Всегда проявляйте к детям любовь, понимание и поддержку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всегда проявляйте к детям любовь, понимание и поддержку



 

Приложение 2. Развитие мелкой и крупной моторики

 

Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни (заимствовано из системы Марии Монтессори – итальянского педагога и врача, 1870–1952 гг.).

Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в «обе стороны», т. е. по очереди обеими руками.

Вот их примерный перечень:

• Переливание воды из стакана в стакан, из чайника в чашку.

• То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.

• Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи губки.

• Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной формы в другую.

• Подготовьте различные вещи с застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, «липучками» и др. Обязательно покажите ребенку, как пользоваться застежками, разделяя каждое действие на маленькие шаги.

• Чистка зеркал, металла, обуви. Небольшое зеркало нужно припудрить, и ребенок должен его почистить сухой тряпочкой. Приготовьте латунную пластинку, тряпочку и чистящую пасту, ребенок должен отполировать пластинку. Для чистки обуви нужно подготовить «грязный» ботинок, небольшую

• обувную щетку и крем для обуви.

• Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).

• Подметание пола. Чтобы движения ребенка при выполнении этого задания не были хаотичными, нарисуйте на полу или разметьте липкой лентой небольшой квадрат. Вокруг него рассыпьте что‑нибудь, например, кусочки бумаги, и покажите ребенку, как нужно сметать мусор в центр квадрата. После того как все сметено в одну кучку, дайте ребенку совок и ведерко для сбора «мусора».

• Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи.

• Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку.

• Хорошее упражнения для развития координации движений – складывание салфеток по размеченным линиям.

 

 

• Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме.

• Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений.

• Если в вашем доме есть ручной миксер, то подготовьте еще одно упражнение: налейте в миску подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену.

• Подвесьте где‑нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.

• Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или «скорлупки» от киндер‑сюрприза. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку.

• Нарежьте кусочки поролона (размером с кусочек сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка правильно держать пинцет.

• На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять надеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из‑под воды, шампуня и т. п., и пусть ребенок отвинчивает и завинчивает пробки, правильно подбирая их по диаметру.

• Если вы найдете кусок плотного пенопласта, то можно дать малышу маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить.

• Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть ребенок перекладывает его сначала горстью, затем щепоткой и в конце концов – двумя пальчиками – указательным и большим – в другую миску.

• Если вам нужно что‑либо перемешать (салат, тесто), то подключите к работе ребенка.

• Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом бумагу, сложите ее в ящик и спрячьте там маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.

• Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.

• Поставьте наклонно желоб, и пусть ребенок катит по нему мяч, после чего мяч попадает в корзину.

• Поставьте на стол воротца. Ребенок через них должен прокатить мяч.

• Изготовление гирлянд, бус.

• Продевание тесьмы в дырочки.

• Игра «поймай рыбку»: сделайте удочку с магнитом на конце, а из жестяных банок вырежьте рыбок. Рыбок нужно положить на поднос, и ребенок должен при помощи удочки перенести их на другой поднос.

 

Эти упражнения развивают:

• все виды памяти;

• эмоциональный интеллект;

• процессы саморегуляции и произвольности.

 

Приложение 3. Родителям о развитии творческих способностей у детей

 

1. Оборудуйте для ребенка изоуголок. Там он будет с интересом заниматься творчеством, тем самым активно развивать мелкую моторику рук. В изоуголке должны быть пластилин (для самых маленьких – соленое тесто вместо пластилина), глина, мозаики, пирамиды, матрешки, конструкторы, все для изготовления аппликаций (цветная бумага, ножницы, клей), все для раскрашивания, для изготовления папье‑маше, цветные восковые мелки.

2. Для занятия вы можете вместе с ребенком приготовить густые краски и материал для лепки. Вот их рецепт: крахмал + пищевой краситель + вода + мыльная стружка. А соленое тесто готовят так: смешивают 1 стакан соли + 2 стакана муки + 1 стакан подкрашенной воды. Для того чтобы тесто не засыхало, добавьте в него 2 столовые ложки подсолнечного масла. Перед работой его лучше подогреть.

