Перечень практических навыков и умений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень практических навыков и умений



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическим занятиям

по нормальной физиологии

для студентов 2-го курса

лечебного факультета

Часть I

 

Ханты-Мансийск

2012 год

УДК: 612(075.8)

ББК: 28.707.3

Ш 18

Шаламова Е.Ю. Методические рекомендации к практическим занятиям по нормальной физиологии для студентов 2-го курса лечебного факультета. Часть I. Методические рекомендации. – Ханты-Мансийск: издательский центр ХМГМА, 2012. – 76 с.

 

Методические рекомендации выполнены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 060101.65 – Лечебное дело (утвержден приказом МОиН РФ №1118 от 08.11.2010 г.) и предназначены для студентов 2го курса лечебного факультета.

Цель методических рекомендаций – способствовать повышению у студентов навыков самостоятельной работы, развитию способностей к анализу учебного материала, формированию навыков интерпретации знаний при решении типовых ситуационных задач.

В методических рекомендациях курс нормальной физиологии разделен на тематические блоки, материал систематизирован в вопросах для подготовки к практическим занятиям.

Для улучшения усвоения учебного материала приводятся задания для подготовки к практическим занятиям и для использования на занятиях в виде типовых ситуационных задач, проверочных тестов.

 

Под редакцией д.м.н., профессора Корчина В.И..

 

РЕЦЕНЗЕНТ:

заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека ЮГУ, к.б.н., доцент Кучин Р.В.

 

 

© Ханты-Мансийская

государственная

медицинская

академия

Введение

1. Цель учебной дисциплины «Нормальная физиология»

Цель - формирование общекультурных и профессиональных компетенций согласно ФГОС (см. перечень компетенций).

 

Перечень практических навыков и умений

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

Зн. 1. правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными;

Зн. 2. механизм действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного состояния организма;

Зн. 3. функции наиболее важных химических соединений (природных белков, водорастворимых и жирорастворимых витаминов, гормонов и др.);

Зн. 4. развитие органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме.

Зн. 5. физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности развития здорового организма;

Зн. 6. функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при взаимодействии с внешней средой в норме;

Уметь:

Ум. 1. пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

Ум. 2. пользоваться биологическим оборудованием;

Ум. 3. выполнять термохимические расчеты, необходимые для составления энергоменю, для изучения основ рационального питания;

Ум. 4. определять и оценивать результаты электрокардиографии; спирографии; термометрии; гематологических показателей.

Владеть:

Вл. 1. медико-анатомическим понятийным аппаратом;

Вл. 2. простейшими медицинскими инструментами (фонендоскоп, неврологический молоточек и т.п.)

 

Матрица компетенций

Компетенции Уровень освоения
Иметь пред-ставление ЗНАТЬ УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ
ОК- 1. способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности   1. правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными 1. пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности 1.медико-анатомическим понятийным аппаратом
ПК - 1. способности и готовности реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками +      
ПК - 5. способности и готовностипроводить иинтерпретироватьопрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного + 1. правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными; 2. механизм действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного состояния организма; 3. развитие органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме.   2. пользоваться биологическим оборудованием; 4. определять и оценивать результаты электрокардиографии; спирографии; термометрии; гематологических показателей. 1. медико-анатомическим понятийным аппаратом; 2. простейшими медицинскими инструментами (фонендоскоп, неврологический молоточек и т.п.).
ПК - 9. способности и готовности к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач   1. правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными.   1. пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Internet для профессиональной деятельности; 2. пользоваться биологическим оборудованием; 4. определять и оценивать результаты электрокардиографии; спирографии; термометрии; гематологических показателей.   1. медико-анатомическим понятийным аппаратом; 2. простейшими медицинскими инструментами (фонендоскоп, неврологический молоточек и т.п.)  
ПК-12. способности и готовностипроводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья,давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными   3. функции наиболее важных химических соединений (природных белков, водорастворимых и жирорастворимых витаминов, гормонов и др.). 5. физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности развития здорового организма; 6. функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при взаимодействии с внешней средой в норме.   1. пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; 3. выполнять термохимические расчеты, необходимые для составления энергоменю, для изучения основ рационального питания 1. медико-анатомическим понятийным аппаратом.
ПК-16. способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человекаи подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов   1. правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными; 3. функции наиболее важных химических соединений (природных белков, водорастворимых и жирорастворимых витаминов, гормонов и др.); 4. развитие органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме; 5. физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности развития здорового организма; 6. функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой. 2. пользоваться биологическим оборудованием. 4. определять и оценивать результаты электрокардиографии; спирографии; термометрии; гематологических показателей.   1. медико-анатомическим понятийным аппаратом.
ПК- 27. способности и готовности использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций       1. медико-анатомическим понятийным аппаратом.
ПК- 31. способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;     1. пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет при изучении предмета и проведении НИР. 1. медико-анатомическим понятийным аппаратом.
ПК-32. способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований. + 1. правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными; 4. развитие органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме; 6. функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой. 4. определять и оценивать результаты электрокардиографии; спирографии; термометрии; гематологических показателей.   1. медико-анатомическим понятийным аппаратом.

