Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в управление персоналомСтр 1 из 10Следующая ⇒
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»
Заочный факультет
Введение в управление персоналом Конспект лекций
Санкт-Петербург
Конспект лекций по дисциплине «Введение в управление персоналом» предназначены для самостоятельного изучения студентами первого курса заочного обучения (направление «Управление персоналом», профиль «Управление персоналом организации»). В нем изложены основные темы курса, раскрываются цели, задачи и значение дисциплины в подготовке бакалавров, рассматриваются этапы трансформации вуза от Высшего авиационного училища до Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, его организационная структура, история подготовки специалистов по управлению персоналом, содержание профессиональной деятельности и перспективы работы менеджера по персоналу, организация учебной деятельности в СПбГУ ГА и другие вопросы.
Курс разработан доцентом кафедры № 3 истории и управления персоналом, канд. ист. наук Кузнецовым В.Н.
ВВЕДЕНИЕ Управление для России – это ее многовековая боль. И действительно, обладая огромным профессиональным потенциалом, несопоставимым с другими странами природными ресурсами (в 2 раза больше, чем США, в 6 раз – чем в Германии, 20 раз – чем в Японии), Россия по уровню благосостояния подавляющего большинства своих граждан не может сравниться ни с одной промышленно развитой страной. В числе многих причин такого положения – качество управления вообще и управления профессиональными возможностями человека в организации (предприятии) в частности. Сегодня сама жизнь требует овладения практикой, именуемой управлением персоналом (управлением человеческими ресурсами). К сожалению, приходится констатировать, что нынешняя управленческая среда – большинство руководителей и специалистов кадровых служб как в сфере бизнеса, так и системе государственного управления – не способна эффективно управлять трудовым потенциалом персонала организации. Для этого требуется высокий уровень профессионализма в области управления персоналом.
Многие из современных руководителей, по-прежнему, рассматривают человека как придаток экономической системы, как экономический ресурс. Это относится и к гражданской авиации, переживающей к тому же сложный период в своем развитии. Он характеризуется обострением конкуренции на рынке авиационных работ и услуг, трудовых ресурсов, дефицитом высококвалифицированных управленческих кадров, изменением требований к управленческому персоналу и кадровому менеджменту. Данные проблемы явились следствием общих процессов, протекавших в стране и мире во второй половине XX века. С одной стороны, их появление было обусловлено развитием научно-технического прогресса, ростом уровня образования и культуры людей, падением рождаемости населения в индустриально развитых странах, урбанизации и др., а, с другой стороны, явились следствием глубокой экономической, социальной, политической и духовной трансформации российского общества, развернувшейся в начале 90-х гг. XX века. Однако демократические преобразования, связанные с разрушением командно-административной системы, предоставлением организациям самостоятельности, развитием рыночных отношений и предпринимательства имели для гражданской авиации неоднозначные последствия. Став полноправными собственниками самолетно-вертолетного парка и другого имущества, коллективы большинства авиапредприятий и авиакомпаний, тем не менее, не смогли воспользоваться плодами самостоятельности из-за ряда объективных и субъективных причин. В процессе непродуманной и поспешной приватизации авиапредприятий, проведенной в начале 1990-х гг., в нашей стране возникло около 500 независимых авиакомпаний. В настоящее время осталось около 120, однако более 80 % объемов авиаперевозок обеспечивают только 15 авиакомпаний. При этом на долю таких ведущих авиакомпаний, как «Аэрофлот-российские авиалинии», «Трансаэро» «ЮТэйр», «Сибирь», «Россия» [данные 2014 г.], приходилось более 60 % объемов работ. Рынок авиаперевозок находится в постоянном движении: слабые компании исчезают – либо разоряются, либо лишаются лицензии за неспособность обеспечить надлежащий уровень безопасности полетов, крупные авиакомпании наращивают объемы авиаперевозок. В целом же воздушные перевозки пассажиров сократились к началу 2001 г. по сравнению с 1991 г. в 4 с лишним раза, а объемы авиационных работ в народном хозяйстве – в 5 раз. В последующие годы ситуация заметно улучшилась, но еще далека от той, которая существовала в советский период. По официальным данным, услугами гражданской авиации пользуются лишь 5-7% населения России. По показателю авиационной подвижности россияне уступают американцам в 10 раз, а европейцам - в 7 раз [Гражданская авиация, 2012, № 1-2].
