Методика расследования отдельных видов преступлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика расследования отдельных видов преступлений



Методика расследования отдельных видов преступлений

Учебно-методический комплекс

 

для студентов заочной формы обучения

направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция

 

Магистерская программа «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; теория оперативно-розыскной деятельности»

Воронеж

 

Автор:

Асташов Михаил Александрович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП»

Рецензенты:

Пидусов Е.А., кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминалистики Воронежского института МВД России

Просвирнин В.Г., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права Центрального филиала ГОУ ВПО РАП

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция магистерской программы «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности»

 

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Центрального филиала ГОУ ВПО РАП (протокол № 1 от 30 августа 2011 г.)

Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала ГОУ ВПО РАП (протокол № 1 от 28 сентября 2011 г.)

Обновлен на заседании кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 29 августа 2012 г.)

Обновлен на заседании кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 28 августа 2013 г.)

Обновлен на заседании кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 29 августа 2014 г.)

 

©Российская академия правосудия, 2014

© Асташов М.А.2014


СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................................4

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………............9

Тематический план.................................................................................................10

Программа курса.....................................................................................................12

Планы семинарских занятий............................................................... ...................21

Планы практических занятий…………………………………………………....26

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения под руководством преподавателя…………………………….…………................................34

Контрольные задания…….. …………………………………….. .……...............52

Литература...............................................................................................................67

Вопросы для подготовки к зачету……………………………………………….71

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Методика расследования отдельных видов преступлений» играет важную роль в подготовке магистров по направлению 521408 – уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; теория оперативно-розыскной деятельности, она предполагает не только наличие у студентов знаний по дисциплине «Криминалистика», полученных в рамках подготовки бакалавров, но и углубленное изучение методик расследования отдельных видов и групп преступлений.

Основная цель учебного курса - сформировать у студентов углубленные знания основных положений методики расследования отдельных видов преступлений как одного из разделов криминалистики. Через изучение данного курса дисциплины результаты научных достижений криминалистической науки внедряются в практическую деятельность правоохранительных и правоприменительных органов, положительно воздействуя на ее результаты и, тем самым, повышая эффективность борьбы с преступностью.

В соответствии с этой целью основными задачами курса являются:

1) привить студентам глубокие и систематические знания теории методики расследования отдельных видов преступлений, сущности криминалистической деятельности;

2) сформировать у студентов устойчивые навыки применения специальных криминалистических знаний в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве в процессе предупреждения, выявления, расследования преступлений;

3) сформировать у студентов высокий уровень знаний в области криминалистики, умение эффективно использовать технико-криминалистические средства и методы в борьбе со всеми видами преступности.

Знание криминалистики и умение применять ее возможности в уголовном судопроизводстве необходимое условие профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры, судей и адвокатов.

Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений как заключительная часть криминалистики имеет своей основной и главной задачей вооружить правоохранительные органы научно-методическим комплексом знаний, необходимых для выработки навыков раскрытия, расследования и предупреждения отдельных видов преступлений в разных следственных ситуациях.

В то же время именно в рамках специфических методов расследования разных видов преступлений практически реализуются и все рекомендации криминалистической техники и тактики.

Методика расследования отдельных видов и групп преступлений (криминалистическая методика) представляет собой систему научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений конкретных видов и групп.

Криминалистическая методика является одним из разделов науки криминалистики и тесно связана с другими разделами данной науки – общей теорией, криминалистической техникой, криминалистической тактикой, а также с криминалистическими вопросами организации раскрытия и расследования преступлений.

Рекомендации, содержащиеся в криминалистической методике, обеспечивают возможность наиболее эффективного применения средств, приемов и методов, разработанных в других разделах криминалистики, при расследовании конкретных видов и групп преступлений.

В криминалистической методике выделяются две взаимосвязанные части: 1) общие положения; 2) методики расследования конкретных видов (групп) преступлений.

Принято считать, что к отдельным видам относятся преступления, различающиеся между собой по составам, т.е. по уголовно-правовому признаку (например, убийства, изнасилования, кражи и т.д.), а к отдельным группам – различающиеся по другим признакам (например, преступления, совершаемые несовершеннолетними, в составе организованной преступной группы и т.д.)

