ТОП 10:

Понятие электронной информации



Электронное сообщение

Одним из видов электронной информации является электронное сообщение.

Понятие «сообщение» включает два существенных признака. Первый из них отражает коммуникативный компонент информационной сферы человеческой деятельности или общение между пользователями. Второй признак отражает момент обмена сведениями, момент передачи содержа­ тельной части информационного интереса.

Иначе говоря, в понятие «сообщение» включены два компонента: общение и передача сведений (содержания). Причем, оба названных компонента имеют строго целевое предназначение.

Общение направлено преимущественно на реализацию коммуникативного интереса, а передача сведений направлена на удовлетворение строго информационного (содержательного) интереса участника (пользователя), доведение до него конкретного содержания какой-то новости, знаний и т.д.

Двухкомпонентное начало понятия «сообщение» имеет строго научное обоснование. Коммуникативное начало тесно связано с такими понятиями, как «сигнал», «кодированный сигнал», которые используются, например, в теории радиосвязи.

Технические аспекты теории информации, о которых упоминается в научных трудах одного из ее ос­нователей Клода Шеннона, раскрывают коммуникативную сущность информации. На ее основе созданы современные технологии передачи информации в глобальной сети Интернет, одной из которых является технология передачи пакетов информации, с помощью которых различные формы и объемы сведений преобразовываются и передаются с большой скоростью и без потерь.

С помощью «пакетных» технологий передачи информации содержательная ее часть (сведения) «упаковывается» совместно с коммуникативной частью (сигналом) исклю­чительно только для удобства пользования и таким образом передается заинтересованным лицам.

Для каждого из названных компонентов существует свой технологический режим: для сведений используются одни технологии преобразования в пакет, а для сигналов — другие.

Соответственно и в практической телекоммуникационной деятельности (деятельности по передаче и использо­ванию информации с помощью телекоммуникационных средств и технологий) существуют строго разделенные по функциям технические и технологические регламенты, т.е. правила формирования пакетов передачи информации.

Технические и технологические аспекты передачи электронного сообщения имеют терминологические особенности.

Для телефонной формы телекоммуникационной деят­ельности, когда используется преимущественно голосовая связь между людьми, приняты «Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи», в соответствии с которыми регу­лируются общественные отношения, связанные с прямым общением между пользователями услуг телефонной связи (абонентами).

Названные правила (как, впрочем, и другие источники правового регулирования телекоммуникационных правоотношений) имеют много особенностей технического характера, поскольку передача сигнала связана с применением технических средств связи, которые именуются пользовательским оборудованием.

Например, начало передачи электронного сообщения в виде сигнала связано с термином «вызов»— действия, совершаемые абонентом или пользователем услугами те­лефонной связи в целях установления соединения своего пользовательского (оконечного) оборудования с пользо­вательским (оконечным) оборудованием другого абонента или пользователя услугами телефонной связи, и совокупность операций, порождаемых этими действиями в сети электросвязи.

Установление взаимодействия между пользователями (абонентами) именуется термином «телефонное соединение»— установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю услугами телефонной связи передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию.

Иначе говоря, правила оказания телефонных услуг регулируют действия, связанные с передачей сигнала, на основе которого происходит общение между людьми.

Для передачи электронного сообщения в виде сведений существуют «Правила оказания телематических услуг свя­зи», в соответствии с которыми регулируется деятель­ность в области документальной электросвязи:

•• деятельность в области телеграфной связи;

•• деятельность в области телематических служб: факсимильной службы, службы обработки сообщений и электронной почты, службы телеконференций, информационной службы, включая справочные службы и службы доступа к информационным ресурсам, службы голосовой связи, службы передачи речевой информации с использованием пакетной коммуникации;

•• деятельность в области передачи данных и обмену информацией между персональными компьютерами, предоставление доступа к глобальным компьютерным сетям и места для размещения информации в них.