Новые рыночные условия требуют современных подходов к управлению людьми, использования позитивного опыта, накопленного в передовых зарубежных и отечественных организациях в последние десятилетия XX века. Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и концентрация научного и производственного потенциала. Прогресс технологий и связанный с ним рост конкуренции привели к осознанию ключевой роли человеческого фактора в производственной деятельности. Произошли также большие перемены в структуре рабочей силы, вырос образовательный и культурный уровень работников, изменились их ценностные ориентации и мотивационные установки у молодежи. Следствием этого явилось признание на Западе человека ведущим фактором развития экономики. Человеческие ресурсы превратились в стратегический ресурс организации. Новые подходы к управлению людьми на производстве постепенно утверждаются и в отечественной практике. Причем, развитие теории и практики управления персоналом в отечественных условиях происходит более быстрыми темпами, чем в других странах. Наиболее интенсивное развитие УП приобрело в банковских, финансовых, компьютерных, торговых и других отечественных компаниях. Однако на многих предприятиях в сфере материального производства и транспорта, в том числе и гражданской авиации, этот процесс идет очень медленно и противоречиво. Основной причиной торможения социально-экономического развития авиапредприятий является дефицит компетентных, мыслящих по-новому, управленческих кадров. По экспертным оценкам, около 80% современных топ-менеджеров не имеют опыта работы в гражданской авиации, а многие из них – профильного образования [Транспорт России, 2015, № 2.С.30]. Изменить социально-экономическую ситуацию на воздушном транспорте к лучшему может обновление управленческого корпуса руководителями нового типа, обладающими такими ключевыми деловыми и личными качествами, как: знание и понимание специфики авиационного производства, роли человеческого фактора в его развитии и обеспечении безопасности полетов, стратегическое мышление, гражданственность, социальная ответственность, владение современными кадровыми технологиями, составляющими основу профессиональной компетентности,. Однако решить столь сложную проблему в кратчайшие сроки невозможно, о чем свидетельствует опыт последних десятилетий. Несмотря на издание большого числа специальной литературы по менеджменту, наличие разветвленной системы учебных заведений, институтов, курсов по подготовке и переподготовке руководящего состава, названная проблема далека от своего решения. Тем не менее, выход из трудного положения есть. Он заключается в формировании системы целенаправленного обучения, переподготовки и отбора квалифицированных управленческих кадров, создание современных кадровых служб (служб управления персоналом), укомплектованных специалистами по направлению «Управление персоналом» (квалификация «бакалавр»). Получение ими комплекса глубоких знаний в области управления человеческими ресурсами, экономики, трудового права, социологии, психологии и других гуманитарных наук создаст необходимую базу для применения на практике новых подходов, принципов и методов эффективного управления авиационным персоналом.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Объект, предмет, содержание и задачи дисциплины «Введение в управление персоналом». 2. Общие сведения о вузе. История и традиции СПБ ГУ ГА. 3. История развития и современные тенденции управления персоналом как науки и области профессиональной деятельности. 4. Характеристика профессиональной деятельности выпускника бакалавриата по направлению «Управление персоналом». 5. Компетенции выпускника-бакалавра, формируемые в процессе обучения. 6. Характеристика дисциплин учебного плана, формирующих профессиональные компетенции специалиста по управлению персонала. 7. Организация учебно-методического и информационного обеспечения студентов. 8. Организация самостоятельной работы студентов. 9. Научно-исследовательская работа студентов.
Тема 1. Объект, предмет, цели и задачи дисциплины «Введение в управление персоналом».