Лабораторные работы

Лабораторная работа 1. Определение силы мышц кисти и силовой выносливости.

Цель работы: определение силы мышц кисти и силовой выносливости.

Оборудование: кистевой динамометр; секундомер.

Ход работы.

Задания для самоконтроля

Ситуационные задачи

Задача 1.

Известно, что суммация одиночных мышечных сокращений является одним из основных свойств мышечной ткани. В экспериментальных условиях изучали способность скелетной мышцы, отрезка кишки и сердца к суммации с помощью нанесения на эти органы двух последовательных раздражений.

Вопросы.

1. Какие условия надо выполнить, чтобы добиться суммации одиночных сокращений?

2. Почему при суммации одиночных сокращений увеличивается амплитуда сокращения?

3. Какие виды мышц не способны к суммации одиночных сокращений и почему это происходит?

4. При каких условиях повторяющиеся ритмические раздражения вызывают зубчатый тетанус, гладкий тетанус, оптимум и пессимум сокращения скелетной мышцы?

Задача 2.

Известно, что гладкие мышцы имеют ряд физиологических особенностей по сравнению со свойствами скелетных мышц. В ходе эксперимента из стенки кишечника и стенки артерии мышечного типа животного было выделено по фрагменту (длиной 2 см и шириной 2 см), содержащему гладкомышечные волокна. Третий фрагмент такого же размера был выделен из скелетной мышцы. Внешне мало отличающиеся друг от друга мышечные фрагменты поместили в камеры с физиологическим раствором, что обеспечивало условия для их жизнедеятельности в течение некоторого времени.

Вопросы.

1. Как различить принадлежность фрагментов мышечной ткани по их функциональным свойствам?

2. По какому функциональному признаку, без применения воздействий, можно идентифицировать принадлежность одного из фрагментов к мышечной ткани кишечника?

3. Как с помощью раздражения фрагментов мышечной ткани можно отличить мышечную ткань внутренних органов от скелетной мышцы?


Задача 3.

Длительность рефрактерного периода мышцы 10 мс. Длительность одиночного сокращения 200 мс.

Вопрос.

Назовите интервал частот раздражения, при которых данная мышца будет сокращаться в режиме гладкого тетануса.

Задача 4.

Известно, что одним из основных свойств возбудимых тканей является возбудимость. Экспериментально сравнивали возбудимость нервной и мышечной ткани до и после длительного прямого и непрямого раздражения мышцы. Было установлено, что исходно возбудимость одной ткани выше, чем второй. Кроме того, было зафиксировано изменение возбудимости нерва и мышцы после длительного раздражения.

Вопросы.

1. Как определялась возбудимость нерва и мышцы?

2. Какая ткань и почему имела большую возбудимость?

3. Как изменилась возбудимость нерва и мышцы после длительного прямого и непрямого раздражения мышцы?

4. Какие параметры характеризуют величину возбудимости ткани?

Задача 5.

При одном из заболеваний нервной системы человека, называемом миастенией, каждый нервный импульс, поступающий к нервно-мышечному синапсу, вызывает выделение необычно малого количества ацетилхолина.

Вопрос.

Какая закономерность нервно-мышечной передачи окажется нарушенной в результате этого явления?

