![]() ТОП 10:
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в управление персоналом
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»
Заочный факультет
Введение в управление персоналом Конспект лекций
Санкт-Петербург
Конспект лекций по дисциплине «Введение в управление персоналом» предназначены для самостоятельного изучения студентами первого курса заочного обучения (направление «Управление персоналом», профиль «Управление персоналом организации»). В нем изложены основные темы курса, раскрываются цели, задачи и значение дисциплины в подготовке бакалавров, рассматриваются этапы трансформации вуза от Высшего авиационного училища до Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, его организационная структура, история подготовки специалистов по управлению персоналом, содержание профессиональной деятельности и перспективы работы менеджера по персоналу, организация учебной деятельности в СПбГУ ГА и другие вопросы.
Курс разработан доцентом кафедры № 3 истории и управления персоналом, канд. ист. наук Кузнецовым В.Н.
ВВЕДЕНИЕ Управление для России – это ее многовековая боль. И действительно, обладая огромным профессиональным потенциалом, несопоставимым с другими странами природными ресурсами (в 2 раза больше, чем США, в 6 раз – чем в Германии, 20 раз – чем в Японии), Россия по уровню благосостояния подавляющего большинства своих граждан не может сравниться ни с одной промышленно развитой страной. В числе многих причин такого положения – качество управления вообще и управления профессиональными возможностями человека в организации (предприятии) в частности. Сегодня сама жизнь требует овладения практикой, именуемой управлением персоналом (управлением человеческими ресурсами). К сожалению, приходится констатировать, что нынешняя управленческая среда – большинство руководителей и специалистов кадровых служб как в сфере бизнеса, так и системе государственного управления – не способна эффективно управлять трудовым потенциалом персонала организации. Для этого требуется высокий уровень профессионализма в области управления персоналом. Многие из современных руководителей, по-прежнему, рассматривают человека как придаток экономической системы, как экономический ресурс. Это относится и к гражданской авиации, переживающей к тому же сложный период в своем развитии. Он характеризуется обострением конкуренции на рынке авиационных работ и услуг, трудовых ресурсов, дефицитом высококвалифицированных управленческих кадров, изменением требований к управленческому персоналу и кадровому менеджменту. Данные проблемы явились следствием общих процессов, протекавших в стране и мире во второй половине XX века. С одной стороны, их появление было обусловлено развитием научно-технического прогресса, ростом уровня образования и культуры людей, падением рождаемости населения в индустриально развитых странах, урбанизации и др., а, с другой стороны, явились следствием глубокой экономической, социальной, политической и духовной трансформации российского общества, развернувшейся в начале 90-х гг. XX века. Однако демократические преобразования, связанные с разрушением командно-административной системы, предоставлением организациям самостоятельности, развитием рыночных отношений и предпринимательства имели для гражданской авиации неоднозначные последствия. Став полноправными собственниками самолетно-вертолетного парка и другого имущества, коллективы большинства авиапредприятий и авиакомпаний, тем не менее, не смогли воспользоваться плодами самостоятельности из-за ряда объективных и субъективных причин. В процессе непродуманной и поспешной приватизации авиапредприятий, проведенной в начале 1990-х гг., в нашей стране возникло около 500 независимых авиакомпаний. В настоящее время осталось около 120, однако более 80 % объемов авиаперевозок обеспечивают только 15 авиакомпаний. При этом на долю таких ведущих авиакомпаний, как «Аэрофлот-российские авиалинии», «Трансаэро» «ЮТэйр», «Сибирь», «Россия» [данные 2014 г.], приходилось более 60 % объемов работ. Рынок авиаперевозок находится в постоянном движении: слабые компании исчезают – либо разоряются, либо лишаются лицензии за неспособность обеспечить надлежащий уровень безопасности полетов, крупные авиакомпании наращивают объемы авиаперевозок. В целом же воздушные перевозки пассажиров сократились к началу 2001 г. по сравнению с 1991 г. в 4 с лишним раза, а объемы авиационных работ в народном хозяйстве – в 5 раз. В последующие годы ситуация заметно улучшилась, но еще далека от той, которая существовала в советский период. По официальным данным, услугами гражданской авиации пользуются лишь 5-7% населения России. По показателю авиационной подвижности россияне уступают американцам в 10 раз, а европейцам - в 7 раз [Гражданская авиация, 2012, № 1-2]. Новые рыночные условия требуют современных подходов к управлению людьми, использования позитивного опыта, накопленного в передовых зарубежных и отечественных организациях в последние десятилетия XX века. Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и концентрация научного и производственного потенциала. Прогресс технологий и связанный с ним рост конкуренции привели к осознанию ключевой роли человеческого фактора в производственной деятельности. Произошли также большие перемены в структуре рабочей силы, вырос образовательный и культурный уровень работников, изменились их ценностные ориентации и мотивационные установки у молодежи. Следствием этого явилось признание на Западе человека ведущим фактором развития экономики. Человеческие ресурсы превратились в стратегический ресурс организации. Новые подходы к управлению людьми на производстве постепенно утверждаются и в отечественной практике. Причем, развитие теории и практики управления персоналом в отечественных условиях происходит более быстрыми темпами, чем в других странах. Наиболее интенсивное развитие УП приобрело в банковских, финансовых, компьютерных, торговых и других отечественных компаниях. Однако на многих предприятиях в сфере материального производства и транспорта, в том числе и гражданской авиации, этот процесс идет очень медленно и противоречиво. Основной причиной торможения социально-экономического развития авиапредприятий является дефицит компетентных, мыслящих по-новому, управленческих кадров. По экспертным оценкам, около 80% современных топ-менеджеров не имеют опыта работы в гражданской авиации, а многие из них – профильного образования [Транспорт России, 2015, № 2.С.30]. Изменить социально-экономическую ситуацию на воздушном транспорте к лучшему может обновление управленческого корпуса руководителями нового типа, обладающими такими ключевыми деловыми и личными качествами, как: знание и понимание специфики авиационного производства, роли человеческого фактора в его развитии и обеспечении безопасности полетов, стратегическое мышление, гражданственность, социальная ответственность, владение современными кадровыми технологиями, составляющими основу профессиональной компетентности,. Однако решить столь сложную проблему в кратчайшие сроки невозможно, о чем свидетельствует опыт последних десятилетий. Несмотря на издание большого числа специальной литературы по менеджменту, наличие разветвленной системы учебных заведений, институтов, курсов по подготовке и переподготовке руководящего состава, названная проблема далека от своего решения. Тем не менее, выход из трудного положения есть. Он заключается в формировании системы целенаправленного обучения, переподготовки и отбора квалифицированных управленческих кадров, создание современных кадровых служб (служб управления персоналом), укомплектованных специалистами по направлению «Управление персоналом» (квалификация «бакалавр»). Получение ими комплекса глубоких знаний в области управления человеческими ресурсами, экономики, трудового права, социологии, психологии и других гуманитарных наук создаст необходимую базу для применения на практике новых подходов, принципов и методов эффективного управления авиационным персоналом. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Объект, предмет, содержание и задачи дисциплины «Введение в управление персоналом». 2. Общие сведения о вузе. История и традиции СПБ ГУ ГА. 3. История развития и современные тенденции управления персоналом как науки и области профессиональной деятельности. 4. Характеристика профессиональной деятельности выпускника бакалавриата по направлению «Управление персоналом». 5. Компетенции выпускника-бакалавра, формируемые в процессе обучения. 6. Характеристика дисциплин учебного плана, формирующих профессиональные компетенции специалиста по управлению персонала. 7. Организация учебно-методического и информационного обеспечения студентов. 8. Организация самостоятельной работы студентов. 9. Научно-исследовательская работа студентов.
Тема 1. Объект, предмет, цели и задачи дисциплины «Введение в управление персоналом».