Объектом дисциплины «Введение в управление персоналом» являются теоретические вопросы становления науки и практики управления персоналом, требования к специалисту по управлению персоналом, структура и содержание образовательных программ, пути и методы их освоения студентами. Предмет изучения - система учебных дисциплин, методик и способов формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых специалистам по управлению персоналом. Цель дисциплины «Введение в управление персоналом» заключается в том, чтобы помочь студентам Заочного факультета СПб ГУ ГА, специализирующимся по направлению «Управление персоналом» (квалификация «Бакалавр») ознакомиться с требованиями к выпускникам бакалавриата, условиями овладения студентами общекультурными и профессиональными компетенциями специалиста по управлению персоналом, направлениями, формами и методами повышения уровня и качества учебной работы.
Изучение данной дисциплины предполагает решение следующих задач: - введение студентов в круг проблем управления персоналом; - обеспечение более быстрой адаптации студентов к условиям обучения; - ознакомление студентов с основными формами и методами учебной работы; - овладение навыками научной организации умственного труда. Будущему специалисту в период обучения в Университете важно получить полное представление о выбранной профессии. Студентам нередко трудно самостоятельно определить, какова связь между разнообразными изучаемыми дисциплинами и его профессиональной деятельностью, что нужно знать и уметь для успешной учебной и практической деятельности. Ответы на эти вопросы позволят студенту целенаправленно работать над своим развитием, не утратить интереса к выбранной специальности. В результате изучения дисциплины студент должен познакомиться с содержанием и основными видами предстоящей деятельности, овладеть знаниями, умениями и навыками самообразовательной деятельности. Дисциплина «Введение в управление персоналом» входит в «Профессиональный цикл. Вариативная (профильная) часть». У студентов, приступающих к изучению дисциплины, должны быть сформированы такие общекультурные и профессиональные компетенции, как: -осознание социально-экономической значимости будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; - знание основ профориентации персонала и умение применять их на практике; - знание видов, форм и методов обучения персонала; - владение навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готовность транслировать их своим коллегам. В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: Знать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. Уметь стремиться к личностному и профессиональному саморазвитию, расставлять приоритеты, ставить личные цели, учиться на собственном опыте и опыте других. Владеть этическими ценностями (уважение человеческого достоинства, честность, открытость, справедливость, порядочность, доброжелательность, терпимость).
Основы теории управления Теория управления: управление как потребность и как фактор успеха деятельности, сущность и содержание управления, место теории управления в системе современных знаний, специфика управленческой деятельности, современные проблемы управления. Генезис теории управления: управленческие революции, возникновение научной теории управления, классификация подходов и школ управления, национально-региональные модели управления, истоки и тенденции развития российского управления.
Закономерности и принципы управления: субъективные и объективные факторы в управлении; закономерности управления, зависимость процессов управления функционированием и развитием, соотносительность субъекта и объекта управления, соответствие целей управления целям организации; классификация принципов управления. Функциональные основы теории управления: разделение, специализация и кооперация управленческого труда; функциональная организация труда работников управления; общие и специализированные функции управления, потребность в системе управления. Процесс и механизм управления: понятие процесса управления; операции процесса управления; свойства, характеристики и основные этапы процесса управления; типология процессов управления; понятие механизма управления, стихийное и сознательное формирование механизма управления; нравственные ограничения в использовании средств управления. Ресурсы управления: человеческие, материальные, информационные, финансовые ресурсы управления; роль человека в процессах управления; информация как ресурс управления, информационные системы и технологии; экономическое содержание ресурсов управления. Цели и целеполагание в управлении: роль цели в организации и осуществлении процессов управления, классификация целей, построение дерева целей; сочетание разнообразия целей и функций менеджмента; система управления по целям; стратегия и тактика управления. Разработка управленческих решений: понятие и классификация управленческих решений, основополагающие