Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Свободомыслие в Средние века↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Рационализм в древнем мире как одна из основ свободомыслия
Впервые в истории человечества идеи свободомыслия посредством критики отдельных элементов религии возникли в раннерабовладельческих обществах Древнего Востока. Такие идеи отчетливо прослеживаются в сохранившихся письменных памятниках литературы, таких как: вавилонские «Поэма о страдающем праведнике» и «Диалог господина и раба о смысле жизни», египетские «Песнь арфиста» и «Беседа разочарованного со своим духом», китайские «Книга перемен» и «Критические рассуждения», а также в учении чарваков-локаятиков в Индии. В этих произведениях, самые ранние из которых относятся к началу III тысячелетия до н.э., высказываются сомнения в существовании богов, в их справедливости, утверждения о загробной жизни, бессмертии и переселении душ, высмеиваются обряды жрецов, показывается нелепость жертвоприношений, указывается на шаткость религиозных догм. Относительно загробной жизни в «Песне арфиста», как и в вавилонском «Диалоге господина и раба о смысле жизни» скептически утверждается, что «Никто еще не приходил оттуда, чтобы рассказать, что там, чтобы поведать, чего им нужно, и наши сердца успокоить».[3] Подвергаются сомнению также истинность религиозной картины мира, справедливость богов, мироустройства в целом и т. д. Чарваки, отрицая существование бессмертной души после смерти, делают вывод о том, что «все эти обряды поминовения усопших – лишь способ, установленный брахманами для своего прокормления».[4] По их учению существует только реальный мир / «лока» / и никакого потустороннего мира нет. Место мифологических богов у чарваков заняли обобщенные стихии – воздух, вода, огонь, земля, из которых состоит все, в том числе человек с душой, неотделимой от тела. Они отрицали божественное происхождение Вед. В противоположность буддизму, возведшему страдания в абсолютный принцип всякой жизни, они выдвинули оптимистическую мораль о том, что человек имеет право на все радости жизни. Китайский мыслитель I в н.э. Ван Чун в своем учении опирался на естественнонаучные знания, в частности на медицину и астрономию. Первоначалом всех вещей философ считал материальные элементы, которые сгущаясь в различной степени, образуют многообразие вещей, в том числе и человека с его душой. Он подвергал критике идеи, согласно которой «путь Неба» подчинен божественной цели. «Дао» для Ван Чуна – естественный закон, а поведение человека не зависит от воли «небесного владыки», поскольку последний, как и многочисленные духи, в которых верили китайцы, не существует. Свободомыслие в Средние века Средние века охватывают огромный — тысячелетний — период истории человечества. Условно началом средневековья принято считать год падения Западной Римской империи (476 г.), концом — Английскую революцию XVII в. Что же позволяет выделить средневековье в особый исторический период? В социально-экономическом плане это господство феодального уклада, в идеологическом — религии, которая была духовной силой, определяющей и руководящей мироощущением и мироотношением человека. Но роль религии на протяжении средних веков усиливалась постепенно. В раннем средневековье, когда феодализм еще не сумел упрочиться, в ряде мест были условия, благоприятствовавшие свободомыслию. Но и в период зрелого феодализма религия не господствовала безраздельно. ФАЛЬСАФА (араб. — философия) — термин, кот в средневековой мус-ской литературе обозначали как античную фил-ю, так и учения арабо-мусу-х мыслителей, ориентир-ся на античные модели философствования. Ф. никогда не стремилась стать служанкой религии. Этим она и отличалась от европейской средневековой философии. Ф. разв-сь в рамках светс-й куль-ы, в условиях развития городов, ремесел, искусств, науки и торговли. Родо-ом Ф. считается ал-Кинди (796/801-860/879).Он сформ-л главные для всей арабо-мусу-й фил-ии проблемы: обоснования рационально-аллегор-го толкования «священных текстов»; возможности отожд-ия Бога с первопр-ой; интерп-ии творения как наделения вещей сущест-м, как разновид-ти причинно-следственных отношений и как процесса эманации; философского истолкования бессмертия души. Основоположником восточной арабской Ф. по праву считается Абу Наср ал-Фараби (870—950). В идеале народом должны управлять философы-аподейктики, передавая «широкой публике» при помощи «истинной религии» в аллегорической форме философские истины. Основные задачи философии и религии ал-Фараби пытался решить в контексте общих задач политической науки. Именно последняя, по ал-Фараби, пытается выявить основы мусульманского общества в его развитии и преобразовании в направлении достижения счастья, сущность и пути достижения которого определяет философия. Труды ал-Фараби оказали существенное влияние на философские взгляды крупнейшего представителя Ф. Ибн-Сины (980 — 1037), Авицена. Решая вопрос о соотношении между фил-ей, теол-ей и рел-ей, Ибн-Сина доказывает, что философия основывается на достоверных аподиктических суждениях (аподиктика это способ получения знания по Аристотелю, теория доказательств, можно даже назвать логикой хотя это