Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство Древней Индии. Законы Ману, варны и касты.

Поиск

Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме так называемых племенных государств. В середине 2 тысячелетия до н.э. на севере Индии появились плена (арии - «полноправные»). Священные книги Ариев - Веды. Основное занятие - скотоводство; завоевывая территории, они оседали родовыми коллективами и племенами, которыми управляли вожди-раджи и советы старейшин. Впоследствии должность раджи из выборной становится наследственной; одновременно образуют замкнутые сословия старейшины и жрецы племен.

С началом формирования классов военные экспедиции из эпизодических становятся постоянными. Особый интерес - военной знати - для нее рабы и военная добыча - источник обогащения. Покорение чужого народа для завоевателя не проходило бесследно - для удержания в покорности завоеванный народ и принуждения его к труду, необходимо было иметь постоянно действующий аппарат власти, опирающийся на орудия подавления - государственный аппарат.

Общественный строй Древней Индии - существование особых сословий - варн: самая важная - варна жрецов - брахманы (высший из людей; изучал священные книги, участвовал в суде и управлении, вырабатывал законы и предписания, «ему принадлежит все то, что он видит»); кшатрии (вся военная знать - светская аристократия; из ее среды выходят цари, военачальники, сановники). Обе эти варны составляли господствующий класс. Две другие варны - непривилегированные: вайшьи (земледельцы, ремесленники, крестьяне, торговцы - shpora.su) и шудры (обнищавшие крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы). Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, но он не был свободен, его можно было продавать и покупать.

Положение раба (даса) немногим отличалось от шудры. Он тоже мог иметь семью, имущество и наследовать. Но как член варны шудра на ступень выше раба. Шудра - полураб, полусвободный.

Принадлежность к варне определялась рождением - переход был строго воспрещен.

В первых веках н.э. начали складываться феодальные отношения; происходит преобразование варн в касты. Объединялись они принадлежностью к одной и той же профессии. Принадлежность была пожизненной и переходила к детям (насильственное прикрепление людей к профессии). Презираемые профессии (могильщики) стали участью так называемых неприкасаемых. Принадлежащий «чистой касте», не мог иметь с ними дело.

Артхашастра - древнейшее сочинение индийской литературы.

Законы Ману - составлены в одной из брахманских (жреческих) школ между 2 веком до н.э. и 2 веком н.э. Источник - более ранние «руководства к Закону» (дхармасутра). Законы - это руководствок религиозному и гражданскому быту человека. Кроме правовых норм (в основном главы 8 и 9), Законы содержат много религиозных и нравственных предписаний.

Основные принципы Законов Ману:

Равный брак (внутри равной варны или высшая варны на низшей);

Почитание женщин (там боги удовлетворены);

«Брахман должен добыть средства к существованию, не причиняя никакого или небольшого вреда другим»; должен говорить правду, но не должен говорить неприятной правды и приятной лжи;

«Кшатрий должен надлежащим образом охранять весь этот мир»;

«для царя Владыка некогда создал своего собственного сына - Наказание, защитника всех творений, воплощение закона»; наказание не можут быть справедливо наложено не имеющим хороших советников, слабоумным, алчным, неопытным;

Царь должен быть защитником варн; назначать 7 - 8 министров. Предки которых были царскими слугами; ежедневно обсуждать с ними обычные дела; с ученым брахманов царь должен совещаться о царских делах; казна и управление государством вверяется царю; должен назначить десятского для 10 селений, старосту для 20; сотского для 100 и тысяцкого для 1000.; в каждом городе главноуправляющий (следит за делами чиновников); должен взимать ежегодные умеренные подати;

Судебная система: царь вместе с брахманами и опытными советниками (решали дела 18 видов: оскорбление действием, клевета. Продаж чужого, разбой и насилие и т.д.);

«Закон губит, когда его нарушают; закон охраняет, когда его соблюдают; поэтому закон нельзя нарушать, чтобы нарушенный закон не покарал нас»;

