Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функциональная модель коммуникации.
В модели коммуникации, или речевого события, по Якобсону, участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода, контекст (референт как то, к чему адресуется смысл сообщения) в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации (т.е. это и физический канал и психологическая связь между адресатом и адресантом, обуславливающие возможность установить и поддерживать коммуникацию).
Коммуникативная мимикрия. Рассмотрим также типологию коммуникативной мимикрии, приведённую В.Б. Кашкиным. Он выделяет три типа мимикрии в коммуникации: 1. Мимикрия участников коммуникации (авторская мимикрия): коммуникант выдает себя за кого-то другого. Данный тип является наиболее общим явлением, явлением общекоммуникативного уровня, выступая на уровне коммуникативной ситуации. 2. Мимикрия функций коммуникации (функциональная мимикрия): основная цель скрывается под другой. Такая мимикрия выступает на уровне отдельных фраз и фрагментов текста, являющихся маркерами (или псевдомаркерами) коммуникативных функций. В реальном дискурсе первые два типа мимикрии могут выступать одновременно. 3. Мимикрия элементов коммуникации: выбирается непрямое выражение идеи (эвфемизмы, риторические вопросы и др.). Это чаще всего связано с микроуровнем, уровнем состава текста, отдельных его элементов (4). Стоит также обратиться к разграничению понятия «коммуникативная мимикрия» и таких близких к нему понятий, как «ложь», «обман», «неискренность». На наш взгляд, можно считать справедливым разграничение понятий «ложь» и «обман», приводимое Н.Н. Панченко. По её мнению, обман является более широкой категорией в сравнении с ложью, ибо помимо собственно говорения, произнесения неправды, т.е. речевого акта, обман подразумевает и действие, т.е. поведенческий акт, а также успешность реализуемого замысла, «коннотирует успех». По отношению к понятию «неискренность» семантическое пространство понятия «обман» представляется шире, поскольку включает в себя неискренность в качестве обязательного компонента. С другой стороны, являясь необходимым условием обмана и стимулируя его, неискренность должна, казалось бы, программировать результат – введение реципиента в заблуждение. Но неискренность не всегда обманна, т.е. не обязательно предполагает успешную реализацию цели. Неискренняя демонстрация эмоций может декодироваться реципиентом/наблюдателем благодаря кинетическим, фонационно-просодическим, а также психосоматическим индикаторам, свидетельствующим о рассогласовании между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешней презентацией. Таким образом, в объем понятия "ложь" неизменно должно включаться понятие "неискренность", а понятия "обман" и "неискренность" представляются в виде двух пересекающихся объектов, где область наложения есть неискренность, вводящая в заблуждение (7). Если говорить о коммуникативной мимикрии, необходимо признать, что она может включать в себя использование заведомо ложных высказываний. При этом «мимикрирующий» коммуникант не просто лжет, он как бы маскируется, играет определенную роль, выбирает определенную манеру поведения, а порой и создаёт особый имидж. Ложь может содержаться в отдельном высказывании, в ходе мимикрии же дискурс словно пронизан ложью, в то время как отдельные высказывания могут быть не ложными. От обмана, так же, как ложь и неискренность, коммуникативная мимикрия отличается тем, что может быть как успешной, так и безрезультатной. Неискренность, как и в случае с ложью, видится нам одним из условий, одной из характерных черт коммуникативной мимикрии. Что касается речевой мимикрии, понимаемой нами как разновидность подстройки к собеседнику, она, как нам представляется, вовсе необязательно сочетается с неискренностью и тем более ложью. Необходимо также отметить, что коммуникативная мимикрия, особенно авторская и функциональная, часто сопровождается манипуляцией. По мнению Е.Л. Доценко, манипуляция – это вид психологического воздействия, исполнение которого ведет к скрытому возникновению у другого человека намерений, не совпадающих с существующими желаниями (3).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.004 с.) |