Объектом дисциплины «Введение в управление персоналом» являются теоретические вопросы становления науки и практики управления персоналом, требования к специалисту по управлению персоналом, структура и содержание образовательных программ, пути и методы их освоения студентами. Предмет изучения - система учебных дисциплин, методик и способов формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых специалистам по управлению персоналом. Цель дисциплины «Введение в управление персоналом» заключается в том, чтобы помочь студентам Заочного факультета СПб ГУ ГА, специализирующимся по направлению «Управление персоналом» (квалификация «Бакалавр») ознакомиться с требованиями к выпускникам бакалавриата, условиями овладения студентами общекультурными и профессиональными компетенциями специалиста по управлению персоналом, направлениями, формами и методами повышения уровня и качества учебной работы. Изучение данной дисциплины предполагает решение следующих задач: - введение студентов в круг проблем управления персоналом; - обеспечение более быстрой адаптации студентов к условиям обучения; - ознакомление студентов с основными формами и методами учебной работы; - овладение навыками научной организации умственного труда. Будущему специалисту в период обучения в Университете важно получить полное представление о выбранной профессии. Студентам нередко трудно самостоятельно определить, какова связь между разнообразными изучаемыми дисциплинами и его профессиональной деятельностью, что нужно знать и уметь для успешной учебной и практической деятельности. Ответы на эти вопросы позволят студенту целенаправленно работать над своим развитием, не утратить интереса к выбранной специальности. В результате изучения дисциплины студент должен познакомиться с содержанием и основными видами предстоящей деятельности, овладеть знаниями, умениями и навыками самообразовательной деятельности. Дисциплина «Введение в управление персоналом» входит в «Профессиональный цикл. Вариативная (профильная) часть». У студентов, приступающих к изучению дисциплины, должны быть сформированы такие общекультурные и профессиональные компетенции, как: -осознание социально-экономической значимости будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; - знание основ профориентации персонала и умение применять их на практике; - знание видов, форм и методов обучения персонала; - владение навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готовность транслировать их своим коллегам. В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: Знатьсоциальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. Уметь стремиться к личностному и профессиональному саморазвитию, расставлять приоритеты, ставить личные цели, учиться на собственном опыте и опыте других. Владеть этическими ценностями (уважение человеческого достоинства, честность, открытость, справедливость, порядочность, доброжелательность, терпимость).
Основы теории управления Теория управления: управление как потребность и как фактор успеха деятельности, сущность и содержание управления, место теории управления в системе современных знаний, специфика управленческой деятельности, современные проблемы управления. Генезис теории управления: управленческие революции, возникновение научной теории управления, классификация подходов и школ управления, национально-региональные модели управления, истоки и тенденции развития российского управления. Закономерности и принципы управления: субъективные и объективные факторы в управлении; закономерности управления, зависимость процессов управления функционированием и развитием, соотносительность субъекта и объекта управления, соответствие целей управления целям организации; классификация принципов управления. Функциональные основы теории управления: разделение, специализация и кооперация управленческого труда; функциональная организация труда работников управления; общие и специализированные функции управления, потребность в системе управления. Процесс и механизм управления: понятие процесса управления; операции процесса управления; свойства, характеристики и основные этапы процесса управления; типология процессов управления; понятие механизма управления, стихийное и сознательное формирование механизма управления; нравственные ограничения в использовании средств управления. Ресурсы управления: человеческие, материальные, информационные, финансовые ресурсы управления; роль человека в процессах управления; информация как ресурс управления, информационные системы и технологии; экономическое содержание ресурсов управления. Цели и целеполагание в управлении: роль цели в организации и осуществлении процессов управления, классификация целей, построение дерева целей; сочетание разнообразия целей и функций менеджмента; система управления по целям; стратегия и тактика управления. Разработка управленческих решений: понятие и классификация управленческих решений, основополагающие