Мировоззрение, его структура и функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззрение, его структура и функции.



Философия возникла в ответ на мировоззренческие вопросы человека. В самом широком смысле мировоззрение – совокупность взглядов на мир.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимания мира, места человека в нем и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения и действия людей.

Структура мировоззрения:

• мироощущение - чувственное знание мира;

• мировосприятие – образное знание мира;

• миропонимание – теоретическое знание мира;

Мироощущение – это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств. Мировосприятие представляет собой опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Мировоззрение имеет передающуюся из поколения в поколение духовную составляющую, представленную ценностями, традициями, идеалами, нормами, идеями, потребностями.

Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-ого-21-ого веков.

Различают 4 исторических типа мировоззрения:

1) Мифология – исторически первая нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифологическое мировоззрение дает образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

2) Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека.

3) Житейско-обыденное – существует в форме здравого смысла, рассудка и ориентировано на практические вопросы.

4) Философское мировоззрение – это исторически первая форма теоретического мировоззрения. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, совокупность самых общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру.

Философия Древнего Востока.

Восточная философия создает непосредственное восприятие мира, не вводя мысль в жесткие логические формы, в которые вводит философская мысль Запада. Восточные мыслители рассматривают цель жизни и жизнь, не отрывая друг от друга. Они не просто провозглашают истину, но одновременно стремятся указать путь к ней.

Колыбелью цивилизации был Древний Восток, и прежде всего три региона:

Ближний Восток; Индия; Китай.

Первые доказательства существования письменности на рубеже 4 – 3 тысячелетий д.н.э. были получены на территории Месопотамии и Египта. Первоначально человек выражал свое отношение к миру в мифах (образная картина мира, сочетающая в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции). В них он пытался дать ответ на вопросы о предназначении индивидуального человеческого существования. Так в «Эпосе о Гильгамеше» рассматриваются проблемы бессмертия, жизни и смерти, смысла жизни.

Однако в Месопотамии и других областях Ближнего Востока не произошло отделения науки и философии от мифологического понимания мира.

Философия Древней Индии возникла в середине 1 тысячелетия д.н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнейший памятник индийской философии – это Веды.

Философские традиции Индии.

Философия Древней Индии возникла в середине 1 тысячелетия д.н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнейший памятник индийской философии – это Веды, включавшие в себя 4 сборника:

1) Ригведы 2) Брахманы 3) Араньяки 4) Упанишады

Ригведы – это знание гимнов, Брахманы – религиозные тексты, Араньяки –

нравственный кодекс для отшельников, Упанишады развивали идеи брахмана как высшей духовной субстанции мира. Согласно концепции круговорота жизни, человеческая жизнь рассматривается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Закон кармы диктует постоянные включение в круговорот перерождений и детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний, предшествующих жизни. Только тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как представитель высшего сословия.

Различают три основных варны (касты, сословия): 1) брахманы; 2) кшатрии; 3) вайшья. Те люди, чьи действия не были правильными, могут в будущей жизни родиться как члены низшей варны.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, делящихся на две большие группы:

1) ортодоксальные школы, признающие авторитет Вед: веданта, йога, санхья, вайшешика;

2) неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед: джайнизм, буддизм.

Философская школа «йога» возникла во 2 в. н.э. Основатель–Патанджами, являющийся автором Трактата «Йога-сутра». В йоге рассматриваются необходимые этапы для совершенствования души человека и перехода его к брахме. В человеке выделяют 3 составляющие:

• физическое тело; • тонкое тело (чувство, разум, самосознание); • чистое сознание (душа).

Философия йоги исходит из признания необходимости медитаций, то есть размышлений, цель которых приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточения, что сопровождается телесной расслабленностью и отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью. Правила психологически ориентированной тренировки включают:

1) самообладание (яма), т.е. дисциплина тела;

2) овладение дыханием при определенных положениях тела, т.е. дисциплина дыхания;

3) изоляция чувств от внешних влияний, т.е. дисциплина чувств;

4) концентрация мысли;

5) медитация;

Буддизм возник в 6 в. д.н.э. в Северной Индии. Основатель – Гаутама, которого впоследствии прозвали Буддой. Правильный жизненный путь, согласно Гаутаме, отвергает крайности. Центром его учения являются 4 благородные истины:

1) существование человека неразрывно связано со страданием;

2) причиной страдания является «жажда», т.е. сильные желания и страсти;

3) устранение причин страдания связано с устранением этой «жажды»;

4) путь, ведущий к устранению этой «жажды» – это благой восьмеричный путь,

заключающийся в следующем: • правильное суждение; • правильное решение; • правильная речь; • правильная жизнь; • правильное стремление; • правильное внимание; • правильное сосредоточение; • избавление от страданий через правильное познание и достижение нирваны.

Нирвана – это состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира (буквально – угасание).

Философские традиции Китая.

Источниками древнекитайской философии являются 5 книг: 1) книга песен 2) книга истории Шудзын 3) книга порядка Лишу 4) книга весны и осени 5) книга перемен.

Согласно китайской философии человек возникает тогда, когда изначальный Ци делится на два противоположных начала Инь и Ян (свет и тьму). Мужской дух Ян стал управлять небом, а женский Инь – землей. Человек призван преодолеть эту «расколотость» мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, покой и движение. Вместе с небом и землей человечество составляет великую триаду, каждый член которой порождает свой особый мир. Меж небом и землей человек драгоценнее всего, но мир создан не ради человека. Человек лишь предпоследнее звено развития мира. Человек– это микрокосм, который связан с космосом тысячей незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем космическом уровне.

В философии Древнего Китая выделяют 3 фундаментальных числа:

2 – Инь и Ян, 3 – небо, человек, земля, 5 – огонь, земля, вода, дерево, металл.

В пространстве времени человек обращен к прошлому, а к будущему повернут спиной. Будущее не привлекает особого внимания, ведь время движется по кругу, и все возвращается к своему первоистоку. Возвращается к своим истокам и каждый отдельно взятый человек. Отсюда смерть – это лишь возвращение и одновременное превращение. Жизнь – это лишь сон и не нужно бояться великого «пробуждения».

Конфуций (551 - 479 гг. д.н.э.) В центре его философии находятся проблемы человека и воспитания. Его занимала проблема умственного и нравственного облика человека. Он первым разработал концепцию идеального человека – Цзюнь-цзы – «благородного мужа» не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств. Он должен обладать человечностью (любовью к людям). «Для того чтобы познать новое, необходимо изучать старое. Учение без размышления бесполезно, размышление без учения опасно».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.01 с.)