Система обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации.



Понятие «система обеспечения информационной безопасности».

Система обеспечения информационной безопасности (СОИБ) состоит как из системы организационных и технических мер обеспечения ИБ, так и системы менеджмента информационной безопасности, обеспечивающей непрерывное функционирование СОИБ как системы управления ИБ.

Целью создания системы обеспечения безопасности информационных технологий является предотвращение или минимизация ущерба (прямого или косвенного, материального, морального или иного), наносимого субъектам информационных отношений посредством нежелательного воздействия на информацию, ее носители и процессы обработки.

Государственная система обеспечения информационной безопасности РФ и ее структура.

Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации предназначена для реализации государственной политики в данной сфере.

Основные функции:

• разработка нормативной правовой базы в области обеспечения информационной безопасности РФ;

• создание условий для реализации прав граждан и общественных объединений на разрешенную законом деятельность в информационной сфере;

• определение и поддержание баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации;

Основными направлениями совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

1. систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности и определение соответствующих практических задач;

2. проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления и связи, имеющих в своем составе элементы вычислительной техники;

3. постоянное совершенствование средств защиты информации, развитие защищенных систем связи и управления, повышение надежности специального программного обеспечения;

4. совершенствование структуры функциональных органов системы, координация их взаимодействия.


 

Коллегиальность в обеспечении информационной безопасности: вневедомственная комиссия РФ по защите государственной тайны, ее состав, полномочия и порядок обеспечения деятельность в соответствии с Положением о Межведомственной комиссии РФ по защите государственной тайны (Указ Президента РФ от 6.10.2004 г. №1286).

Межведомственная комиссия является коллегиальным органом, созданным для координации деятельности федеральных органов госу­дарственной власти и органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию федерально­го законодательства о государственной тайне.

Межведомственная комиссия формирует перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению тех или иных сведений к государственной тайне, а также перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Комиссия подготавливает предложения по правовому регулированию защиты государственной тайны. Она определяет порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну и выпол­няет другие задачи и функции.

Решения межведомственной комиссии, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения федеральными орга­нами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления предприятиями, учреждениями, организациями, должностными ли­цами и гражданами.

Межведомственная комиссия формируется в составе председателя Межведомственной комиссии, его заместителей (заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, осуществляющий организационное, информационно-аналитическое и документационное обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по общим вопросам и директор ФСТЭК), ответственного секретаря и членов Межведомственной комиссии.

В состав Межведомственной комиссии входят руководители федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и (или) их заместители.

При необходимости в состав Межведомственной комиссии могут быть включены другие должностные лица.

Межведомственная комиссия осуществляет следующие полномочия:

координирует деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реализации федерального законодательства в области государственной тайны;

рассматривает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны в Российской Федерации;

формирует перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

формирует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

формирует в установленном порядке перечень особорежимных объектов Российской Федерации;

определяет порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, в случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника;

осуществляет рассекречивание и продление сроков засекречивания документов Правительства СССР и других архивных документов;

рассматривает в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственной тайне", запросы органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне;

рассматривает вопросы о возможности передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и международным организациям;

принимает решения о передаче органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией сведений, составляющих государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, другому органу государственной власти, органу местного самоуправления, организации;

организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну;

организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по правилам отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности;

рассматривает по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации экспертные заключения в целях определения размеров возможного ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну;

рассматривает по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

дает заключения на решения руководителей органов государственной власти, связанные с изменением действующих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, которые могут привести к изменению перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, приостанавливает или опротестовывает их решения;

координирует в установленном порядке работы по техническому регулированию в отношении продукции (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, а также работы по организации сертификации средств защиты информации;

координирует в установленном порядке проведение работ по лицензированию деятельности организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны;

решает вопрос о продлении 30-летнего срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну;

дает по запросу межведомственной комиссии, образуемой для рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации, заключение о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют либо утратили соответствующую степень секретности;

координирует деятельность в области подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации специалистов по вопросам защиты государственной тайны;

осуществляет разработку методических рекомендаций по организации и проведению государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, определяет перечень учебных заведений, свидетельство об окончании которых дает право на освобождение указанных руководителей от государственной аттестации;

осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.

Председатель Межведомственной комиссии:

а) организует деятельность Межведомственной комиссии;

б) утверждает Регламент Межведомственной комиссии;

в) подписывает документы по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии;

г) докладывает Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии;

д) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также проекты документов по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии;

е) распределяет обязанности между заместителями председателя Межведомственной комиссии по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии.

Заместители председателя Межведомственной комиссии:

а) создают межведомственные рабочие и экспертные группы для обеспечения деятельности Межведомственной комиссии;

б) представляют Межведомственную комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, имеют право переписки с указанными органами и организациями;

в) запрашивают и получают в установленном порядке от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан необходимые для осуществления деятельности Межведомственной комиссии информацию, документы и материалы;

г) пользуются в установленном порядке базами данных Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;

д) по поручению председателя Межведомственной комиссии:

вносят Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, заключений и официальных отзывов на проекты федеральных законов, поправок к ним, проекты других документов по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии;

подписывают документы по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии;

организуют подготовку заседаний Межведомственной комиссии.

 

1.4 Общая характеристика деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ в области обеспечения информационной безопасности: ФСТЭК, ФСБ, ФСО, СВР, МО, МВД РФ.

