Лекция 6. Тема «Жизненные и творческие пути известных психологов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. Тема «Жизненные и творческие пути известных психологов»



План

1. Влад ученых в становление и развитие психологии.

2. Выдающиеся психологи в истории XX в

 

Основные понятия: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология, генетическая психология, гуманистическая психология, когнитивная психология.

 

1. Влад ученых в становление и развитие психологии.

 

Психологические знания в античности. Знание о душе в сочинениях Демокрита, Гиппократа, Сократа, Платона, Аристотеля.

Психологические знания в VIII-XIX вв. накопление психологических знаний в работах Р.Декарта, Т.Гоббса, Д.Локка, Х.Вольфа.

В XVIII в. ученые находят связь психических явлений с деятельностью мозга. Накопление психологического знания стимулировалась в значительной степени физиологией (И.Мюллер, Э.Х.Вебер, Г.Гельмгольц и др).

В XIX в. накопление психологического знания стимулировалось медициной (Ж.Шарко, Т.Рибо и др.). Также психологические знания XIX в. развивались в рамках гуманитарных и социальных наук (Г.Тард, Дж.Болдуин, Э.Дюркгейм и др).

Формирование психологии как отдельной науки. Выделение психологии в качестве отдельной науки и психологической практики началось во второй половине XIX в. Вклад в становлении психологии Г.Фехнера, Г.Эббингауза, В.Вундта, У.Джемса, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, С.Холла, З.Фрейда, В.гальтона, Д.Кеттела, А.Бине, В.Штерна и др.

 

2. Выдающиеся психологи в истории XX в

Жизненный и творческий путь В.Вундта, З.Фрейда.

Научные концепции и теоретические направления. Бихевиоризм и ее представители (Д.Уотсон, Э.Торндайк, Э.Толмен, К.Халл, Б.Ф.Скиннер). Представители гештальтпсихологии: М.Вертаймер, К.Коффка, В.Келер, К.Левин. Представители глубинной психологии: З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг. Ж.Пиаже как основатель генетической психологии. Основатели гуманистической психологии: К.Роджерс, А.Маслоу. Когнитивная психология и представители: У.Найссер, Д.Миллер, Д.Келли, Р.Адкинсон).

Развитие психологической мысли в работах А.Ф.Лазурского, Н.Н.Ланге, Г.И.Челпанова. Жизненный и творческий путь Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева.


Лекция 7. Тема «Профессиональное сообщество психологов»

План

1. Психологические общества и ассоциации.

2. Основные средства обмена результатами научных исследований и практического опыта.

 

Основные понятия: психологическое общество, научные центры, оппонентный круг, научные публикации, монография.

 

1. Психологические общества и ассоциации

Представители любых профессий имеют тенденцию к объединению в профессиональные организации. Это объединение происходит на основе целей, задач деятельности и интересов профессионалов.

Психологическое сообщество – это система коммуникации и взаимодействия психологов, необходимая для успешного выполнения ими своей профессиональной деятельности.

Наиболее известными в России научными центрами считаются Психологический институт Российской Академии образования (Москва), Институт психологии Российской Академии наук (Москва), факультет психологии Московского государственного университета, факультет психологии Санкт-Петербургского университета, Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург), факультет психологии Ярославского университета, институт развития личности (Москва).

Наиболее известным профессиональным сообществом психологов в России является Российское психологическое общество. РПО было создано в 1994 году. основные цели РПО. Задачи РПО (задачи, ориентированные в основном на потребности народа, страны; задачи, ориентированные в основном на потребности существования и развития сообщества психологов-профессионалов). Функции РПО.

Аналогичные профессиональные объединения психологов имеются практически во всех странах: Американская психологическая ассоциация, Британское психологическое общество и т.д. Нередко существуют ассоциации по конкретным сферам профессиональной психологической деятельности: объединения школьных психологов, гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргконсультантов и др.

Также необходимо определить оппонентный круг профессионального психолога.

Оппонентный круг (от лат. opponens — возражающий) — круг «значимых других», полемика с которыми регулирует деятельность субъекта творчества. Выявление оппонентного круга — важное условие социально-психологического анализа динамики творчества, ее зависимости от межличностных отношений.

Понятие об оппонентном круге введено М.Г.Ярошевским с целью анализа коммуникаций ученого под углом зрения зависимости динамики его творчества от конфронтационных отношений с коллегами. Из этимологии термина "оппонент" явствует, что имеет в виду "тот, кто возражает", кто выступает в качестве оспаривающего чье-либо мнение. Речь пойдет о взаимоотношениях ученых, возражающих, опровергающих или оспаривающих чьи-либо представления, гипотезы, выводы. У каждого исследователя имеется "свой" круг таких фигур. Очевидно, что оппонентный круг имеет различную конфигурацию. Его может инициировать ученый, когда бросает вызов коллегам. Но его создают и сами коллеги, не приемлющие идеи других, воспринимающие их как угрозу своим воззрениям (а тем самым и своей социальной позиции в науке) и потому отстаивающие их в форме оппонирования.

Чтобы создать оппонентный круг (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский), ученый должен быть определенным образом мотивирован. Ведь участие в полемике, критический анализ теоретических воззрений, признанных неприемлемыми, защита и развитие в противовес им собственной позиции – все это требует сочетания интеллектуальной работы и порой непомерных затрат мотивационной энергии.

 

2. Основные средства обмена результатами научных исследований и практического опыта.

Все психологические общества и ассоциации проводят конференции, съезды, на которых психологи обсуждают научные и практические проблемы профессиональной деятельности. Каждое общество выпускает свои регулярные издания.

Научные публикации можно разделить на два типа. Первый тип – это научные книги, которые предназначены для профессионалов – практических психологов. Они пишутся научным языком, ставят своей задачей сообщение данных по какой-либо проблеме. Студенты и широкие круги читателей-непрофессионалов могут испытывать трудности при чтении таких трудов, которые связаны с недостаточностью профессиональных знаний в области психологии.

Второй тип публикаций – это учебники и учебные пособия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они также пишутся научным языком, но степень сложности и доступности изложения материалов соответствует специфике аудитории, для которой предназначены учебники.

Третий тип публикаций – научно-популярные книги, которые предназначены для широкого круга читателей. Для чтения такой литературы не нужна специальная подготовка. Специальные знания адаптированы для читателей-непрофессионалов. Задача такой литературы – популяризация научных знаний, повышение психологической культуры читателей.

Выделяют типы психологических изданий: монографии, коллективные монографии, сборник научных трудов. Монография – это книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященная одному вопросу. В том случае, если книга написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сборник научных трудов содержит несколько статей, объединенных сходной тематикой. Для оперативного информирования психологов о новейших исследованиях существуют журналы.

В России специальными периодическими изданиями для психологов являются:

- журнал «Вопросы психологии», издается Российской Академией образования;

- «Психологический журнал», издается Российской Академией наук;

- «Прикладная психология»;

- «Прикладная психология и психоанализ»;

- «Журнал практического психолога»;

- газета «Школьный психолог»

- «Психологическая газета»;

- «Мир психологии»;

- «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология»;

- «Иностранная психология»;

- «Психологическое обозрение»;

- «Детский практический психолог» и другие издания.

Также существуют профессиональные сайты и Интернет-ресурсы (см. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы).

Для повышения квалификации и обмена опытом помимо научных и практических конференций проводятся различного рода обучающие семинары, тренинги, курсы по отдельным актуальным направлениям психологии. Участие психологов в мероприятиях такого рода необходимо для углубления их знаний, умений, для расширения практического опыта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.009 с.)