Раздел 3. Анализ состояния вопроса на предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Анализ состояния вопроса на предприятии



В этом разделе на основе методики анализа исследуется состояние проблемы на предприятии.

Материалами могут быть планы работы организаций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом-дипломником во время прохождения экономической, управленческой и преддипломной практик.

Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полным и достоверным, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы.

Характер и объем собранного материала зависят от особенности принятой методики исследования.

Анализ состояния дел в организации предполагает обработку собранных статистических материалов, например, по производственной деятельности организации за последние 4-5 лет. Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа.

Важно использовать возможности вуза при выборе определенных методов для работы на ЭВМ.

Для установления объективных тенденций и закономерностей все данные об указанной проблеме должны быть достоверными.

 

 

Раздел 4. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы

Опираясь на выгоды по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы на предприятии-заказчике.

В частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач.

При подготовке этой части работы студенты должны учесть основные принципы: системного подхода, то есть учета всех или большинства взаимообуславливающих задач управления объектом, комплексного подхода с позиции оперативного и стратегического управления: принципа динамичности, предполагающего регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменившимися условиями работы базовой организации, содержанием деятельности аппарата управления, а также с методами выполнения управленческих работ.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблем, студент-дипломник приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.

Например, в соответствии с формулированными предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно внесение изменений в действующую систему управления организации: структурную и функциональную схемы; процедуры выполнения управленческих работ, положения об организации и ее структурных подразделениях, планы работ и т.д.

 

Раздел 5. Экономическая оценка предполагаемых мероприятий

В данном разделе рассматривается: затраты на реализацию, рекомендуемых мероприятий, ожидаемая эффективность, бизнес-план.

Предложения и рекомендации, в свою очередь, должны быть конкретными и экономически обоснованными.

Для расчета экономической эффективности должна быть выбрана методика и дано ее теоретическое обоснование.

Должны быть обоснованы рекомендации с точки зрения социальной и экономической значимости. Оценка эффективности предлагаемых управленческих решений должна охватывать следующие группы показателей по направлениям:

· расчет экономической эффективности затрат на научные исследования, качество и сроки их влияния на реальные процессы производства;

· определение перспективы научно-теоретического и практического развития организации;

· оценка эффективности труда управленческих работников по реализации научных рекомендаций;

· обоснование расширения объемов внедрения.

Характеризуется также степень внедрения данных предложений на исследуемом объекте, а также возможность их использования на других объектах в отраслевом или региональном аспектах. Необходимо охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работ в выбранной области.

 

Заключение

В заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 5-10 % от общего объема выпускной квалификационной работы.

 

Выпускная квалификационная работа должна состоять из введения, трех-четырех глав и заключения. При необходимости в состав выпускной квалификационной работы вводят приложение (таблицы вспомогательного назначения) и обязательно список использованной литературы. Примерное соотношение и содержание разделов в ней следующее:

Введение - значение и актуальность избранной темы, цель и задачи, объект исследования, научный инструментарий 2-3 стр.

Глава I - изложение основных теоретических и методических положений по теме выпускной квалификационной работы (15 с.).

Глава II - анализ объекта исследования и технико-экономическая оценка изучаемой стороны деятельности предприятия (организации) (20 с.)

Глава III - основные практические мероприятия, направленные на совершенствование работы изучаемого объекта и их экономическая эффективность (15 с.).

Глава IV - правовое обеспечение экономического развития. (8-10 с.)

Заключение. Основные выводы и рекомендации по всем главам работы. (3.)

Список использованной литературы (1-2).

Приложения.

Такая структура выпускной квалификационной работы является примерной и может быть изменена в соответствии со спецификой изучаемого объекта и проблемой исследования.

Общий объем дипломной работы - без приложения при структуре 3 глав - 50 страниц машинописного текста, при IV - 60 с.

Выпускная квалификационная работа как вид научного исследования должна отражать способность студента самостоятельно применять теоретические положения, методические разработки и опыт передовых промышленных предприятий в решении важных социально-экономических проблем конкретного предприятия.

В процессе выполнения выпускных квалификационных работ необходимо проявить свою профессиональную деятельности, показать навыки самостоятельного исследования и коллективной работы. Без умения работать с информацией, выработать свою точку знания на исследуемую проблему, внедрять рационализаторские идеи в практику не может быть современного экономиста и организатора производства.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы студент должен уметь:

· поставить и сформулировать проблему исследования в соответствии с избранной темой;

· проработать специальную литературу по проблематике исследования;

· сформулировать гипотезу или положения, вытекающие из проблематики исследования;

· продумать методику сбора информации и основные этапы его проведения;

· составить план выполнения основных этапов сбора информации;

· продумать общую концепцию всей работы и т.д.

