ТОП 10:

Общая характеристика информатизации правотворческой деятельности



 

Правотворчество — это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Необходимо отметить, что единый процесс систематизации законодательства можно условно разбить на два плана — внешний и внутренний.

 

С одной стороны, систематизация законодательства — это внешнее объединение нормативных актов в единую, согласованную систему, которая облегчает поиск и ознакомление с необходимыми юридическими нормами. С другой стороны, систематизация служит целям научного исследования правовых норм, помогает обнаружить и устранить несогласованность между ними, пробелы правового регулирования определенных общественных отношений, серьезно способствует верному толкованию и применению права, а тем самым укреплению законности. Таким образом, систематизация законодательства представляет собой одно из средств совершенствования правового регулирования.

Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с меньшей затратой сил выявить несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению.

Создание эффективного инструмента учета и поиска правовых актов очень важно с точки зрения создания условий для широкого распространения правовой информации в стране.

До недавнего времени процесс учета и поиска правовой информации проводился в основном вручную. Для учитываемых нормативных актов определялся список тематических вопросов, по которым должен осуществляться поиск необходимой ин- формации. По тематикам строился специальный рубрикатор (тематический классификатор), в соответствии с которым анализировались все учитываемые нормативные акты. Для каждого нормативного акта составлялась специальная карточка, в которой фиксировались реквизиты акта, а иногда и текст акта. Заполненные карточки размещались по рубрикам принятого рубрикатора, что в дальнейшем позволяло осуществлять тематический поиск.

В настоящее время с развитием высокопроизводительной вычислительной техники и созданием автоматизированных ин- формационно-поисковых и справочных правовых систем идет активный процесс усовершенствования поиска правовой ин- формации.

Автоматизированные системы позволяют хранить и обрабатывать огромные информационные фонды, состоящие из десятков тысяч нормативных актов. Высокая производительность со- временной техники позволяет свести поиск необходимой право- вой информации к нескольким минутам.

Создание автоматизированных справочных правовых систем имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с традиционными видами учета нормативных актов:

• учитывая, что в них закладывается практически неограниченный объем нормативно-правовой информации (законодательство страны, других государств, проекты законов, решения судебных органов и т.п.), при обращении к ним можно получить любую справку;

• оперативность получения требуемой информации и т.д.

 

Социальные изменения оказали прямое и непосредственное влияние на процесс систематизации правовых актов. Перечисленные выше способы систематизации уже давно стали анахронизмом. Практически во всех странах осуществился тотальный переход на компьютеризированный учет правовых актов. Автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС) правовой информации существуют и в России при каждом федеральном органе государственной власти.

Вместе с тем широкое распространение получили частные справочные правовые системы (СПС), например «Консультант- Плюс», «Гарант» и др. СПС — это не просто электронная картотека правовых актов, но и электронная разновидность инкорпорации, причем носящая общеправовой характер. Привлекательность СПС обусловлена следующими особенностями:

 

1) СПС позволяют получить максимально исчерпывающую информацию по интересующей правовой проблематике. Так, информационная база СПС «Консультант Плюс» состоит из более 1 500 000 документов и охватывает правовые акты всех видов и уровней (федеральные и региональные);

2) помимо баз данных нормативных документов многие СПС включают дополнительно базы поддержки законодательства, например судебную и арбитражную практику, консультации, обзоры, словари, электронные версии печатных изданий и др. Набор их все расширяется;

3) СПС — это сложный интеллектуальный продукт. Она не просто представляет собой хранилище правовых актов, но и содержит аналитические материалы к ним, сосредоточенные под рубрикой «Комментарии законодательства». Материалы, подготовленные юристами, подробно разъясняют, как понимать ту или иную норму права, и значительно облегчают работу с правовыми документами, содержащими противоречивые формулировки. Таким образом, юридическая наука на-прямую подключается к работе по облегчению и повышению эффективности использования ин-формации, связанной с законодательством;

4) базы данных СПС постоянно пополняются и изменяются, правовые акты даются в новой редакции, по СПС предоставляет возможность проследить и предыдущий путь того или иного акта;

5) СПС помогает проследить взаимосвязи между документами в информационном банке;

6) ответ на интересующий вопрос можно получить разными методами:

♦ по реквизитам;

♦ по ключевым словам;

♦ контекстный поиск;

♦ по тематическому рубрикатору;

7) СПС обеспечивает быстрый поиск информации, даже если нет полной информации о правовом акте.

Составление тематической подборки — еще одно преимущество СПС.

СПС дает возможность каждому создать свою пользовательскую базу данных, предусматривает вывод текста необходимого документа на печать или в текстовый файл.

С развитием Интернета появилась возможность работать с правовой информацией в оперативном режиме. Некоторые СПС обеспечивают бесплатный доступ к своим базам данных.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.006 с.)