3. Для развития координации движений можно попробовать заниматься накалыванием. Пусть ребенок предварительно на листе бумаги нарисует что‑нибудь и раскрасит рисунок. Затем по контуру начнет делать наколки при помощи безопасной иголки. После этого рисунок можно просто выдавить и сделать из него аппликацию. Если это задание будет выполнять целая группа, тогда из различных рисунков сделайте картину‑аппликацию, посвященную одной теме.

4. Интересна работа с сухим и мокрым песком. Из мокрого песка можно лепить различные фигуры. Сухой песок раскрасить в разные цвета, и при помощи кулечка (напоминающего кулинарный) с очень маленьким отверстием можно рисовать.

Эти упражнения:

• улучшают двигательну память;

• развивают мелкую моторику;

• раскрывают творческий потенциал ребенка;

• улучшают процесс саморегуляции;

• способствуют снижению эмоционального дискомфорта.

 

Приложение 4. Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей 5–8 лет

 

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Одним из существенных отличий в познавательной деятельности «успешных» и «неуспешных» учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. «Неуспешные» школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр с правилами».

Умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) – важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.

 

▶ Возьмите пирамидку. Попросите ребенка сложить в правильной последовательности все кольца. А теперь нарисуйте на бумаге цветовую последовательность (важно это сделать по‑другому) и попросите ребенка по‑новому сложить пирамидку, опираясь на предложенный рисунок.

Это упражнение:

• улучшает все виды памяти;

• развивает процессы саморегуляции и произвольности.

 

Упражнение «Фигура». Каждый ребенок должен собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, ребенку дается карточка с нарисованными цветными кольцами с учетом их размеров:

 

 

Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу.

 

Упражнение «Круг». Это же задание усложняется. Каждому ребенку дается карточка с нарисованными незакрашенными кружочками.

 

 

Ребенок должен их закрасить, ориентируясь на образец.

Выполнив работу, ребенок самостоятельно проверяет ее по образцу.

 

Упражнение «Лесенка». Это упражнение удобно выполнять в паре. Примеры должны быть понятны детям.

Каждой паре детей выдается одна карточка с примерами.

 

 

Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ребенок может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан.

 

 

Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

Эти упражнения:

• улучшают память;

• развивают логическое мышление;

• развивают процессы саморегуляции и произвольности.

 

Упражнение «Число‑контролер». Ребенок получает карточки с примерами.

Решив данные примеры, он может себя проконтролировать – сумма всех ответов равняется числу 10.

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом. Используйте только те примеры, которые будут понятны вашему ребенку.

Это упражнение:

• улучшает логическое мышление;

• развивает процессы саморегуляции и произвольности.

 

Упражнение «Сохрани слово в секрете». Предложите ребенку игру. Мы поиграем в такую игру. Я буду называть разные слова, а ты будешь их за мной повторять. Но помни об условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

Варианты:

1) нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];

2) нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;

3) нельзя повторять названия животных;

4) нельзя повторять имена девочек;

5) нельзя повторять слова, состоящие из 2‑х слогов, и т. д.

 

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.

 

Например:

1) нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

2) нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

Примечание для родителей. Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции – научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано – подойдет любое.

 

Это упражнение:

• улучшает слухо‑речевую память;

• развивает процессы саморегуляции и произвольности.

 

Упражнение «Спрячь букву от Буквоежки». Предложите ребенку игру. Сами подбирайте тексты, соответствующие возрасту и развитию вашего ребенка. Здесь даются примерные варианты.

За несчастной буквой А охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что А – самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы А.

Наступила ранняя весна.

А теперь задание потруднее. Нужно переписать рассказ, только вставляй точки вместо буквы Ы.

Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.

А здесь вставляй точки вместо буквы Р.

Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы.