элементы деятельности, условия и критерии принятия решений, процесс и модели принятия управленческих решений, реализация управленческих решений. Управление коммуникациями: роль коммуникаций в деятельности организации, классификация коммуникаций, уровни и виды коммуникаций, коммуникационный процесс, принципы управления коммуникациями. Система управления: понятие системы управления, распределение функции, полномочий и ответственности, принципы построения систем управления, факторы формирования систем управления; понятие звена управления, разработка комплекса функций обособляемого звена системы управления, типология систем управления. Централизация и децентрализация управления: полномочия и факторы их распределения; делегирование полномочий в процессах управления, функциональное содержание полномочий; выбор и регулирование степени централизации управления. Отношения власти в системе управления: понятие и типология власти; власть и авторитет менеджера; признаки, факторы и проявления неуправляемости; источники власти в управлении организацией; партнерство в процессах менеджмента. Мотивация деятельности в управлении: мотивы деятельности человека и их роль в управлении, основные понятия и логика процесса мотивации, факторы формирования мотивов труда; использование мотивации в практике менеджмента; факторы эффективности мотивации; современные концепции мотивации. Лидерство и стиль управления: процессы формирования и основные составляющие лидерства, формальные и неформальные факторы лидерства, проявление лидерства в стиле управления, тенденция развития стиля управления. Групповая динамика и конфликты: роль группы в поведении и деятельности человека, формирование групп, взаимодействия в группе и в организации; возникновение, проявление и разновидности конфликтов, влияние конфликтов на управление. Организационные изменения и развитие: природа процесса изменений, организация проведения изменений, внедрение изменений; развитие как фактор стабильности и эффективности, управление функционированием и управление развитием; инновационность и стратегии развития. Управление качеством и качество управления: качество как объект и характеристика управления, основные черты и особенности управления качеством, разновидности систем управления качеством: зарубежный и отечественный опыт. Маркетинг персонала Маркетинговые концепции управления персоналом: внешняя и внутренняя маркетинговая (в области персонала) среда организации; состав и содержание внешних, промежуточных и внутренних факторов маркетинговой среды; концепции маркетинга персонала, основные подходы к их трактовке. Использование различных маркетинговых концепций на этапах развития маркетинга персонала. Понятийный аппарат маркетинга персонала. Принципы маркетинга персонала; сходства и различия между маркетингом товаров (услуг) и маркетингом персонала. Взаимосвязь маркетинга персонала с кадровой политикой организации. Формирование системы управления маркетингом персонала в организации: постановка и структуризация целей маркетинга персонала; целеполагание в маркетинге персонала по уровням управления в организации; сущность, формирование и классификация функций маркетинга персонала, выделение комплексных и частных функций маркетинга персонала; место маркетинга персонала в организационной структуре службы управления персоналом; сущность маркетингового подхода при выполнении различных функций системы управления персоналом. Требования к персоналу и запросы к работодателю: этапы формирования требований к персоналу со стороны организации; различные подходы к классификации и содержанию требований к персоналу; принципы выделения классификационных групп требований к персоналу; способы определения состава и значимости требований (запросов) к работодателю, основные подходы к их анализу и дальнейшему использованию; выявление и классификация требований к персоналу и к работодателю как предпосылка разработки стратегии маркетинга персонала; требования (запросы) к работодателю со стороны различных целевых групп; сегментирование рынка труда на основе требований к персоналу и к работодателю. Факторы сегментирования и определение целевых групп персонала. Роль маркетинга персонала в формировании трудового потенциала организации: маркетинговый подход к решению задач отбора персонала в организации; источники и пути покрытия потребности в персонале, их выбор в зависимости от ситуации на рынке труда; основные методы определения количественной потребности в персонале. Имидж организации и его использование в маркетинге персонала: значение имиджа организации для ее позиционирования на рынке труда, составные части имиджа организации и факторы его формирования, способы оценки имиджа организации и использование результатов для позиционирования организации на рынке труда. Информационная, коммуникативная и ценовая функции маркетинга персонала: маркетинговые исследования и маркетинговая