ТОП 10:

Одна модель преследует только одну цель с определенной точки зрения.



Выбор цели осуществляется с учетом тех вопросов, на которые должна ответить модель.

Выбор точки зрения — в соответствии с выбранной позицией ответа на поставленные вопросы.

 

Составление списка данных

Списки объектов моделируемой системы (процесса), принято называть списками данных. В IDEF0 моделировании термин "данные" употребляется как синоним слова "объект".

 

Составление списка функций

Составление списка функций проводиться на основании списка данных. Необходимо помнить, что несколько различных типов данных могут быть использованы при реализации одной функции.

 

 

1 INTEGRATEDCOMPUTER – AIDED MANUFACTURING (ICAM). ARCHITECTURE PART II. VOULME IV – FUNCTION

MODELLING MANUAL (IDEF0). SoftTech, Inc. 460 Totten Road, Waltham, MA 02154. June 1981. (русская редакция стандарта по методологии

IDEF0 подготовлена в 1993 г. и распространяется компанией МетаТехнология).

 

 


 

При составлении списка функций необходимо постоянно оценивать предлагаемые

функции с позиции выбранных цели и точки зрения. После составления списка функций они группируются в 3-6 функциональных группы.

 

Построение диаграммы А0

Построение модели лучше начинать с уровня А0. Функции, являющиеся именами группировок, полученных на предыдущем этапе, и будут блоками:

1. Следует расположить блоки на странице. Оценить, какой из блоков будет доминантным, и расположить его в левом верхнем углу. Следующие блоки необходимо располагать по степени их доминирования.

2. Нарисовать основные дуги, представляющие ограничения модели. Начинать имеет смысл с входных дуг и дуг управления.

3. Нарисовать внешние дуги. Т.е. те дуги, которые представляют объекты и данные, необходимые для выполнения функций. Внешним дугам необходимо присвоить ICOM коды.

4. Нарисовать все оставшиеся дуги и присвоить им метки:

а) нарисовать оставшиеся ограничения, действующие между блоками;

б) нарисовать основной поток данных (объектов);

в) уточнить обратные связи в потоках данных (объектов), вызываемые исправительными функциями, направленными на устранение брака.

Этот этап построения модели, даже при наличии автоматизированных систем выполняется, как правило, сначала на черновике вручную.

На практике, невозможно нарисовать диаграмму сразу набело. В процессе работы с черновиком, ситуация проясняется.

 

Обобщение диаграммы А0

После построения диаграммы А0, необходимо обобщить ее в диаграмму А-0 (А минус ноль). На этом этапе еще раз проверяется соответствие модели целям и уточняются формулировки.

Диаграмма А-0 выполняет следующие функции:

· Объявляет общую функцию всего объекта анализа.

· Определяет множество основных типов или наборов данных, которые используются или производится объектом моделирования.

· Определяет взаимоотношение между основными типами данных, проводя их разграничение.

 

Резюме

· Во время обобщения дуги нередко объединяются, а их метки уточняются.

· Построение диаграммы А-0 завершает начальный этап моделирования.

· Несмотря на ограниченное количество описанных деталей диаграммы А-0 и А0 отражают все основные входы, управления, механизмы, выходы и функции объекта моделирования.

 

Сбор информации

Построение модели с использованием стандарта IDEF0 невозможно без информации об объекте моделирования. Полнота и объективность информация, как правило, определяют необходимые условия для построения адекватной и корректной модели. Информация может быть получена из следующих источников:

· чтение документов

 


Преимущества: источник информации, доступный в удобное время, знакомиться

можно в удобном темпе, вопросы для экспертов можно формулировать, делая ссылки на конкретные документы.

Недостатки: необходимость поддерживать библиотеку документов, не описаны текущие нюансы и недокументированные аспекты.

· наблюдение за выполняемыми операциями

Преимущества: получение информации из первых рук, возникают вопросы,

которые никогда не появились бы при чтении документов и общении с экспертом.

Недостатки: слишком долгое наблюдение приводи к избыточному привыканию

к состоянию дел, возможна потеря объективности при описании объекта моделирования.

· анкетирование

Преимущества: возможность опросить большие группы экспертов, возможность быстро получить различные точки зрения на объект моделирования, позволяет выявить, какие части объекта анализа требуют улучшения.

Недостатки: на практике, информация малодостоверна, необходимо четко формулировать вопросы на языке экспертов, не может использоваться на начальном этапе знакомства с объектом моделирования.

