Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология классификации современных систем

Поиск

Технологий

Специализация и интеграция в международном разделении труда способствуют сегментации рынков сбыта товарной продукции и предполагают повышение ее качества и конкурентоспособности.

Системы технологий как комплекс операций в производственной и непроизводственной сферах наиболее полно могут характеризовать “жизненный цикл” различных видов товарной продукции (сырья, полуфабрикатов и заготовок, изделий, научных достижений и др.) и выявлять наиболее важные особенности, влияющие на сбыт продукции, ее цену, стратегию производителей и т.п.

Поэтому представляется, что в рыночных условиях для эффективного процесса управления как экономикой в целом, так и отдельно взятым субъектом хозяйствования важно четко представлять и выявлять закономерности и тенденции, присущие объекту управления, чтобы гибко и адекватно реагировать на быстро изменяющуюся и порой непредсказуемую рыночную ситуацию.

В этой связи формирование систем технологий осуществляется с учетом различных факторов, таких, как приоритетные направления развития экономики предприятия, региона, страны, стран, их правовое поле, производственный и научный потенциал, сырьевая база и др.

Комплекс задач, которые решаются при формировании систем технологий, могут быть сведены к:

1) задачам анализа, когда известны все особенности функционирования системы, ее структура (технологии, рынки сбыта и др.) и не требуется поиск новых решений по усовершенствованию технологической системы;

2) задачам синтеза, когда известен характер функционирования имеющейся системы, ее потенциальные возможности, но не известна структура (оптимальные производственные связи, поставщики сырья и т.д.), которую следует в оптимальные сроки организовать;

3) задачам “ черного ящика” для производства принципиально нового товара в существующей системе технологии не известны ни особенности функционирования, ни структура необходимой для этого системы технологий.

Методология классификации систем технологий может реализовываться через создаваемую или имеющуюся нормативно-методическую базу в виде банков методических, общетехнических и технологических нормативно-технических и стандартизованных документов с учетом результатов деятельности международных организаций по стандартизации. Очевидно, что отечественные стандарты по содержанию и уровню требований не должны отличаться от зарубежных, а требования к продукции должны учитывать требования международной системы сертификации (МСС) и классификации товарной продукции (например, штриховое кодирование и др.). В этой связи больше внимания должно уделяться статистическим методам, которые позволяют проследить и изучить такие закономерности, прежде всего методу классификаций и группировок.

Метод группировок является основой и для применения других методов статистического анализа основных сторон и характерных особенностей изучаемых общественных явлений. По своей роли в процессе исследования метод группировок выполняет некоторые функции, аналогичные функциям эксперимента в естественных науках: посредством группировки по отдельным признакам и комбинации самих признаков представляется возможным выявить закономерности и взаимосвязи явлений в определенных условиях. При использовании метода группировок появляется возможность проследить взаимоотношение различных факторов.

Как ни важна целостная характеристика любой системы, для того, чтобы понять, как она функционирует, как формируются свойственные ей закономерности, а также для того, чтобы управлять и планировать развитие каждой подсистемы и системы в целом, нужны количественные оценки не только по системе, но и по отдельным подсистемам, типическим группам и другим частям системы. В связи с этим необходимо решить вопрос о том, на какие подсистемы, классы, группы и подгруппы должна быть разделена изучаемая совокупность, чтобы обеспечить возможность глубокого и всестороннего анализа явлений.

Расчленение изучаемой совокупности на однородные группы по определенным существенным, характерным признакам с целью выделения типов явлений, изучения их структуры и взаимосвязей называется статистической группировкой.

Учитывая, что необходимость группировки обусловливается, прежде всего, наличием качественных различий между изучаемыми явлениями, первую задачу группировок можно сформулировать как задачу выделения в составе массового явления тех его частей, которые однородны по качеству и условиям развития и в которых действуют одни и те же закономерности влияния факторов. В результате такой группировки выделяются социально-экономические типы, a отсюда и название группировки - типологическая.

С задачами типологической группировки тесно связаны и две другие задачи группировок:

1) характеристика структуры и структурных сдвигов в исследуемой совокупности;

2) выявление взаимосвязи между отдельными признаками изучаемого явления.

Выделенные в результате типологической группировки отдельные типы явлений изучаются с точки зрения их состава. Расчленение однородной в качественном отношении совокупности единиц на группы, характеризующие строение совокупности, ее структуру, называется структурной группировкой. Необходимость в таких группировках возникает потому, что однородность, однокачественность явлении, элементов, входящих в статистическую совокупность, отнюдь не означает их тождественности.