Проверочные тесты

Выберите один правильный ответ

1. Сокращение мышцы в результате раздражения серией сверхпороговых импульсов, каждый из которых действует в фазу расслабления от предыдущего, называется

1) гладким тетанусом

2) зубчатым тетанусом

3) пессимумом

4) одиночным сокращением

5) оптимумом

2. Мотонейрон и иннервируемые им мышечные волокна называются

1) моторным полем мышцы

2) нервным центром мышцы

3) двигательной единицей

4) сенсорным полем мышцы

5) мотонейронным пулом

 

3. Медиатором в нервно-мышечном синапсе скелетных мышц человека является

1) ацетилхолин

2) норадреналин

3) ГАМК

4) адреналин

5) глицин

 

4. Сокращение мышцы, при котором оба ее конца неподвижно закреплены, называется

1) изометрическим

2) ауксотоническим

3) пессимальным

4) изотоническим

5) оптимальным

 

5. Сокращение мышцы, возникающее при раздражении серией импульсов, в которой интервал между импульсами больше длительности одиночного сокращения, называется

1) гладким тетанусом

2) зубчатым тетанусом

3) пессимумом

4) оптимумом

5) одиночным сокращением

6. Из саркоплазматического ретикулума при возбуждении высвобождаются ионы

1) калия

2) кальция

3) натрия

4) хлора

5) магния

 

7. Свойство гладких мышц, отсутствующее у скелетных, называется

1) возбудимостью

2) проводимостью

3) сократимостью

4) пластичностью

5) эластичностью

 

8. Переход медиатора в синаптическую щель осуществляется путем

1) эндоцитоза

2) экзоцитоза

3) пиноцитоза

4) диффузии

5) активного транспорта

 

9. Мышечные волокна скелетных мышц иннервируются

1) нейронами симпатической нервной системы

2) нейронами высших отделов головного мозга

3) мотонейронами

4) нейронами парасимпатической нервной системы

5) нейронами метасимпатической нервной системы

 

10. Пресинаптическая мембрана нервно-мышечного синапса становится проницаемой для ацетилхолина, потому что в результате деполяризации пресинаптической мембраны открываются ее каналы

1) натриевые

2) кальциевые

3) калиевые

4) утечки

5) хлорные

 

Основная литература

Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник +CD.- ГЭОТАР-Медиа, 2010. - С. 107-132.

Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 94-116.

Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2003. - С. 74-96.

 

Дополнительная литература

Нормальная физиология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: ИЦ «Академия», 2006. - В 3-х т. - Т.1 - Общая физиология. - С. 192-207.

Нормальная физиология человека. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. – М.: Медицина, 2005. – С. 88-111.

Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. - С. 37, 94-108.

Корчин В.И., Шаламова Е.Ю., Данилова А.В. Лабораторный практикум по нормальной физиологии.-Ханты-Мансийск: ИЦ ХМГМА, 2010.- Ч.1. – С. 6-9.

Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 45-65.

Коробков А.В. Физиология человека.– М.: Высшая школа, 1980. – С. 423-443.

Макаров В.А. Физиология. Основные законы, формулы, уравнения. – М.: ГЭОТАРМЕД, 2001. - С. 12-14.

Савченков Ю.И. Нормальная физиология. Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. – С. 89-106.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1996. - в 3-х т. - Т.1 - Общая физиология клетки. Интегративная функция нервной системы. Физиология мышц. Сенсорная физиология. - С. 59-87.

Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред. А.Г. Камкина, А.А. Каменского. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – С. 308-339.

 

Лабораторные работы

Лабораторная работа 1. Влияние тепловых процедур на активность мозгового вещества надпочечников.

Хромаффинные клетки мозгового вещества надпочечников вырабатывают катехоламины адреналин и норадреналин, поступающие в кровоток. Секреция их в покое невелика. Она повышается в условиях, возбуждающих симпатическую нервную систему.

Разнообразные стимулы, действующие на различные рецепторы (барорецепторы, терморецепторы), способны повышать секрецию катехоламинов. Повышение концентрации катехоламинов в кровотоке ведет к повышению артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС). В норме тепловое воздействие на поясницу приводит к незначительному повышению этих показателей. При гиперфункции мозгового вещества надпочечников аппликация тепла на поясничную область вызывает резкий подъем систолического давления – до 200-300 мм рт. ст. и выше.

Цель работы: исследовать влияние тепловых процедур на активность мозгового вещества надпочечников.