Примечание для родителей. Условие в этом задании может быть любым. Например, вставлять точки вместо букв «о» или «е», вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.

Это упражнение:

• улучшает все виды памяти;

• развивает мелкую моторику;

• стимулирует функцию контроля и переключаемости.

 

Упражнение «Как превратить О в И». Ученик доброй феи говорил: «Я не волшебник, я только учусь». Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Попробуем? Ниже напечатаны слоги. Не просто читай их, но во всех случаях, когда встречается звук [о], меняй его на [и].

Столбики со слогами:

 

 

Примечание: для подростков вы можете подобрать более сложные слова и предлагать менять уже три буквы.

Это упражнение:

• улучшает зрительную память;

• стимулирует функцию контроля и переключаемости.

Примечание для родителей. Работая с этим упражнением, можно предложить ребенку выполнить самые разнообразные задания:

1) пропускать (не читать) все слоги, начинающиеся со звука [п] или [к] или с гласного звука. Вместо этого надо произносить слово «лишний»;

2) менять в слогах звук [п] на звук [с];

3) слоги, оканчивающиеся на гласный, читать наоборот.

 

Это упражнение:

• улучшает зрительную память;

• развивает мелодику речи;

• стимулирует функцию контроля и переключаемости.

 

Упражнение «Помоги пчёлке собрать урожай». Настоящая пчела – очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, летая от одного цветка к другому. Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы.

Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово. Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.

 

 

Примечание для родителей. Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте «пространственную» инструкцию. Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.

Ниже, в качестве примера, мы приводим несколько вариантов игры.

Вариант 1. Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками. Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?

Вариант 2. Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее. Дальше она полетела так: влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка. Направо, направо, направо, вверх, остановка. Налево, налево, налево, остановка. Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?

Это упражнение:

• улучшает визуальную и аудиальную память;

• стимулирует функцию контроля и переключаемости.

 

Упражнение «Можешь ли ты делать два дела сразу?». Как ты думаешь, можно ли одновременно читать и про себя, и вслух? Еще как можно! Убедись сам. Читай рассказик про себя, но каждое второе слово произноси громко.

 

Сказка об умном мышонке

В это время по дорожке

Шел зверёк страшнее кошки,

Был на щётку он похож.

Это был, конечно, ёж.

А навстречу шла ежиха,

Вся в иголках, как портниха.

Закричал мышонку ёж:

– От ежей ты не уйдёшь!

Вот идет моя хозяйка,

С ней в пятнашки поиграй‑ка,

А со мною – в чехарду.

Выходи скорей – я жду.

А мышонок это слышал,

Да подумал и не вышел.

– Не хочу я в чехарду,

На иголки попаду.

Долго ждали ёж с ежихой,

А мышонок тихо‑тихо

По тропинке меж кустов,

Прошмыгнул – и был таков.

 

С. Маршак

Примечание для родителей. Для выполнения задания можно использовать тексты, приведенные как в этом упражнении, так и небольшие рассказы из учебника по чтению.

Правила чтения также можно менять:

1) называть вслух каждое 3 слово;

2) произносить вслух последнее слово в предложении;

3) произносить вслух все имена собственные;

4) произносить вслух все слова, начинающиеся на звук [к] или, например, на гласный.

Если ребенку трудно справиться с заданием, помогите ему, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить вслух.

Это упражнение:

• улучшает зрительную память;

• развивает мелодику речи;

• стимулирует функцию контроля и переключаемости.

 

▶ Упражнение «Как сказать слово, не произнося ни звука». Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.

Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.

Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово «КОТ». Начинаем играть. Попробуем прохлопать слова «ТОК», «СОК», «КИСА».

Это упражнение:

• улучшает зрительную и слуховую память;

• развивает фонематический слух.

 

Приложение 5. Родителям о развитии образного мышления у детей

 

Те задания, которые так или иначе связаны с развитием образного мышления, чрезвычайно важны. И мы неоднократно будем возвращаться к таким упражнениям. Это и работа с цветом, и познание слова, понятия через ощущения, и умение мысленно представить букву при обучении письму. Какова же цель подобных заданий?