Требования к уровню подготовки магистра в рамках магистерской программы:

- знат ь основные положения и рекомендации криминалистической методики раскрытия и расследования отдельных видов, групп преступлений.

- уметь толковать и применять законы и другие нормативные акты; обеспечить соблюдение законодательства; применять правовые решения и совершать иные юридические действия в точности в соответствии с законом.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Методика расследования отдельных видов преступлений» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК): способность квалифицированно применять технико-криминалистические средства и методы в рамках уголовного и уголовно-процессуального законодательства в ходе производства по уголовному делу (ПК-2); готовность к выполнению должностных обязанностей, возлагаемых на дознавателя, следователя, эксперта, прокурора, судью по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления (ПК – 4); способность осуществлять предупреждение преступлений, выявлять причины и условия, способствовавшие их совершению (ПК – 5); способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты в области уголовно-процессуального права, криминалистики (ПК-7); способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере уголовного судопроизводства (ПК-8); способность принимать оптимальные, законные и обоснованные решения при производстве по уголовному делу (ПК-9); способность квалифицированно проводить научные исследования в области криминалистики (ПК-11); способность преподавать курс методики расследования отдельных видов преступлений на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12); способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13); способность эффективно осуществлять правовое, специальное криминалистическое воспитание (ПК-15).

- владеть технологией осуществления предварительной проверки заявлений о преступлениях; применением технико-криминалистических средств и методов получения и использования информации о преступлениях и его участниках; исходя из материальной обстановки на месте происшествия механизмом совершения преступления; формулировкой вопросов, подлежащих разрешению, при назначении экспертиз и предварительных исследований; в процессе раскрытия и расследования преступлений оперативно-справочными, розыскными, криминалистическими и иными формами учетов; методикой планирования расследование преступлений; тактическими приемами при проведении следственных действий и тактическими операциями; методиками и методическими рекомендациями расследования отдельных видов, групп преступлений.

Изучение спецкурса базируется на знаниях, полученных студентами в рамках изучения курсов: «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Судебная экспертиза», «Судебная медицина» и др.

Структурно спецкурс состоит из 16-ти взаимосвязанных тем.

Полученные знания углубляются на семинарских (практических) занятиях, которые проводятся с максимальным использованием обобщенных материалов практики борьбы с преступностью и личного опыта обучаемых, с их ориентацией на практические вопросы, с максимальным приближением обучения к конкретным ситуациям, складывающимся на практике.

Они проводятся и в форме групповых упражнений с использованием элементов деловых игр при выделении различных игровых ролей. На семинарских занятиях имитируются реальные ситуации, возникающие в процессе расследования преступлений, составляются процессуальные акты.

Моделирование следственных ситуаций осуществляется как на основе специальных компьютерных программ, так и на основе вводных задач. Для имитации следственных ситуаций и подачи вводных используются также видеозапись хода и результатов проведения на практике реальных следственных и судебных действий. На практических занятиях непосредственно используются технико-криминалистические средства. Проведение занятий предполагается на специально оборудованных учебных местах в классе криминалистики. Помимо указанных форм подготовки специалистов, в процессе обучения в межсессионный период достаточно эффективным и необходимым видом учебной работы является самостоятельная работа студента с нормативными материалами, учебниками и учебными пособиями, монографическими изданиями, а также с периодикой и иными источниками информации.

Курс методики расследования отдельных видов преступлений изучается в течение семестра и заканчивается сдачей зачета.