Оборудование: тонометр; фонендоскоп; секундомер.

Ход работы.

1. Исследуйте артериальное давление (АД) на обеих руках испытуемого методом Короткова.

2. Подсчитайте частоту сердечных сокращений (ЧСС).

3. К пояснице испытуемого в области проекции надпочечников приложите грелку с горячей водой (80-90º С), обернутую полотенцем.

4. Через 5 мин. прогревания снова измерьте АД и подсчитайте ЧСС.

5. Если показатели АД и ЧСС изменились, то через каждые 5 мин. продолжайте измерение до их полного восстановления.

 

Рекомендации по оформлению работы. Запишите полученные результаты. Сделайте вывод о влиянии тепловой процедуры на функции мозгового вещества надпочечников. Объясните механизм действия катехоламинов на АД и ЧСС.

 

Лабораторная работа 2. Анкетный метод выявления лиц с высокой вероятностью заболевания сахарным диабетом.

К группе риска нарушения углеводного обмена относятся люди с наследственной предрасположенностью, ведущие малоподвижный образ жизни и имеющие избыточную массу тела, а также лица, у которых в период острых заболеваний отмечали нарушение толерантности (устойчивости) к глюкозе. Нарушенная толерантность к глюкозе – это положительная проба с глюкозной нагрузкой при нормальной концентрации глюкозы в крови натощак. Раннее выявление таких лиц имеет значение для клиники.

Цель работы: исследование вероятности заболевания сахарным диабетом при помощи анкеты.

Оборудование: анкета, калькулятор.

Ход работы.

1. Ответьте на вопросы анкеты (таблица 1). При помощи оценочной шкалы оцените ответ, начиная с 3-го вопроса.

2. Вычислите итоговую оценку ответов, суммировав положительные и отрицательные оценочные баллы.

3. Если итоговая оценка теста составляет 3 балла и более, то вероятность диабетического нарушения углеводного обмена достаточно высока; испытуемый принадлежит к группе риска и его необходимо подвергнуть лабораторному обследованию.

 

Рекомендации по оформлению работы. Запишите полученные результаты. В выводе отметьте, относится ли испытуемый к группе риска заболевания сахарным диабетом.

 

Задания для самоконтроля

Ситуационные задачи

Задача 1.

К эндокринологу обратился пациент для заключения о состоянии функций щитовидной железы. В анализе крови – пониженное содержание тиреоидных гормонов.

С диагностической целью пациенту ввели тиролиберин (ТРГ). Результаты исследования: через 20 минут после введения тиролиберина у пациента в крови повысилось содержание тиротропина (ТТГ) в 5 раз и через 4 часа на 70% возросло содержание тиреоидных гормонов (Т4 и Т3).

Вопросы.

1. В каком звене нарушен гипоталамо-гипофизарно-тиреоидный гормональный механизм?

2. Имеется ли у пациента гипофизарная недостаточность?

3. Имеется ли у пациента нарушение функции щитовидной железы?

 

Таблица 1

АНКЕТА

(отвечая на вопрос, отмечайте в анкете номер вашего ответа)

 