В правилах предоставления телематических услуг используется понятие «электронное сообщение», которое сочетается с термином «телематическое электронное сообщение» для того, чтобы подчеркнуть сочетание передающих сведений с наличием технологических правил (протоколов), предназначенных для передачи не просто сигнала (телефонного соединения), но и содержания передаваемого документа, т.е. сведений.

Телематическое электронное сообщение— одно или несколько сообщений электросвязи, содержащих инфор­мацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информа­ционной системой и абонентским терминалом.

Как видим, в определении понятия «телематическое электронное сообщение» объединено два начала: сообщение, содержащее информацию (сведения) и абонентский терми­нал, обеспечивающий взаимодействие сведений с передающим сигналом.

Для большей убедительности двухкомпонентной струк­туры электронного сообщения приведем еще несколько определений терминов, содержащихся в Правилах оказания телематических услуг связи, которые подчеркивают наличие технических и технологических средств, обеспечивающих передачу и прием электронных сообщений в виде сведений.

Протокол обмена —формализованный набор требований к структуре телематического электронного сообщения и алгоритму обмена телематическими электронными со­ общениями.

Абонентский терминал —совокупность технических и программных средств, применяемых абонентом и (или) пользователем при пользовании телематическими услугами связи для передачи, приема и отображения электронных сообщений и (или) формирования, хранения и обработки информации, содержащейся в информационной системе.

Передающий и принимающий сообщение абонентский терминал обеспечивает отображение, формирование, хранение и обработку содержания информации (сведений).

В Правилах предоставления телематических услуг со­держатся определения понятий «вирус» и «спам», употре­бляемых в практике использования глобальной телекомму­никационной сети Интернет.

Спам— телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя.

В определении понятия «спам» выделяются несколько существенных признаков:

•• спам — это телематическое электронное сообщение;

•• спам направляется неопределенному кругу лиц без предварительного их согласия;

•• автора спама невозможно определить (идентифицировать) в силу отсутствия или указания вымышленного адреса.

Вредоносное программное обеспечение (вирус) — программное обеспечение, целенаправленно приводящее к нарушению законных прав абонента и (или) пользователя, в том числе к сбору, обработке или передаче с абонентского терминала информации без согласия абонента и (или) пользователя, либо к ухудшению параметров функционирования абонентского терминала или сети связи.

Вирус — это переданное без согласия абонента (пользователя) по сети связи электронное сообщение, несущее специальные сведения — программное обеспечение (компьютерную программу),направлено на нарушение прав абонента (пользователя), либо ухудшение работы абонентского терминала или функционирование сети связи.

Передача электронного сообщения как совокупности сведений в практике телекоммуникационной деятельности иногда имеет терминологическое обозначение «передача данных». Для них предусмотрен также специальный правовой режим, определяемый «Правилами оказания услуг связи по передаче данных».

Названные правила используют целый ряд терминов, с помощью которых обозначаются технические и технологические особенности передачи электронных сообщений в виде сигнала и сведений.

К ним относятся такие понятия, как «пакет информации» и «протокол передачи данных», которые также характеризуют двойную природу понятия «электронное сообщение».

Пакет информации — сообщение электросвязи, которое передается по сети передачи данных и в составе которого присутствуют данные, необходимые для его коммутации узлом связи.

Протокол передачи данных — формализованный набор требований к структуре пакетов информации и алгоритму обмена пакетами информации между устройствами сети передачи данных.

Протокол передачи данных (разновидность протокола обмена) как набор технологических требований передаю щей телекоммуникационной системы обеспечивает структурирование (объединение) двух компонентов электронно го сообщения (сигнала и сведений) в один технологический «пакет».

В современном обмене электронными документами или иначе называемом электронном документообороте центральное место занимает обмен электронными сообщениями.

 

Электронный документ

Понимание термина «электронный документ» связано с определением понятия обычного документа.

Наиболее верное определение электронного документа содержится в законе «Об информации»: документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.

