Рассказать о правописании Ь после шипящих на конце слов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказать о правописании Ь после шипящих на конце слов.



Вопросы к зачету по русскому языку для 7 класса

Билет 1

1. Рассказать о правописании Ь после шипящих на конце слов.

2. Рассказать о правописании безударных гласных в корне слова.

3. Что дает вам знание русского языка? Расскажите о роли русского языка в жизни народов России.

 

Билет 2

1. Дефис в наречиях и местоимениях.

2. Правописание гласных и согласных в приставках.

3. Расскажите о вашем городе, его истории и достопримечательностях.

 

Билет 3.

1. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

2. Образование действительных и страдательных причастий.

3. Расскажите о своей школе, учителях, друзьях.

 

Билет 4.

1. Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

2. Рассказать о правописании И-Ы после Ц.

3. Какие предметы вы изучали? Какой предмет вам нравится больше? Почему?

 

Билет 5.

1. Что изучает морфемика? Основные морфемы русского языка.

2. Правописание гласных после шипящих.

3. Какие книги вы любите читать? Расскажите об одной из них.

 

Билет 6.

1. Основные способы словообразования.

2. Рассказать о значении букв Я, Ё, Ю, Е.

3. Какое место в вашей жизни занимает телевидение? Расскажите о любимой телепередаче

 

Билет 7.

1. Дать определение имени прилагательного. Разряды прилагательных по значению.

2. Чередование гласных звуков в корнях слов.

3. Какую музыку вы любите? Расскажите о любимом ансамбле или композиторе.

 

Билет 8.

1. Дать определение лексики. Рассказать о словарном богатстве русского языка.

2.Правописание НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями.

3. Расскажите о любимых праздниках. Сравните их с праздниками других народов

 

Билет 9.

1. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

2. Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

3. Что вы знаете об обычаях и традициях своего народа?

 

Билет 10.

1. Дать определение имени существительного. Постоянные признаки этой части речи.

2. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах полных и кратких форм прилагательных и причастий.

3. Знаете ли вы народную музыку? Расскажите о национальных музыкальных инструментах.

 

Билет 11.

1. Дать определение глагола. Рассказать о видах и наклонениях глагола. Образование глаголов условного и повелительного наклонения.

2. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на – о (е).

3. Расскажите о вашем любимом писателе.

 

Билет 12.

1. Рассказать об общеупотребительных, диалектных и профессиональных словах.

2. Правописание суффиксов глаголов.

3. Опишите ваше любимое время года.

 

Билет 13.

1. Дать определение числительного. Рассказать о склонении количественных числительных и об употреблении Ь знака в них.

2. Рассказать о правописании О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и в окончаниях существительных и прилагательных.

3. Что значит быть человеком чести?

 

Билет 14.

1. Рассказать о правописании О- Е после шипящих на конце наречий. Правописание Н и НН в наречиях.

2. Склонение и правописание порядковых числительных.

3. Кого мы называем настоящим другом?

 

Билет 15.

1. Дать определение наречия. Степени сравнения наречий.

2. Что такое предлог? Рассказать о правописании предлогов.

3. Кем вы хотите стать? Объясните, почему вы выбрали эту профессию.

 

Билет 16.

1. Дать определение местоимения. Разряды местоимений.

2. Что такое союз? Рассказать о правописании союзов.

3. Опишите природу и животный мир вашего края.

 

Билет 17.

1. Дать определение причастия. Признаки глагола и прилагательного у причастия.

2. Рассказать о правописании наречий с приставкам ИЗ-,ДО-,С-,В-, НА-, ЗА-.

 

Билет 18.

1. Дать определение частицы. Значение частиц.

2. Рассказать о написании НЕ и НИ с местоимениями, наречиями.

3. Чем вы любите заниматься в свободное время?

 

Билет 19

1. Дать определение деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

2. Рассказать о правописании Е-И в окончаниях существительных единственного числа.

3. Расскажите об одной из школьных экскурсий.

 

Билет 20.

1. Дать определение союза. Роль сочинительных и подчинительных союзов.

2. Рассказать о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-.

3. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

 

Билет 21.

1. Что такое междометие? Знаки препинания в предложениях с междометиями.

2. Дать определение причастного и деепричастного оборота. Рассказать о правилах их обособления.

3. Зорко одно лишь одно сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Ответы

Билет 1

Билет 2

Билет 3

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Все слова в русском языке можно разделить по группам, которые называются частями речи. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

− общее грамматическое значение.

− морфологические признаки.

− синтаксические признаки.

Все части речи делятся на две группы – самостоятельные и служебные.

Признаки самостоятельных частей речи:

− Передают в речи основную информацию.

− Отвечают на вопросы.

− Обозначают предметы, признаки, действия и т.д.

− Являются членами предложения.