Дело в том, что в каждом человеке «живут» два человека. Один – это логик, способный переработать только конкретную информацию, причем эта информация дискретна, ему принадлежит левое полушарие мозга и правая рука. Мышление этого человека называется вербально‑логическим.

Второй – наоборот: мышление ему дано до предела образное, информация, которую он перерабатывает, невербальна и непрерывна. В ведении этого «человека» – правое полушарие и левая рука.

Чтобы постигать мир, творчески перерабатывать информацию, необходимо высокое развитие обоих полушарий. Но если левое полушарие у нас развито традиционно (мы едим, пишем, рисуем правой рукой; в школе преобладают дисциплины, которые, в основном, развивают вербальное мышление, мы стремимся всему дать объяснение, действуя по принципу «что не может быть объяснено, то не существует»), то над развитием правого полушария, наиболее полно соответствующего нашему «я», надо работать с самого детства и даже раньше. Все люди творческих профессий – музыканты, поэты, художники – это люди с развитым правым полушарием.

Упоминание о левой и правой руках было не случайно. Доказано, что, развивая правую руку, мы воздействуем на левое полушарие, а развивая левую – на правое. Интересно, что в Японии уже давно отказались от приоритета какой‑либо одной руки. Так, помимо того, что японцы традиционно едят двумя руками (при помощи палочек), они могут любой рукой рисовать, писать и вообще выполнять любые действия. У людей с развитым правым полушарием обогащается и становится многограннее связь с миром. Вся поступающая информация становится более осязаемой.

Интересно в этой связи привести отрывок из автобиографического романа В. Набокова «Другие берега». «Чтобы основательно определить окраску буквы, я должен буду просмаковать, дать ей набухнуть или излучиться во рту, пока воображаю ее зрительный узор… Черно‑бурую группу составляют: густое, без гэльского глянца, А; крепкое каучуковое Г; Ж, отличающееся от французского, как горький шоколад от молочного; темно‑коричневое отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба».

Удивительные ощущения, не правда ли? А это всего лишь пример работы хорошо развитого правого полушария мозга. Вот к чему мы должны стремиться, занимаясь со своими детьми. Что же мы можем сделать для развития такой способности?

Вы можете предложить ребенку занятия с цветной бумагой (изготовить прямоугольники 10×3 см). Даже если он будет только перебирать цветные прямоугольники, уже одно это занятие будет положительно воздействовать на нервную систему: успокаивать ее и развивать способность различать цвета. Но можно предложить раскладывать прямоугольники по цветам в определенной закономерности, например: первым выбрать цвет, который больше всего нравится, затем, который наиболее приятен из оставшихся и т. д.

Можно придумывать рассказы, используя при этом нужный цвет. Например, попробуйте составить цветовую картину сказки про репку. Для этого возьмите снова комплект цветных прямоугольников и предложите ребенку найти в нем тот цвет, о котором идет речь в сказке. Заранее объясните ребенку, что означают следующие цвета:

• стальной цвет – серый с голубым оттенком;

• цвет загара – коричневый;

• бордовый цвет – темно‑красный;

• дымчатый цвет – нежно‑серый;

• рыжий цвет – оранжево‑желтый.

 

С чего бы сказку нам начать? Пошел однажды дед гулять. Да нет, не гулять он пошел, а в огород – у него же забот полон рот. Стал дед землю копать. Земля какого цвета? Черного. Решил дед репу сажать. А она какого цвета? Желтого. Вот и стала репа расти‑созревать. А ботва у нее какого стала цвета? Зеленого. Пора уже репу из земли доставать. А земля какого цвета, помнишь? Черного.

