Коррекционно-логопедическая работа с детьми с церебральным параличом в доречевой период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с церебральным параличом в доречевой период



Содержание коррекционно-логопедической работы зависит от того, на каком этапе доречевого развития находится ребенок. Логопедические занятия осуществляются с первых месяцев жизни ребенка.

I этап

Дети, находящиеся на I этапе доречевого развития, характеризуются отсутствием ориентировочных реакций на зрительные и слуховые раздражители. Голосовая активность отсутствует. Функция рук не развивается. Нарушен тонус мышц языка, губ. Нарушены функции сосания, глотания. Отсутствуют или ослаблены безусловные рефлексы орального автоматизма.

 

Основные направления коррекционно-логопедической работы на I этапе:

нормализация (стимуляция) врожденных безусловных оральных рефлексов;

коррекция процесса кормления (акт сосании, глотания);

вокализация выдоха (дыхательные упражнения);

развитие «комплекса оживления» с включением голосового компонента;

стимуляция голосовых реакции;

развитие зрительного и слухового сосредоточения;

нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика);

нормализация положения кисти и пальцев рук. Важен выбор позы для занятий.

Использование «рефлекс-запрещающей позиции», при которой патологические тонические рефлексы проявляются минимально или не проявляются вовсе.

II этап

У детей, находящихся на II этапе доречевого развития, имеются начальные элементы доречевой активности в виде недифференцированных звуков. Выражены нарушения зрительного и слухового восприятия. Отмечается слабость ориентировочных реакций; недостаточность зрительно-моторной координации. Патология артикуляционного аппарата проявляется дифференцированно: в виде спастичности, гипотонии, дистонии; гиперкинезов языка, губ, лицевой мускулатуры; ограничения подвижности языка и губ; сохранения и усиления рефлексов орального автоматизма.

Основные направления коррекционно-логопедической работы на II этапе:

стимуляция гуления;

нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (дифференцированный массаж, точечный массаж, пассивная артикуляционная гимнастика);

формирование потребности общения со взрослым;

подавление рефлексов орального автоматизма;

развитие зрительной устойчивой фиксации и прослеживания за движущим предметом;

формирование умения локализовать звук в пространстве и воспринимать различно интонированный голос взрослого;

увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией (дыхательные упражнения);

развитие хватательной функции рук.

III этап

III этап доречевого развития характеризуется появлением у детей элементов гуления. Патология артикуляционного аппарата может иметь различную степень выраженности. Ориентировочные реакции носят познавательный характер. Дети эмоциональны, у них можно вызвать «комплекс оживления»: игрушки обычно хватают, но положения кисти и пальцев рук патологические, манипулятивпые функции им чаще всего недоступны. Характерная особенность — неравномерное п. развития сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательной деятельности, эмоциональной сферы и звукового общения с окружающими (эмоциональная сфера намного опережает двигательное и доречевое развитие).

 

Основные направления коррекционно-логопедической работы на III этапе:

стимуляция интонированного голосового общения и лепета; нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарат (дифференцированный логопедический массаж, точечный массаж, зондовый массаж, искусственная локальная гипо- и гипертермия, пассивная артикуляционная гимнастика);

Выработка ритмичности дыхания и движений (дыхательная гимнастика),

выработка читальных дифференцировок;

Выработка акустической установки на звук и голос; развитие слуховых

дифференцировок;

формирование подготовительных этапов понимания речи;

развитие кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания (развитие движений рук).

IV этап

Для детей, находящихся на IV 'папе доречевого развития, характерна возможность произношения отдельных лепетных звукосочетаний. Отмечается изменение мышечного тонуса артикуляционного аппарата, наличие гиперкинезов и оральных синкинезий, ограничение подвижности языка и губ. У детей начинает развиватся импрессивная речь. Манипулятивная функция ограничена, недоступны дифференцированные движения пальцев рук. Основные направления коррекционно-логопедической работы на IV этапе:

стимуляция и совершенствование общения со взрослым при помощи лепетных звукокомплексов и лепетных слов;

нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных дви­жений пальцев рук;

формирование ситуативного понимания обращенной речи (речевых инструкций в конкретной ситуации);

увеличение силы и длительности выдоха.

Приложение 3

Таблица



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.006 с.)