Признаки служебных частей речи:

− Служат для связи слов.

− Не отвечают на вопросы.

− Не обозначают предметов, признаков, действий и т.д.

− Самостоятельно не являются членами предложения.

Особое место среди частей речи занимает междометие, т.к. междометия не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не служат для связи слов. Они передают наши чувства. (Бр-р) – что обозначает холодно.

 

Образование действительных и страдательных причастий.

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.

Причастия могут быть действительными и страдательными. Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета.

Действ. прич. наст. вр. образуются от основы глаголов несов. вида настоящего времени I спр. с помощью суффиксов –ущ, -ющ и II спр. с помощью суффиксов –ащ, -ящ.

несут(1 спр.) – несущий

лечат (2спр) – лечащий

Дейст. прич. прош. вр. образуются от основы инфинитива или от основы глагола прош. вр. сов. и несов. вида с помощью суффиксов –вш и ш-. Суффикс вш- прибавляется к основе глагола, оканчивающейся на гласную, а суффикс ш- прибавляется к основе глагола, оканчивающейся на согласную. (зависеть – зависевший; нёс – нёсший)

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов несов. вида наст. вр. I спр. с помощью суффикса –ем (-ом) и от основы II спр. с помощью суффикса –им.

Страд. прич. прош вр. образуютя от основы инфинитива или от основы глагола пр. вр. сов. и несов. вида с помощью суффикса –нн- от глаголов на –ать, -ять, суффикса -енн от глаголов на –ить и суффикса -т-

(собрать – собранный, отправить – отправленный, колоть – колотый).

Билет 4.

33 буквы:

10 гласных: а, о, у, ы, э, е, ё, ю, и, я

21 согласных: б, в, г, д, й, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ

Буквы Ь, Ъ не обозначают звуков

42 звука:

6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]

36 согласных звуков

Согласные звуки:

Билет 5.

Морфема – наименьшая значимая часть слова (в отличие от слога).

Слово состоит из основы и окончания. Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. В основу входят:

1)приставка,

2)корень

3)суффикс.

Познакомимся с новыми морфемами!

4)постфикс (ся/сь): беречь- ся, береги- сь;

5) интерфикс (соединительная гласная); сам-о-лет, змее-е-лов, пят-и-летка.

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

! Неизменяемые слова окончаний не имеют:

Несклоняемые существительные: кофе, пальто, кино;

Неопределённая форма глагола(инфинитив): читать, увидеться, нести, беречь;

Деепричастия: рисуя, прочитав, учась;

Наречия: вблизи, влево, горячо.

 

Билет 6.

1. Основные способы словообразования.

 

В русском языке есть несколько способов образования слов. Важнейшими из них являются следующие:

1. Суффиксальный. К исходному слову прибавляется суффикс.(Белый – беленький.)

2. Бессуффиксальный. Образуются без помощи суффиксов.(Зелёный – зелень)

3. Приставочный. (Префиксальный). Прибавляется к слову приставка. (звучный – созвучный)

4. Приставочно – суффиксальный. (Префиксально – суффиксальный)

Одновременно к слову прибавляется суффикс и приставка. (море – приморский)

5. Сложение: - сложение слов (школа – интернат); - сложение основ при помощи соединительных гласных о и е.(луноход); - сложение начальных букв слов (МГУ). Слова, образованные способом сложения, называются сложносокращёнными. – Сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, пол – арбуза)

6. Переход слов из одной части речи в другую. (Больной(определение, выражено прил.) ребёнок уснул. Больной(подлежащее, выражено сущ.) уснул.)

Группа однокоренных слов, которые расположены с учётом последовательности их образования, составляют словообразовательный разряд.(обида - обидный – безобидный – безобидность)

Билет 7.

Часть речи, объединяющая слова, которые

1) обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;

2) изменяются по родам, числам и падежам, а некоторые — по полноте/краткости и степеням сравнения;

3) в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого.

 

Склонение прилагательных

Прилагательные всех разрядов имеют непостоянные признаки рода (в единственном числе), числа и падежа, в которых они согласуются с существительным. Прилагательные также согласуются с существительным в одушевленности, если существительное стоит в форме В. п. множественного числа, а для мужского рода — и единственного числа (ср.: вижу красив-ые туфли и вижу красив-ых девочек ).

 

Билет 8.

 

Билет 9.

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов – система окончаний спрягаемых форм глаголов, указывающая на лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения – различаются личные окончания I и II спряжений, а также окончания изъявительного и повелительного наклонений.