Основными признаками документа являются реквизиты и связанность содержащейся информации (в т.ч. реквизитов) с материальным носителем, на котором фиксируется информация.

Реквизиты документа позволяют определить (идентифицировать) содержащуюся в тексте документа информацию.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30—2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации.

При подготовке и оформлении документов используют следующие основные реквизиты: Государственный герб Российской Федерации; эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания); наименование организации; наименование вида документа; дата документа; регистрационный номер документа; адресат; резолюция; заголовок к тексту; текст документа; подпись; гриф и визы согласования документа; оттиск печати; отметка об исполнителе; отметка о поступлении документа в организацию; идентификатор электронной копии документа и др.

В текстах государственных стандартов материальный носитель документированной информации определяется как материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде.

Материальный носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим, компьютерным диском, фотографией или эталонным образцом, или их комбинацией.

Разновидностью материального носителя документа является машиночитаемый носитель, на котором осуществляется запись документированной информации способа ми, обеспечивающими обработку такой информации электронно-вычислительной машиной.

Таким образом, материальный носитель документированной информации может быть как бумажным (традиционным), так и электронным (машиночитаемым).

Традиционный материальный носитель фиксирует документ, созданный на бумаге. Такой документ имеет основные реквизиты (подпись; гриф и визы согласования документа; оттиск печати и др.), созданные механическими (собственноручными) способами, хотя другие обязательные элементы оформления документа (реквизиты) могут быть созданы и с помощью ЭВМ.

Электронный (машиночитаемый) материальный носитель фиксирует документ, созданный с помощью ЭВМ.

 

Характеристика документа

Документ должен объективно отражать обстоятельства жизни и управления обществом: что именно предпринято или решено, какое предпринято в связи с этим действие, имеющее юридическое значение.

Документ должен отвечать потребностям деловой деятельности, к которой он относится. Не менее важным требованием к документу является его использование в целях отчетности.

Национальный стандарт РФ определяет общие требования, характеризующие документ:

1. Аутентичность.

Чтобы обеспечивать аутентичность документов, необходимо устанавливать принципы и процедуры контроля над созданием, получением, передачей, хранением и отбором (изъятием) документов, тем самым гарантировать, что создатели документов могут быть идентифицированы, а документы защищены от несанкционированного дополнения, удаления, изменения, использования и сокрытия (засекречивания).

2. Достоверность.

Достоверным является документ, содержание которого можно считать полным и точным отражением операций или фактов, которому можно доверять в последующих операциях или в последующей деятельности. Документы следует создавать во время или сразу же после операции или ситуации, к которым они относятся. Документы создаются лицами, достоверно знающими операции или факты.

3. Целостность.

Целостность документа определяется его полнотой и неизменностью. Политика и процедуры управления документами долж­ны указывать, какие дополнения или изменения могут быть применены к документу после его создания, при каких обстоятельствах дополнения или изменения могут быть разрешены и кто уполномочен сделать это. Любые санкционированные изменения, добавления или удаления в до­кументе следует четко обозначать и контролировать.

 

4. Пригодность для использования.

Пригодным для использования является документ, который можно локализовать, найти, воспроизвести и интер­претировать. При воспроизведении он должен отражать связь с деловой деятельностью или операцией, в результа­те которой он был создан. Контекстные ссылки документов должны нести информацию, необходимую для понимания операций деловой деятельности, в которых эти документы были созданы и применялись.

5. Системность.

Документы должны создаваться в условиях упорядоченной системы управления документами, в том числе их использования и сохранности. Системность работ в сфере управления документами достигается путем проектирова­ния и применения как системы управления документами, так и других систем управления деловой деятельностью.

Названные характеристики документа определяют так­ же возможности их управления и использования. Система управления документами должна быть способной длительно и эффективно функционировать в соответствии с требуемыми процедурами работы с документами.

Поэтому стандарт вводит понятие «системы управления документами»— информационная система, обеспечи­вающая сбор документов (включение документов в систему), управление документами и доступ к ним.