При помощи структурных группировок нельзя объяснить причины выявленных закономерностей и их изменения во времени и пространстве. Для того чтобы ориентироваться в сложных причинно-следственных связях, необходимо концентрировать внимание на изучение связей между главными, решающими факторами и результативными показателями в однородной совокупности. Группировки, применяемые для решения этой задачи, называются аналитическими.

Основные задачи, которые решаются при помощи статистических группировок, тесно связаны между собой, взаимно переплетаются, дополняют друг друга. Так, выделение социально-экономических типов и размеров неразрывно связано с изучением структуры явлений общественной жизни, а это, в свою очередь, дает возможность определять взаимосвязь между установленными типами и признаками, их характеризующими.

Чтобы группировки были научно обоснованными, необходимо соблюдать в процессе их проведения определенные принципы и правила. К числу важнейших вопросов теории группировок относится выбор группировочного признака и определение интервала группировки.

Выбор группировочных признаков всегда должен быть основан на анализе качественной природы исследуемого явления. Всесторонний теоретико-экономический анализ сущности и закономерностей развития явления должен быть направлен на то, чтобы в соответствии с целью и задачами исследования положить в основание группировки существенные признаки.

Группировка может производиться как по одному, так и по нескольким признакам одновременно. Использование одного признака, характеризующего лишь одну сторону, одну черту в развитии явления, может привести к искажению действительности, поскольку в последней, как правило, переплетаются различные противоположные тенденции и направления. Множественность признаков, характеризующих объекты, является следствием многосторонности и многообразия реальных связей между объектами. Только совокупность признаков позволяет отобразить процессы развития, всесторонне выявить реальные связи, взаимоотношения отдельных сторон процесса.

В зависимости от вида группировочных признаков различают группировки:

1) по количественным признакам;

По качественным признакам.

При группировке по количественному признаку нужно установить количество групп, на которые следует разбить весь диапазон изменений количественного признака, и в соответствии с числом групп определить интервалы группировки.

Вопрос о количестве групп, а, следовательно, об интервалах группировки решается по-разному при типологических группировках и при выделении групп внутри типов. Количественную сторону массовых общественных явлений исследует прикладная статистика, опираясь на конкретные положения экономической теории, результаты функционирования систем технологий, исследует на основе анализа количественных изменений группировочных признаков, определяя и исключая взаимоприемлемые решения (например, в кодах 1 и 0). Интервал группировки - промежуток между двумя значениями количественного группировочного признака, в пределах которого все значения признака относятся к одной группе.

Количество выделяемых групп может зависеть и от характера вариации изучаемого показателя. Если в качестве группировочного используется дискретный признак, то есть признак, способный принимать только некоторые определенные значения, и он варьирует в узких пределах, то число выделяемых групп соответствует количеству вариантов значения признака. Когда же дискретный признак варьирует в широких пределах и, следовательно, имеет много значений, тогда образуются интервалы. Если вариация признака проявляется в сравнительно узких границах и распределение носит более или менее равномерный характер, то устанавливаются равные интервалы. Величина интервала в этом случае определяется путем деления размаха вариации на число групп. Неравные интервалы применяются при группировках, которые охватывают массу единиц неоднородной совокупности с неравномерными и значительными колебаниями признака.

Для типологической группировки обычно больше подходят неравные интервалы, так как одинаковое количество единиц, имеет разное экономическое или социальное значение на разных уровнях группировочного признака. Но бывает и так, что одно и то же качество в разных условиях измеряется разным количеством. Интервалы по одному и тому же признаку, но разные по размерам для разных совокупностей называются специализированными.

При группировке по атрибутивным (качественным) признакам статистическая совокупность распределяется па столько групп, сколько разновидностей имеет признак.

Если атрибутивный признак имеет большое количество разновидностей и перечислить их все не представляется возможным или целесообразным, то для обоснованного объединения их в группы разрабатывают классификацию разновидностей, то есть сходные по основным особенностям разновидности объединяются в группы (классы).

Классификации также являются группировками единиц совокупности. Но это особые группировки. Под классификацией обычно понимается более устойчивое разграничение единиц наблюдения, чем при группировке. Используются классификации в течение длительного времени, хотя со временем, отразив происходящие изменения в объекте наблюдения, классификации могут подвергаться более или менее существенным изменениям. Утверждаются классификации, как правило, в качестве национального или международного стандарта.

Любая классификация может состоять из нескольких уровней, то есть выделенная на первом этапе классификационная группа может в дальнейшем детализироваться и т.д. Необходимость и степень детализации классификационных групп определяется целью и задачами статистического исследования.

Широко используются классификации отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности, основных фондов, промышленно-производственного персонала, промышленной продукции, типовых технологических систем, товаров, например товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, системы единой ассоциации нумерации.

