Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Основы объектно-ориентированного программированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В предыдущих примерах программы представляли собой набор функций и директив, идущих друг за другом в определенном порядке. Это структурный подход к программированию. Ему присущи некоторые недостатки, связанные с формализацией задач программирования. Такие задачи, как правило, связаны с манипулированием разнородных объектов. Например, создается графический редактор, где необходимо выполнить работу с графическими примитивами: линией, эллипсом и прямоугольником. При этом в соответствующих функциях программы возникает необходимость перебирать типы объектов, например, для их добавления, редактирования и отображения на экране. В результате получается громоздкий текст программы, в котором многократно описываются одни и те же действия. Теперь представим, что в рамках данной задачи общее число возможных графических элементов не три, а сто. В этом случае получится еще более сложная программа, в которой станет сложно ориентироваться. Кроме того, на практике часто наперед неизвестно общее число возможных вариантов (типов графических объектов) и исправление текста программы для добавления возможности работы с новым объектом становится трудоемкой задачей для программиста. Представленный пример создания графического редактора показывает лишь один из недостатков структурного программирования. В общем случае существует большое множество разнообразных задач плохо поддающихся описанию, вследствие чего и возникла необходимость разработки нового подхода к программированию, которым стало объектно-ориентированное программирование (ООП). 6.1. Понятие классов в С++ Идея ООП заключается в описании задачи на уровне объектов, которые в языке С++ называются классами. Например, класс может описывать объект линию, эллипс, прямоугольник. Но в отличие от структур, которые также могут комплексно описывать свойства каких-либо объектов, между классами возможны взаимодействия, которые выражаются тремя категориями: наследование, полиморфизм и инкапсуляция. Наследование – это механизм создания нового класса на основе ранее созданного. Наследование имеет смысл, если множество разнородных объектов имеют общие характеристики или функции. Так, в случае с графическими примитивами тип линии, цвет и толщина описываются одинаково на уровне языка программирования и логически отностятся к одной категории – свойства графического примитива. Поэтому эти элементы целесообразно выделить в отдельный класс – базовый и на основе него создавать новые классы – дочерние для более детального описания линии, эллипса и прямоугольника, используя механизм наследования. Полиморфизм – это процесс вызова и переопределение функций базового класса в дочерних. Полиморфизм позволяет общие функции дочерних классов выносить в базовый, а затем их вызывать из дочернего, полагая, что они определены в нем. Вместе с тем это не исключает возможности переопределения функций базового класса в дочерних. Инкапсуляция – это способ представления класса в виде «черного ящика». Это значит, что конечному пользователю класса (программисту) доступен лишь определенный набор функций и переменных для работы с классом. Часто ограничение доступа применяется для записи значений в переменные класса через функции, при запрещенном непосредственном доступе к переменным. Класс в языке С++ задается с помощью ключевого слова class, за которым следует его имя и в фигурных скобках {} дается его описание. После определения класса ставится точка с запятой. Ниже приведен пример описания класса для хранения координат графических примитивов: class CPos Каждый класс имеет специальные функции, которые называются конструктор и деструктор. Конструктор класса вызывается всякий раз, когда объект создается в памяти ЭВМ и служит обычно для инициализации данных класса. Конструктор имеет то же имя, что и имя класса. Деструктор вызывается при удалении класса из памяти и используется, как правило, для освобождения ранее выделенной памяти под какие-либо данные этого класса. Имя деструктора совпадает с именем класса, но перед ним ставится символ ‘~’. Рассмотрим пример реализации конструктора и деструктора для класса CPos. class CPos int sp_x, sp_y; //координата начала Здесь ключевое слово public используется для обеспечения общего доступа к функциям и переменным класса. Для создания нового экземпляра класса в памяти ЭВМ используется оператор new языка С++, а для удаления – оператор delete. Использование данных операторов для создания экземпляра класса CPos и его удаления выглядит следующим образом: CPos *pos_ptr = new CPos(); //создание объекта В результате выполнения этих двух строк программы на экране появятся сообщения: Вызов конструктора. Экземпляр класса также можно создать подобно обычным переменным без использования указателей, как показано ниже CPos pos; В этом случае переменная pos называется представителем класса, у которого также вызывается конструктор при его создании и деструктор при его удалении из памяти. Следует отметить, что при создании нового экземпляра класса можно выполнять инициализацию различных переменных путем передачи их значений через конструктор. В этом случае конструктор должен быть объявлен с набором необходимых аргументов, например, так: class CPos int sp_x, sp_y; и процесс создания экземпляра класса принимает вид: CPos *pos_ptr = new CPos(10,10,20,20); или CPos pos(10,10,20,20); Такой способ описания и вызова конструктора представляет дополнительное удобство инициализации данных при создании нового объекта. При этом конструктор, как и любую функцию, можно перегружать. Это значит, что можно задать несколько типов конструкторов (с