 

 

 

 


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения
Зачетные единицы - общая трудоемкость   3 з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них:  
Лекции  
Семинарские занятия  
Практические занятия  
Самостоятельная работа под руководством преподавателя  
Экзаменационная сессия  
Форма итогового контроля зачет

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочной формы обучения

№ п/п Темы дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
лекции семинары практические С/р
1. Тема №1 Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений   - -  
2. Тема №2 Методика расследования убийств - - -  
3. Тема №3 Методика расследования умышленного причинения вреда здоровья - - -  
4. Тема №4 Методика расследования преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности - -   -  
5. Тема №5 Методика расследования краж, грабежей и разбоев -   -  
6. Тема №6 Методика расследования мошенничеств, а также присвоения или растраты - -   -  
7. Тема №7 Методика расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности - -   -  
8. Тема №8 Методика расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ - - (интерактивная форма занятия)  
9. Тема №9 Методика расследования незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств -   -  
10. Тема №10 Методика расследования дорожно-транспортных происшествий - - -  
11. Тема №11 Методика расследования взяточничества - - -  
12. Тема №12 Методика расследования преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь и достоинство сотрудников правоохранительных органов - - -  
13. Тема №13 Методика расследования преступлений против правосудия -   -  
14. Тема №14 Методика расследования преступлений совершаемых осужденными в исправительных учреждениях - -    
15. Тема №15 Методика расследования преступлений совершаемых с использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств - - (интерактивная форма занятия)  
16. Тема №16 Методика расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними - -    

 

ПРОГРАММА КУРСА

Тема № 1. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений

Понятие и предмет методики расследования отдельных видов преступлений. Ее связь с другими разделами науки криминалистики.

Источники криминалистической методики.

Структура криминалистической методики (общих положений и частных методик).

Понятие и содержание обстоятельств, подлежащих установлению.

Понятие, сущность и значение криминалистической характеристики преступлений. Элементы криминалистической характеристики (содержание криминалистической характеристики).

Понятие и содержание следственной ситуации. Значение ситуационного подхода при разработке приемов и рекомендаций криминалистической методики.

Периодизация расследования (этапы расследования преступлений).

Происшествий

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Элементы криминалистической характеристики ДТП.

Поводы и основания возбуждения уголовного дела по ДТП.

Следственные ситуации и направления первоначального этапа расследования дорожно-транспортных происшествий. Типичные версии о характере события (ДТП).

Первоначальный этап расследования нарушений правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

Последующий этап расследования ДТП. Последующие следственные действия по делам о ДТП.

Вопросы, решаемые автотехнической экспертизой по делам о ДТП. Задачи следственного эксперимента по делам о ДТП. Использование специальных знаний при расследовании нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие № 1

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативно-правовые акты:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20 марта 2012 г. – М.: Проспект КноРус, 2012. – 208 с.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [принят Го. Думой 22 ноября 2001 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20 марта 2012 г. – М.: Эксмо, 2012. – 265 с.

Основная:

1. Белкин Р.С. Криминалистика: учебник для студентов вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская:, - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2012. - С. 116-118.

2. Гаврилин Ю.В. Криминалистическая тактика и методика расследования отдельных видов преступлений в определениях и схемах: учебное пособие / Ю.В. Гаврилин. – М.: Книжный мир, 2010. - С. 32-34.

3. Ищенко Е.П. Криминалистика: учебник для студентов вузов / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков; под ред. Е.П. Ищенко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: КОНТРАКТ - ИНФРА-М, 2011. - С. 12-18.

4. Шмонин А.В. Методика расследования преступлений: учеб. пособие / А.В. Шмонин. – М.: Юстицинформ, 2010. С. 16-11.

Дополнительная:

1. Аминев Ф.Г. Особенности расследования разбойного нападения, совершенного несовершеннолетними: учебное пособие по расследованию конкретного уголовного дела / Ф.Г. Аминев, И.А. Макаренко. – М.: Юрлитинформ, 2006.

2. Дворкин А.И. Настольная книга следователя. Тактические приемы проведения осмотра места происшествия и допросов при расследовании преступлений различной категории: научно-методическое пособие / под общ. ред. А.И. Дворкина. – М.: Экзамен, 2006.

3. Комиссаров В.И. Первоначальный этап расследования изнасилований, совершаемых группой несовершеннолетних / В.И, Комиссаров, Е.В. Лялина. – М.: Юрлитинформ, 2007.

 

Семинарское занятие № 2

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативно-правовые акты:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20 марта 2012 г. – М.: Проспект КноРус, 2012. – 208 с.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [принят Го. Думой 22 ноября 2001 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20 марта 2012 г. – М.: Эксмо, 2012. – 265 с.