элементы деятельности, условия и критерии принятия решений, процесс и модели принятия управленческих решений, реализация управленческих решений. Управление коммуникациями: роль коммуникаций в деятельности организации, классификация коммуникаций, уровни и виды коммуникаций, коммуникационный процесс, принципы управления коммуникациями. Система управления: понятие системы управления, распределение функции, полномочий и ответственности, принципы построения систем управления, факторы формирования систем управления; понятие звена управления, разработка комплекса функций обособляемого звена системы управления, типология систем управления. Централизация и децентрализация управления: полномочия и факторы их распределения; делегирование полномочий в процессах управления, функциональное содержание полномочий; выбор и регулирование степени централизации управления. Отношения власти в системе управления: понятие и типология власти; власть и авторитет менеджера; признаки, факторы и проявления неуправляемости; источники власти в управлении организацией; партнерство в процессах менеджмента. Мотивация деятельности в управлении: мотивы деятельности человека и их роль в управлении, основные понятия и логика процесса мотивации, факторы формирования мотивов труда; использование мотивации в практике менеджмента; факторы эффективности мотивации; современные концепции мотивации. Лидерство и стиль управления: процессы формирования и основные составляющие лидерства, формальные и неформальные факторы лидерства, проявление лидерства в стиле управления, тенденция развития стиля управления. Групповая динамика и конфликты: роль группы в поведении и деятельности человека, формирование групп, взаимодействия в группе и в организации; возникновение, проявление и разновидности конфликтов, влияние конфликтов на управление. Организационные изменения и развитие: природа процесса изменений, организация проведения изменений, внедрение изменений; развитие как фактор стабильности и эффективности, управление функционированием и управление развитием; инновационность и стратегии развития. Управление качеством и качество управления: качество как объект и характеристика управления, основные черты и особенности управления качеством, разновидности систем управления качеством: зарубежный и отечественный опыт. Маркетинг персонала Маркетинговые концепции управления персоналом: внешняя и внутренняя маркетинговая (в области персонала) среда организации; состав и содержание внешних, промежуточных и внутренних факторов маркетинговой среды; концепции маркетинга персонала, основные подходы к их трактовке. Использование различных маркетинговых концепций на этапах развития маркетинга персонала. Понятийный аппарат маркетинга персонала. Принципы маркетинга персонала; сходства и различия между маркетингом товаров (услуг) и маркетингом персонала. Взаимосвязь маркетинга персонала с кадровой политикой организации. Формирование системы управления маркетингом персонала в организации: постановка и структуризация целей маркетинга персонала; целеполагание в маркетинге персонала по уровням управления в организации; сущность, формирование и классификация функций маркетинга персонала, выделение комплексных и частных функций маркетинга персонала; место маркетинга персонала в организационной структуре службы управления персоналом; сущность маркетингового подхода при выполнении различных функций системы управления персоналом. Требования к персоналу и запросы к работодателю: этапы формирования требований к персоналу со стороны организации; различные подходы к классификации и содержанию требований к персоналу; принципы выделения классификационных групп требований к персоналу; способы определения состава и значимости требований (запросов) к работодателю, основные подходы к их анализу и дальнейшему использованию; выявление и классификация требований к персоналу и к работодателю как предпосылка разработки стратегии маркетинга персонала; требования (запросы) к работодателю со стороны различных целевых групп; сегментирование рынка труда на основе требований к персоналу и к работодателю. Факторы сегментирования и определение целевых групп персонала. Роль маркетинга персонала в формировании трудового потенциала организации: маркетинговый подход к решению задач отбора персонала в организации; источники и пути покрытия потребности в персонале, их выбор в зависимости от ситуации на рынке труда; основные методы определения количественной потребности в персонале. Имидж организации и его использование в маркетинге персонала: значение имиджа организации для ее позиционирования на рынке труда, составные части имиджа организации и факторы его формирования, способы оценки имиджа организации и использование результатов для позиционирования организации на рынке труда. Информационная, коммуникативная и ценовая функции маркетинга персонала: маркетинговые исследования и маркетинговая