разным набором входных параметров) в одном и том же классе. Например, если создается экземпляр класса графического примитива, но для него неизвестны начальные и конечные координаты, то целесообразно вызвать конструктор CPos() без аргументов, а если координаты известны, то выполнить их инициализацию путем вызова конструктора с аргументами. Для описания нескольких типов конструкторов в одном классе достаточно дать их определения в нем: class CPos int sp_x, sp_y; В классах помимо переменных, конструкторов и деструкторов можно задавать описания и обычных функций, которые, в этом случае, называются методами. Например, в классе CPos для задания значений координат примитива целесообразно добавить функцию для ввода значений в переменные sp_x, sp_y, ep_x и ep_y. Это позволит, во-первых, не запоминать программисту имена этих переменных, а оперировать только одной функцией и, во-вторых, в самой функции можно реализовать необходимые проверки на истинность переданных значений координат перед их присваиванием переменным. Такую функцию можно описать в классе следующим образом: class CPos void SetParam(int x1, int y1, int x2, int y2) int sp_x, sp_y; В приведенном примере реализована функция SetParam(), которая перед присваиванием значений переменных выполняет проверку на их истинность. Здесь некоторое неудобство представляет то, что данная функция полностью описана в классе CPos, а описание большого числа функций в одном классе делает текст программы трудночитаемым. Поэтому обычно в классах записывают лишь прототипы функций, а их реализации приводят отдельно после описания класса. Для того чтобы описать реализацию функции SetParam() вне класса CPos перед именем функции ставится имя класса с оператором глобального разрешения ‘::’ как показано ниже: void CPos::SetParam(int x1, int y1, int x2, int y2) а перед ней должно идти следующее определение класса: class CPos void SetParam(int x1, int y1, int x2, int y2); int sp_x, sp_y; Аналогичным образом можно давать описание конструкторов и деструкторов за пределами класса. Учитывая, что данные функции ничего не возвращают вызывающей программе и не имеют типов, то их внешняя реализация будет иметь вид: CPos::CPos() CPos::~CPos() Функцию SetParam() можно вызывать через указатель на класс, используя оператор ‘->’ или через представитель с помощью оператора ‘.’: CPos* pos_ptr = new CPos(); pos_ptr->SetParam(10,10,20,20); Таким же образом можно обращаться и к переменным класса: pos_ptr->sp_x = 10; Здесь можно заметить, что значения переменных sp_x, sp_y, ep_x и ep_y могут быть заданы как непосредственно при обращении к ним, так и с помощью функции SetParam(). В результате проверка, реализованная в данной функции, может быть проигнорирована программистом. Часто такая ситуация недопустима, например, при использовании готовых классов библиотек MFC, VCL, OWL и др. В связи с этим в классах для переменных и функций предусмотрена возможность установки разных уровней доступа, которые определяются тремя ключевыми словами: public, private и protected. Ключевое слово public означает общий доступ к переменным и функциям класса. Уровень доступа private указывает на частный способ доступа к элементам класса и устанавливается по умолчанию при описании класса. Частный уровень доступа дает возможность обращаться к переменным и функциям только внутри класса и запрещает извне, например, через представители или указатели на класс. Режим доступа protected также как и private запрещает доступ к элементам класса через представители и указатели, но разрешает обращаться к ним из дочерних классов при наследовании. Учитывая эти три режима доступа, класс для работы с координатами графических объектов целесообразно записать в таком виде: class CPos void SetParam(int x1, int y1, int x2, int y2); private: Здесь раздел private ограничивает доступ пользователю класса к переменным sp_x, sp_y, ep_x и ep_y только функцией SetParam(). Следует также отметить, что отсутствие раздела public вначале описания класса привело бы к тому, что все функции класса CPos имели бы область видимости private. В результате доступ к конструктору и деструктору был бы запрещен, и создание нового объекта стало бы невозможным. Аналогичная картина имеет место и в режиме доступа protected, но в отличие от private класс можно использовать как базовый в механизме наследования. Это свойство полезно использовать для запрета создания экземпляров класса, что бывает необходимым, если он является лишь промежуточным звеном в иерархии объектов и не представляет ценности как отдельный объект. Наследование Рассмотренный класс CPos не описывает особенностей работы с конкретными графическими примитивами: линией, прямоугольником, эллипсом, а содержит лишь общую для них информацию. Поэтому данный класс следует рассматривать как базовый, на основе которого можно построить дочерние для более детальной работы с графическими объектами, используя механизм наследования. Предположим, создается дочерний класс с именем CLine для работы с линией на основе базового CPos. Для этого после имени дочернего класса CLine ставится символ ‘:’, а затем пишется имя базового класса CPos с указанием уровня доступа: class CPos void SetParam(int x1, int y1, int x2, int y2); protected: class CLine: public CPos void Draw() {MoveTo(sp_x,sp_y); LineTo(ep_x,ep_y);} В результате наследования с уровнем доступа public класс CLine имеет доступ ко всем переменным и функциям класса CPos, которые не являются частными (private). Ключевое слово public перед именем класса CPos означает, что все общие (public) элементы этого класса остаются с таким же уровнем доступа и в классе CLine. Следует также отметить, что описание класса CPos должно предшествовать описанию класса CLine, а переменные sp_x, sp_y, ep_x и ep_y должны быть описаны в разделе protected для возможности их использования в функции Draw() дочернего класса CLine и в то же время не доступными извне. Класс CLine содержит два конструктора, деструктор и функцию Draw() для рисования линии на экране. При этом процедура задания координат графического объекта целиком находится в базовом классе CPos и по мере необходимости используется в дочернем классе CLine. Такое разделение оказывается удобным, т.