Вопрос Ответ Оценочная шкала
мужчины женщины
1. Наблюдаетесь ли у эндокринолога по поводу сахарного диабета? Да – 1 Нет – 2 - -
2. Ваша масса тела при рождении? Не знаю – 1 Более 4500 г – 2 Менее 2500 г – 3 В пределах 2500 – 4500 г – 4 - -
3. Испытываете ли постоянную сухость во рту? Да – 1 Нет – 2 1,62 2,07
4. Беспокоит ли постоянная жажда, не связанная с употреблением пищи, жаркой погодой и т.п.? Да – 1 Нет – 2 1,26 1,89
5. Имеете ли повышенный аппетит? Да – 1 Нет – 2 0,78 0,85
6. Имеется ли постоянная слабость? Да – 1 Нет – 2 0,69 0,94
7. Беспокоит ли зуд кожи? Да – 1 Нет – 2 0,96 1,36
8. Имеются ли сейчас или были ранее гнойничковые заболевания кожи? Да – 1 Нет – 2 0,82 0,38
9. Имеется ли потребность в жидкости между завтраком, обедом и ужином? Обычно нет – 1 1 – 2 стакана в день – 2 До 1 л в день – 3 Более 1 л в день – 4 -0,49 -0,3 0,73 0,67 -0,99 -0,71 1,43 1,43
10. Как изменилась масса Вашего тела в течение последнего года? Не изменилась – 1 Увеличилась – 2 Уменьшилась – 3 -0,65 0,13 1,3 -0,56 0,33 1,5
11. Кто из близких родственников (живых или умерших) страдал сахарным диабетом? Никто – 1 Не знаю – 2 Родители (отец, мать) – 3 Бабушка, дедушка – 4 Брат, сестра – 5 Дядя, тетя – 6 -0,31 -0,03 -0,28 -0,54 0,38 1,08 -0,02 -0,72 -0,16 -2,26 1,53 -0,26
12. Можете ли Вы обходиться без сладостей? Да – 1 Нет – 2 0,42 0,19 0,25 0,51
13. Фактическая масса тела в сравнении с «идеальной» (рост в сантиметрах минус 100) оценивается врачом! Меньше на 11 – 20 кг – 1 Меньше на 21 кг и более – 2 В пределах от -10 до +10 кг –3 Больше на 11 – 20 кг – 4 Больше на 21 кг и более – 5 -0,57 1,07 -0,71 0,37 2,2 -1,87 0,9 -0,59 0,12 1,81

 

Задача 2.

Рассмотрите следующие этапы и результаты эксперимента.

1. Две группы крыс-самцов помещали в клетки, разделенные сетчатой перегородкой.

2. В свободную половину клеток подсаживали самок в состоянии эструса.

3. Одной из групп до подсадки самок вводили препарат – блокатор люлибериновых рецепторов, вторая группа была контрольной.

4. Исследовали динамику тестостерона и лютропина в крови самцов обеих групп после подсадки самки.

В контрольной группе выявили динамику повышения уровня тестостерона через 20-40 минут после предъявления самки. Подъему уровня тестостерона способствовал пик лютропина.

Во второй группе после введения препарата выявили понижение исходного уровня тестостерона в 8 раз. На фоне блокады люлибериновых рецепторов у самцов в присутствии самки не происходило повышения уровня тестостерона в крови.

Вопросы.

1. Каков механизм торможения продукции тестостерона при введении антагониста рецепторов люлиберина?

2. Как регулируется секреция тестостерона?

Задача 3.

После отборочного тура к международному конкурсу бальных танцев были допущены стажеры и танцевальные пары, имевшие опыт выступления на престижных конкурсах. Перед выступлением в обеих группах возрос уровень адреналина, у некоторых из стажеров в 10 раз.

Вопросы.

1. Какое физиологическое и метаболическое действие оказывает адреналин на органы-мишени?

2. Как изменяется уровень глюкозы в крови при повышении концентрации адреналина в крови?

3. Какой процесс протекает в печени при действии адреналина?

4. Как происходит обеспечение энергией сердечной мышцы при сильном эмоциональном стрессе?

Задача 4.

Пациент перенес в результате бытовой травмы значительную кровопотерю, которая сопровождалась понижением артериального давления.

Вопросы.

1. Действие каких гормонов можно рассматривать как «первую линию защиты» при понижении кровяного давления, вызванного кровопотерей?

2. Какие гормоны способствуют восстановлению объема массы крови на поздних сроках после травмы?

3. Физиологические эффекты какого из двух гормонов – вазопрессина или альдостерона – развиваются на поздних этапах восстановления уровня кровяного давления?

Задача 5.

Пациент получает продолжительное лечение кортизолом по поводу воспалительного процесса. Он обратился к врачу с жалобами на отечность и снижение мышечной массы. При обследовании были выявлены дополнительные данные: повышение уровня глюкозы в крови, повышение кровяного давления.

Вопросы.

1. Вследствие каких изменений в мышцах уменьшилась их масса?

2. Вследствие каких изменений развилась гипергликемия?

3. Каков механизм развития отеков?

4. Каков механизм развития гипертензии?

