №1. Знакомство с оборудованием и аппаратурой гистологической лаборатории. Гистологические препараты………………………  
Занятие №2. Форма организации живого вещества. Неклеточные формы и межклеточное вещество. Структурно - функциональная организация клетки.……………………………………………………………...  
Занятие №3. Органоиды и включения цитоплазмы клеток...  
Занятие №4. Деление соматических клеток…………………  
Раздел эмбриология………………………………………….  
Занятие №5. Эмбриология как наука. Цель и содержание эмбриологии. Половые клетки, их строение и развитие. Оплодотворение и его биологический смысл……………….  
Занятие №6. Развитие зародышевых закладок и формирование осевых органов на примере ланцетника  
Занятие №7. Развитие основных зародышевых закладок на примере амфибий………………………………...  
Занятие №8. Развитие основных зародышевых закладок на примере развития рыб и птиц  
Занятие №9. Коллоквиум по цитологии и эмбриологии…...  
Раздел общая гистология…………………………………...  
Занятие №10-11. Эпителиальные ткани……………………..  
Занятие №12. Опорно-трофические ткани. Ткани защитной и трофической функции. Мезенхима и кровь……………….  
Занятие №13. Опорно-трофические ткани. Соединительная ткань……………………………………………………………  
Занятие №14. Ткани опорной функции. Хрящевая ткань, костная ткань, их гистогенез…………………………………  
Занятие №15. Мышечная ткань (ткань сократительной функции)……………………………………………………….  
Занятие №16. Нервная ткань (ткань реактивной функции). Периферический нерв. Спинальный ганглий. Спинной мозг……………………………………………………………..  
Занятие №17. Коллоквиум по общей гистологии…………...  
   

РАЗДЕЛ ЦИТОЛОГИЯ.

Занятие №1.

Знакомство с оборудованием гистологической лаборатории.

Гистологические препараты.

Цель занятия: познакомиться с приборами, которые используются в гистологических исследованиях. Уяснить последовательность приготовления гистологических препаратов. Знать основные этапы обработки материала, инструменты, химикаты. Изучить устройство лабораторных микроскопов, запомнить название и назначение отдельных частей микроскопа, усвоить правила работы с ними.

Правила работы с микроскопом

1. Установить микроскоп у края стола (15-20 см) напротив нерабочего плеча.

2. Привести микроскоп в рабочее положение: включить в сеть, отрегулировать освещение, установить объектив малого увеличения.

3. Поместить препарат на предметный столик в центр поля зрения.

4. Положить обе руки на макровинты и, поворачивая их, получить четкое изображение.

5. Для перехода на большее увеличение повернуть револьвер и установить 40-кратный объектив (фокусное расстояние не менять!). Микровинтом добиться чёткого изображения.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ: I. РАБОТА МАКРОВИНТОМ на большом увеличении.

II. УБИРАТЬ ПРЕПАРАТ из-под ОБЪЕКТИВА БОЛЬШОГО УВЕЛИЧЕНИЯ. Необходимо сначала поставить малый объектив и затем снять препарат со столика микроскопа.

III. РАЗВИНЧИВАТЬ И ВЫНИМАТЬ ЛЮБЫЕ ДЕТАЛИ МИКРОСКОПА.

IV. ПЕРЕНОСИТЬ МИКРОСКОП С ПРЕПАРАТОМ НА ПРЕДМЕТНОМ СТОЛИКЕ.

Контрольные вопросы:

1. Гистология как наука, её разделы. Основные методологические принципы гистологии.

2. Крупнейшие отечественные гистологические школы: Московская, Петербургская, Казанская, Киевская.

3. Экспериментальные методы исследования в гистологии (методы культуры тканей «in vivo» и «in vitro», трансплантация и др.).

4. Связь гистологии с другими биологическими и клиническими дисциплинами.

5. Виды микроскопов. Основные части светового микроскопа и правила работы с ним.

6. Основные этапы приготовления гистологических препаратов.

7. Принципы окраски гистологических препаратов. Классификация красителей. Понятия оксифилия и базофилия.

8. Для чего производят «заключение» препарата, какие среды для этого применяют?

Домашнее задание

К каждому занятию готовиться по предложенным учебникам. Отвечать на все контрольные вопросы устно, на один – письменно. Ответ должен занимать не менее одной станицы (и не более). Оформлять на отдельном листке с необходимыми иллюстрациями (рукописно, печатно или в электронном виде на любом носителе, можно отправлять на электронный адрес кафедры: tvanatomy@rambler.ru).

Литература

1. Александровская О.В. и др. Цитология, гистология и эмбриология. М.:Агропромиздат, 1987.

2. Васильев Ю.Г., Трошин Е.И., Яглов В.В. Цитология. Гистология. Эмбриология: Учебник. - СПб.: Издательство «Лань», 2009.

3. Гистология: Учебник /Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., Котовский Е.Ф. и др., Под ред. Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2002.

4. Гуков Ф.Д., Соколов В.И., Гусева Е.В. Практикум по цитологии, гистологии и эмбриологии с/х животных. Владимир: Фолиант, 2001.

5. Козлов Н.А. Общая гистология. Ткани домашних млекопитающих животных: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2004.

6. Общая гистология и эмбриология рыб6 учебное пособие / М.Л. Калайда, М.В. Нигметзянова, С.Д. Борисова. – СПб.: Проспект Науки, 2011. – 144 с.

7. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Юриной Н.А., Радостиной А.И. М.: Агропромиздат, 1989.

8. Рябов К.П. Гистология с основами эмбриологии: Учебное пособие. Минск: Высшая школа, 1990.

Занятие №2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.104 с.)