Активизация различных функций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активизация различных функций



1. Стимуляция всех сенсорных процессов. При этом важным является повышение чувствительности к модальноспецифической информации: зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной. Различные сенсорные модальности необходимо вводим, постепенно. Один из методических при­емов — это преимущественная нагрузка одного из сенсорных каналов.

а) Активизация зрительного восприятия (изменение цвета освещения комнаты, используются красный, оранжевый и желтый цвета, которые оказывают стимулирующее воздействие). Решаются разные задачи:

• Формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавно­го прослеживания и зрительно-моторной координации. Для этой цели ис­пользуются элементы: световые трубки с воздушными пузырьками (сидя на пуфике, ребенок фиксирует взор и прослеживает движение шариков; стоя около трубки, перемещает палец или руку вслед за шариком); кассе­ты с эффектами («лови рукой все красные фигуры; поймай все синие ромбы»); мобайлы «птицы», «динозавр», вращающийся зеркальный шар.

• Формирование представлений о цвете, форме и величине предме­тов. Дни мои цели не пользуются элементы: панель с пластиковыми нитя­ми разных цветов; цветная тактильная панель; панель с волокнами, мед­ленно изменяющими цвет; «искрящийся ковер»; разноцветные подушки в виде скатов; панель «бесконечность».

• Формирование представлений о цвете осуществляется по этапам: сличение цветов («покажи такой же цвет»);

выделение цвета по слову («покажи красный цвет»); называние цвета ребенком.

б) Активизация слухового восприятия (слуховое сосредоточение, локализация звука и пространстве). Ритмичная быстрая громкая музыка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие (компакт-диски с ритмичной музыкой, мерцающий металлофон, «звенящие мячи»).

в) Развитие тактильной чувствительности (задания выполняются сна­чала с открытыми, а потом с закрытыми глазами). Используется цветная тактильная панель (набор предметов и материалов различных текстур, поверхностей: твердых—мягких, шероховатых—гладких, которые можно осязать и с которыми можно совершать различные манипуляции). Цвет­ная тактильная панель предоставляет большие возможности для развития тактильной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук. Целесо­образно использовать следующие упражнения:

• ощупывание и поглаживание фактуры материала одной рукой, на­хождение предметов из этого материала этой же и другой рукой;

• ощупывание и опознание предмета на ощупь как правой, так и ле­вой рукой;

• нахождение на ощупь фигуры, предмета, показанных педагогом;

• попеременное ощупывание каждой рукой с закрытыми глазами пред­мета или фигуры, определение и называние ее.

Сенсорная комната дает возможность снять тревожные невротические переживания, страхи, создать эмоционально спокойное состояние, активизировать детей, вызвать приятные и даже эстетически значимые переживания.

Для детей с речевым негативизмом обстановка сенсорной комнаты — благоприятный фон, где снимаются невротические переживания. Для де­тей с астеническими проявлениями, т.е. с пониженной психической ак­тивностью, — это пусковой механизм для включения в деятельность.

Стимуляция, проводимая в условиях сенсорной комнаты, достаточно интенсивна, ее использование требует определенных знании, в связи с чем мы разработали некоторые рекомендации.

1. Необходимо крайне дозированно применять сенсорную комнату, работая с детьми, имеющими астенические проявления. Активная симу­ляция часто приводит к быстрому утомлению. Занятия необходимо закон­чить до того, как возникнет спад активности. Время пребывания в сенсор­ной комнате должно постепенно нарастать от занятия к занятию (от 7 до 15 — 20 мин).

2. Опытным путем необходимо определим, раздражители какой мо­дальности вызывают наибольшее утомление, и вводить эти раздражители последними.

3. При коммуникативных нарушениях необходимо выявить наиболее приятные раздражители, которые создают эмоциональный комфорт у ребенка, и постараться ограничиться только ими.

4. Необходимо максимально сократить количество раздражителей для гипервозбудимых детей, а иногда следует и отказаться от сенсорной комнаты.

5. Особенно внимательно нужно относиться к активным зрительным раздражителям, так как они могут вызвать двигательную расторможенность и агрессивность.

6. У детей с эписимдромом применение сенсорной комнаты возможно только после консультаций с врачом-психоневрологом. Если врач считает возможным ее применение, то время пребывания должно быть строго ограничено. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть рит­мичными! Следует отказаться от мелькающих объектов и ритмических повторений.

Итак, в зависимости от психоневрологического диагноза и поставлен­ных задач сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как:

самостоятельную реабилитационную процедуру;

способ подготовки ребенка к другим медико-психолого-педагогичес­ким мероприятиям (предварительная релаксация);

средство оптимизации, повышение мотивации реабилитационного процесса.

7. Мягкие игровые комнаты. Особенностью мягкой игровой комнаты является наличие различных мягких модулей в виде леса из круглых ко­лонн, ступенек, сухого бассейна, заполненного цветными шариками, а также мягкого покрытия пола и стен комнаты, предотвращающих травматизм и уменьшающих чувство страха падения, что особенно важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Занятия в условиях мягкой игровой комнаты можно проводить в индивидуальной или подгрупповой форме с использованием игр, направленных на совершенство­вание имеющихся двигательных навыков, освоение новых этапов двига­тельного развития, манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации, на тренировку вестибулярного аппарата.

Прежде чем рекомендовать ребенку-инвалиду то или иное техничес­кое средство, необходимо оценить состояние его нарушенной функции и, исходя из этого, предложить именно то средство, которое дало бы возможность, с одной стороны, скомпенсировать имеющийся дефект, а с другой — сохранялась бы возможность восстановить нарушенную функ­цию. Отметим, что, хотя подавляющее большинство реабилитационного оборудования для детей выпускается зарубежными фирмами, в послед­ние годы разрабатываемся и изготавливается широкий ассортимент отече­ственных детских технических средств реабилитации.

 

 

Приложение 6

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.007 с.)