Тянет‑потянет дед, а репа не идет. Лицо у деда от натуги какого цвета стало? Красного. Тогда он фуфайку на землю кладет, а фуфайка стальную имеет окраску. Садится на фуфайку и бабку зовет. А небо над ним какого цвета? Голубого. А вот уж и бабка к нему бежит – не справиться деду без второго человека. Стали они вместе репку тянуть, взялись за нее руками загорелыми. Стала от натуги бабка бледнеть. Лицо у нее какого стало цвета? Белого. Тянут‑потянут, вот‑вот упадут. А солнце над ними какого цвета? Оранжевого. Садятся на скамейку и внучку зовут, а скамейка в бежевый цвет покрашена. Внучка с крылечка им машет платком, а платок у нее какого цвета? Бордового. Жучку зовет и бегут вдвоем. А язычок у Жучки какого цвета? Розового. Стали вчетвером они репку тащить, Жучка хвостиком виляет, коричневым. Но не хочет репка из земли выходить, как будто она к ней привинчена. Жучка отправилась Мурку искать. А Мурка какого цвета? Дымчатого. И вот они обе бегут вдоль забора помогать. А какого цвета забор? Кирпичного. Мурка за Жучку, а Жучка за внучку взялась. А косички у внучки какого цвета? Рыжего. Но репка опять им не поддалась, так и сидит в земле неподвижно. Тут мышка решила в нору прошмыгнуть. А шерстка у нее какого цвета? Серого. Все стали ее звать репку тянуть. И вот вшестером берутся за дело. Дружно все уцепились за Дедку. Уж вечер наступил фиолетовый. Вот и вытянули наконец репку! Ну и овощ подарило лето! И вот из печи достали горшок. А горшок какого цвета? Коричневого. И сели все в кружок кашу кушать, желтую да рассыпчатую.

 

А теперь попросите ребенка, глядя на разложенные цветные прямоугольники, своими словами пересказать сказку.

Предложите ребенку составлять цветную картинку и тогда, когда Вы будете читать другие сказки. Помогайте ему видеть цвет в тех книжках, которые Вы вместе читаете. Впоследствии он сможет это делать и без Вашей помощи.

Это упражнение улучшает все виды памяти и развивает образное мышление.

 

Приложение 6. Внутренняя улыбка, или история о нас

 

Работа психолога дает мне возможность общения с людьми разных профессий. И многолетний опыт привел меня к убеждению, что взрослый человек, не будучи успешным, не может сформировать эти качества в ребенке. В понятие успешности входит много характеристик, и у каждого человека они, безусловно, свои, но есть и общие характеристики успешного ребенка: это достойная способностей ребенка успеваемость в школе (это вовсе не означает, что обязательно нужно учиться только на пять), адекватная положительная коммуникация, а также внутренняя удовлетворенность жизнью. Занимаясь с детьми, я очень часто встречаюсь с интересными, творческими, ищущими девчонками и мальчишками. Может быть, их не всегда понимают родители, учителя, сверстники. Иногда эти дети сложны и противоречивы, но они всегда стремятся к светлому и прекрасному, излучают внутреннюю улыбку.

Что такое внутренняя улыбка? Внутренняя улыбка – самое лучшее в мире средство для снятия внутреннего напряжения. Внутренняя улыбка учит любить. Ведь для того чтобы подарить энергию любви другому, нужно сначала наполнить ею себя. Невозможно дарить то, чего сам не имеешь, вот почему сначала нужно научиться любить самого себя. Внутреннюю улыбку можно практиковать когда и где угодно. Проснувшись поутру, прежде чем открыть глаза, улыбнувшись, откройте свое сердце для улыбки, света. Улыбаться можно на занятиях, в транспорте, на своем рабочем месте, словом, везде, где вы считаете это возможным. Не откладывайте улыбку «на потом». Улыбайтесь здесь и сейчас. Научитесь сами быть добрыми и успешными, и тогда вы сможете сделать добрыми и успешными своих детей.

Это упражнение:

• развивает эмоциональный интеллект;

• формирует позитивный настрой.