приближённо), «спекулятивная теология» опирается на диалектику и софистику, а религия зиждется на риторических и поэтических рассуждениях. Ибн-Баджжа (1070—1138), (Авемпас, или Авемпаце). К его наиболее важным работам можно отнести «Прощальное послание» («Рисалат ал-Вада»), в котором рассматриваются вопросы о первом двигателе, цели человеческой жизни. В произведении «Жизнеустроение уединенника» («Тадбир ал-му- таваххид») показывается, что философ или группа философов могут достичь счастья и обрести высшие интеллектуальные и нравственные добродетели даже в обществе, далеком от совершенства. Причем достижение этого идеала мудрецами осуществляется не при помощи аскезы, отшельничества и экстаза (как это было у суфиев, см. Суфизм), а путем изучения мира и обретения тем самым свободы в нем. Последователь Ибн-Баджжи Ибн-Туфайл (ок. 1105—1185; лат имя Абу- бацер) известен в Ф. как создатель учения о социальной робинзонаде. В единственной дошедшей до нас работе он рассматривает человека по имени Хайя. Ибн-Туфайл показывает, как у этого ед-го предст-ля и основ-ля челов-го рода ест-ным образом возникают физ и умст способности, на основе которых формируются мировоззрение, представления о жизни и смерти. В теории антропогенеза и космогонии Ибн-Туфайла не нашлось места для Бога. Творчество всемирно известного представителя Ф. Абу ал-Валида Ибн-Рушда (1126—1198; лат имя Аверроэс) является вершиной рационализма средневековой философии Арабского Востока. Научное наследие Ибн-Рушда вкл самост-ые труды и комменты чуть ли не по всем известным тогда отраслям знания. Большинство сочинений комментаторского жанра представляют собой толкования трудов Аристотеля. Аверроэс утверждал, что философ и рядовой верующий могут быть счаст-ы, но каждый по своему. Истина едина как для философов, так и для «широкой публики», разница состоит лишь в способе ее постижения. Ибн- Рушд объявляет религию необх-ой основой инте-ии челов-го коллектива. Ф.Ибн-Хальдуна (1332—1406) соврем-ки вообще не считали философом. Он, дейст-но, критически относился к учениям восточных перипатетиков и весьма отрицательно смотрел на деятельность мутакаллимов. Вряд ли его можно прич-ть и к суфиям. Его почти не интерес-ли проблемы космологии и первой фил-ии. Сферой его научных и фил-х исс-ий была история. Он впервые в фил-ии истории создал теорию поступательного развития общества от низшей ступени (варварства) к высшей (цивилизации) через развитие форм производ-ой деят-ти людей. Ф. оказала значительное влияние на европейскую средневековую философию и культуру. Идеи крупнейших представителей Ф. прослеживаются в трудах Альберта Великого, Фомы Аквннского, Дунса Скотта, Уильяма Оккама, Сигера Брабантского и др. Исмаилизм — совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII века. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул имама низаритов, самой крупной и известной общины исмаилитов — Ага-хан — передаётся по наследству. В настоящее время в этой ветви исмаилитов имамом является Ага-хан IV. Исмаилитов всех направлений сейчас более 15 миллионов. Кала́м (араб.слово, речь) в средневековой мусульманской литературе: всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, а также, в специальном значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам. Калам называют также рационалистической теологией и одним из основных направлений арабо-мусульманской философии, отмечая, что недопустимо считать калам мусульманской ортодоксией. Обращение к разуму как к высшей инстанции — это то, что объединяло калам и фальсафа и отличало их представителей (мутака́ллимов и фалясифа) от догматиков-салафитов, с одной стороны, и мистиков-суфиев — с другой. Различие же между мутакаллимами и представителями фальсафа в том, что для первых отправной точкой рассуждений были нормативные принципы ислама и проблематика, характерная для этой религии, а для вторых — нормативные принципы разума и античные модели философствования. Калам оформился в VIII веке. Свойственные каламу метод и проблематика впервые встречается в творчестве ал-Джаада ибн Дирхама (казнён в ок. 742 г. н. э.), который выдвинул требование опираться только на разум и подвергать противоречащие ему стихи Корана символико-аллегорическому толкованию (таавил) (араб); ал-Джааду принадлежат мысли о невозможности приписывать богу вечные положительные атрибуты и о сотворенности Корана во времени. Его ученик Джахм бен Сафван (казнён в 745 г.) развивал идеи учителя, говорил о способности разума независимо от откровения отличать добро от зла. Ал-Джаад, Джахм бен Сафван и ученик Джахма Дирхем бен Амр предваряли своими взглядами идеи первой крупной школы калама — школы мутазилизма[1]. Расцвет мутазилитского калама приходится на первую половину IX века. Начиная с правления ал-Мутаваккиля (847—861) мутазилизм стал подвергаться преследованию. В этих условиях попытка легализировать калам была предпринята Абуль Хасаном аль-Ашари (873—935). Он стал основателем новой школы калама, которая получила название по его имени. Крупнейшими представителями ашаризма были аль-Бакиллани (ум. в 1013 г.), аль-Джувейни (ум. в 1085 г.), аш-Шахрастани и Фахруддин ар-Рази.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.012 с.) |