Основная:

1. Белкин Р.С. Криминалистика: учебник для студентов вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская:, – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2012. - С. 123-129.

2. Гаврилин Ю.В. Криминалистическая тактика и методика расследования отдельных видов преступлений в определениях и схемах: учебное пособие / Ю.В. Гаврилин. – М.: Книжный мир, 2010. - С. 118-141.

3. Ищенко Е.П. Криминалистика: учебник для студентов вузов / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков; под ред. Е.П. Ищенко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: КОНТРАКТ - ИНФРА-М, 2011. – С. 116-122.

4. Шмонин А.В. Методика расследования преступлений: учеб. пособие / А.В. Шмонин. – М.: Юстицинформ, 2010. - С. 39-45.

Дополнительная:

1. Аминев Ф.Г. Особенности расследования разбойного нападения, совершенного несовершеннолетними: учебное пособие по расследованию конкретного уголовного дела / Ф.Г. Аминев, И.А. Макаренко. – М.: Юрлитинформ, 2006.

2. Антипов В.П. Планирование и расследование нераскрытых преступлений / В.П. Антипов. - 2-е изд., доп. – М.: Юрлитинформ, 2006.

3. Гармаев Ю.П. Проблемы создания криминалистических методик расследования преступлений: теория и практика / Ю.П. Гармаев, А.Ф. Лубин. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006.

4. Дворкин А.И. Настольная книга следователя. Тактические приемы проведения осмотра места происшествия и допросов при расследовании преступлений различной категории: научно-методическое пособие / под общ. ред. А.И. Дворкина. – М.: Экзамен, 2006.

Семинарское занятие № 3

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативно-правовые акты:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20 марта 2012 г. – М.: Проспект КноРус, 2012. – 208 с.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [принят Го. Думой 22 ноября 2001 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20 марта 2012 г. – М.: Эксмо, 2012. – 265 с.

Основная:

1. Белкин Р.С. Криминалистика: учебник для студентов вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская:,– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2012. - С. 46-112.

2. Гаврилин Ю.В. Криминалистическая тактика и методика расследования отдельных видов преступлений в определениях и схемах: учебное пособие / Ю.В. Гаврилин. – М.: Книжный мир, 2010. - С. 117-127.

3. Ищенко Е.П. Криминалистика: учебник для студентов вузов / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков; под ред. Е.П. Ищенко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: КОНТРАКТ - ИНФРА-М, 2011. - С. 168-198.

4. Шмонин А.В. Методика расследования преступлений: учеб. пособие / А.В. Шмонин. – М.: Юстицинформ, 2010. - С. 114.123.

Дополнительная:

1. Аминев Ф.Г. Особенности расследования разбойного нападения, совершенного несовершеннолетними: учебное пособие по расследованию конкретного уголовного дела / Ф.Г. Аминев, И.А. Макаренко. – М.: Юрлитинформ, 2006.

2. Антипов В.П. Планирование и расследование нераскрытых преступлений / В.П. Антипов. - 2-е изд., доп. – М.: Юрлитинформ, 2006.

3. Асташов М.А. Использование специальных знаний при расследовании преступлений, связанных со взрывами: учебное пособие / М.А. Асташов, А.А. Беляков, Л.В. Грушин, А.Н. Матюшенков, Д.В. Тишин. – Челябинск: Челябинский институт МВД России, 2007.

4. Гармаев Ю.П. Проблемы создания криминалистических методик расследования преступлений: теория и практика / Ю.П. Гармаев, А.Ф. Лубин. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006.

5. Дворкин А.И. Настольная книга следователя. Тактические приемы проведения осмотра места происшествия и допросов при расследовании преступлений различной категории: научно-методическое пособие / под общ. ред. А.И. Дворкина. – М.: Экзамен, 2006.

