Свободомыслие в Средние века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свободомыслие в Средние века



Рационализм в древнем мире как одна из основ свободомыслия

 

Впервые в истории человечества идеи свободомыслия посредством критики отдельных элементов религии возникли в раннерабовладельческих обществах Древнего Востока. Такие идеи отчетливо прослеживаются в сохранившихся письменных памятниках литературы, таких как: вавилонские «Поэма о страдающем праведнике» и «Диалог господина и раба о смысле жизни», египетские «Песнь арфиста» и «Беседа разочарованного со своим духом», китайские «Книга перемен» и «Критические рассуждения», а также в учении чарваков-локаятиков в Индии.

В этих произведениях, самые ранние из которых относятся к началу III тысячелетия до н.э., высказываются сомнения в существовании богов, в их справедливости, утверждения о загробной жизни, бессмертии и переселении душ, высмеиваются обряды жрецов, показывается нелепость жертвоприношений, указывается на шаткость религиозных догм.

Относительно загробной жизни в «Песне арфиста», как и в вавилонском «Диалоге господина и раба о смысле жизни» скептически утверждается, что «Никто еще не приходил оттуда, чтобы рассказать, что там, чтобы поведать, чего им нужно, и наши сердца успокоить».[3] Подвергаются сомнению также истинность религиозной картины мира, справедливость богов, мироустройства в целом и т. д.

Чарваки, отрицая существование бессмертной души после смерти, делают вывод о том, что «все эти обряды поминовения усопших – лишь способ, установленный брахманами для своего прокормления».[4] По их учению существует только реальный мир / «лока» / и никакого потустороннего мира нет. Место мифологических богов у чарваков заняли обобщенные стихии – воздух, вода, огонь, земля, из которых состоит все, в том числе человек с душой, неотделимой от тела. Они отрицали божественное происхождение Вед. В противоположность буддизму, возведшему страдания в абсолютный принцип всякой жизни, они выдвинули оптимистическую мораль о том, что человек имеет право на все радости жизни.

Китайский мыслитель I в н.э. Ван Чун в своем учении опирался на естественнонаучные знания, в частности на медицину и астрономию. Первоначалом всех вещей философ считал материальные элементы, которые сгущаясь в различной степени, образуют многообразие вещей, в том числе и человека с его душой. Он подвергал критике идеи, согласно которой «путь Неба» подчинен божественной цели. «Дао» для Ван Чуна – естественный закон, а поведение человека не зависит от воли «небесного владыки», поскольку последний, как и многочисленные духи, в которых верили китайцы, не существует.

Свободомыслие в Средние века

Средние века охватывают огромный — тысячелетний — период истории человечества. Условно началом средневековья принято считать год падения Западной Римской империи (476 г.), концом — Английскую революцию XVII в.

Что же позволяет выделить средневековье в особый исторический период? В социально-экономическом плане это господство феодального уклада, в идеологическом — религии, которая была духовной силой, определяющей и руководящей мироощущением и мироотношением человека. Но роль религии на протяжении средних веков усиливалась постепенно. В раннем средневековье, когда феодализм еще не сумел упрочиться, в ряде мест были условия, благоприятствовавшие свободомыслию. Но и в период зрелого феодализма религия не господствовала безраздельно.

ФАЛЬСАФА (араб. — философия) — термин, кот в средневековой мус-ской литературе обозначали как античную фил-ю, так и учения арабо-мусу-х мыслителей, ориентир-ся на античные модели философствования. Ф. никогда не стремилась стать служанкой религии. Этим она и отличалась от европейской средневековой философии. Ф. разв-сь в рамках светс-й куль-ы, в условиях развития городов, ремесел, искусств, науки и торговли.

Родо-ом Ф. считается ал-Кинди (796/801-860/879).Он сформ-л главные для всей арабо-мусу-й фил-ии проблемы: обоснования рационально-аллегор-го толкования «священных текстов»; возможности отожд-ия Бога с первопр-ой; интерп-ии творения как наделения вещей сущест-м, как разновид-ти причинно-следственных отношений и как процесса эманации; философского истолкования бессмертия души.

Основоположником восточной арабской Ф. по праву считается Абу Наср ал-Фараби (870—950). В идеале народом должны управлять философы-аподейктики, передавая «широкой публике» при помощи «истинной религии» в аллегорической форме философские истины. Основные задачи философии и религии ал-Фараби пытался решить в контексте общих задач политической науки. Именно последняя, по ал-Фараби, пытается выявить основы мусульманского общества в его развитии и преобразовании в направлении достижения счастья, сущность и пути достижения которого определяет философия.

Труды ал-Фараби оказали существенное влияние на философские взгляды крупнейшего представителя Ф. Ибн-Сины (980 — 1037), Авицена. Решая вопрос о соотношении между фил-ей, теол-ей и рел-ей, Ибн-Сина доказывает, что философия основывается на достоверных аподиктических суждениях (аподиктика это способ получения знания по Аристотелю, теория доказательств, можно даже назвать логикой хотя это приближённо), «спекулятивная теология» опирается на диалектику и софистику, а религия зиждется на риторических и поэтических рассуждениях.

