Теория плюралистической демократии. М. Ориу, Г. Ласки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория плюралистической демократии. М. Ориу, Г. Ласки.



Теория «открытых и закрытых» обществ К. Поллера.

Карла Поппер родился в 1902 в Австрии в еврейской семье. По типу личности он был психологом. Он интересовался философией, психологией, естественными науками и музыкой, в которой отлично разбирался. В юности он был страстным марксистом, но позднее стал одним из самых известных критиков марксизма в 20 в. Перед вторжением Гитлера в Австрию Поппер вместе с женой уехал в Новую Зеландию, где он и написал книгу «Открытое общество и его враги». Это был его вклад в победу над фашизмом и коммунизмом.

Поппер написал свою книгу «Открытое общество и его враги» в 1938-1943 гг. В этой книге он решил проследить историю, которая привела к возникновению гитлеризма, поэтому он обратился к учению Платона, мыслившего в терминах классов и придумавшего концентрационные лагеря. Фигура Сталина побудила его изучить философию К. Маркса. Поппер в молодости был коммунистом, но затем изменил свои взгляды и стал считать, что власть закона и рынок – это условия процветания Запада, поэтому ошибались те пророки, которые утверждали, что собственность – это кража (это утверждал Прудон – основоположник анархизма), а купцы – это обыватели и паразиты. Закон даёт личную свободу и сосуществование без насилия. Со времён Древнего Рима цивилизованное общество стремилось к этой цели. Свободному рынку нужна защита закона, который гарантирует выполнение договоров. В большевистской России были отменены рынок и правовые отношения, и в годы правления президента Ельцина они были восстановлены. Япония в 1873 г. таким же образом восприняла германскую правовую систему. Французский и германский кодексы могут быть образцами для России. Необходима власть закона, а не власть «высших интересов» государства и бюрократии. «Капитализм» Маркса никогда не существовал в реальности, он реален не более чем дантовский ад.

Различия между закрытым и открытым обществом:

Оно состоит в том, что первое едва вышло из лона природы (племенной строй), а второе создаётся людьми позднее.

Первое характеризуется верой в магическое табу (запрет), а второе – критическим отношением к табу и совместным обсуждением проблем. Западная цивилизация была рождена греками, которые первые сделали шаг от племенного строя к гуманизму, от закрытого общества к открытому. При племенном строе обычаи были жёсткими и опирались на сверхъестественную волю бога. Различные табу чётко определяли жизненный путь человека. Примеры табу сегодня – пищевые табу (запрет кушать свинину у мусульман), табу вежливости (необходимость здороваться и прощаться).

В открытом обществе личные решения могут привести к изменению табу и законов в результате осознания проблем. В закрытом обществе не существует личных решений, ибо всё определено обычаями.

В открытом обществе существует классовая борьба и люди стремятся подняться по социальной лестнице. Закрытое общество – это органическое общество, где нет классовой борьбы, ибо «ноги не проявляют склонности стать мозгом и не могут бунтовать против желудка».

Вывод: Переход от закрытого общества к открытому – одна из глубочайших революций, через которые прошло человечество. Греки начали эту революцию, но она до сих пор не закончена. До сих пор существует тоска по органическому единству закрытого общества. Эта революция у греков началась со значительного прироста населения правящего класса и создания дочерних городов-колоний. Внутри правящего класса стало ощущаться напряжение, лишние представители правящего класса уехали в колонии.

Теория плюралистической демократии. М. Ориу, Г. Ласки.

Отправной точкой теории плюралистической демократии является положение о том, что государство будет демократическим лишь при наличии множества организаций, автономных групп, участвующих в осуществлении власти. Возникновение идей политического плюрализма связано с усложнением социальной структуры, появлением многопартийности. Начало положили идеологи социализма. По их мнению, в условиях парламентской демократии непривилегированные слои не могут защитить интересы. Это могли бы сделать альтернативные организации - профсоюзы, кооперации и пр.