информация в области персонала, виды, содержание, способы получения и обработки маркетинговой информации в области персонала; содержание и направления использования коммуникативной функции маркетинга персонала, способы применения коммуникативной функции организации-работодателя на рынке труда, оценка эффективности каналов коммуникации в маркетинге персонала; реализация конкретных путей покрытия потребности в персонале в зависимости от целей организации и ситуации на рынке труда; определение затрат и формирование цены на приобретение и использование персонала. Основы кадровой политики и кадрового планирования Кадровая политика организации: её сущность и основные элементы. Основные направления кадровой политики. Исходные документы для формирования кадровой политики организации. Научное и методическое обеспечение кадровой политики. Зависимость кадровой политики организации от кадровой политики государства. Соотношение целей организации и концепции кадровой политики организации. Типы кадровой политики. Открытая и закрытая кадровая политика. Содержание и задачи кадровой политики. Этапы построения и оценка выбора кадровой политики. Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Место и роль планирования в кадровом менеджменте. Вторичность кадрового планирования по отношению к внутриорганизационному планированию. Классификация планов по персоналу. Принципы и методы кадрового планирования. Алгоритм кадрового планирования. Причины неудач в планировании и пути их устранения. Сущность планирования потребности в персонале. Показатели количественной потребности в персонале. Основные методы определения количественной потребности в персонале. Планирование и анализ показателей по труду, расходов на персонал. Нормирование и учет численности персонала, оценка затрат на персонал. Взаимосвязь количественной и качественной потребностей в персонале. Показатели качественной потребности в персонале. Пути получения и анализ информации, формирующей качественную потребность. Трудовое право Понятие и особенности предмета трудового права; система трудового права, институты и сфера действия трудового права, соотношение с другими отраслями российского права; трудовые отношения: понятие, стороны, основания возникновения, специфические черты. Принципы и источники трудового права: понятие и классификация принципов; значение общеправовых принципов для правового регулирования трудовых отношений; понятие и виды источников трудового права, роль общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в правовой системе Российской Федерации; локальные нормативные акты как источники трудового права. Субъекты трудового права:; работники как субъекты трудового права; понятие и виды работодателей, права и обязанности работодателя; представители работников и их виды; основные функции, права, обязанности, ответственность и гарантии деятельности профсоюзов; органы социального партнерства и их роль в договорном регулировании трудовых отношений, формировании и реализации государственной политики в сфере труда; понятие и виды представителей работодателей; органы надзора и контроля за соблюдением актов, содержащих нормы трудового права; органы и лица, рассматривающие индивидуальные и коллективные трудовые споры. Социальное партнерство: понятие и значение социального партнерства в сфере труда, стороны, основные принципы, система и формы социального партнерства, органы социального партнерства; предмет и порядок ведения коллективных переговоров, урегулирования разногласий. Понятие и содержание коллективного договора, порядок разработки, заключения, изменения и дополнения коллективного договора. Трудовой договор: понятие и стороны трудового договора, содержание трудового договора, виды трудовых договоров, особенности трудовых договоров с отдельными категориями работников, гарантии при заключении трудового договора; общие основания прекращения трудового договора, общий порядок оформления прекращения трудового договора, особенности прекращения срочного трудового договора; общие основания и порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя; прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон; прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора; последствия незаконных увольнений. Рабочее время, время отдыха: понятие и виды рабочего времени, нормальная продолжительность рабочего времени, нормированный и ненормированный рабочий день; работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени; режим и порядок учета рабочего времени; понятие и виды времени отдыха, виды перерывов в течение рабочего дня (смены) и их значение, виды отпусков. Оплата труда: составные части заработной платы и ее отличие от вознаграждения по гражданско-правовым договорам, системы и формы оплаты труда, правила выплаты заработной платы, ограничение случаев и размеров удержаний из заработной платы, оплата труда в случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей, при