6. Комиссаров В.И. Первоначальный этап расследования изнасилований, совершаемых группой несовершеннолетних / В.И, Комиссаров, Е.В. Лялина. – М.: Юрлитинформ, 2007.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1

(интерактивное занятие в форме учебной дискуссии)

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативно-правовые акты:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20 марта 2012 г. – М.: Проспект КноРус, 2012. – 208 с.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [принят Го. Думой 22 ноября 2001 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20 марта 2012 г. – М.: Эксмо, 2012. – 265 с.

Основная:

1. Белкин Р.С. Криминалистика: учебник для студентов вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская:, – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2012. - С. 21-24.

2. Гаврилин Ю.В. Криминалистическая тактика и методика расследования отдельных видов преступлений в определениях и схемах: учебное пособие / Ю.В. Гаврилин. – М.: Книжный мир, 2010. - С. 32-36.

3. Ищенко Е.П. Криминалистика: учебник для студентов вузов / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков; под ред. Е.П. Ищенко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: КОНТРАКТ - ИНФРА-М, 2011. С. 49-51.

4. Шмонин А.В. Методика расследования преступлений: учеб. пособие / А.В. Шмонин. – М.: Юстицинформ, 2010. С. 16-21.

Дополнительная:

1. Аминев Ф.Г. Особенности расследования разбойного нападения, совершенного несовершеннолетними: учебное пособие по расследованию конкретного уголовного дела / Ф.Г. Аминев, И.А. Макаренко. – М.: Юрлитинформ, 2006.

2. Антипов В.П. Планирование и расследование нераскрытых преступлений / В.П. Антипов. – 2-е изд., доп. – М.: Юрлитинформ, 2006.

3. Асташов М.А. Использование специальных знаний при расследовании преступлений, связанных со взрывами: учебное пособие / М.А. Асташов, А.А. Беляков, Л.В. Грушин, А.Н. Матюшенков, Д.В. Тишин. – Челябинск: Челябинский институт МВД России, 2007.

4. Гармаев Ю.П. Проблемы создания криминалистических методик расследования преступлений: теория и практика / Ю.П. Гармаев, А.Ф. Лубин. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006.

5. Дворкин А.И. Настольная книга следователя. Тактические приемы проведения осмотра места происшествия и допросов при расследовании преступлений различной категории: научно-методическое пособие / под общ. ред. А.И. Дворкина. – М.: Экзамен, 2006.

6. Комиссаров В.И. Первоначальный этап расследования изнасилований, совершаемых группой несовершеннолетних / В.И, Комиссаров, Е.В. Лялина. – М.: Юрлитинформ, 2007.

Практическое занятие № 2

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативно-правовые акты:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20 марта 2012 г. – М.: Проспект КноРус, 2012. – 208 с.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [принят Го. Думой 22 ноября 2001 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20 марта 2012 г. – М.: Эксмо, 2012. – 265 с.

Основная:

1. Белкин Р.С. Криминалистика: учебник для студентов вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская:,– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2012. - С. 46-51.

2. Гаврилин Ю.В. Криминалистическая тактика и методика расследования отдельных видов преступлений в определениях и схемах: учебное пособие / Ю.В. Гаврилин. – М.: Книжный мир, 2010. - С. 119-123.

3. Ищенко Е.П. Криминалистика: учебник для студентов вузов / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков; под ред. Е.П. Ищенко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: КОНТРАКТ - ИНФРА-М, 2011. - С. 116-118.

4. Шмонин А.В. Методика расследования преступлений: учеб. пособие / А.В. Шмонин. – М.: Юстицинформ, 2010. - С. 32-34.

Дополнительная:

1. Аминев Ф.Г. Особенности расследования разбойного нападения, совершенного несовершеннолетними: учебное пособие по расследованию конкретного уголовного дела / Ф.Г. Аминев, И.А. Макаренко. – М.: Юрлитинформ, 2006.

2. Антипов В.П. Планирование и расследование нераскрытых преступлений / В.П. Антипов. – 2-е изд., доп. - М.: Юрлитинформ, 2006.

3. Гармаев Ю.П. Проблемы создания криминалистических методик расследования преступлений: теория и практика / Ю.П. Гармаев, А.Ф. Лубин. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006.