Понятие «управление документами»(records manage­ ment) определяется как совокупность планомерных и эффективных действий по созданию, использованию, хране­нию и уничтожению документов в организациях с целью доказательства проведения деловых (управленческих) операций.

Система управления документами должна:

•• включать все документы в рамках охватываемой ею деловой деятельности в соответствии с установленным по­ рядком;

•• организовывать документы таким образом, чтобы отражать процессы деловой деятельности создателя (исполнителя) документов;

•• защищать документы от несанкционированного до­ ступа (изменения, изъятия или уничтожения);

•• выступать в качестве основного источника информации о действиях, зафиксированных в документах;

•• обеспечивать доступ ко всем относящимся к опреде­ленному вопросу документам и связанным с ними мета­ данным.

Все организации должны разрабатывать и применять инструкции, регламентирующие вопросы доступа к доку­ментам.

Ограничения доступа могут распространяться как на со­трудников организации, так и на посторонних пользовате­лей. Доступ к документам следует ограничивать, если этого требует деловая деятельность. Ограничения доступа долж­ны действовать в течение обоснованно установленного периода времени, по истечении которого подлежат отмене или изменению.

Обеспечение соответствующего контроля доступа осуществляется путем присвоения определенного статуса доступакак документам, так и отдельным лицам.

Управление процессом доступа предусматривает следующие условия:

•• документы распределяются по категориям в соответствии с их статусом доступа в определенное время;

•• документы могут быть доступны только лицам, обладающим статусом доступа к ним;

•• засекреченные документы либо документы с ограниченным доступом могут быть прочтены только при наличии соответствующего разрешения;

•• процессы и операции с документами осуществляют только те, кому разрешено их выполнять;

•• подразделения организации, ответственные за опреде­ленные функции деловой деятельности, устанавливают сте­пень доступности для документов, относящихся к области их ответственности.

Весьма важным обстоятельством, уточняющим смысл документированной информации, является определение понятия «метаданные»(metadata) — данные, описываю­щие контекст, содержание, структуру документов и управление ими.

Правила стандарта определяют требования, предъявляемые к метаданным:

•• структура документа, его формат и взаимосвязи между составляющими документ элементами должны оставать­ся неизменными, не искаженными метаданными;

•• в метаданных о документе должен быть отражен кон­ текст его создания, получения и использования (в том числе процесс деловой деятельности, частью которого является данная операция, дата и время данной операции и ее участники);

•• в метаданных о документе должны быть представлены связи между отдельными документами, составляющими в совокупности единый комплекс документов.

Иначе говоря, понятие «метаданные» определяет со­ держание, структуру и использование любого документа в условиях массового применения информационно-теле­коммуникационных технологий. Поэтому понятие «мета­ данные», прежде всего, относится к электронной форме документа.

Федеральный закон «Об информации» дает определение понятия «электронный документ»— документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использо­ванием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

В приведенном определении выделен главный признак электронного документа — его электронная форма, т.е. особый вид информации, который создается с помощью уни­кальных возможностей ЭВМ: использование специального искусственного языка (двоичной системы символов) фор­мирования учетных записей, вычислительных возможностей и память компьютера, которые имеют физико-техни­ческие (электронные) характеристики.

Поэтому первым признаком понятия «электронный до­кумент» является его электронная форма, которая придается ему в результате создания и обработки на ЭВМ.

Вторым признаком является специальные правила документирования, т.е. правила создания (оформления), представления и передачи электронного документа заинтересованным лицам.

Третьим признаком понятия «электронный документ» является наделение его обязательными элементами (рек­ визитами).

Созданная на компьютере документированная информа­ция и «оформленная» необходимыми реквизитами по пра­вилам — это еще не полноценный электронный документ, а всего лишь оригинал документа на бумажном материальном носителе.