«Какими средствами кредитор может получить свой долг, такими средствами он должен понуждать и заставить должника уплатить ему»;

Показания дают равные равным; за отсутствием таковых может быть дано любым, но судья считает таковые ненадежными;

Царь должен наказывать сначала простым замечанием, потом строгим выговором, потом штрафом, затем телесным наказанием;

Все, совершенные по принуждению действия, считаются недействительными;

«Убивающий при самозащите, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахманов, по закону не совершает преступления»;

«Женщина никогда не пригодна для независимости» (принадлежит отцу, потом мужу). Жена, сын и раб - не имеют собственности, она считается собственностью их господ;

«7 законных способов приобретения собственности: наследование; получение в дар; покупка; завоевание; ростовщичество; исполнение работы и получение милостыни от добродетельных людей»;

«Знание, механические искусства, работа за жалованье, услужение, скотоводство, торговля, земледелие, довольство малым, милостыня и ростовщичество - 10 способов существования, дозволенных людям в бедственном положении».

Образование и развитие государства Древнего Китая.

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

1) царство Шан (Инь);

2) царство Чжоу;

3) царство Цинь;

4) царство Хань.

Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытно—общинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. В царствование династии Шан общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс составляли жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Социальное положение определялось земельными владениями, наличием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью.

Большую часть населения составляли свободные общинники. Время правления в Древнем Китае династии Чжоуподразделяется на три основных периода: период Западного Чжоу; период Восточного Чжоу; период Чжаньего. В период Западного Чжоу укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура.

Общество характеризуется высокой степенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения. Экономическая и политическая жизнь страны в период Восточного Чжоу отмечается следующими характерными чертами:

1) развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купечества;

2) упадком наследственного землевладения родовой аристократии. Укрепляется частная собственность на землю.

В период Чжаньего наблюдается дальнейшее развитие землевладения, но с введением земельного налога общинное земледелие перестает существовать. С середины VIII в. до н. э., после уничтожения монархии Западного Чжоу, государство распалось на множество самостоятельных единиц. Царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э.

Этому государству присущи следующие черты:

1) узаконилось право частной собственности на землю;

2) проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей;

3) новое административное деление было произведено по территориальному принципу;

4) налоги взимались исходя из количества обрабатываемой земли;

5) войско было перевооружено и реорганизовано. Правление династии Хань подразделяется на

следующие периоды: западный (или ранний); правление Ван Манна; восточный (или поздний).

В ранние периоды развития рабство достигло наибольшего распространения, что явилось причиной обострения социальных противоречий.

Период правления Ван Манна можно отметить следующими чертами:

1) отменой частной собственности;

2) объявлением всех земель царскими;

3) восстановлением общинного землевладения;

4) отменой частного рабовладения.

 

 

АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ. СУДЕБНОЕ УСТРОЙСТВО И АРМИЯ

В государстве Шан государственный строй на раннем этапе сохранял черты родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю – вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правителями. Самым крупным рабовладельцем, верховным вождем, высшим судьей и первосвященником был царь.

В Древнем Китае существовало разделение должностных лиц на три основные категории:

1) высшие гражданские чиновники;

2) военные чиновники;

3) советники, прорицатели.

Царь управлял только столичной областью, а остальная территория управлялась князьями.

Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных ему слуг и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами.

На самом верху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая состояла из наследственной и военной знати.

Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, состаяла из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоединялось к ним во время войны.

В централизованной Циньской империи главой являлся император – хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.

Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый 2 министрами – левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. В Циньской империи существовало специальное судебное ведомство, что говорит о выделении судебных функций из системы административных полномочий. В качестве высшей судебной инстанции выступал император, который мог сам непосредственно разбирать судебные дела.

Во главе этого ведомства стоял тинвэй. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

Формирование армии носило постепенный характер и находилось на содержании казны. Сначала ее составляли телохранители императора и части, охранявшие столицу.

В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по местожительству.

Без указания сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, преступники, бродячие торговцы, а также те, которые потеряли свободу за долги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.89 (0.009 с.)