4. Дворкин А.И. Настольная книга следователя. Тактические приемы проведения осмотра места происшествия и допросов при расследовании преступлений различной категории: научно-методическое пособие / под общ. ред. А.И. Дворкина. – М.: Экзамен, 2006.

5. Комиссаров В.И. Первоначальный этап расследования изнасилований, совершаемых группой несовершеннолетних / В.И, Комиссаров, Е.В. Лялина. – М.: Юрлитинформ, 2007.

 

Практическое занятие № 2

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативно-правовые акты:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20 марта 2012 г. – М.: Проспект КноРус, 2012. – 208 с.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [принят Го. Думой 22 ноября 2001 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20 марта 2012 г. – М.: Эксмо, 2012. – 265 с.

Основная:

1. Белкин Р.С. Криминалистика: учебник для студентов вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская:,– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2011. С. 143-148.

2. Гаврилин Ю.В. Криминалистическая тактика и методика расследования отдельных видов преступлений в определениях и схемах: учебное пособие / Ю.В. Гаврилин. – М.: Книжный мир, 2010. С. 53-67.

3. Ищенко Е.П. Криминалистика: учебник для студентов вузов / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков; под ред. Е.П. Ищенко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: КОНТРАКТ - ИНФРА-М, 2011. - С. 211-214.

4. Шмонин А.В. Методика расследования преступлений: учеб. пособие / А.В. Шмонин. – М.: Юстицинформ, 2010. - С. 167-189.

Дополнительная:

1. Аминев Ф.Г. Особенности расследования разбойного нападения, совершенного несовершеннолетними: учебное пособие по расследованию конкретного уголовного дела / Ф.Г. Аминев, И.А. Макаренко. – М.: Юрлитинформ, 2006.

2. Антипов В.П. Планирование и расследование нераскрытых преступлений / В.П. Антипов. – 2-е изд., доп. – М.: Юрлитинформ, 2006.

3. Асташов М.А. Использование специальных знаний при расследовании преступлений, связанных со взрывами: учебное пособие / М.А. Асташов, А.А. Беляков, Л.В. Грушин, А.Н. Матюшенков, Д.В. Тишин. – Челябинск: Челябинский институт МВД России, 2007.

4. Гармаев Ю.П. Проблемы создания криминалистических методик расследования преступлений: теория и практика / Ю.П. Гармаев, А.Ф. Лубин. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006.

5. Дворкин А.И. Настольная книга следователя. Тактические приемы проведения осмотра места происшествия и допросов при расследовании преступлений различной категории: научно-методическое пособие / под общ. ред. А.И. Дворкина. – М.: Экзамен, 2006.

6. Дубягина О.П. Особенности методики расследования неочевидных убийств / О.П. Дубягина, Ю.П. Дубягин, С.Г. Логинов. – М.: Юрлитинформ, 2004.

7. Комиссаров В.И. Первоначальный этап расследования изнасилований, совершаемых группой несовершеннолетних / В.И, Комиссаров, Е.В. Лялина. – М.: Юрлитинформ, 2007.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСИПЛИНЫ И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Указанная дисциплина изучается на протяжении семестра, со сдачей итогового зачета. В ходе установочных и зачетных периодов обучения основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские, практические занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекцийрассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятийуглубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой, кроме того на практических занятиях рассматриваются вопроса применения теоретических знаний на практике.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

–– изучить нормативно-правовые акты;

— изучить рекомендованную учебную литературу;

— дополнить конспекты лекций;

— изучить и законспектировать первоисточники по теме;

— подготовить ответы на все вопросы семинара, решить тестовые задания.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару и практическим занятиям студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя, а также использовать современные профессиональные (нормативные) базы данных (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс, Дельта и др.).

В ходе изучения курса «Методика расследования отдельных видов преступлений» предполагается проведение семинарских занятий в интерактивных формах: учебная дискуссия, ролевая игра и анализ конкретных практических ситуаций.