Когда такой документ вводится в систему электронно­ го взаимодействия, он становится уязвимым от внесения в него искажений и подделок. В этом случае электронный документ нуждается в специальных средствах защиты. Кроме того, такие средства необходимы для установления подлинности собственноручной подписи, т.е. для идентифика­ции лица. Эти функции выполняет электронная подпись, которая становится основным реквизитом электронного документа.

Таким образом, электронный документ наделяется спе­циальным реквизитом — электронной подписью.

Особые правила работы с электронными документами установлены «Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти».

В федеральном органе исполнительной власти электронные документы создаются, обрабатываются и хранят­ся в системе электронного документооборота— движения электронных документов с момента их создания или получения до завершения исполнения, помещения в дело и (или) отправки в электронный архив.

Для подписания электронных документов федерального органа исполнительной власти используются электронные подписи. Используемые средства электронной подписи должны быть сертифицированы в установленном порядке.

При рассмотрении и согласовании электронных до­кумен­тов в системе электронного документооборота федерального органа исполнительной власти могут использо­ваться способы подтверждения действий с электронными документами, при которых электронная подпись не исполь­зуется.

Прием и отправка электронных документов осущест­вляются службой делопроизводства— структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, на которое возложены функции по ведению делопроизвод­ства, а также лица, ответственные за ведение делопроизвод­ства в других структурных подразделениях федерального органа исполнительной власти.

При получении электронных документов служба дело­ производства осуществляет проверку подлинности элек­тронной подписи.

При передаче поступивших электронных документов на рассмотрение руководителя федерального органа испол­нительной власти, направлении электронных документов в структурные подразделения и ответственным исполните­ лям федерального органа исполнительной власти, отправ­ке электронных документов и хранении электронных доку­ ментов вместе с электронными документами передаются их регистрационные данные.

Исполненные электронные документы систематизи­руются в дела, которые представляют собой специальную папку.

Делопредставляет собой совокупность документов или отдельный документ, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности федерального органа исполни­ тельной власти в соответствии с номенклатурой дел федерального органа исполнительной власти.

Номенклатурой делявляется систематизированный перечень наименований дел, формируемых в федеральном органе исполнительной власти, с указанием сроков их хранения.

При составлении номенклатуры указывается, что дело ведется в электронном виде.

Электронные документы после их исполнения подле­ жат хранению в установленном порядке в федеральном органе исполнительной власти в течение сроков, пред­ усмотренных для аналогичных документов на бумажном носителе.

Хранение электронных документов имеет осо­бенности, отличные от способов хранения документов на бумажном носителе. Они объясняются техническими и технологическими особенностями создания электронной формы информации и длительного хранения. Для хранения материальных носителей электронной информации нужна особая среда хранения (влажность, температурный режим и т.д.).

Кроме того, за время хранения могут измениться как технические характеристики компьютера, так и программное обеспечение использования электронных документов.

После истечения срока, установленного для хранения электронных дел (электронных документов), на основании акта о выделении их к уничтожению, утверждаемого руко­водителем федерального органа исполнительной власти, указанные электронные дела (электронные документы) подлежат уничтожению.


 

Понятие электронной информации

В литературе по проблемам электронного документооборота электронно-цифровая форма информации представляет собой особый вид учетной последовательной записи с использованием специально созданного искусственного языка.

Учетная запись предполагает строгий учет в электрон­ной вычислительной машине любых знаковых отображений при выполнении какой-либо команды, даже при нажатии любой из клавиш на клавиатуре.

В компьютере все записи имеют строгую последовательность, когда речь идет о логической связанности каждой из единиц какой-либо записи. Например, отображение каждого символа текстовой информации в компьютере имеет строгую последовательность. Поэтому принято называть учетную запись не хао­тично организованной, а строго последовательной.

Для ввода информации в компьютер с помощью клавиатуры либо с помощью специального оборудования инфор­мационно-телекоммуникационной сети используется так называемая бинарная, или двоичная, форма представления информации (последовательность использования цифр 0 и 1).