· использование собственных знаний

Преимущества: аналитик является источником информации, знания проверены

на практике и разносторонни.

Недостатки: может не хватить знаний, специфических для данного объекта моделирования, при описании специфики необходимо полагаться на экспертов, а не на себя.

· составление описания

Преимущества: возможность получения альтернативных схем функционирования объекта моделирования, о которых эксперты никогда не думали.

Недостатки: Необходимость изучения предметной области, необходимость нескольких доброжелательно настроенных экспертов.

В зависимости от целей, можно выделить следующие типы опросов:

· для сбора фактов

· для определения проблем

· совещания для принятия решений

· диалоги автор—читатель

Опрос для сбора фактовпроводится, когда необходимо определить, как работает объект моделирования. Опросы для определения проблемы- когда необходимо выяснить претензии к объекту моделирования. Диалоги автор-читатель - обсуждение между автором и рецензентом при возникновении разногласий.

Для всех типов опроса используется подход, имеющий три этапа:

· подготовка,

· проведение опроса,

· завершение.

Хорошая подготовкаоптимизирует время опроса, проведенное с источником информации и дает надежный поток информации. Включает следующие шаги:

· выбор необходимого собеседника;

· предварительную договоренность о встрече;

· согласованную программу встречи;

· изучение сопутствующей информации;

· согласование действий с группой проектирования и аналитиками.

 


Установив цель встречи, и договорившись о встрече, ограничьте ее продолжительность в

пределах часа или менее. Если тематика обширна, разбейте беседу на несколько встреч.

Установите программу беседы и определите круг вопросов, обратив внимание на те, от ответов

на которые зависит продолжение моделирования.

При опросеглавная цель - правильно организовать и поддерживать поток информации

от эксперта к аналитику.

Начиная разговор, следует:

· представиться,

· сформулировать цель встречи,

· оговорить возможность ведения записей,

· заверить эксперта в том, что ему будет дана возможность познакомиться и откорректировать результаты записей.

В ходе опроса, контролируя ситуацию, необходимо отслеживать что:

· вы получили достаточно информации;

· вы получаете большой объем ненужной информации;

· обилие информации вас подавляет;

· эксперт начинает уставать;

· с экспертом возникают конфликты.

Материалы оформляются сразу же после встречи с экспертом, чтобы минимизировать потери информации. Следует как можно быстрее сделать редакцию диаграмм, а копии, вместе с сопроводительными материалами направить эксперту.

 

Что необходимо помнить при опросе

Собирая информацию:

· определите, является ли информация фактом, или мнением;

· постарайтесь уточнить, какое место занимает эксперт в компании;

· старайтесь спрашивать о числах и количествах - это повышает достоверность ответов;

· уточняйте источники и назначение данных (объектов),

· их формат,

· сроки (условия) хранения,

· предполагаемое использование и требуемые изменения.

Управляя потоком информации (непрерывность и достоверность):

· делайте паузы, когда эксперт думает, давая возможность ему обдумать, что сказать дальше;

· никогда не перебивайте, подсказывая ответ или задавая другой вопрос;

· не задавайте наводящих вопросов, и вопросов, на которые можно дать однозначный ответ

(Да/Нет) - это не дает эксперту возможность делиться знаниями;

· старайтесь не задавать контрольных вопросов - это прерывает поток информации;

· делая записи, не стенографируйте, а готовьте следующий вопрос и фиксируйте только факты, иначе легко потерять контроль над опросом.

 

Создание диаграмм

 

Бланк диаграммы

В поле ИСПОЛЬЗУЕТСЯ: (USED AT) указывается список диаграмм, отличных от контекста, которые каким-либо образом используют диаграмму на данном листе.

В поле АВТОР: (AUTHOR) заносится имя и фамилия автора диаграммы. В поле

ПРОЕКТ: (PROJECT) вносится название проекта, в рамках которого разрабатывалась

 

 


 

диаграмма. Поле ДАТА: (DATE) содержит дату создания, а в поле ПЕРЕСМОТР: (REV)

заносится дата последней ревизии построенной диаграммы.

Поле ЗАМЕЧАНИЯ: (NOTES) позволяет отслеживать замечания, вносимые при рецензировании построенной диаграммы. По мере появления замечаний на листе, их номера последовательно вычеркиваются.

Классификация по статусу (помечается в квадратике слева от поля) позволяет распределить диаграммы по уровням:

· РАБОЧАЯ ВЕРСИЯ (WORKING) – диаграммы, не законченные автором.