Политический плюрализм Г. Ласки. С обоснованием плюралистической демократии выступил английский лейборист Гарольд Ласки (1893 - 1950). Он сформулировал понятия "плюралистическая теория государства" и "политический плюрализм". Одна из самых известных его книг - "Введение в политику" (1925).

Современный тип государства зародился в эпоху Реформации, когда, одержав победу над церковью, светские правители сосредоточили в своих руках всю власть. Затем государственная власть подверглась бюрократизации и превратилась в централизованную иерархическую систему управления, обслуживающую интересы частных собственников. Это моностическое государство.

Представительные учреждения (парламент, органы местного самоуправления) сути не меняют - они в общей системе обслуживают интересы имущих. При демократии избирательное право - пустой звук. Народ бессилен против централизованной власти. Вывод: "капитализм не совместим со свободой".

Свобода утвердится при новом общественном строе - промышленной демократии. В нем частная собственность сохранится, но функции управления будут переданы коллективам трудящихся. На смену централизованной организации власти придет плюралистическое государство, в котором систему учреждений, построенных по территориальному признаку, дополнят органы представительства профессиональных интересов - производственные ассоциации (корпорация железных дорог), профсоюзы, объединения деятелей культуры. Таким образом, политическая власть рассеется, произойдет дисперсия (рассеивание) государственного суверенитета. Возникнет федеративная структура общества.

Ласки не соглашался с концепцией правового государства. Для того чтобы стать правовым, государство должно обеспечить такие естественные права, как право на прожиточный минимум, достаточный досуг. В годы депрессии и роста угрозы фашизма он был страстным защитником социализма.

Теория институционализма М. Ориу. Несколько иную трактовку идеи политического плюрализма предлагали неолиберальные доктрины. Наиболее ранняя из них - институционализм.

Неолибералы, призывая к вмешательству государства в экономику, предвидели, что оно может создавать для одних групп (предпринимателей) "режим наибольшего благоприятствования". Избежать этого можно путем нейтрализации власти государства социальными институтами.

Основоположником теории институционализма был профессор Тулузского университета Морис Ориу (1856 - 1929). Ориу рассматривал общество как совокупность институтов (социальных механизмов).

В праве, как и в истории, институты воплощают длительное существование, непрерывность и реальность; процесс образования институтов составляет юридический фундамент общества и государства, - писал он.

Институт возникает в результате объединения людей в интересах совместных действий и они проникаются сознанием своего единства. Отличительная черта института - направляющая идея. По Ориу, институт - это идея дела или начинания, осуществляемая и длящаяся юридически в социальной среде. Например, коммерческое предприятие основано на идее спекуляции, госпиталь - сострадания, государство - покровительства гражданского общества, защиты частной собственности. Со временем институт приобретает устойчивый характер и переживает своих создателей.

Ориу выделяет два типа институтов: корпоративные "институты - лица", искуственно созданные объединения (государство, профсоюзы, церковь, торговые общества, ассоциации) и институты - вещи (правовые нормы). Различие в том, что первые инкорпорированы в коллективы, а вторые не имеют собственной организации и могут применяться в рамках любой организации. Институты призваны играть роль механизмов, поддерживающих рыночную экономику в состоянии устойчивого равновесия. Поэтому-то государство и должно вмешиваться в хозяйственную деятельность, но "политическими методами".

Таким образом, государство, оставаясь нейтральным институтом, посреднической силой, направляет и контролирует экономическую жизнь общества. И место государства среди других институтов - первое среди равных.

Теория институционализма способствовала утверждению в либеральной идеологии представления о политике как сложном процессе с множеством участников. Дальнейшее развитие теории плюралистической демократии было связано с уточнением места и роли различных социальных формирований, классификации партий. В последние годы XX в. принципы плюрализма распространились и на исполнительную власть, организуемую на многопартийной основе, то есть коалиционное правительство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.006 с.)