Она является наиболее удобной для оцифровывания, в частности, алфавитной (аналоговой) информации и затем вновь преобразования ее в обычную форму, пригодную для восприятия человеком.

Информация в электронно-цифровой форме, как правило, формируется и используется операторами ЭВМ в виде файла — строгой последовательности связанных записей (кластеров), хранящихся в памяти компьютера и рассматривается как единое целое. Такие запи­си в виде символов строго фиксируются и учитываются (отсюда название «учетная запись») в памяти ЭВМ и хра­нятся в практически неуничтожаемом виде.

Принимая во внимание сделанный ранее вывод о том, что информация — это образ существующей действитель­ности, можно вывести формулу понятия электронной ин­формации. Предварительно необходимо отметить еще одно очень важное обстоятельство для характеристики электронной формы информации.

Если в модели инфор­мационного взаимодействия без участия посредника существующая действительность отражается в отображенном образе, то в электронной форме информационного взаимодействия такой образ создается либо представляется (уже кем-то созданный и переданный по технологической сети передачи данных).

Электронная (компьютерная) информация— это об­раз существующей действительности, созданный и представленный в символьной (двоичной) форме с помощью специально созданного искусственного языка в виде последовательной записи в памяти электронно-вычислительной машины.

В приведенном определении можно выделить суще­ственные признаки понятия «электронная информация»:

•• образ существующей действительности;

•• двоичная форма, образуемая в результате использования специального языка;

•• последовательная учетная запись в электронной па­мяти ЭВМ.

Для электронной формы информации важное значение имеет термин «формат», с которым обычно связано современное производство, хранение, передача и использование компьютерной информации.

Форматэто структура информационного объекта, которая определяет способ расположения и представления его элементов.

Если в традиционной (печатной) форме информации формат воспринимается как элемент оформления внешне­ го вида, то в цифровой форме он имеет существенное значение для разграничения различного рода представления и редактирования информации.

Форматы цифрового мира — это, прежде всего, способы расположения записей информации в компьютерных файлах. Формат файла определяет текстовые (например, txt, pdf, doc), графические (jpg), зву­ковые (ra) и т.д. файлы.

Электронная (цифровая) информация имеет преимущества перед традиционной (печатной) информацией. В созданном с помощью компьютера документе могут содержаться текстовые фрагменты (слова), образы (рисунки) и звуки. Единство и целостность такого документа достигается с помощью формата, так как соче­тание элементов разных языков выглядит как конструктор — кусочки разных размеров, цветов, форм. Но сло­жив их в определенном порядке, мы можем получить самые затейливые и разные фигуры. Однако только форма­тами файлов трех стандартных групп — текстовыми, аудио и графическими — уже обойтись нельзя.

Необходимость внедрять в текст иллюстрации породила появление наряду с форматом «.txt», формата «.doc». Конечно, это вызвано не только иллюстрациями, но и возможностью редактирования и многих других операций. Так, появились форматы гипертекста, которые поддерживают одновременное воспроизведение текста, звука и графики как в статическом, так ив динамическом режимах.

Это дает возможность внедрять программные элементы, позволяющие «оживлять» документ, изменять его содержание и внешний вид в процессе использования. Так, например, новые форматы звуковых файлов стали поддерживать внедренную текстовую информацию, которую можно редактировать.

Иными словами, формат электронной информации — это продукт цифровой цивилизации, который существенно преобразовал современную действительность.

Понятие «электронная информация» носит категориальный характер, поскольку оно включает наиболее обобщенные признаки различных видов электронной формы информации. Электронная информация описана как абстрактная модель для общего понимания электронной формы моментов действительности (жизненных ситуаций). В практической человеческой деятельности она представлена в виде электронных сообщений, электронно­ го документа,­ электронной подписи, универсальных элект­ронных карт и др.

Хотелось бы подчеркнуть, что названное понятие имеет большое значение для понимания и применения во многих группах общественных отношений (при использовании сети Интернет и доступе к компьютерной информации, в электронном документообороте, в ходе защиты информации, при расследовании компьютерных преступлений и др.).