информация в области персонала, виды, содержание, способы получения и обработки маркетинговой информации в области персонала; содержание и направления использования коммуникативной функции маркетинга персонала, способы применения коммуникативной функции организации-работодателя на рынке труда, оценка эффективности каналов коммуникации в маркетинге персонала; реализация конкретных путей покрытия потребности в персонале в зависимости от целей организации и ситуации на рынке труда; определение затрат и формирование цены на приобретение и использование персонала. Основы кадровой политики и кадрового планирования Кадровая политика организации: её сущность и основные элементы. Основные направления кадровой политики. Исходные документы для формирования кадровой политики организации. Научное и методическое обеспечение кадровой политики. Зависимость кадровой политики организации от кадровой политики государства. Соотношение целей организации и концепции кадровой политики организации. Типы кадровой политики. Открытая и закрытая кадровая политика. Содержание и задачи кадровой политики. Этапы построения и оценка выбора кадровой политики. Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Место и роль планирования в кадровом менеджменте. Вторичность кадрового планирования по отношению к внутриорганизационному планированию. Классификация планов по персоналу. Принципы и методы кадрового планирования. Алгоритм кадрового планирования. Причины неудач в планировании и пути их устранения. Сущность планирования потребности в персонале. Показатели количественной потребности в персонале. Основные методы определения количественной потребности в персонале. Планирование и анализ показателей по труду, расходов на персонал. Нормирование и учет численности персонала, оценка затрат на персонал. Взаимосвязь количественной и качественной потребностей в персонале. Показатели качественной потребности в персонале. Пути получения и анализ информации, формирующей качественную потребность. Трудовое право Понятие и особенности предмета трудового права; система трудового права, институты и сфера действия трудового права, соотношение с другими отраслями российского права; трудовые отношения: понятие, стороны, основания возникновения, специфические черты. Принципы и источники трудового права: понятие и классификация принципов; значение общеправовых принципов для правового регулирования трудовых отношений; понятие и виды источников трудового права, роль общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в правовой системе Российской Федерации; локальные нормативные акты как источники трудового права. Субъекты трудового права:; работники как субъекты трудового права; понятие и виды работодателей, права и обязанности работодателя; представители работников и их виды; основные функции, права, обязанности, ответственность и гарантии деятельности профсоюзов; органы социального партнерства и их роль в договорном регулировании трудовых отношений, формировании и реализации государственной политики в сфере труда; понятие и виды представителей работодателей; органы надзора и контроля за соблюдением актов, содержащих нормы трудового права; органы и лица, рассматривающие индивидуальные и коллективные трудовые споры. Социальное партнерство: понятие и значение социального партнерства в сфере труда, стороны, основные принципы, система и формы социального партнерства, органы социального партнерства; предмет и порядок ведения коллективных переговоров, урегулирования разногласий. Понятие и содержание коллективного договора, порядок разработки, заключения, изменения и дополнения коллективного договора. Трудовой договор: понятие и стороны трудового договора, содержание трудового договора, виды трудовых договоров, особенности трудовых договоров с отдельными категориями работников, гарантии при заключении трудового договора; общие основания прекращения трудового договора, общий порядок оформления прекращения трудового договора, особенности прекращения срочного трудового договора; общие основания и порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя; прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон; прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора; последствия незаконных увольнений. Рабочее время, время отдыха: понятие и виды рабочего времени, нормальная продолжительность рабочего времени, нормированный и ненормированный рабочий день; работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени; режим и порядок учета рабочего времени; понятие и виды времени отдыха, виды перерывов в течение рабочего дня (смены) и их значение, виды отпусков. Оплата труда: составные части заработной платы и ее отличие от вознаграждения по гражданско-правовым договорам, системы и формы оплаты труда, правила выплаты заработной платы, ограничение случаев и размеров удержаний из заработной платы, оплата труда в случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей, при