Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая стратегия и экономическая политика
Экономическая политика представляет собой набор определенных целей и мероприятий в области национальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей. Центральное место в разработке экономической политики занимает процесс определения целей. Цели должны отражать общенациональные интересы и быть научно обоснованными. Среди них выделяют стратегическую цель – конечную. Экономическая стратегия – это генеральная линия действий в области производства, распределения, обмена, потребления, экспорта и импорта общественных благ, намеченных к исполнению в будущих периодах. Более конкретно, стратегическая цель состоит в достижении максимально возможных параметров экономического роста для обеспечения значительного подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания. Экономическая стратегия реализуется с помощью инструментов экономической политики. Постановка и реализация стратегической цели экономической политики зависит от избранной в стране модели социально-экономического развития. Наряду со стратегией экономической политики разрабатываются и реализуются тактические (среднесрочные и краткосрочные) цели. Так, например, краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся: сокращение темпов инфляции, снижение уровня безработицы, увеличение объемов ВВП, рост реальных доходов населения. В определении курса экономической политики, в постановке экономических целей ведущая роль принадлежит государству. Именно его прерогативой является определение приоритетов в экономической деятельности, выбор способов и средств реализации экономической политики. Поэтому одной из функций правительства является разработка основных направлений социально-экономического развития.
Модели человека в экономике
Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать модель человека, т.е. унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических отношений. Модель человека, как и всякая научная модель, включает в себя основные параметры, характеризующие индивида: мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей.
Экономическая теория выделяет в человеке главным образом его экономическое поведение, т.е. индивидуальные и общественные действия в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. Она рассматривает модель человека как определенную теоретическую предпосылку, на основе которой экономисты строят свои многочисленные теории: спроса и предложения, конкуренции, прибыли, поведения потребителей и производителей и др. Среди многочисленных направлений создания модели человека в экономике можно выделить три. Первое направление представлено английской школой, маржинализмом и неоклассиками. Данное направление ставит во главу угла эгоистический, прежде всего, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «человека экономического». В соответствии с этим подходом индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход. «Человек экономический» – это рациональный человек. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Рациональный человек в состоянии ранжировать свои предпочтения и стремится к достижению личной цели, обладая свободой выбора. Таким образом, концепция рационального человека опирается на предпосылку о том, что в свободном конкурентном обществе выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения. Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на теории ограниченной рациональности. В частности, стимулы поведения включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера – традиции, привычки, престиж, желание наслаждаться жизнью и др. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, и для поддержания его в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения.
Третье направление представлено новой разновидностью модели «экономического человека», для которой характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Поэтому, хотя рациональное поведение в хозяйственной жизни базируется на личной материальной выгоде, оно может в ряде случаев означать отказ от этой выгоды ради других выгод, причем не всегда экономических. Новую модель отличает многообразие потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и нежесткими границами между социальными общностями. Носящие в целом абстрактный характер, эти модели отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственных процессах. Знание их позволяет не только оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития общества, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточно высокой степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? 2. Какое из определений предмета экономической теории кажется Вам более точным? 3. Какие значения имеет термин «экономика»? 4. В чем состоит отличие экономикс от экономической теории? 5. Какой анализ наиболее актуальный: позитивный или нормативный? 6. Какова роль экономической теории в системе экономических наук? 7. Охарактеризуйте принципы, законы, закономерности и категории. 8. Как связаны между собой экономическая политика и экономическая стратегия? 9. Назовите основные направления создания модели человека в экономике.
Т Е С Т Ы 1. Экономическая теория – это: 1) наука об основах хозяйственной жизни общества; 2) наука, изучающая экономические отношения отдельных рыночных субъектов; 3) наука, изучающая экономические отношения группы рыночных субъектов; 4) совокупность мероприятий, формирующих либо изменяющих экономические отношения рыночных субъектов.
2. Поиск наиболее эффективных способов использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения безграничных потребностей есть: 1) метод экономической теории; 2) предмет экономической теории; 3) объект экономической теории; 4) субъект экономической теории.
3.Функция экономической теории, состоящая в выяснении сути явлений и процессов, раскрытии законов, управлении хозяйственными процессами, называется: 1) теоретической функцией; 2) практической функцией; 3) методологической функцией; 4) познавательной функцией.
4.Функция экономической теории, состоящая в анализе накопившихся проблем и формулировании выводов для правильного решения задач, стоящих перед обществом, есть:
1) теоретическая функция; 2) практическая функция; 3) методологическая функция; 4) познавательная функция.
5. Функция экономической теории, состоящая в том, что она выступает в качестве теоретического фундамента для конкретных экономических наук, есть: 1) теоретическая функция; 2) практическая функция; 3) методологическая функция; 4) познавательная функция.
6. Метод, состоящий в очищении исследования объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт, является: 1) абстракцией; 2) индукцией; 3) дедукцией; 4) экономико-математическим моделированием.
7. Движение мысли от частных умозаключений к общим – это: 1) абстракция; 2) индукция; 3) дедукция; 4) экономико-математическое моделирование.
8. Движение мышления от общих положений к частным определениям – это: 1) абстракция; 2) индукция; 3) дедукция; 4) экономико-математическое моделирование.
9. Метод, позволяющий в формализованном виде определить причины изменений экономических процессов, закономерности этих изменений, их последствия, а также делает возможным прогнозирование экономических процессов называется: 1) абстракцией; 2) индукцией; 3) дедукцией; 4) экономико-математическим моделированием.
10. Искусственное воспроизведение явлений или процессов с целью их изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения есть: 1) абстракция; 2) индукция; 3) дедукция; 4) экономический эксперимент.
