Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека



I четверть. Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве

Декор русской избы

Внутренний мир русской избы

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Народный праздничный костюм

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

II четверть. Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

III четверть. Декор — человек, общество, время

Зачем людям украшения

Декор и положение человека в обществе


Одежда говорит о человеке О чем рассказывают гербы и эмблемы

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

IV четверть. Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство

Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Созда­ние декоративной работы в материале.

Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

Обучение в V классе строится как познание единства художе­ственной и утилитарной функций произведений декоративно-при­кладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного де­коративно-прикладного искусства.

Необходимо иметь в виду, что освоить, осознать отдельно об­разный язык и социальную роль декоративно-прикладного искус­ства невозможно. Содержание искусства можно воспринимать адекватно, лишь осваивая специфику образного языка.

Темы «Древние корни народного искусства» и «Декор — чело­век, общество, время» являются важнейшими для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно-символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существова­ния декоративно-прикладного искусства в обществе, т. е. его глав­ной коммуникативной функции. Школьников подводят к понима­нию того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозна­чение принадлежности к определенной человеческой общности — так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного ве­ка до наших дней.

В процессе восприятия произведений народного, классическо­го, современного декоративно-прикладного искусства централь­ным вопросом для формирования художественного мышления яв­ляется вопрос «зачем?», включающий в себя вопросы «что?» и «как?», помогающий установить в сознании ученика смысло­вую связь между декором вещи и господствующими идеями в об­ществе у разных народов, в разные времена.

Вникая в образный язык достаточно разных произведений де­коративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку ос­ваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линей­ных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на язы­ке данного искусства.


I ЧЕТВЕРТЬ ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 — 16 ч)

Истоки языка декоративного искусства идут от народного кре­стьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусст­ва — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображаю­щего конкретную реальность.

Тема. Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства —солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жиз­ни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обо­значение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задание: работа над декоративной композицией на тему древ­них образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народ­ной вышивки.

Материалы: цветные мелки, уголь, сангина, тонированная бу­мага.

Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резь­бе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах.

Литературный ряд: русские народные пословицы, поговорки, загадки.

Музыкальный ряд: народные мелодии — плясовые, лиричес­кие.

Тема. Декор русской избы

Единство конструкции и декора в традиционном русском жи­лище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образ­ном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искус­ства.

Задание: работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, рас­тительными и зооморфными мотивами, геометрическими элемен­тами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: восковые мелки или уголь, сангина, тонирован­ная бумага.

Зрительный ряд: элементы декоративного убранства русских изб в разных регионах России.

Литературный ряд: статья «Орнамент сквозь века» — бесе­да с академиком В. А. Рыбаковым (журнал «Юный художник», 1980, № 2).

Тема. Внутренний мир русской избы

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный


мир, окна —- очи, свет и т. д.)- Жизненно важные центры в крес­тьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предме­тов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание: индивидуальная и коллективная работа над рисунком на тему «В русской избе» (выбор композиции, выполнение акварельного подмалевка). Выявление в работе символического значения элементов народного орнамента (резного, расписного). Вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм предметов крестьянского быта и украшение их орнаментом с включением древних образов.

По мере освоения последующих тем данного тематического блока композиция постепенно обогащается изображением предме­тов крестьянского быта и труда, людей в народной праздничной одежде.

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища.

Литературный ряд: Л. Меи. В низенькой светелке...

Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой све­телке».

Тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы тру­да — область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ­ного быта, выявление символического значения декоративных эле­ментов.

Задание: вырезание из картона или плотной бумаги вырази­тельных форм посуды, предметов труда и украшение их орнамен­тальной росписью.

Материалы: бумага или картон, ножницы, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: русские прялки, образцы деревянной фигур­ной посуды, вальки, рубеля (слайды, репродукции).

Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном из­ложении.

Тема. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен­тальных построений в вышивках на полотенце.

Задание: выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.

Материалы: бумага, восковые мелки, акварель или фломастеры.


Зрительный ряд: образцы народной вышивки, примеры варь­ирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народ­ной вышивки (слайды).

Литературный ряд: напевные песенные тексты.

Тема. Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разно­образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в об­разном строе народной праздничной одежды.

Задание: выполнение эскизов народного праздничного костю­ма разных регионов и народов России с использованием различ­ных техник и материалов.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мел­ки, пастель.

Музыкальный ряд: народная мелодия в инструментальном из­ложении.

Тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники — это способ участия чело­века, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символичес­кое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается про­смотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как вы­ступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

Зрительный ряд: работы, выполненные в течение I четверти, слайды, собранный поисковыми группами иллюстративный мате­риал по всем темам четверти, примеры современного народного искусства.