к. при описании работы с новыми графическими объектами процедура работы с их координатами будет оставаться одной и той же и находится в одном классе. Если бы в данном случае использовался структурный подход к программированию, то алгоритм работы с координатами графических примитивов пришлось бы прописывать каждый раз для всех типов объектов, что привело бы к заметному усложнению текста программы. Для работы с дочерним классом, также как и с обычным, необходимо создать его экземпляр либо с помощью оператора new, либо через представитель, как показано ниже: CLine* line_ptr = new CLine(); или CLine line; При создании нового объекта CLine вызывается сначала конструктор CPos() базового класса, а затем конструктор дочернего – CLine(). Таким образом, создается как бы два объекта: CPos и CLine, но они представляются как единое целое объекта CLine. В представленном классе CLine предусмотрено два конструктора: с параметрами и без них. В случае вызова конструктора с параметрами CLine line(10,10,20,20); вызывается конструктор CPos() базового класса, а затем конструктор CLine(int x1, int y1, int x2, int y2) дочернего, в котором выполняется функция SetParam() для записи значений координат графического объекта. Последние два приведенных примера создания объекта CLine показывают, что вне зависимости от типа вызываемого конструктора дочернего класса всегда вызывается один и тот же конструктор CPos() базового класса, даже если в последнем определено несколько конструкторов. Это не всегда удобно и кроме того, если конструктор CPos() не описан в базовом классе, то создание дочернего класса CLine станет невозможным, т.к. конструктор по умолчанию CPos() не будет найден. Для того чтобы исправить такую ситуацию необходимо в дочернем классе указать, какой именно конструктор базового класса следует вызывать, следующим образом: class CLine: public CPos void Draw() {MoveTo(sp_x,sp_y); LineTo(ep_x,ep_y);} В приведенном примере конструктор CLine() будет вызывать конструктор CPos() базового класса, а конструктор CLine(int x1, int y1, int x2, int y2) конструктор CPos(int x1, int y1, int x2, int y2). При этом функция SetParam() в CLine(int x1, int y1, int x2, int y2) может быть опущена, т.к. необходимая инициализация переменных будет выполнена при вызове конструктора CPos(int x1, int y1, int x2, int y2) базового класса. В рассматриваемой задаче программирования графического редактора, класс CPos является вспомогательным, т.е. он служит для создания описания новых классов как базовый. При этом нет необходимости создавать его экземпляр в памяти ЭВМ для непосредственной работы с ним. Поэтому целесообразно защитить его от возможности создания путем помещения конструкторов данного класса в раздел protected. Такие классы называются абстрактными, т.е. они не могут существовать как самостоятельные объекты, а служат для создания новых, дочерних классов. Описание абстактного класса CPos и дочернего от него CLine показано ниже: class CPos public: protected: Функции классов CPos и CLine можно вызывать, например, через представитель класса CLine, следующим образом: CLine line; Обратите внимание, что благодаря полиморфизму, функция SetParam(), заданная в классе CPos, вызывается через представитель line как будто она определена в классе CLine. В результате, единожды объявленная функция SetParam() может быть многократно использована в разных классах, производных от CPos. Для работы с другими графическими примитивами (прямоугольником и эллипсом) подобным образом можно создать дочерние классы от CPos, отличающихся друг от друга реализацией функции Draw(): class CRect: public CPos void Draw() {Rectangle(sp_x,sp_y,ep_x,ep_y);} class CEllipse: public CPos void Draw() {Ellipse(sp_x,sp_y,ep_x,ep_y);} В результате построения объектов получается следующая иерархия (рис. 6.1). Рис. 6.1. Иерархия классов графических примитивов У каждого из представленных дочерних объектов CLine, CRect и CEllipse имеется один базовый объект CPos. Вместе с тем язык С++ предоставляет возможность создавать дочерние объекты на основе нескольких базовых, что приводит к концепции множественного наследования. В рамках данной задачи множественное наследование будет иметь смысл, если добавить еще один абстрактный класс с именем CProp, который будет отвечать за свойства графических примитивов: толщина и цвет линии: class CProp public: Теперь дочерние классы CLine, CRect и CEllipse можно образовывать от двух базовых CPos и CProp, которые являются не связанными друг с другом. Для того чтобы построить класс на основе двух базовых они указываются друг за другом через запятую следующим образом: class CLine: public CPos, public CProp void Draw() {SetWidth(width); SetColor(color); Аналогичным образом строятся классы CRect и CEllipse. Здесь следует отметить, что конструктор CLine(int x1, int y1, int x2, int y2, int w, int clr) класса CLine вызывает конструкторы двух базовых классов, которые перечислены через запятую с указанием в них конкретных переменных. Работа с функциями класса CLine через его представитель имеет следующий вид: CLine line; Благодаря полиморфизму, функции SetProperty() и SetParam() базовых классов вызываются непосредственно из класса CLine.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.007 с.) |