 

Приложение 7. Техника по развитию самоанализа и позитивного восприятия социума (для детей и взрослых)

 

Процесс написания книги очень многогранный. Он развивает образное мышление, активизирует все виды памяти, учит структурировать мысли, а также передавать другим свои ощущения, чувства и эмоции. Предлагаем детям и взрослым принять участие во всероссийском проекте «Лодка», входящем в комплексную программу «Живое Русское Слово».

Этот проект помогает формировать твердую гражданскую и жизненную позицию, развивает в детях и взрослых стремление к саморазвитию, умение самопрезентации. В процессе участия в этом проекте люди становятся толерантными, учатся слушать и слышать других, демонстрируют такие качества, как сострадание, сопереживание. Таким образом у участников формируются высокие духовно‑нравственные принципы.

Специалисты Психологического Центра «ДОМ» убеждены, что язык, речь, слово – великая сила. Именно живое слово является основой развития человека как личности, способствует творческому содружеству взрослого и ребенка. Ведь только через родной язык происходит воспитание высоконравственного гражданина России, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться.

 

Так что же такое «Лодка»?

«Лодка» – это книга, тематически‑литературное произведение. Лодка связана с движением во времени и пространстве.

Вот предыстория этой Лодки:

Есть Лодка, деревянная, очень, очень старая. У Лодки нет ни паруса, ни мотора, есть только весла. Когда появилась Лодка? – Возможно, до нашей эры, а возможно появится в будущем, а может, прямо сегодня. Где находится эта Лодка? – Плывет по океану или по реке, стоит на берегу или в мастерской, а может, у вас за окном… Возможно, мы просто смотрим на эту лодку или сами плывем в ней. А вдруг это просто история из вашей жизни…

Каждому человеку свойственно мечтать, фантазировать о светлом, лучшем. Наши мечты – это полет, это движение. Мысли и мечты плывут и приводят нас в мир свершений и поступков, подвигов и любви. Иногда за какими‑то иллюзиями мы не видим реальный мир, полный смеха и грусти, боли и счастья.

Писать можно в любом стиле и жанре: проза или поэзия, басни или притчи, сказки или фэнтези, новеллы или дневник (о том, как писать дневник, см. в приложении).

Дорогие взрослые, расскажите своим детям об этом проекте, предложите своему ребенку попробовать написать собственное произведение, быть одним из авторов книги. Позвольте ребенку творить, не редактируйте и не проверяйте ошибки. Ведь написание книги должно мотивировать ребенка к правильной, красивой, грамотной письменной речи. Пишите сами, участвуйте всей семьей в проекте «Лодка». Общее дело объединяет детей и родителей, укрепляет супружеские и детско‑родительские отношения.

Участники проекта в течение года создают книгу «Лодка», и поверьте, участие в таком важном деле является самым лучшим стимулом к саморазвитию для всех, а особенно для подростков. Ребенку, да и взрослому, очень важно видеть свой вклад в большое общее дело. Общая идея, созидательная идея, творческая идея всегда объединяет людей разных взглядов, возрастов, интересов. Именно такие идеи заставляют людей стремиться к успешности и процветанию.

Целью проекта книги «Лодка» является формирование национального самосознания у детей. Проект решает следующие задачи:

• формирование навыков совместной деятельности разных поколений;

• развитие стратегического и тактического мышления детей и подростков.

 

Все материалы участников проекта будут регистрироваться на сайте www.spcdom.ru. Работы принимаются в любом текстовом формате по электронной почте. Заявки на участие в проекте присылайте на почту Психологического Центра «ДОМ» в Москве pc_dom@mail.ru.

В итоге у нас получится книга, в которой сохраняется авторство каждого участника. Книга будет заканчиваться чистыми листами, где прочитавшие ее могут написать свою историю «Лодки», прислать в Центр «ДОМ», и новая лодка поплывет по волнам времени.