· ЭСКИЗ (DRAFT) – диаграммы, прошедшие обсуждение среди рецензентов, но пока не одобренные комитетом технического контроля.

· РЕКОМЕНДОВАНО (RECOMMENDED) – диаграммы, в которые не предполагается вносить изменения – прошли этап рецензирования и одобрены комитетом технического

контроля.

· ПУБЛИКАЦИЯ (PUBLICATION) – материалы, рекомендованные для окончательной печати

и рассылки.

В поле ЧИТАТЕЛЬ ДАТА (READER DATE) рецензент (читатель) должен указать свою фамилию и дату рецензирования диаграммы.

В поле КОНТЕКСТ: (CONTEXT) определяется контекст рассмотрения диаграммы на данном листе. Схема контекста является по сути уменьшенным изображением предыдущего по отношению к текущей диаграмме (верхнего) уровня без дуг. Блок, декомпозиция которого рассматривается на текущем листе, имеет серую заливку.

ИСПОЛЬЗУЮТСЯ: АВТОР: ДАТА: 28 мар 1997 ПРОЕКТ: ПЕРЕСМОТР   ЗАМЕЧАНИЯ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9   РАБОЧАЯ ВЕРСИЯ ЧИТАТЕЛЬ ДАТА КОНТЕКСТ
  ЭСКИЗ  
  РЕКОМЕНДОВ  
  ПУБЛИКАЦИ  
 
УЗЕЛ: A0 НАЗВАНИЕ: НОМЕР
  Стр.:
                 

Имя функции декомпозированного блока автоматически записывается в поле НАЗВАНИЕ: (TITLE). В поле УЗЕЛ: (NODE) заносится код декомпозированного Блока. В поле НОМЕР: (NUMBER) заносится С-номер и номер страницы.

Поле НОМЕР: содержит номер, с помощью которого можно ссылаться на данный лист.

С-номер состоит из букв авторских инициалов и порядкового номера, присваиваемого автором.

С-номер служит для ссылок на лист. Когда модель публикуется, С-номер может быть заменен обычным номером страницы.

 

Декомпозиция функционального блока

Декомпозиция функционального блока похожа на начальный этап моделирования, но проще, поскольку рассматриваемый функциональный блок уже находиться в контексте модели

(определенном блоком и его дугами):

· Функциональный блок, цель и точка зрения для диаграмм потомков уже определены на диаграмме А-0 и пояснены в сопроводительных материалах;

· Каждый декомпозируемый функциональный блок уже является ограниченным объектом.

Декомпозиция функционального блока состоит из следующих шагов:

1) выбрать блок для декомпозиции на диаграмме;

2) рассмотреть объект, определенный этим блоком (список входящих в него объектов и функций);

 


3) создать новую диаграмму;

4) выявить недостатки новой диаграммы;

5) построить альтернативную декомпозицию функционального блока;

6) корректировать новую диаграмму;

7) корректировать связанные с ней диаграммы.

Для декомпозиции лучше всего выбирать самый содержательный функциональный блок

- блок, декомпозиция которого позволить выяснить наибольшие аспекты диаграммы А0. При выборе необходимо учитывать

· доминирование;

· функциональную сложность блока;

· понятность.

Лучшим для декомпозиции первого блока будет не самый сложный или доминантный блок, а тот, который позволит более глубоко вникнуть в суть системы.

Новая диаграмма строится аналогично диаграммам А0 и А-0. Располагаются блоки в порядке доминирования, присоединяются внешние объекты, указываются управляющие объекты и описываются связи, позволяющие выполнить каждую функцию. Количество блоков

на диаграмме не должно быть больше 6.

В IDEF0 моделях (особенно при ручном построении) сбои происходят чаще всего на уровне интерфейсов (соединении родительских блоков и диаграмм потомков). Поэтому, при перечислении объектов для новой диаграммы, необходимо в первую очередь выписать имена и ICOM коды для всех граничных дуг, а уже затем все остальные объекты.

Выполнив построение декомпозиции (диаграммы-потомка) необходимо вернуться к родительскому блоку и проверить все ли граничные объекты на диаграмме потомке соответствуют присоединенным дугам на родительском блоке.

 

Составление исходной документации

Основная функция аналитика — зафиксировать в виде документа описание системы в виде нескольких диаграмм. Совокупность нескольких диаграмм и поясняющих материалов это

и есть модель описываемого процесса. Создание модели связано как с получением знаний, так и

с их представлением.