ФСТЭК России:

· разрабатывает стратегию и определяет приоритетные направления деятельности по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;

· организует и финансирует работы по изучению излучений различной физической природы, возникающих при использовании неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

· осуществляет межотраслевую координацию деятельности по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в гос.структурах;

· осуществляет контроль за состоянием работ по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;

· осуществляет межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях;

· выдаёт предписания на приостановление работ на объектах государственных органов в случае выявления в ходе осуществления контроля нарушений норм и требований, касающихся противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

· организует радиоконтроль за соблюдением установленного порядка передачи служебной информации должностными лицами организаций, выполняющих работы, связанные со сведениями, составляющими государственную и (или) служебную тайну, при использовании открытых каналов радио-, радиорелейных, тропосферных,спутниковых и других линий и сетей радиосвязи, доступных для радиоразведки, подготавливает предложения, направленные на предотвращение утечки информации по указанным каналам;

· организует и проводит лицензирование деятельности по осуществлению мероприятий и (или) оказанию услуг в области защиты государственной тайны (в части, касающейся противодействия техническим разведкам и (или) технической защиты информации), по созданию средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, по технической защите конфиденциальной информации, по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;

· организует в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение работ по оценке соответствия (включая работы по сертификации) средств противодействия техническим разведкам, технической защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий;

· участвует совместно с ФСБ России в проведении специальных экспертиз по допуску организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также принимает участие в проведении государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту указанных сведений;

· организует разработку программ стандартизации, технических регламентов и национальных стандартов в области обеспечения безопасности информации, а также в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

ФСБ

Центр информационной безопасности ФСБ, ЦИБ ФСБ, ВЧ 64829[1] — специализированное подразделение ФСБ, занимающееся обеспечением информационной безопасности России.

Центр создан на основе Управления компьютерной и информационной безопасности (УКИБ) департамента контрразведки ФСБ[2] и входит в состав службы контрразведки ФСБ[3]. Расположен в здании бывшего вычислительного центра КГБ СССР.

ЦИБ расследует преступления в области электронной коммерции и незаконного распространения персональных данных[4].

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»,[2] деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

· контрразведывательная деятельность;

· борьба с терроризмом;

· защита конституционного строя;

· борьба с преступностью;

· разведывательная деятельность;

· пограничная деятельность;

· обеспечение информационной безопасности.

Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

· при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

· при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях, находящихся за пределами России.

· Лицензирование и Сертификация отдельных видов деятельности, предусматривающих допуск к государственной тайне Российской Федерации

Вобщем так, в начале 2013 года госдума внесла какой-то проект который увеличивает полномочия ФСБ в ИБ, я так понял они дали добро на цензуру в интернете, я не могу найти конкретные законы есть только новости: “Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла правительственный закон, наделяющий ФСБ полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий для противодействия угрозам информационной безопасности России. Соответствующие поправки вносятся в законы «Об оперативно-розыскной деятельности» и о ФСБ.

В настоящее время в рамках оперативно-розыскной деятельности можно добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России. Принятый закон к этому списку добавляет информационную безопасность.”

ФСО - Федеральная служба охраны

7) организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам;Радиоэлектронная разведка

8) участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну;

9) осуществление государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации и координация работ, производимых в этой сфере;

10) информационно-технологическое и информационно-аналитическое обеспечение государственных органов, техническое обслуживание и программное сопровождение информационно-телекоммуникационных систем и ситуационных центров, а также информационное обеспечение управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях;

Служба внешней разведки

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) предназначена для защиты безопасности личности, общества и государства от внешних угроз. СВР осуществляет разведывательную деятельность в целях:

· обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;

· обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

· содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

В процессе разведывательной деятельности СВР имеет право использовать гласные и негласные методы и средства, без причинения вреда жизни и здоровью людей и нанесения ущерба окружающей среде.

Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации (в том числе и СВР) осуществляет Президент Российской Федерации.

Министерство обороны

федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство), проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны, а также координирующий деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении обороны государства.

В системе органов военного управления государства, Минобороны России является государственным исполнительным органом государственной администрации, органом управления Вооружёнными Силами России; имеет исполнительные органы в составе органов военного управления, иных органов и подведомственных организаций; является внутригосударственным учреждением, милитаризованным формальным политическим социальным некоммерческим образованием, предоставляющим услуги в области обороны.

Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, “ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”:

Основными задачами Минобороны России являются:

1) выработка и проведение государственной политики в области обороны;

2) нормативно-правовое регулирование в области обороны;

3) нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

4) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;

5) координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

5.1) координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

(пп. 5.1 введен Указом Президента РФ от 10.08.2011 N 1081)

6) организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;

7) поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;

8) осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;

9) обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

10) выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (далее - международное военное сотрудничество) и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (далее - военно-техническое сотрудничество).

МВД

Управление «К» — подразделение Министерства внутренних дел России[1], осуществляющее борьбу с преступлениями в сфере информационных технологий, а также с незаконным оборотом радиоэлектронных средств и специальных технических средств. В субъектах Российской Федерации функционируют соответствующие структурные подразделения службы криминальной полиции — Отделы «К». Управление является одним из самых засекреченных подразделений МВД России. Входит в состав Бюро специальных технических мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Задачи Управления

· борьба с нарушением авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ,ст. 7.12 КоАП РФ)

· выявление незаконного проникновения в компьютерную сеть (ст. 272 УК РФ)

· борьба с распространителями вредоносных программ (ст. 273 УК РФ)

· выявление нарушений правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ)

· выявление использования подложных банковских карт (ст. 159 УК РФ, ст. 187 УК РФ)

· борьба с распространением порнографии посредством сети Интернет и компакт-дисков (ст. 242 УК РФ)

· выявление незаконного подключения к телефонным линиям (ст. 165 УК РФ, ст. 13.2 КоАП РФ)

· борьба с незаконным оборотом радиоэлектронных (РЭС) и специальных технических средств (СТС) (ст. 138 УК РФ, ст. 171 УК РФ, ст. 14.1, 14.42 КоАП РФ)

· противодействие мошенническим действиям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.082 с.)