Это упражнение:

• улучшает детско‑родительские отношения;

• развивает письменную и устную речь;

• развивает позитивное восприятие;

• формирует настрой на положительную коммуникацию.

 

Приложение 8. Родителям о развитии талантов у ребенка

 

Творчески мыслящий человек – это свободный человек. К сожалению, за долгие годы мы привыкли к «шорам». Из года в год в школах дети послушно писали стандартные сочинения об «образе народа» и «символе крепостничества» и… постепенно переставали читать, а уроки физики и химии, которые таили в себе так много удивительного, превращались в заучивание формул и решение абстрактных задач. К сожалению, и сейчас еще многое осталось по‑старому. Как же помочь ребенку?

Начнем с самого простого, то есть с игры. Договоритесь с ребенком о том, что вы с ним писатели (или журналисты), приехавшие на неделю из другой страны, и вам надо за неделю сделать как можно больше заметок в своих записных книжках.

В чем смысл этой серьезной игры? Не каждому дано стать художником, композитором, поэтом. Даже если ребенок рисует или пишет стихи, он понимает, что он не Репин и не Пушкин. Но такой вид писательского творчества, как дневниковые записи, доступен любому ребенку. Каждый действительно может почувствовать себя писателем, ведь он творит, облекая свои впечатления в слова.

И пусть после прогулки по лесу, после путешествия по городу или просто в конце дня, богатого впечатлениями, ребенок делает записи в своем «писательском» дневнике. Оформите вместе его дневник (если ребенок еще мал) или обсудите идею оформления таких дневниковых записей (если ребенок уже подросток). По мере взросления ребенок научится не только смотреть, но и видеть окружающий мир, не только чувствовать, но и передавать свои чувства, пользуясь богатством нашего языка. Благодаря этому он будет внимательнее читать написанное другими, ибо пользуется тем же словесным материалом. Конечно, ему порой будет трудно найти нужное слово для выражения своих чувств и мыслей. Приобщаясь к творчеству того или иного писателя, ребенок увидит, каким образом автор выражал свои чувства, и как мастер умеет верно и точно подбирать слова, открывая читателю свой мир. Возможно, именно в этот момент ребенок откроет для себя что‑то очень важное, что‑то важное поймет. Так рождается радость сотворчества.

Знакомьте ребенка с дневниками писателей. Возможно, это для него станет захватывающим чтением. Лучше всего начать с книги М. М. Пришвина «Глаза земли» и дневников А. П. Чехова.

А дневниковые записи ребенка могут быть примерно такими:

«20 марта.

Некоторые думают, что воробьи – совершенно беззаботные птицы. Но никто так не сказал бы, если бы увидел, как воробьи купаются в лужах, приглаживают оперение после долгой и трудной зимы».

«16 августа.

Трава и листья деревьев приобретают хмурый зеленый цвет. На траве уже лежат листочки деревьев, которые не смогли преодолеть приближение осени». (Это дневниковые записи десятилетнего Саши В.)

«15 сентября.

Листья желтеют и падают в речку. Она становится желтой, как будто ее усыпали золотом и алмазами. А кругом все в осенних цветах». (Дневниковая запись Ромы Р. 11 лет.)

 

Есть еще одна область развития творческих способностей. Это – изобретательство. Лишь творческий человек может создать новое в любой сфере жизни. Читайте с детьми книги по изобретательству, заставляйте творчески работать их мозг! Начать можно с книги Г. Альтова «И тут появился изобретатель…» (М.: Детская литература, 1989).

И еще один совет: развивайте у ребенка чувство юмора. Научите его находить смешное, забавное в окружающем мире! Вспоминайте вместе смешные места из прочитанных книг, из мультфильмов и т. д.

И пусть веселым и увлекательным будет ваш путь по ступенькам творчества! Как это осуществить? Предложите занятные задачки, они поднимут настроение и активизируют мышление ребенка.

1. Двое ели сливы. Один сказал другому: «Дай мне свои две сливы, тогда будет у нас слив



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.139 с.)