 

Проверочные тесты

Выберите один правильный ответ

1. Секрецию глюкокортикоидов регулирует гормон

1) окситоцин

2) соматотропный гормон

3) лютеинизирующий гормон

4) адренокортикотропный гормон

5) глюкагон

 

2. Прогестерон синтезируется

1) в коре надпочечников

2) в мозговом веществе надпочечников

3) в яичнике

4) в гипофизе

5) в яичке

 

3. Окситоцин секретируется в

1) нейрогипофизе

2) щитовидной железе

3) аденогипофизе

4) надпочечниках

5) гипоталамусе

 

4. Механизм отрицательной обратной связи в системе нейрогуморальной регуляции, осуществляемой гипофизом, заключается

1) в стимулирующем действии тропного гормона гипофиза на периферическую железу

2) в тормозящем действии тропного гормона гипофиза на периферическую железу

3) в стимулирующем действии гормона периферической железы на выработку тропного гормона гипофизом

4) в тормозящем действии гормона периферической железы на выработку тропного гормона гипофизом

5) в тормозящем действии гормона периферической железы на органы мишени

 

5. Ретенция (задержка) ионов натрия в организме связана с действием гормона

1) альдостерона

2) адреналина

3) тироксина

4) инсулина

5) глюкагона

 

6. Повышение основного обмена наблюдается при гиперфункции

1) поджелудочной железы

2) щитовидной железы

3) половых желез

4) надпочечников

5) тимуса

 

7. Тремор конечностей наблюдается при гиперпродукции

1) АКТГ

2) глюкагона

3) адреналина

4) инсулина

5) тироксина

8. Ретенция (задержка) воды в организме связана с действием гормона

1) натрийуретического

2) глюкагона

3) адреналина

4) вазопрессина

5) инсулина

 

9. Лютеинизирующий гормон вызывает

1) развитие фолликула

2) гиперплазию матки

3) развитие желтого тела

4) лактацию

5) сократительную деятельность матки

 

10. Преимущественно катаболическое действие оказывают

1) инсулин, глюкагон

2) АКТГ, АДГ, инсулин

3) адреналин, тироксин

4) глюкагон, АДГ, паратгормон

5) адреналин, тироксин, АКТГ.

 

Основная литература

Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник +CD.- ГЭОТАР-Медиа, 2010. - С. 298-360.

Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 256-343, 370-372.

Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2003. - С. 199-228.

Дополнительная литература

Нормальная физиология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: ИЦ «Академия», 2006. - В 3-х т. - Т.1 - Общая физиология. - С. 152-191.

Нормальная физиология человека. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. – М.: Медицина, 2005. - С. 260-318.

Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. - С. 109-112, 163-195.

Корчин В.И., Шаламова Е.Ю., Данилова А.В. Лабораторный практикум по нормальной физиологии.-Ханты-Мансийск: ИЦ ХМГМА, 2010.- Ч.1. - С. 20-22.

Коробков А.В. Физиология человека.– М.: Высшая школа, 1980. – С. 199-214, 223-230.

Савченков Ю.И. Нормальная физиология. Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. – С. 289-302.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. - в 4-х т. - Т.4 - Обмен веществ. Пищеварение. Выделение. Эндокринная регуляция. – С. 221-263.

Физиология человека. Курс лекций / Под ред. академика РАМН Н.А. Агаджаняна, проф. В.И. Циркина. – СПб.: «Сотис», 1998. - С. 123-154, 161-172, 470-473.

Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 178-209.

Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред. А.Г. Камкина, А.А. Каменского. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – С. 861-914.

Лабораторные работы

Лабораторная работа 1. Подсчет эритроцитов.

В норме количество эритроцитов составляет около 3,9-4,7 млн./мм3 у женщин и 4,0-5,5 млн./мм3 у мужчин.

Для подсчета форменных элементов кровь, взятую из пальца, разбавляют в специальных смесителях (меланжерах), чтобы создать нужную концентрацию клеток, удобную для подсчета (рисунок 1). Затем заполняют разбавленной кровью счетную камеру (рисунок 2) и подсчитывают под микроскопом число форменных элементов.

Цель работы: овладеть техникой подсчета эритроцитов.

Оборудование: микроскоп; счетная камера Горяева; меланжеры для красных кровяных телец; чашечка для разбавляющей жидкости; вата; 0,9 %-ный раствор хлорида натрия; спирт; эфир.

Ход работы.

1. Рассмотрите счетную камеру под микроскопом при малом и большом увеличении.