Ибн-Баджжа (1070—1138), (Авемпас, или Авемпаце). К его наиболее важным работам можно отнести «Прощальное послание» («Рисалат ал-Вада»), в котором рассматриваются вопросы о первом двигателе, цели человеческой жизни. В произведении «Жизнеустроение уединенника» («Тадбир ал-му- таваххид») показывается, что философ или группа философов могут достичь счастья и обрести высшие интеллектуальные и нравственные добродетели даже в обществе, далеком от совершенства. Причем достижение этого идеала мудрецами осуществляется не при помощи аскезы, отшельничества и экстаза (как это было у суфиев, см. Суфизм), а путем изучения мира и обретения тем самым свободы в нем.

Последователь Ибн-Баджжи Ибн-Туфайл (ок. 1105—1185; лат имя Абу- бацер) известен в Ф. как создатель учения о социальной робинзонаде. В единственной дошедшей до нас работе он рассматривает человека по имени Хайя. Ибн-Туфайл показывает, как у этого ед-го предст-ля и основ-ля челов-го рода ест-ным образом возникают физ и умст способности, на основе которых формируются мировоззрение, представления о жизни и смерти. В теории антропогенеза и космогонии Ибн-Туфайла не нашлось места для Бога.

Творчество всемирно известного представителя Ф. Абу ал-Валида Ибн-Рушда (1126—1198; лат имя Аверроэс) является вершиной рационализма средневековой философии Арабского Востока. Научное наследие Ибн-Рушда вкл самост-ые труды и комменты чуть ли не по всем известным тогда отраслям знания. Большинство сочинений комментаторского жанра представляют собой толкования трудов Аристотеля. Аверроэс утверждал, что философ и рядовой верующий могут быть счаст-ы, но каждый по своему. Истина едина как для философов, так и для «широкой публики», разница состоит лишь в способе ее постижения. Ибн- Рушд объявляет религию необх-ой основой инте-ии челов-го коллектива.

Ф.Ибн-Хальдуна (1332—1406) соврем-ки вообще не считали философом. Он, дейст-но, критически относился к учениям восточных перипатетиков и весьма отрицательно смотрел на деятельность мутакаллимов. Вряд ли его можно прич-ть и к суфиям. Его почти не интерес-ли проблемы космологии и первой фил-ии. Сферой его научных и фил-х исс-ий была история. Он впервые в фил-ии истории создал теорию поступательного развития общества от низшей ступени (варварства) к высшей (цивилизации) через развитие форм производ-ой деят-ти людей.

Ф. оказала значительное влияние на европейскую средневековую философию и культуру. Идеи крупнейших представителей Ф. прослеживаются в трудах Альберта Великого, Фомы Аквннского, Дунса Скотта, Уильяма Оккама, Сигера Брабантского и др.

Исмаилизм — совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII века. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул имама низаритов, самой крупной и известной общины исмаилитов — Ага-хан — передаётся по наследству. В настоящее время в этой ветви исмаилитов имамом является Ага-хан IV. Исмаилитов всех направлений сейчас более 15 миллионов.

Кала́м (араб.слово, речь) в средневековой мусульманской литературе: всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, а также, в специальном значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам. Калам называют также рационалистической теологией и одним из основных направлений арабо-мусульманской философии, отмечая, что недопустимо считать калам мусульманской ортодоксией.

Обращение к разуму как к высшей инстанции — это то, что объединяло калам и фальсафа и отличало их представителей (мутака́ллимов и фалясифа) от догматиков-салафитов, с одной стороны, и мистиков-суфиев — с другой. Различие же между мутакаллимами и представителями фальсафа в том, что для первых отправной точкой рассуждений были нормативные принципы ислама и проблематика, характерная для этой религии, а для вторых — нормативные принципы разума и античные модели философствования. Калам оформился в VIII веке.

Свойственные каламу метод и проблематика впервые встречается в творчестве ал-Джаада ибн Дирхама (казнён в ок. 742 г. н. э.), который выдвинул требование опираться только на разум и подвергать противоречащие ему стихи Корана символико-аллегорическому толкованию (таавил) (араб); ал-Джааду принадлежат мысли о невозможности приписывать богу вечные положительные атрибуты и о сотворенности Корана во времени. Его ученик Джахм бен Сафван (казнён в 745 г.) развивал идеи учителя, говорил о способности разума независимо от откровения отличать добро от зла. Ал-Джаад, Джахм бен Сафван и ученик Джахма Дирхем бен Амр предваряли своими взглядами идеи первой крупной школы калама — школы мутазилизма[1].

Расцвет мутазилитского калама приходится на первую половину IX века. Начиная с правления ал-Мутаваккиля (847—861) мутазилизм стал подвергаться преследованию. В этих условиях попытка легализировать калам была предпринята Абуль Хасаном аль-Ашари (873—935). Он стал основателем новой школы калама, которая получила название по его имени. Крупнейшими представителями ашаризма были аль-Бакиллани (ум. в 1013 г.), аль-Джувейни (ум. в 1085 г.), аш-Шахрастани и Фахруддин ар-Рази.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.161.212 (0.008 с.)