Учитывая дефицит времени, отводимого на выпускную квалификационную работу студент при выборе темы должен знать, каким плановыми, нормативными, отчетными и аналитическими материалами предприятия он может располагать в процессе исследования и какие наблюдения, анализы, расчеты и эксперименты ему придется выполнять.

Разумеется, в выпускной квалификационной работе лучше использовать фактический материал, полученный путем собственных наблюдений, а также с помощью обработки первичных документов, чем заимствовать готовые данные функциональных служб предприятия. Однако нехватка времени и объективные производственные условия ограничивают возможности поиска оригинальных материалов. В связи с этим при анализе производственно-хозяйственной деятельности предприятия допустимо разумное сочетание личного вклада авторов и использования материалов предприятия. Последние в любом случае должен быть глубоко осмыслено и критически оценены. При этом нужно четко разграничить материалы, позаимствованные на предприятии, от материалов, которые получены из литературных источников.

Материалы предприятий подбираются целенаправленно. Целесообразно заранее продумать и составить макеты разработанных и аналитических таблиц, графиков, схем и диаграмм.

При возникновении вопросов студент может получить квалифицированную консультацию у преподавателей - специалистов в области технологии, экономики и организации труда, социологии, статистики, а также по экономико-математическим методам и АСУ.

Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности.

Во введении следует раскрыть актуальность темы, определить цель и основные задачи работы, сформулировать научную новизну и практическую значимость работы, определить объект и предмет, структуру, хронологические рамки, информационную базу исследования, указать направления реализации полученных в работе выводов и предложений.

Остановимся более подробно на каждом из перечисленных элементов введения.

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в других трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

В работах студенты часто делают ошибку, когда формулируют актуальность темы путем указания необходимости решения какого-либо вопроса. Принято считать, что для ответа на вопрос вполне достаточно старого знания. Специфическим признаком проблемы является то, что для нахождения ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Следовательно, для науки вопрос проблемой не является. Поэтому если необходимость подготовки работы вызвана каким-либо возникшим вопросом, то работа по решению такого вопроса не может квалифицироваться как научная.

От доказательства актуальности выбранной темы целесообразно перейти к формулировке цели работы. Цель - есть мысленный, идеальный образ, предвосхищающий результаты деятельности, конечный итог работы.

Цель работы должна заключаться в решении проблемной ситуации путем анализа и нахождении новых закономерностей между экономическими явлениями. Правильная постановка цели - процесс не менее важный, чем формулирование выводов.

Исходя из развития цели работы определяются задачи. Это обычно делается в виде перечисления (проанализировать., разработать., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.) Формулировки задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов дипломной работы. Это важно также и потому, что заголовки разделов довольно часто рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при написании заключения Вам целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение задач работы.

Научная новизна работы характеризует вклад автора в развитие теории исследуемой проблемы. Научная новизна выпускной квалификационной работы обычно заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей экономических процессов.

Научная новизна неразрывно связана с практической значимостью работы. Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести экономическим субъектам для повышения эффективности своей деятельности.

Объект изучения - это явление, на который направлена исследовательская деятельность субъекта. Предмет изучения - это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Указание в работе объекта изучения раскрывается только в том случае, когда необходимо, исходя из характера выбранного объекта, детализировать, что же конкретно будет исследоваться. Не трудно заметить, что, как правило, необходимость раскрытия предмета изучения возникает тогда, когда объект выбирается как уровень какой-либо иерархии.

Важным элементом введения являются направления реализации полученных выводов и предложений. Полученные автором результаты могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов, в практике деятельности экономических субъектов (что подтверждается соответствующими актами). Такой составной частью введения отличаются далеко не все работы. Однако наличие направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую теоретическую и практическую значимость.

При работе над введением нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два-три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с важностью данной части работы (введение прочитывают все, кто будет ее оценивать), а также с тем, что процесс написания носит творческий характер, и на первоначальном этапе все же еще не до конца представляется будущая работа.

Содержание основной должно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Любая научная работа - это не сумма ее составных частей. Можно написать великолепные три отдельные главы (вопроса), которые любой научный работник посчитал бы за честь назвать своим трудом. Однако еще не факт, что эти три главы составят удовлетворительную выпускную квалификационную работу: важна логическая связь работы от ее первого предложения до последнего. Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы. Абзацы одного раздела или вопроса должны быть последователь связаны друг с другом.

В первой главе нужно рассмотреть основные теоретические положения исследуемой проблемы, ее место в системе хозяйственного механизма, опыт передовых предприятий, проблемы и трудности решения изучаемых вопросов. Для этого главу следует разбить на два, три или четыре относительно самостоятельных, но взаимосвязанных параграфов. Каждый параграф посвящается какому-либо одному из важнейших теоретических аспектов проблемы. Например, в первом параграфе желательно раскрыть сущность экономической категории (явления), ее место в системе экономических категорий общественного производства и взаимосвязь с ними.