изготовлении продукции, оказавшейся браком, порядок оплаты времени простоя. Дисциплина труда: правила внутреннего трудового распорядка, их содержание и порядок утверждения; основание привлечения к дисциплинарной ответственности; виды дисциплинарных взысканий, порядок их применения, снятия и обжалования; условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников: основания и порядок установления особенностей регулирования труда; особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями; особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет; особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации. Трудовые споры: виды трудовых споров; понятие индивидуального трудового спора, его предмет и субъекты, органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и их компетенция; понятие коллективного трудового спора, его предмет и стороны, порядок разрешения коллективного трудового спора; понятие забастовки, порядок объявления и проведения забастовки; ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах. Организационное поведение Актуальность проблем организационного поведения в современной социально-экономической ситуации. Научные основы объяснения поведения людей: разнообразие поведения людей, поведение как форма человеческой активности, психологические теории поведения, поведение как предмет социологии, социальное поведение и его виды, механизм поведения, формы социального контроля поведения, теоретические модели организационного поведения. Личность и организация: понятие и модели личности, стороны и динамика психологического контракта, сущность и составляющие процесса организационной адаптации, формы поведения сотрудников в адаптационный период, организационная сторона адаптации, мотивация поведения на работе, карьерный рост, лояльность и преданность персонала, социально-психологический механизм увольнения. Группа в организации: группа как составной элемент организационной структуры, понятие и типология социальных групп, формальные и неформальные группы, влияние неформальных групп на деятельность организации, регуляторы поведения в группах; целевые группы и их особенности; проблемная группа, поведенческие стереотипы участников проблемных групп; формирование и развитие групп в организациях; структурное подразделение как субъект организационного поведения. Социальное поведение и изменение организации: понятие социального поведения организации, корпоративная социальная ответственность, социальное поведение и экономические результаты деятельности компаний, теоретические основы социально-ответственного поведения компаний, современная парадигма социального поведения бизнес- организаций; жизненный цикл организации, теории и модели жизненного цикла организации; выживание как стратегия управления организацией. Официальные средства регулирования организационного поведения: виды детерминации организационного поведения, технологическая детерминация организационного поведения, формальная регламентация трудового поведения работника; понятие власти, источники, средства установления, поддержания и осуществления власти в организации; лидерство и руководство как функции и социальные роли, эволюция типов и стилей лидерства, классические и современные теории лидерства, эффективность лидерства. Коммуникации в организациях: роль коммуникаций в управлении организацией, коммуникационные процессы в организации, теоретические модели организационных коммуникаций, коммуникация как необходимый элемент сложных систем, основные виды коммуникаций в организации, средства коммуникации, формальные и неформальные коммуникации, эффективность коммуникаций. Поведенческий аудит: понятие и этапы поведенческого аудита, выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью, измерение поведенческих событий, функциональный анализ поведения, стратегия позитивного подкрепления, стратегия комбинирования наказания и позитивного подкрепления, оценка результатов внедрения. Организационное поведение в перспективе: смена моделей организационного поведения, преимущества поддерживающей и коллегиальной моделей, создание условий для удовлетворения потребностей более высокого уровня персонала, основные подходы к совершенствованию рабочих взаимодействий: системный, социотехнический, ситуационный, социальный. Будущее организационного поведения. Рынок труда Понятие занятости и управления трудовыми ресурсами. Трудовые ресурсы, их формирование и использование. Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория. Основные понятия, связанные с трудовыми ресурсами. Основные категории населения, входящие в состав трудовых ресурсов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов. Формирование и использование трудовых ресурсов; факторы, влияющие на численность трудовых ресурсов по возрастным группам. Изменение численности трудовых ресурсов и всего населения и их взаимосвязь. Занятость населения. Социально-экономическая сущность занятости. Различные трактовки занятости. Статус и отношения в занятости. Отношения занятости. Эффективность занятости, ее характеристики. Трудовая миграция населения. Безработица: понятие, основные типы, оценка уровня. Основные понятия и проблемы, связанные с безработицей. Типы безработицы, их классификация. Методы оценки и показатели безработицы. Социально-экономические издержки безработицы. Основные положения теории безработицы в рыночной экономике. Особенности и причины возникновения безработицы в России. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы: Понятие рынка труда. Структура рынка труда. Механизм действия рынка труда. Классификация рынков труда. Взаимосвязь рынков труда с рынками других ресурсов. Спрос и предложение на рынке труда. Прогнозирование рынка труда. Политика на рынках труда. Конкурентоспособность организации на рынке труда. Государственное регулирование рынка труда и занятости: Управление занятостью на уровне государства. Законодательные акты по занятости. Выбор стратегии регулирования рынка труда. Институциональная поддержка политики на рынке труда. Основные методы регулирования. Основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения. Задачи государственной политики занятости. Пассивная и активная политики занятости. Механизм реализации мер государственной политики занятости. Государственная служба занятости. Финансовые рычаги воздействия на занятость населения. Обеспечение занятости на предприятиях и их взаимосвязь со службами занятости: Обязательства предприятий в области обеспечения занятости. Деятельность служб управления предприятием по обеспечению занятости. Роль предприятий в регулировании ситуации на региональном рынке труда. Система анализа и регулирования внутреннего рынка труда предприятий на региональном уровне. Эффективность мероприятий по сохранению и использованию квалифицированных работников предприятия в условиях перехода к рынку. Налогообложение предприятий и его направленность на стимулирование занятости. Сокращение рабочей силы: политика и мероприятия по защите высвобождаемых работников: Понятие высвобождения работников (сокращения числа занятых). Основные критерии массового высвобождения работников, уровень безработицы и сроки приостановки высвобождения. Информация о массовом высвобождении. Разработка механизма определения дальнейшей судьбы работников несостоятельных, неплатежеспособных предприятий. Стратегии, используемые работодателями при решении проблемы недопущения или сокращения высвобождений. Мероприятия, направленные на обеспечение занятости увольняемых работников. Социальные гарантии и компенсации: Гарантии социальной и материальной поддержки гражданам, потерявшим работу. Программы страхования от безработицы: сущность, цели, задачи. Материальная помощь и добровольное социальное страхование на случай потери работы. Международный опыт регулирования процессов занятости: Проблемы занятости- безработицы за рубежом. Динамика, уровень и факторы безработицы. Основные направления политики занятости в странах с развитой рыночной экономикой и в странах, находящихся в стадии формирования рыночной структуры. Особенности различных стран в управлении занятостью. Проблемы занятости, связанные с молодежью. Конфликтология Основы теории конфликта: сущность и составляющие конфликтологической компетентности; место и роль конфликтов в жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом; возможности прогнозирования и урегулирования конфликтов; позитивные и негативные функции конфликтов; типология конфликтов. Структура и динамика конфликта: структурная и процессуальная модели конфликта; основные элементы конфликта: объективные и субъективные (личностные), характеристика участников конфликта, образ конфликтной ситуации, формы и причины искаженного восприятия конфликта; динамика конфликта: стадии и этапы развития конфликта. Поведение личности в конфликте: индивидуальн-психологические особенности личности, влияющие на развитие конфликтов; внутриличностный конфликт; межличностные конфликты, специфика проявления межличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности; модели поведения личности в конфликтном взаимодействии; определение уровня конфликтности личности и ее стрессоустойчивости; типология конфликтных личностей; методы диагностики конфликтности личности. Источники конфликтов и стрессов в организациях: объективные и субъективные причины возникновения конфликтов; влияние условий труда на возникновение конфликтов; причины и особенности инновационных конфликтов, источники сопротивления инновациям; стрессы как причина возникновения и обострения конфликтов; психологический террор (моббинг) в организации; предпосылки и типы конфликтов в сфере управления; конфликты стиля управления. Предупреждение конфликтов в организациях: система распорядительных |
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.51.159 (0.056 с.) |