Отказоустойчивость микропроцессорных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отказоустойчивость микропроцессорных систем



Основные принципы и мероприятия

 

Отказоустойчивость и надежность микропроцессорных систем обеспечиваются комплексным применением технических средств и организационных мероприятий.

К техническим средствам следует отнести комплектующие изделия с соответствующими техническими характеристиками: температурной и электрической устойчивостью.

К организационным мероприятиям следует отнести комплекс мероприятий, осуществляемых на стадии проектирования структурных схемных решений и алгоритмов функционирования.

Основными принципами повышения надежности систем являются: разбиение на части, резервирование и их сочетание. Каждый из используемых принципов обладает как достоинствами, так и недостатками, которые постоянно переоцениваются в соответствии с текущим положением в развитии науки и техники.

Первым принципом повышения надежности является разбиение системы на отдельные узлы, по возможности, функционирующие самостоятельно (независимо друг от друга). Это позволяет избежать отказа всей системы в целом при частичном отказе одного или нескольких узлов. Особенно наглядно это проявляется в больших и сложных системах, где при правильном проектировании удается ликвидировать негативное влияние отказавшей части системы на остальные и продолжать работу с пониженными ресурсами (снижение производительности или числа каналов контроля параметров, управления и регулирования).

Разбиение системы может рассматриваться как на аппаратном, так и на программном уровне. Однако при этом следует особое внимание уделять взаимодействию частей для обеспечения общих функций системы.

На аппаратном уровне дополнительно к разбиению на части используют принцип резервирования: дублирование и даже утроение (для наиболее ответственных систем).

На программном уровне настоятельно рекомендуется (а для большинства применений регламентируется) использование принципа многозадачности. В наибольшей степени этому отвечают так называемые операционные системы реального времени, ставшие стандартом для промышленного применения.

 

Пример бортовой вычислительной системы

 

Рассмотрим в качестве примера бортовую вычислительную систему [9] (рис. 31), разработанную на основе унифицированных устройств промышленной автоматики (процессоров MicroPC) с использованием следующих основных принципов:

- архитектура вычислительной системы является распределенной с резервированием аппаратными средствами;

- отказоустойчивый бортовой компьютер реализуется на основе MicroPC;

- встраиваемый в систему контроллер выполнен на СБИС микроконтроллера;

- объединение систем осуществляется через локальную сеть на базе интерфейса RS-485;

- используются индивидуальная конструктивная защита и стойкие комплектующие;

- вычисления автоматически возобновляются после сбоев;

- модифицированное программное обеспечение синхронизирует работу компьютера и встроенных контроллеров в рамках единого временного цикла.

 
 

Отказоустойчивый бортовой компьютер (рис. 32) компонуется из трех одинаковых комплектов, объединенных внутренней кабельной сетью, использующей встроенные каналы LPT. Каждый комплект состоит из процессорной платы, системного узла и узла питания.

В системном узле реализованы:

- мультиплексор каналов LPT для обеспечения обмена между комплектами;

- устройство поддержки отказоустойчивости;

- мультиплексор требований прерываний;

- устройство приема/выдачи сигналов системной синхронизации.

Узел питания включает:

- модули и преобразователи питания;

- фильтры и устройства защиты от короткого замыкания в нагрузке;

- датчики («питание в норме»).

Всеми комплектами, как пра­вило, выполняется одинаковая про­грамма, синхронизируемая по внешним синхросигналам, однако выдавать информацию в сеть або­нентам может только один из ком­плектов – ведущий. Остальные блокируются аппаратно. Выбор комплекта ведущим осуществля­ется системным программным обеспечением в результате:

- самотестирования;

- взаимного тестирования;

- обработки текущей информации;

- сохранности информации в ЗУ;

- оценки другими комплектами выдаваемой ведущим информации при «под­слушивании»;

- сравнения информации, принятой разными комплектами;

- повторного просчета или просчета по другой программе.

Все перечисленные факторы влияют на формирование слова состояния отказоустойчивого компьютера и анализируются устройствами поддержки отказоустойчивости в каждом комплекте.

В случае обнаружения сбоев или отказов «ведущим» назначается дру­гой комплект, а для отказавшего начинает выполняться программа реабили­тации: восстановление хода вычислений, восстановление искажений в сис­темных или целевых программах, перезагрузка программ.

При обнаружении аварийной ситуации по питанию соответствующая схема защиты отключает его на несколько секунд, после чего автоматически делается попытка восстановления.

Целевые системы общаются с отказоустойчивым бортовым компьюте­ром (ОБК) и другими абонентами с помощью встраиваемых контроллеров и дублированных каналов (RS-485) обмена информацией. Каждый комплект может принимать информацию с двух других каналов, обеспечивая режим «подслушивания» для оценки достоверности. Выдавать информацию может только один – ведущий.

В процессе работы системы обеспечивается постоянное выполнение фоновых и технологических тестов.

Встраиваемый контроллер (рис. 33), в отличие от компьютера, не имеет развитой аппаратной поддержки отказоустойчивости, но устанавливается в полукомплект абонента сети, имеющего «холод­ный резерв». Вычисли­тельные возможности контроллера ориентиро­ваны на непо­средствен­ное управление аппара­турой абонента и рутин­ную первичную об­ра­ботку данных, т. е. ре­шают проблему согласо­вания с системами и раз­гружают ОБК от про­грамм жесткого реаль­ного вре­мени. Про­грамма записана в ПЗУ. Системное ПО контроллера включает только многозадачный мо­нитор, про­грамму межпро­цессорного обмена через канал RS-485, программы под­держки сети и тесты.

 

 

Примеры использования МПС в судовой электроэнергетике

 

 

В соответствии с требованиями Регистра Морского судоходства в на­стоящее время все современные суда должны оснащаться системами автома­тизации технических средств. Общая тенденция автоматизации судов заклю­чается в оснащении их бортовыми управляющими вычислительными ком­плексами на основе МПС с использованием принципов:

- интеграции, т. е. объединения или поглощения одних систем дру­гими;

- локализации, т. е. выделения ресурсов систем в локальные сис­темы, максимально приближая их к объектам.

Использование этих принципов позволяет создавать иерархические распределенные интегрированные системы, применяемые на современных судах [10].

В системах управления судовыми установками и механизмами МПС ис­пользуются для контроля их работы, оптимизации режимов, в том числе под­готовки и подачи топлива, воздуха, воды и смазочных материалов. Эти сис­темы постоянно контролируют процессы в электроэнергетических комплек­сах, анализируют тенденции в изменении режимов, дают рекомендации по предупреждению аварий и выполняют аварийные переключения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.006 с.)