11. Совокупность выработанных на основе эмпирической проверки обобщений и выводов есть: 1) экономическая теория; 2) экономика; 3) позитивная экономическая теория; 4) нормативная экономическая теория.
12. Система знаний, не нуждающаяся в фактических данных об экономическом развитии общества, называется: 1) экономической теорией; 2) экономикой; 3) позитивной экономической теорией; 4) нормативной экономической теорией.
13. Изучением функционирования отдельных рынков и их взаимодействия занимается: 1) позитивная экономическая теория; 2) нормативная экономическая теория; 3) микроэкономика; 4) макроэкономика.
14.Подход, основанный на исследованиях экономических отношений на уровне отдельных элементов экономической системы: 1) позитивная экономическая теория;
2) нормативная экономическая теория; 3) микроэкономика; 4) макроэкономика.
15. Какая из нижеперечисленных проблем исследуется в микроэкономике: 1) инфляция; 2) девальвация; 3) спрос; 4) безработица.
16. Какая из нижеперечисленных проблем исследуется в макроэкономике: 1) закон убывающей предельной полезности; 2) эластичность; 3) предельная производительность ресурса; 4) циклическая нестабильность.
17. Науки, служащие методологическим фундаментом целого комплекса конкретных, функциональных, межотраслевых и историко-экономических наук, относятся к: 1) общетеоретическим экономическим наукам; 2) конкретно-экономическим наукам; 3) межотраслевым экономическим наукам; 4) историко-экономическим наукам.
18. Науки, изучающие экономику особых форм и организаций, таких как финансы, кредит, менеджмент, маркетинг, прогнозирование, экономика природопользования, экономика отраслей, предприятий и организаций, являются: 1) общетеоретическими экономическими науками; 2) конкретно-экономическими науками; 3) межотраслевыми экономическими науками; 4) историко-экономическими науками.
19. Науки, представленные экономико-математическими методами, анализом хозяйственной деятельности, аудитом, статистикой, демографией, относятся к: 1) общетеоретическим экономическим наукам; 2) конкретно-экономическим наукам; 3) межотраслевым экономическим наукам; 4) историко-экономическим наукам.
20. Науки, обеспечивающие исторический взгляд на развитие экономических явлений и процессов через историю экономической мысли и историю народного хозяйства, называют: 1) общетеоретическими экономическими науками; 2) конкретно-экономическими науками; 3) межотраслевыми экономическими науками; 4) историко-экономическими науками.
21. Научные абстракции, логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни, есть: 1) экономические категории; 2) явления; 3) экономические процессы; 4) экономические законы. 22. Свидетельство чего-то другого – это: 1) экономические категории; 2) явление; 3) экономические процессы; 4) экономические законы.
23. Последовательная смена состояний экономики есть: 1) экономические категории; 2) явления; 3) экономические процессы; 4) экономические законы.
24. Внутренние, устойчивые, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи и взаимозависимости в системе экономических отношений – это: 1) экономические категории; 2) явления; 3) экономические процессы; 4) экономические законы.
25. Экономические законы, присущие всем экономическим системам, относятся к: 1) общим; 2) особым; 3) единичным; 4) нет правильного варианта.
26. Экономические законы, присущие нескольким экономическим системам, называют: 1) общими; 2) особыми; 3) единичными; 4) нет правильного варианта 27. Экономические законы, присущие отдельным экономическим системам: 1) общие; 2) особые; 3) единичные;
4) нет правильного варианта.
28. Какой из нижеперечисленных законов можно отнести к общим экономическим законам: 1) закон непрерывного роста производительности труда; 2) закон спроса; 3) законы, действующие на рынке рабов; 4) нет правильного варианта.
29. Какой из нижеперечисленных законов можно отнести к особым экономическим законам: 1) закон непрерывного роста производительности труда; 2) закон спроса; 3) законы, действующие на рынке рабов; 4) нет правильного варианта.
30. Какой из нижеперечисленных законов можно отнести к единичным экономическим законам: 1) закон непрерывного роста производительности труда; 2) закон спроса; 3) законы, действующие на рынке рабов; 4) нет правильного варианта.
31. Научное предположение есть: 1) гипотеза; 2) теорема; 3) теория; 4) концепция. 32. Доказанная гипотеза является: 1) теоремой; 2) теорией; 3) концепцией; 4) парадигмой.
33. Наборы положений, объясняющих те или иные явления хозяйственной жизни, есть: 1) гипотеза; 2) теорема; 3) теория; 4) парадигма.
34. Схему реализации концепции или теории называют: 1) гипотезой; 2) теоремой; 3) моделью; 4) парадигмой.
35. Подход, система взглядов и методов исследования, есть: 1) гипотеза; 2) теорема; 3) модель; 4) парадигма.
36. Набор определенных целей и мероприятий в области национальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей, представляет собой: 1) экономику; 2) экономическую теорию; 3) экономическую политику; 4) экономическую стратегию.
37. Генеральная линия действий в области производства, распределения, обмена, потребления, экспорта и импорта общественных благ, намеченных к исполнению в будущих периодах, есть: 1) экономика; 2) экономическая теория; 3) экономическая политика; 4) экономическая стратегия.
38. Какая из школ считает, что главным мотивом поведения человека являются деньги, а сам человек является «человеком рациональным»: 1) английская; 2) кейнсианская; 3) институциональная; 4) школа Г. Беккера.
39. Какая из школ опирается на концепцию «ограниченной рациональности»: 1) английская; 2) неоклассическая; 3) институциональная; 4) школа Г. Беккера.
40. Какая из школ считает, что на экономическое поведение человека оказывают большое влияние не только материальные, но и духовные потребности: 1) английская; 2) неоклассическая; 3) институциональная; 4) школа Г. Беккера. Тема 3
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.113 (0.124 с.) |