Модели и функции коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели и функции коммуникации



 

В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации. Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации, разработанная известным американским социологом Г. Лассуэлом и включающая пять элементов: 1) кто? (передает сообщение); 2) что? (передается); 3) как? (осуществляется передача); 4) и кому? (направлено сообщение); 5) с каким эффектом?

В лассуэлловской модели, таким образом, выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса:

источник коммуникации (коммуникатор, т. е. отправитель сообщения);

сообщение (содержательная сторона коммуникаций);

канал (способ и средство передачи сообщения);

аудитория (адресат, мишень);

эффективность (уровень передачи и приема интенций).

Г. Лассуэл выделил три основные функции коммуникации как процесса по своей сути управленческого:

• наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы представляемому обществу и определения возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и/или его составных частей;

• корреляция соотношения составных частей этого общества при его реализации на «поведение» окружающей среды;

• передача социального наследия от поколения к поколению.

Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и полноты коммуникативной функции культуры. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается только объектом коммуникационного воздействия. Дело в том, что результат коммуникации – не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения слушателя (зрителя, читателя), это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реципиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором. Поэтому в дополнение к бихевиористической по существу модели Лассуэла в середине 50‑х гг. XX в. появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом, которая исходит из признания равноправности субъектов коммуникации – и коммуникатора, и реципиента, связанных как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как реализация такого интереса с помощью передаваемых сообщений. Эффект же коммуникационного взаимодействия проявляется в сближении или отдалении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что фактически означает расширение либо, напротив, сужение возможностей их взаимопонимания и сотрудничества.

Такой подход выдвигает на первый план достижение согласия между партнерами по коммуникации. А коммуникация представляет собой такой обмен идеями, символами, значениями, ценностями, благодаря которому согласие поддерживается, развивается или разрушается.

Общая теория коммуникации, разработанная канадским социологом Г. Маклуэном, базируется на идее о том, что развитие коммуникативных средств определяет как общий характер культуры, так и смену исторических эпох. Маклуэн положил в основу развития коммуникационного процесса эволюцию технических средств, выделив следующие этапы его развития:

• возникновение речи и мифологического сознания. Это эпоха племенных культур, когда общение людей было ограничено рамками устной речи и мифологическим мышлением, придававшим миру целостность, но вместе с тем локальность и замкнутость;

• появление письменности, что отразилось на изменении и типа коммуникации. Введение письменности способствовало надежному сохранению прошлого опыта, значений, знаний и представлений; к тому же возникла возможность принятия новых элементов, хотя бы путем дополнения к прежнему тексту или иной интерпретации старого, которая также может фиксироваться в новом тексте;

• изобретение И. Гутенбергом в XV в. печатного станка, что привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств; 4) широкое распространение современных аудиовизуальных средств коммуникации, которые преобразуют саму среду, в которой живет и общается современное человечество, резко расширяют масштабы и интенсивность его коммуникационных связей со всем миром.

Обычно выделяют следующие функции коммуникации:

информативную, или инструментальную, которая проявляется в циркуляции информации и упорядочении информационных потоков;

интегративную, выраженную в обеспечении связи между различными видами человеческой деятельности, организации обмена деятельностью между людьми и группами;

дестабилизирующую, направленную на создание условий для социальной напряженности и конфликтности в обществе;

культурологическую, проявляющуюся в обеспечении преемственности развития материальной и духовной культуры, трансляции накопленного опыта;

экспрессивную – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний;

контактную – установление и поддержание коммуникативного контакта;

регулятивную – социализация и воспитание, социальный контроль, внедрение социальных норм.

Подчеркнем, что многие из этих функций взаимосвязаны. Так, например, интеграция в обществе немыслима без социального наследования, которое, в свою очередь, может быть действенным лишь при условии его упорядоченности, определенной организации, что во многом обеспечивается системой социальной коммуникации.

 

 


Глава 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.007 с.)