Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приемы построения речи персонажей: диалог, монолог, полиалог, реплика
Драма, в основе своей, оперирует и опирается на произносимые слова. Постоянная связь слова со сценической практикой, его звучание, сопровождение мимикой, жестом, действием создали определенную форму построения пьесы: речь персонажей в сочетании с ремаркой. Кроме этого выработаны довольно устойчивые формы организации речевого ряда: монолог, диалог, полиалог, реплика. Именно их мы и определяем как приемы построения речи персонажей. Диалог Диалог - обычно обмен репликами между персонажами, является наиболее распространенной формой драматургического письма или построения речи персонажей. С одной стороны, он служит для коммуникации, с другой, выражает конфликт (словесное действие). Его словесный ряд состоит из: · темы - носителя образов, мыслей, стимулов поведения и т.д.; · конструкции; · экспрессии (эмоции); Диалог наиболее драматическая форма выражения. Но в классических пьесах, например, диалог представляет собой скорее последовательность монологов, чем обмен репликами. Поэтому иногда трудно провести границу между диалогом и монологом. Но в том и в другом случае диалог непосредственно связан с действием и является его главным выразителем. Рассмотрим эту связь. Связь между диалогом и действием: В классицистской драматургии, диалог символизировал начало действия, он его причина и следствие. В натурализме - диалог лишь видимая и вторичная причина действия, само же действие движется благодаря изменениям ситуации; диалог является «проявителем», барометром действия. В театре абсурда/парадокса диалог - примета, знак, часто алогичный и противопоставленный действию. Диалог, во многом приближающийся по своему характеру к разговорному языку реальной жизни, можно назвать натуралистическим. В основе же языка в театре (речи персонажей) лежит принцип приподнятости над реальной жизнью. Не всякий диалог драматичен (например «бытовое общение»). Драматический диалог - это речь / речи, раскрывающие драматизм поведения, эмоций или ситуации. В диалог вплетаются паузы - моменты безмолвного действия. Паузы в диалоге выступают как: · признак перемены темы; · признак затруднительного положения; · затрудненность речи (смущение); · признак размышления, раздумий;
· признак протекания скрытой эмоции; · признак сдерживания скрытой эмоции; Существуют сцены открытого и косвенного диалога. К первым (когда текст и действие совпадают) относятся шекспировские пьесы и подобные им. Ко вторым - психологическая драма Ибсена, Гауптмана, Чехова и т.д. Но кроме этого есть в рамках диалога и некоторые другие виды общения, например, прием тейхоскопии. Тейхоскопия («взгляд сквозь стену) является приемом, снимающим необходимость в показе некоторых сцен, например: · изображает то, что происходит за сценой; · общение между видимым и невидимым персонажем (например, телефонный разговор); · общение между человеком и богом, призраком и т.д.; · между одушевленными и неодушевленными предметами. Механизм диалога: 1. смена темы - когда одна тема вызывает другую (часто ассоциативно); 2. подхват темы - тема, начатая одним лицом, раскрывается другим; 3. перебой темы - тема смещается другими темами, но остается единой в течение всего диалога; 4. разрыв темы - тема прерывается в какой-то момент и завершается в конце диалога; 5. возвращение темы - когда перебиваемая тема всплывает в другом месте (иногда неоднократно) и завершается; 6. срыв темы - тема прерывается без завершения; ( Обычна форматемоведения: вопросно-ответная и подхватная) Приемы построения речей лиц в диалоге (по С. Балухатому): 1. Тема раскрывается моноложно при отсутствии других лиц. 2. Тема раскрывается моноложно в присутствии других лиц. (Частота употребление этой формы придает энергичный, напряженно-эмоциональный, как бы взрывной характер, повышает активный драматический фон) 3. Толчок движению темы дается обычно в предшествующем диалоге и поэтому возможен тип монолога в форме мнимого диалога. Возможны случаи ложного разрыва монолога, реплики как бы перебивают его, но также и содействуют его расширению. 4. Тема раскрывается в диалоге, в речеведении двух лиц. (Обычный прием - система подхватов; частная форма - вопросы и ответы в плане полемики). а) смена речевых тем при смене лиц вступающих в разговор; б) смена речевых тем при единстве лиц по признакам ассоциаций; в) диалог трактует одну общую тему, но ее раскрытию предшествует ввод малых речевых тем, как вступление к данной теме или переход от предыдущей;
г) малая речевая форма, как повод для раскрытия следующей темы; д) диалог трактует одну тему, но за ней, как переход, к теме следующего явления следует малая речевая форма; е) диаложная форма раскрывается вставкой малой речевой темы или перебивается темами бытовыми; ж) начальные реплики развивают не диаложную, но бытовую тему; 5. Диалог и речь отдельных лиц наличием пауз получает признаки эмоционального протекания или лирического охвата. Монолог. Монолог в его широком понимании можно воспринимать как речь лица с широким раскрытием темы и с ясно выраженной экспрессией. Он, как правило, выражает внутреннее состояние персонажа. Монолог охватывает ряд тем и слагает единство речи по основной своей теме, создавая монологичное единство. Обычно в монологе выражается автохарактеристика с обнажением чувств. Монологом не являются обширные высказывание типа: · речи повествования; · речи - носители повествовательных экспозиций; · резонерское раскрытие отдельных тем; Монолог, по определению Волькенштейна, это - «замаскированный диалог». Он может существовать в разных видах. Как: · обращение к антропоморфному партнеру (судьбе); · обращение к отсутствующему персонажу; · репетицией предстоящего диалога; · воздействием на самого себя; · как упражнение в решении; · как укоры; · как выбор; · диалог переходит в монолог (увлекшись при партнере); Реплика. Реплика - это факт ответа на предшествующий дискурс или немедленное парирование аргумента. В узком смысле, реплика - текст персонажа в ходе диалога в ответ на вопрос. Она имеет смысл только в сцеплении с предшествующей и последующей репликой. Минимальное единство смысла образуется парами: · реплика / контреплика · слово / контрслово · действие / реакция Часто зритель не следит за нитью слитного текста, он интерпретирует реплику в контексте высказываний. Структурирование совокупности реплик дает нам построение ритмов пьесы. Набор реплик не помещается лишь на уровне текста: он имеет место и на уровне интонаций, ритма мизансцены, действий, стиля игры. По Брехту, расстановка реплик осуществляется по принципу тенниса: схватывание на лету. Реплики бывают: · узнавания; · нападения; · взывания помощи; · искания выхода; · разведки; · a parte (в сторону);
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.011 с.) |