Подсчет эритроцитов производится при помощи счетных камер. В клинике чаще всего применяется счетная камера Горяева, которая представляет собой толстое прямоугольное стекло с двумя сетками, выгравированными на его поверхности. Сетки отделены друг от друга поперечной канавкой, которая предотвращает затекание жидкости. Двумя глубокими продольными канавками сетки отделены от стеклянных прямоугольных пластинок, к которым притирают шлифованное покровное стекло. Плоскость поверхности этих пластинок находится на 0,1 мм выше плоскости, в которой нанесены сетки.

Сетка камеры Горяева состоит из 225 больших квадратов со стороной 1/5 мм, площадью 1/25 мм2 и объемом 1/250 мкл. Сто квадратов не разлинованы; 25 больших квадратов разделены каждый на 16 малых со стороной 1/20 мм, площадью 1/400 мм2 и объемом 1/4000 мкл.

Кровь для подсчета эритроцитов разводится 0,9%-ным раствором хлорида натрия в специальном смесителе в 100 или 200 раз. Смеситель представляет собой капиллярную пипетку с ампулообразным расширением, на которой нанесены метки 0,5; 1; 101. Метки 0,5 и 1 показывают, какую часть составляет данный столбик капилляра по отношению ко всему объему смесителя. Если набрать кровь до метки 0,5, а раствор до метки 101, то кровь будет разведена в 200 раз; если набрать кровь до метки 1, а раствор до метки 101, то кровь будет разведена в 100 раз.

2. Подготовьте к работе камеру Горяева. Для этого ее промывают дистиллированной водой и насухо вытирают. На участок камеры, где нанесены сетка, нужно уложить обезжиренное покровное стекло. Нижняя поверхность камеры находится на третьих пальцах обеих рук, двумя вторыми пальцами придерживают камеру спереди. Двумя пальцами притирают покровное стекло, плавно продвигая его по поверхности прямоугольных пластинок до появления в местах соприкосновения покровного стекла с поверхностью пластинок цветных колец Ньютона.

3. Подготовьте кровь для подсчета эритроцитов. Для этого наливают в чашечку для разбавляющей жидкости 0,9%-ный раствор хлорида натрия. Иглой делают укол в предварительно обработанную спиртом и эфиром мякоть четвертого пальца левой руки. В выступившую каплю крови погружают кончик смесителя, набирают кровь до метки 0,5 или метки 1 и разводят ее в 100 или 200 раз 0,9%-ным раствором хлорида натрия, набирая его до метки 101.

Поместив смеситель между первым и третьим пальцами, тщательно перемешивают его содержимое. Затем, выпустив из смесителя две-три капли жидкости на вату, следующую каплю помещают перед щелью, образованной покровным стеклом и пластинкой камеры Горяева с нанесенной сеткой. Под действием капиллярных сил жидкость заполняет камеру. До начала подсчета эритроцитов нужно оставить камеру на 1-2 мин. для осаждения форменных элементов.

4. Рассмотрите сетку под микроскопом при малом увеличении, а затем при большом увеличении. Подсчитайте эритроциты при большом увеличении в малых квадратах сетки. Для получения удовлетворительных результатов подсчитывают эритроциты в 80 малых квадратах, что соответствует 5 большим квадратам счетной сетки.

Подсчитывают все эритроциты, лежащие внутри малого квадрата, и те, которые находятся на его верхней и левой границах.

Количество эритроцитов (Э) в 1 л крови подсчитывают по формуле:

Э = N х 4000 х 200 х 106,

где N – количество эритроцитов в пяти больших квадратах; 4000 – множитель, приводящий объем малого квадрата (1/4000 мкл) к объему 1 мкл крови; 200 – поправка на степень разведения крови; 80 – количество малых квадратов, в которых был произведен подсчет; 106 – количество микролитров в 1 л.

 

Рекомендации по оформлению работы. Запишите полученные результаты подсчета эритроцитов. Сравните количество эритроцитов с нормой, сделайте выводы.

Лабораторная работа 2. Подсчет лейкоцитов.

В норме количество лейкоцитов составляет около 4,0-9,0 тыс./мм3.

Цель работы: овладеть техникой подсчета лейкоцитов.

Оборудование: микроскоп; счетная камера Горяева; меланжеры для белых кровяных телец; скарификатор; чашечка для разбавляющей жидкости; вата; 3%-ный раствор уксусной кислоты, под



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.195 с.)