В рыночных условиях возникает необходимость в создании информационных структур для повышения эффективности обменных процессов между хозяйствующими субъектами, например, для поиска потенциальных партнеров целью сотрудничества без участия посреднических организаций. Для этого информационные фирмы выпускают специальные каталоги, включающие в себя сведения о предприятиях всех видов деятельности в определенной стране или регионе. Основой создания таких справочных изданий является статистический метод группировок.

Использование этого метода можно рассмотреть на примере составления подобного справочника всемирной информационной системы КОМПАСС, деятельность которой уже распространяется по всей территории Украины. Чтобы облегчить поиск интересующей фирмы по каталогу, осуществляется следующая группировка. Сначала все виды деятельности разбиваются на укрупненные классы: продукты и сырье; производство; строительство и коммунальные работы; торговля; туризм; транспорт, связь, услуги; отдых.

Далее указанные классы конкретизуются и кодируются на двухзначном уровне по отраслям: например, 34 - первичная продукция из металлов.

После этого осуществляется кодирование на четырехзначном уровне по направлению деятельности.

По такой же схеме осуществляется кодирование и в других системах классификации: Единая система конструкторской документации (ЕСКД), товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, штриховое кодирование и др.

Таким образом, зная продукцию или услугу, которую желает купить или продать какая-либо организация, можно легко найти фирмы, производящие ее или являющиеся дистрибьюторами для установления деловых связей,

Вышеприведенный пример позволяет продемонстрировать актуальность применения метода группировок в современных условиях хозяйствования, подчеркивает целесообразность использования международного опыта в системе технологий, необходимость его заимствования и участия в созданных или создающихся ассоциациях товаропроизводителей.

В последние годы в международной и внутренней торговле многих стран применяется автоматическая идентификация товаров - штриховое кодирование.

Применение штрихового кодирования в оптовой торговле заключается в том, что полностью исключается ручной труд за счет автоматизированной обработки данных при формировании товарных партий. Штриховое кодирование позволяет избежать неточностей и ошибок в товаросопроводительных документах.

Еще более актуален и перспективен вопрос внедрения товарного кодирования в розничной торговле. За счет его использования увеличивается объем продажи на 30%, ускоряется проведение инвентаризации, предотвращается применение различных способов обмана покупателей.

С помощью унифицированного машиночитаемого товарного кода обеспечивается эффективный контроль и учет товарной массы.

Впервые штриховое кодирование стали применять в США в 60-е годы двадцатого века при идентификации железнодорожных вагонов, а в 1973 году был разработан универсальный штриховой товарный код. Он имеет следующие преимущества:

· считывается в любом направлении независимо от места его расположения на упаковке;

· более устойчив к износу и повреждениям;

· требует меньше затрат на внедрение.

В 1927 году была учреждена международная ассоциация о товарной нумерации - Ассоциация ЕАН, - которая в настоящее время объединяет более 60 государств. Система ЕАН представляет собой международный стандарт, в соответствии с которым осуществляется разработка технических средств для нанесения и считывания кодовых обозначений, а также сбор и обработка коммерческой информации в сфере производства и распределения.

Код ЕАН - это набор цифр и штрихов расположенных по особой системе. Набор цифр, состоящих из 13 знаков (ЕАН 13), называется кодом полной длины. Он подразделяется на четыре части:

• первые 2-3 цифры обозначают код страны;

• следующие 4-5 цифр - код изготовителя;

• следующие 5 цифр - код для идентификации товара; последняя цифра - контрольная.

Первые 2-3 цифры, так называемый национальный префикс (код страны), присваивается Ассоциацией ЕАН, остальные коды - национальными организациями.

Для изделий в мелкой расфасовке разработан и действует альтернативный вариант кода ЕАН, состоящий из восьми цифр (ЕАН 8), который называется кодом сокращенной длины.

Возможен вариант, когда код страны состоит из 3-х цифр, тогда код изготовителя состоит из 4-х цифр. Штриховое изображение, называемое полезной частью кода ЕАН, состоит из четырех зон (двух светлых, двух темных), которые формируются семью сегментами (модулями). В зависимости от расположения модулей возникают соответствующие комбинации штрихового изображения.

Следовательно, код ЕАН - это символ, который с помощью сканирующего устройства можно расшифровать. Сканирующее устройство оптическим лучом считывает комбинацию темных и светлых штрихов и путем сравнения с заложенными в память ЭВМ образцами декодирует эту информацию в буквенное и цифровое обозначение.

В настоящее время товарное кодирование с помощью машиночитаемых штриховых кодов получило широкое распространение как инструмент повышения качества и выхода продукции государств на международный рынок.

 

3. Технологическая система в материальной сфере товарного производства

 

3.1 Этапы технологической системы

 

Независимо от того, какие производятся изделия, в материальной сфере



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.183 (0.013 с.)