изготовлении продукции, оказавшейся браком, порядок оплаты времени простоя. Дисциплина труда: правила внутреннего трудового распорядка, их содержание и порядок утверждения; основание привлечения к дисциплинарной ответственности; виды дисциплинарных взысканий, порядок их применения, снятия и обжалования; условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников: основания и порядок установления особенностей регулирования труда; особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями; особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет; особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации. Трудовые споры: виды трудовых споров; понятие индивидуального трудового спора, его предмет и субъекты, органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и их компетенция; понятие коллективного трудового спора, его предмет и стороны, порядок разрешения коллективного трудового спора; понятие забастовки, порядок объявления и проведения забастовки; ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах. Организационное поведение Актуальность проблем организационного поведения в современной социально-экономической ситуации. Научные основы объяснения поведения людей: разнообразие поведения людей, поведение как форма человеческой активности, психологические теории поведения, поведение как предмет социологии, социальное поведение и его виды, механизм поведения, формы социального контроля поведения, теоретические модели организационного поведения. Личность и организация: понятие и модели личности, стороны и динамика психологического контракта, сущность и составляющие процесса организационной адаптации, формы поведения сотрудников в адаптационный период, организационная сторона адаптации, мотивация поведения на работе, карьерный рост, лояльность и преданность персонала, социально-психологический механизм увольнения. Группа в организации: группа как составной элемент организационной структуры, понятие и типология социальных групп, формальные и неформальные группы, влияние неформальных групп на деятельность организации, регуляторы поведения в группах; целевые группы и их особенности; проблемная группа, поведенческие стереотипы участников проблемных групп; формирование и развитие групп в организациях; структурное подразделение как субъект организационного поведения. Социальное поведение и изменение организации: понятие социального поведения организации, корпоративная социальная ответственность, социальное поведение и экономические результаты деятельности компаний, теоретические основы социально-ответственного поведения компаний, современная парадигма социального поведения бизнес- организаций; жизненный цикл организации, теории и модели жизненного цикла организации; выживание как стратегия управления организацией. Официальные средства регулирования организационного поведения: виды детерминации организационного поведения, технологическая детерминация организационного поведения, формальная регламентация трудового поведения работника; понятие власти, источники, средства установления, поддержания и осуществления власти в организации; лидерство и руководство как функции и социальные роли, эволюция типов и стилей лидерства, классические и современные теории лидерства, эффективность лидерства. Коммуникации в организациях: роль коммуникаций в управлении организацией, коммуникационные процессы в организации, теоретические модели организационных коммуникаций, коммуникация как необходимый элемент сложных систем, основные виды коммуникаций в организации, средства коммуникации, формальные и неформальные коммуникации, эффективность коммуникаций. Поведенческий аудит: понятие и этапы поведенческого аудита, выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью, измерение поведенческих событий, функциональный анализ поведения, стратегия позитивного подкрепления, стратегия комбинирования наказания и позитивного подкрепления, оценка результатов внедрения. Организационное поведение в перспективе: смена моделей организационного поведения, преимущества поддерживающей и коллегиальной моделей, создание условий для удовлетворения потребностей более высокого уровня персонала, основные подходы к совершенствованию рабочих взаимодействий: системный, социотехнический, ситуационный, социальный. Будущее организационного поведения. Рынок труда Понятие занятости и управления трудовыми ресурсами. Трудовые ресурсы, их формирование и использование. Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория. Основные понятия, связанные с трудовыми ресурсами. Основные категории населения, входящие в состав трудовых ресурсов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов. Формирование и использование трудовых ресурсов; факторы, влияющие на численность трудовых ресурсов по возрастным группам. Изменение численности трудовых ресурсов и всего населения и их взаимосвязь. Занятость населения. Социально-экономическая сущность занятости. Различные трактовки занятости. Статус и отношения в занятости. Отношения занятости. Эффективность занятости, ее характеристики. Трудовая миграция населения. Безработица: понятие, основные типы, оценка уровня. Основные понятия и проблемы, связанные с безработицей. Типы безработицы, их классификация. Методы оценки и показатели безработицы. Социально-экономические издержки безработицы. Основные положения теории безработицы в рыночной экономике. Особенности и причины возникновения безработицы в России. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы: Понятие рынка труда. Структура рынка труда. Механизм действия рынка труда. Классификация рынков труда. Взаимосвязь рынков труда с рынками других ресурсов. Спрос и предложение на рынке труда. Прогнозирование рынка труда. Политика на рынках труда. Конкурентоспособность организации на рынке труда. Государственное регулирование рынка труда и занятости: Управление занятостью на уровне государства. Законодательные акты по занятости. Выбор стратегии регулирования рынка труда. Институциональная поддержка политики на рынке труда. Основные методы регулирования. Основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения. Задачи государственной политики занятости. Пассивная и активная политики занятости. Механизм реализации мер государственной политики занятости. Государственная служба занятости. Финансовые рычаги воздействия на занятость населения. Обеспечение занятости на предприятиях и их взаимосвязь со службами занятости: Обязательства предприятий в области обеспечения занятости. Деятельность служб управления предприятием по обеспечению занятости. Роль предприятий в регулировании ситуации на региональном рынке труда. Система анализа и регулирования внутреннего рынка труда предприятий на региональном уровне. Эффективность мероприятий по сохранению и использованию квалифицированных работников предприятия в условиях перехода к рынку. Налогообложение предприятий и его направленность на стимулирование занятости. Сокращение рабочей силы: политика и мероприятия по защите высвобождаемых работников: Понятие высвобождения работников (сокращения числа занятых). Основные критерии массового высвобождения работников, уровень безработицы и сроки приостановки высвобождения. Информация о массовом высвобождении. Разработка механизма определения дальнейшей судьбы работников несостоятельных, неплатежеспособных предприятий. Стратегии, используемые работодателями при решении проблемы недопущения или сокращения высвобождений. Мероприятия, направленные на обеспечение занятости увольняемых работников. Социальные гарантии и компенсации: Гарантии социальной и материальной поддержки гражданам, потерявшим работу. Программы страхования от безработицы: сущность, цели, задачи. Материальная помощь и добровольное социальное страхование на случай потери работы. Международный опыт регулирования процессов занятости: Проблемы занятости- безработицы за рубежом. Динамика, уровень и факторы безработицы. Основные направления политики занятости в странах с развитой рыночной экономикой и в странах, находящихся в стадии формирования рыночной структуры. Особенности различных стран в управлении занятостью. Проблемы занятости, связанные с молодежью. Конфликтология Основы теории конфликта: сущность и составляющие конфликтологической компетентности; место и роль конфликтов в жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом; возможности прогнозирования и урегулирования конфликтов; позитивные и негативные функции конфликтов; типология конфликтов. Структура и динамика конфликта: структурная и процессуальная модели конфликта; основные элементы конфликта: объективные и субъективные (личностные), характеристика участников конфликта, образ конфликтной ситуации, формы и причины искаженного восприятия конфликта; динамика конфликта: стадии и этапы развития конфликта. Поведение личности в конфликте: индивидуальн-психологические особенности личности, влияющие на развитие конфликтов; внутриличностный конфликт; межличностные конфликты, специфика проявления межличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности; модели поведения личности в конфликтном взаимодействии; определение уровня конфликтности личности и ее стрессоустойчивости; типология конфликтных личностей; методы диагностики конфликтности личности. Источники конфликтов и стрессов в организациях: объективные и субъективные причины возникновения конфликтов; влияние условий труда на возникновение конфликтов; причины и особенности инновационных конфликтов, источники сопротивления инновациям; стрессы как причина возникновения и обострения конфликтов; психологический террор (моббинг) в организации; предпосылки и типы конфликтов в сфере управления; конфликты стиля управления. Предупреждение конфликтов в организациях: система распорядительных
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.088 с.) |