При подготовке к интерактивным занятиям необходимо учитывать специфику метода анализа конкретной практической ситуации, который предполагает использование ранее накопленных магистрантом теоретических знаний и навыков в области уголовно-процессуального права и криминалистики к их практическому применению в конкретных следственно-судебных ситуациях. Подготовка студентов к интерактивному занятию в рассматриваемой форме должна включать в себя изучение предложенной фабулы уголовного дела, выявление проблемной ситуации, анализ законодательных вариантов ее решения, а также обоснование принятого решения и его непосредственного выполнения в рамках криминалистической методики и тактики следственных (судебных) действий. Особое внимание должно уделяться аналитической работе, когда необходим поиск и анализ нескольких вариантов решения одной проблемы, обозначенной в предлагаемой судебно-следственной ситуации. Необходимо обратить внимание на возможность использования не только уголовно-процессуального законодательства, но и следственно-судебной практики рассмотрения и разрешения конкретных уголовных дел, а также личного опыта практической деятельности магистранта по юридической специальности.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы.Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено около 87 % часовот объема учебных занятий выделять на самостоятельную работу по следующим темам дисциплины:

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативно-правовые акты:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20 марта 2012 г. – М.: Проспект КноРус, 2012. – 208 с.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [принят Го. Думой 22 ноября 2001 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20 марта 2012 г. – М.: Эксмо, 2012. – 265 с.

Основная:

1.Криминалистика: Учебник для вузов / А.Ф. Волынский, Т. В. Аверьянова, И. Л. Александрова и др.; Под ред. А. Ф. Волынского. – М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - С. 398 – 412.

2. Криминалистика: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. / Т. В. Аверьянова, Е. Р. Россинская, Р. С. Белкин, Ю. Г. Корухов. – М.: НОРМА, 2012. – С. 705-710.

3. Гаврилин Ю.В. Криминалистическая тактика и методика расследования отдельных видов преступлений в определениях и схемах: учебное пособие / Ю.В. Гаврилин. – М.: Книжный мир, 2010. С. 140-156.

4. Ищенко Е.П. Криминалистика: учебник для студентов вузов / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков; под ред. Е.П. Ищенко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: КОНТРАКТ - ИНФРА-М, 2011. С. 12-18.

5. Шмонин А.В. Методика расследования преступлений: учеб. пособие / А.В. Шмонин. – М.: Юстицинформ, 2010.- С. 16-11.

Дополнительная:

1. Аминев Ф.Г. Особенности расследования разбойного нападения, совершенного несовершеннолетними: учебное пособие по расследованию конкретного уголовного дела / Ф.Г. Аминев, И.А. Макаренко. – М.: Юрлитинформ, 2006.

2. Дворкин А.И. Настольная книга следователя. Тактические приемы проведения осмотра места происшествия и допросов при расследовании преступлений различной категории: научно-методическое пособие / под общ. ред. А.И. Дворкина. – М.: Экзамен, 2006.

3. Комиссаров В.И. Первоначальный этап расследования изнасилований, совершаемых группой несовершеннолетних / В.И, Комиссаров, Е.В. Лялина. – М.: Юрлитинформ, 2007.

4. Криминалистика: определения, схемы, таблицы, диаграммы, рекомендации:учеб. Пособ. Для студентов юрид. вузов / Н.Г. Шурухнов. – М.: Эксмо, 2011. – С. 215 – 221.

 

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативно-правовые акты:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20 марта 2012 г. – М.: Проспект КноРус, 2012. – 208 с.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [принят Го. Думой 22 ноября 2001 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20 марта 2012 г. – М.: Эксмо, 2012. – 265 с.

Основная:

1. Криминалистика: Учебник для вузов / А.Ф. Волынский, Т. В. Аверьянова, И. Л. Александрова и др.; Под ред. А. Ф. Волынского. – М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -С. 398 – 412.

2. Криминалистика: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. / Т. В. Аверьянова, Е. Р. Россинская, Р. С. Белкин, Ю. Г. Корухов. – М.: НОРМА, 2012. – С. 710-715.

3. Ищенко Е.П. Криминалистика: учебник для студентов вузов / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков; под ред. Е.П. Ищенко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: КОНТРАКТ - ИНФРА-М, 2011. - С. 215-221.

4. Шмонин А.В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.151 с.)