Во втором параграфе рассматривается теоретическое и прикладное значение данной экономической категории для экономики и организации труда.

В третьем параграфе можно показать достигнутый уровень теоретической разработки и практического решения исследуемой проблемы с указанием положительных моментов, недостатков и упущений со ссылками на литературные источники и примерами из практики. Здесь автор должен наметить перспективы дальнейшего развития или разработки данной проблемы.

В четвертом параграфе рассматривается инструментарий и методика исследований. Если методика исследования не оригинальна, четвертый параграф можно не выделять, а его материал лучше присоединить к третьему параграфу.

Первая глава должна быть написана в проблемном плане. Это означает, что студент не должен переписывать известные истины из учебников, а осмыслить данное явление, проанализировать, как оно освещено в литературе, выяснить нерешенные, спорные или неправильные моменты и четко выразить свое отношение к данному явлению или вопросу.

Несмотря на то, что первая глава теоретическая, в ней можно использовать иллюстрационный материал в виде таблицы, схем, графиков, диаграмм и т.д.

Вторая глава должна представлять собой анализ состояния изучаемых вопросов на конкретном предприятии. При этом нужно раскрыть основные технико-экономические показатели работы предприятия, а затем более детально проанализировать реальное положение по изучаемым в данной выпускной квалификационной работе проблемам. Здесь выясняются положительные и отрицательные моменты, вскрываются причины недостатков.

Сбор информации по теме выпускной квалификационной работы предполагает не только способность студента анализировать статистический материал, но и умение беседовать со специалистами и рабочими, делать правильные выводы и обобщения, используя при этом разнообразные методы экономической информации.

В структуре и содержании выпускной квалификационной работы третья глава - основная. В ней студент должен дать конкретные, экономически, социально и экологически обоснованные предложения по совершенствованию работы конкретного предприятия.

В четвертой главе (она может быть и второй) описывается правовой аспект исследуемой экономической проблемы, то есть юридическое оформление, правовое обеспечение и правовые гарантии в обеспечении эффективной работы предприятия.

В каждой части выпускной квалификационной работы нужно делать самостоятельные выводы, органически увязывая их между собой и подчиняя основному направлению темы. Характер и содержание предлагаемых мероприятий должны основываться на анализе, выполненном во второй главе работы.

Необходимо аргументировать свои предложения. По предлагаемым мероприятиям нужно выполнить расчеты экономической эффективности в результате их внедрения.

Заключение пишется для того, чтобы читатель, не располагающей достаточным количеством времени для подробного ознакомления с содержанием выпускной квалификационной работы, мог получить представление о том, в какой мере автору удалось достигнуть сформулированных во введении целей. Для этого на 3-х страницах кратко излагаются в обобщенном виде важнейшие теоретические положения первой главы, выводы из анализа, описанного во второй главе, и предложения, сформулированные в третьей главе.

В заключении работы излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень раскрытия ее, определяется, достигнуты ли цель и задачи работы. Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое “выводное знание”, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце параграфов (вопросов), а должно содержать главные итоговые результаты всей работы.

Завершив написание текста работы, следует прочитать всю работу и оценить ее на предмет соответствия составных частей друг другу. Следует обратить внимание на то, чтобы указанные во введении формулировки научной новизны, практической значимости были раскрыты в работе, Научная новизна раскрывается чаще всего в первой главе (разделе). Практическая значимость работы должна раскрываться в третьей (а может быть и в другой главах) работы. Кроме того, раскрытие научной новизны и практической значимости работы должно найти свое отражение в заключении.

Если при анализе введения выявляется несоответствие введения основной части, то, как правило, корректировке подвергается введение.

При анализе заключения обращается внимание на то, чтобы итоговые выводы по решению всех задач, поставленных во введении, нашли отражение в заключении. Совершенно недопустимо указывать в заключении, что какая-либо из задач не решена. Если такая ситуация имела место, то необходимо либо все же эту задачу решить, либо, если задача не влияет на достижение цели исследования, во введении ее не ставить.

Отражение в заключении итоговых результатов по выполнению поставленных задач должно свидетельствовать о выполнении автором целевой установки, сформулированной во введении. Последнее положение должно также найти отражение в заключении.

В список использованной литературы включают опубликованные материалы, которыми студент пользовался при подготовке выпускной квалификационной работы: цитаты, цифры или другие заимствования из первоисточника. На все указанные в списке источники должна быть ссылка по тексту.

В приложение обычно вносятся большие таблицы и схемы вспомогательного или справочного характера.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.031 с.)