Знания полученные в результате опроса экспертов и сбора информации фиксируются с помощью графического языка IDEF0.

Полученные в результате диаграммы (IDEF0, FEO, текстовые, глоссария) объединяются

в папки и передаются библиотекарю, который помещает их в архив и рассылает на рецензирование.

 

Подготовка папок

Папка является единицей рецензируемого материала. Прежде чем передать папку для распространения, автор записывает в соответствующие поля титульного листа (или по другому) список адресатов, дату возврата и другую информацию (перечень материалов и т.д.)

Папки - это основное средство общения между участниками проекта.

Задача, которую решают: асинхронное и альтернативное рецензирование рабочих материалов.

Папка включает титульный лист, несколько диаграмм и пояснительные материалы с ними связанные.

Диаграммы помещаются сразу за титульным листом в порядке декомпозиции. Пояснительные материалы - сразу за диаграммами, которые они поясняют. Лист глоссария, поясняющий терминологию модели помещается сразу после диаграмм.

 

 


Папки с ответами

 

 


Автор


Читатели


 

Папки с комментариями

Титульный лист - это специальная форма, в которой перечислены рабочие материалы в папке, отражается ход ее обращения между автором и читателем.

На титульном листе могут присутствовать следующие области:

· Область для идентификации проекта (как на диаграмме: нижняя и верхняя области)

· Область, описывающая содержание папки.

· Область, где перечислены те (фамилии), кому папка (и ее копии) направляется.

· Область для замечаний по папке в целом (например, нужна помощь по такому то вопросу).

· Область, куда автор помещает специальные инструкции для библиотекаря.

Размеры папок зависят от проекта и количества работающих над ним людей. Чаще всего рабочая папка содержит контекстную диаграмму, основную диаграмму и лист глоссария.

В общем случае в одной папке не должно содержаться более шести диаграмм. Если в папку включается дополнительный материал, количество диаграмм лучше уменьшить.

Папка формируется тогда, когда автор убежден в том, что появилось достаточно новой

информации, чтобы отправить ее на рецензирование. Второй случай, когда автору не хватает информации для продолжения проектирования. В этом случае папка посылается небольшому количеству специалистов, способных ответить на поставленные вопросы (самым опытным специалистам и экспертам).

 

Комментирование работ

Папки, полученные библиотекарем, регистрируются. Записываются дата рассылки папки

и срок ответа автору. После получения папок, читатели знакомятся с материалами, записывают свои комментарии и возвращают папку библиотекарю.

Библиотекарь регистрирует папки и немедленно отсылает их автору. Опаздывающим читателям библиотекарь напоминает о необходимости вернуть в срок отрецензированные материалы.

Все это необходимо для контроля своевременной обратной связи с читателями.

Вопросы и предложения читатели фиксируют в форме замечаний в письменном виде. С этих замечаний и начинается диалог между читателем и автором. Это гарантирует, что в процессе проектирования не пропадет ни одна важная деталь.

 

Ответы на комментарии

Автор, просматривая папки с комментариями пишет на них ответы. Если используется работа на бумаге, авторские комментарии делаются синим цветом, а читательские — красным.

После передачи папок с авторскими ответами на комментарии читателей папки остаются

у своих владельцев (авторские у автора, читательские у читателя).

По ходу чтения замечаний читателей автор может добавить дополнительную информацию для пояснения своих ответов или для указания на намерения переделать диаграмму в соответствии с рецензией.

 


 

Совершенствование моделей

После нескольких циклов автор-читатель, аудитория приходит к единому мнению

(консенсусу) по поводу содержания модели. Это происходит в результате того, что каждому участнику проекта дается возможность высказаться и его высказывания находят отражение в модели.

После того, когда автор видит, что набор диаграмм проработан достаточно хорошо

(поток замечаний иссяк и все участники проекта пришли к консенсусу), он направляет их на окончательное утверждение в Комитет технического контроля. Комитет технического контроля предоставляет письменно свои замечания. Автор отвечает на них, а библиотекарь отвечает за своевременность рецензирования, рассылая напоминания.

На следующем этапе, автор вносит замечания в диаграммы и направляет их на утверждение в Комитет технического контроля. Утвержденные модели направляются библиотекарю для размножения и рассылки всем участникам проекта и другим заинтересованным специалистам. Утвержденные диаграммы в виде документов используются также на более поздних стадиях проектирования.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.182.81 (0.022 с.)