II ЧЕТВЕРТЬ СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8—16 ч)

Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крес­тьянских традиций в современной жизни, а также дать представ­ление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслах.


Тема. Древние образы в современных народных игрушках

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современ­ных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам. Единство формы и декора в иг­рушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимо-новской, дымковской, каргопольской и других местных форм иг­рушек.

Задание: создание игрушки (импровизация формы) и украше­ние ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для леп­ки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие ки­сти для росписи.

Зрительный ряд' наборы слайдов «Народные художественные промыслы России», «Дымковская игрушка»; диафильм «Волшеб­ный мир народной игрушки»; таблицы с примерами основных эле­ментов росписи народных глиняных игрушек разных промыслов.

Музыкальный ряд: веселая народная музыка, Р. Щедрин. Озорные частушки.

Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптур­ность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с рас­тяжением, дополненный изящной линией.

Задание: вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промыс­ла приемов письма.

Материал- белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

Зрительный ряд набор слайдов «Гжель», подлинные образцы Гжели.

Литературный ряд: стихи о гжельской керамике.

Тема. Искусство Городца. Истоки н современное развитие промысла

Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмо­трение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городец­кой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоратив­ной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной роспи­си; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Ос­новные приемы городецкой росписи.

Задание выполнение фрагмента росписи по мотивам городец­кой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.


Материалы гуашь, большие и маленькие кисти, тонирован­ная под дерево бумага.

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением про­изведений городецкого промысла, подлинные образцы Городца.

Тема. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостов­ская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие бу­кет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: выполнение фрагмента жостовской росписи с вклю­чением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются на черном поле крупных подносов.

Материалы, гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, таблицы с изображе­нием жостовских подносов и фрагментов росписи; подлинные жо­стовские подносы; изображение цветов.

Тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обоб­щения информации о тех промыслах, которые не были затрону­ты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

III ЧЕТВЕРТЬ ДЕКОРЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (1224 ч)

Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в от­дельности.

Осознание роли искусства украшения в формировании каждо­го человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративно­го искусства.

Тема. Зачем людям украшения

Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».


Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит на­полнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Зрительный ряд: примеры декоративного искусства разных времен и народов, в которых наиболее ярко раскрывается его со­циальная роль.

Тема. Декор и положение человека в обществе

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоратив­ного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могу­щества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно­го искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. От­личие одежд высших и низших сословий общества.

Задание: выполнение эскизов браслетов, ожерелий, алебастро­вых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: образцы декоративного искусства Древнего Египта (слайды, репродукции), таблицы с изображением древне­египетской символики.

Литературный ряд: мифы Древнего Египта.

Тема. Одежда говорит о человеке

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком — знаком положения человека в обще­стве и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается рас­крыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сосло­вий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпо­ха барокко).

Важно обратить внимание учащихся на то, что декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершен­но не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими фор­мами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украше­ний) остается та же — выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общ­ности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Задание: индивидуально-коллективная работа — создание де­коративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по моти­вам сказки Ш. Перро «Золушка» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявле­ние социальных принципов в изображаемых костюмах).

Материалы: бумага белая и цветная, кусочки ткани, клей, ножницы, гуашь, кисти большие и маленькие.

Зрительный ряд: слайды, репродукции картин, фотографии с изображением зданий, предметов быта, одежды, относящихся к определенной эпохе.


Тема. О чем рассказывают гербы и эмблемы

Декоративность, орнаментальность, изобразительная услов­ность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, сле­дует обратить внимание учащихся на основные части классичес­кого герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифо­логии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в совре­менном обществе, значение их элементов.

Задание: создание проекта собственного герба или герба сво­ей семьи, своей школы, класса, объединения с использованием декоративно-символического языка геральдики.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, гуашь, кисти, ограничение цветовой палитры.

Зрительный ряд: изображение средневековых гербов, набор слайдов «Старинные гербы русских городов», изобразительный материал с примерами современных эмблем.

Тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привле­чением учебных работ, показом слайдов произведений декоратив­но-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами. Учащимся предлагаются различные творческие зада­ния, например рассмотреть костюмы и определить их владельца; увидеть неточности, которые допустил художник при изображе­нии костюмов, или задания на развитие чувства стиля.

На каникулах дети должны присмотреться к образцам совре­менного декоративного искусства в фойе кинотеатра, в общест­венных зданиях разного назначения. Желательно посетить музей декоративно-прикладного искусства или выставку произведений современных профессиональных художников-мастеров декоратив­но-прикладного искусства.

IV ЧЕТВЕРТЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.04 с.)