Электронное сообщение

Одним из видов электронной информации является электронное сообщение.

Понятие «сообщение» включает два существенных признака. Первый из них отражает коммуникативный компонент информационной сферы человеческой деятельности или общение между пользователями. Второй признак отражает момент обмена сведениями, момент передачи содержа­ тельной части информационного интереса.

Иначе говоря, в понятие «сообщение» включены два компонента: общение и передача сведений (содержания). Причем, оба названных компонента имеют строго целевое предназначение.

Общение направлено преимущественно на реализацию коммуникативного интереса, а передача сведений направлена на удовлетворение строго информационного (содержательного) интереса участника (пользователя), доведение до него конкретного содержания какой-то новости, знаний и т.д.

Двухкомпонентное начало понятия «сообщение» имеет строго научное обоснование. Коммуникативное начало тесно связано с такими понятиями, как «сигнал», «кодированный сигнал», которые используются, например, в теории радиосвязи.

Технические аспекты теории информации, о которых упоминается в научных трудах одного из ее ос­нователей Клода Шеннона, раскрывают коммуникативную сущность информации. На ее основе созданы современные технологии передачи информации в глобальной сети Интернет, одной из которых является технология передачи пакетов информации, с помощью которых различные формы и объемы сведений преобразовываются и передаются с большой скоростью и без потерь.

С помощью «пакетных» технологий передачи информации содержательная ее часть (сведения) «упаковывается» совместно с коммуникативной частью (сигналом) исклю­чительно только для удобства пользования и таким образом передается заинтересованным лицам.

Для каждого из названных компонентов существует свой технологический режим: для сведений используются одни технологии преобразования в пакет, а для сигналов — другие.

Соответственно и в практической телекоммуникационной деятельности (деятельности по передаче и использо­ванию информации с помощью телекоммуникационных средств и технологий) существуют строго разделенные по функциям технические и технологические регламенты, т.е. правила формирования пакетов передачи информации.

Технические и технологические аспекты передачи электронного сообщения имеют терминологические особенности.

Для телефонной формы телекоммуникационной деят­ельности, когда используется преимущественно голосовая связь между людьми, приняты «Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи», в соответствии с которыми регу­лируются общественные отношения, связанные с прямым общением между пользователями услуг телефонной связи (абонентами).

Названные правила (как, впрочем, и другие источники правового регулирования телекоммуникационных правоотношений) имеют много особенностей технического характера, поскольку передача сигнала связана с применением технических средств связи, которые именуются пользовательским оборудованием.

Например, начало передачи электронного сообщения в виде сигнала связано с термином «вызов»— действия, совершаемые абонентом или пользователем услугами те­лефонной связи в целях установления соединения своего пользовательского (оконечного) оборудования с пользо­вательским (оконечным) оборудованием другого абонента или пользователя услугами телефонной связи, и совокупность операций, порождаемых этими действиями в сети электросвязи.

Установление взаимодействия между пользователями (абонентами) именуется термином «телефонное соединение»— установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю услугами телефонной связи передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию.

Иначе говоря, правила оказания телефонных услуг регулируют действия, связанные с передачей сигнала, на основе которого происходит общение между людьми.

Для передачи электронного сообщения в виде сведений существуют «Правила оказания телематических услуг свя­зи», в соответствии с которыми регулируется деятель­ность в области документальной электросвязи:

•• деятельность в области телеграфной связи;

•• деятельность в области телематических служб: факсимильной службы, службы обработки сообщений и электронной почты, службы телеконференций, информационной службы, включая справочные службы и службы доступа к информационным ресурсам, службы голосовой связи, службы передачи речевой информации с использованием пакетной коммуникации;

•• деятельность в области передачи данных и обмену информацией между персональными компьютерами, предоставление доступа к глобальным компьютерным сетям и места для размещения информации в них.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.021 с.)