Примеры личных окончаний глаголов в таблице:

  Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
  І спряжение ІІ спряжение
  Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е лицо Управляю; Выберу Управляем; Выберем Спорю; Понравлюсь Спорим; Понравимся Давайте управлять; Давайте понравимся
2-е лицо Управляешь; Выберешь Управляете; Выберете Споришь; Понравишься Спорите; Понравитесь Управляй; Понравься Управляйте; Понравьтесь
3-е лицо Управляет Выберет Управляют; Выберут Спорит; Понравится Спорят; Понравятся Пусть управляет; Пускай понравится Пусть управляют; Пускай понравятся

Безударные личные окончания глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными. Ударные не требуют орфографической проверки, их спряжение определяется сразу (поет, смею тся ). Безударные личные окончания проверяются инфинитивом глагола.

Ко 2 спряжению относятся глаголы:

С инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);

Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;

Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.

Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Если вы не уверены в спряжении и правописании безударных личных окончаний глагола, рекомендуем обращаться к словарю.


Подробнее: http://all-biography.ru/russkiy-yazyk/lichnye-okonchaniya-glagolov#ixzz4VqtvoYwB

 

Билет 10.

Исключение: ветреный.

Например: безветренный, ветреный (исключение)

Одна буква Н пишется:

1) в суфииксе –ин-

Например: гусь – гусиный.

2) в суффиксе –ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительных.

Билет 11.

Дать определение глагола. Рассказать о видах и наклонениях глагола. Образование глаголов условного и повелительного наклонения.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а совершенного вида – на вопрос что сделать?

Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонений у глагола три: изъявительное, повелительное, условное.

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л- и частицы бы (б).

Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе – по родам.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить.

Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса -и или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе — окончание -те.

 

Билет 12.

2. Правописание суффиксов глаголов

 

1. В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: - а - (слышать, делать); - я - (сеять, лаять); - е - (видеть, обидеть); - и - (нянчить, пилить).

Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс - е -. В этой позиции под ударением может быть только суффикс - я - или - и - (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс - я - пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс - и - — в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить;

2) после мягких согласных (кроме ч) в безударном положении суффикс - я - пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс - е- — в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь;

3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздороветь — выздоровел, лаять — лаял, клеить — клеил.

2. Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

В глаголах с суффиксом -ыва- (-ива-) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и, например: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать.

Глаголы с суффиксом - ыва - (-ива-) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом -ова- (-ева-). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю) (при отсутствии -ов-, -ев-), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать; у глаголов же на -ывать (-ивать) форма 1-го лица оканчивается на -ываю (-иваю) (с сохранением -ыв-, -ив-), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать.

3. Гласные перед -ва -. В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва-, имеющих форму 1-го лица на -ва-ю, безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть (одоле-ть), устарева-ть (устаре-ть), запива-ть (запи-ть), запева-ть (запе-ть), засева-ть (засе-ять), затева-ть (зате-ять), застыва-ть (засты-ть), застава-ть (заста-ть).

Однако в следующих глаголах на -ва-ть (в 1-м лице -ва-ю) пишется особый суффикс -ева- с буквой е на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли-ть), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться.

4. -е(ть), -и(ть). Различаются глаголы на - еть и - ит ь. Глаголы на - еть (в 1-м лице - ею) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на -ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить. Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по) беле-ть и (по) бели-ть, (о) слабе-ть, (раз) весели-ть.

5. -ене(ть), – ени(ть). Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на - ене-ть, в которых безударный гласный перед н передается буквой е: леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть. Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть, обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е: леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.

Написание глаголов на -енеть и - енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я: ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п.

Исключение: в глаголах багряне-ть и багряни-ть (вариант: багря-нить) пишется буква я, как в прилагательном багряный

 

Билет 13.

1. Имя числительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос "сколько?" или "какой?".

 

Склонение числительных

 

Билет 14.

Билет 15.

1. Дать определение наречия. Степени сравнения наречий.

1. Наречие — самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвеча­ют на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с ка­кой целью? в какой степени? и др.

2. Наречия не изменяются.

3. В предложении наречия чаще всего бывают обсто­ятельствами.

Степени сравнения наречий

Наречия на -о(-е), образованные от качественных имён прилагательных, могут иметь степени сравнения, например: взлетел высоковзлетел выше, взлетел более высоко, взлетел выше всех. У наречий имеются две сте­пени сравнения: сравнительная и превосходная.

Сравнительная степень наречий имеет две формы — простую и составную. Простая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов -ее(-ей), -е, -ше, при этом отбрасываются конечные -о(-е), -ко:

Например: больно больней (-ее), стало легко — легче, тонко — тоньше.

Составная форма сравнительной степени наречий — это сочетание слова более и исходной формы наречия, на­пример: отрезал более тонко, относился более внима­тельно.

Превосходная степень наречий имеет, как правило, со­ставную форму, которая представляет собой сочетание двух слов — сравнительной степени наречия и местоимения всех (всего): сделал лучше всех.

2. Что такое предлог? Рассказать о правописании предлогов.

1. Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в сло­восочетании и предложении.

2. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.

Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно.

Например: Выйти (навстречу кому?) навстречу (из нареч.) гостям.

 

Производные предлоги, образованные из существительных в косвенных падежах с непроизводными предлогами, пишутся слитно или раздельно.

Пишутся слитно следующие производные предлоги: вследствие (в значении «по причине»), наподобие, вроде (в значении «подобно»), насчёт (в значении «о»), ввиду, вместо, несмотря (на).

Пишутся раздельно следующие производные пред­логи: в течение, в продолжение, по причине, в це­лях, со стороны и др.

 

Например: Задержаться ввиду дождей.

В предлогах в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется Е.

Например: продолжается в течение недели.

 

Билет 16.

1. Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая используется вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывает на них, их отношение к иным предметам, явлениям и пр. В русском языке местоимения можно разделить на личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные, неопределённые

. Разряды местоимений в таблице

Личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

Возвратное себя

Притяжательные мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их

Вопросительные кто, что, какой, чей, где, который, откуда, сколько, каковой, каков, зачем

Относительные кто, что, какой, который, чей, сколько, каковой, каков, зачем, когда

Указательные тот, этот, столько, такой, таков, сей

Определительные всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой, весь

Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, незачем

Неопределенные некто, весь, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо и пр.

Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям

1. Личные местоимения: я, ты, мы, вы, он (она, оно, они) – местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в речи: это местоимения-существительные; постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы – первое лицо; ты, вы – 2-е лицо; он (она, оно, они) – 3-е лицо); постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го лица является число (я, ты – единственное число; мы, вы – множественное число); все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я – меня, ты – тебя, он – его); местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) – он, она, оно, они.

2. Возвратное местоимение себя – местоимение которое обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо: это местоимение-существительное; возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа; возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою).

3. Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой – указывают на признак предмета по его принадлежности: это местоимения-прилагательные; притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.). При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений – его, её, их

. 4. Вопросительные местоимения: кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и другие –местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.); какой? чей? который? – местоимения-прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.); сколько? – местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и пр.); где? когда? куда? откуда? зачем? и другие – местоименные наречия; неизменяемые слова

. 5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными – кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и другие, но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях: Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, где спрятаны деньги. Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений

. 6. Неопределённые местоимения: некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и другие – указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество. Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь: кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь. Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.

7. Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и другие – указывают на отсутствие предметов, признаков, количества. Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни-: кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда. Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.

8. Указательные местоимения: тот, этот, сей, оный, такой, столько, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – это средства указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого): тот, этот, сей, оный, такой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и пр.); столько – местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и пр.); там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – местоименные наречия; неизменяемые слова

. 9. Определительные местоимения: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде и другие – служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.); всюду, везде, всегда – местоименные наречия; неизменяемые слова.

 

Билет 17.

1. Дать определение причастия. Признаки глагола и прилагательного у причастия.

1. Причастие- самостоятельная часть речи, кото­рая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

2. Причастия бывают совершенного и несовершенно­го вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяют­ся по числам, падежам и только в единственном числе по родам.

3. В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми.

Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам (уставший, уставшая, уставшее), числам (уставший, уставшие) и падежам (уставших, уставшими, уставшим).

Причастия согласуются с существительными в роде, падеже и в ед. числе и падеже во мн. числе.

Например: остывший суп, остывшая каша, за остывшим чаем.

Некоторые причастия могут иметь краткую и полную формы.

Например: взятая книга - книга взята

В предложении причастия в полной форме чаще всего являются определениями, а в краткой - сказуемыми.

 

Причастия, как и глаголы, могут быть:

 

1. Возвратными и невозвратными: задумавший - задумавшийся;

2. Совершенного и несовершенного вида: прыгнувший - прыгавший;

3. Действительного и страдательного залога: свалившийся - сваленный;

4. Прошедшего и настоящего времени: открывшийся - открывающийся.

 

Билет 18.

Билет 19

Билет 20.

Билет 21.

 

 

Вопросы к зачету по русскому языку для 7 класса

Билет 1

1. Рассказать о правописании Ь после шипящих на конце слов.

2. Рассказать о правописании безударных гласных в корне слова.

3. Что дает вам знание русского языка? Расскажите о роли русского языка в жизни народов России.

 

Билет 2

1. Дефис в наречиях и местоимениях.

2. Правописание гласных и согласных в приставках.

3. Расскажите о вашем городе, его истории и достопримечательностях.

 

Билет 3.

1. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

2. Образование действительных и страдательных причастий.

3. Расскажите о своей школе, учителях, друзьях.

 

Билет 4.

1. Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

2. Рассказать о правописании И-Ы после Ц.

3. Какие предметы вы изучали? Какой предмет вам нравится больше? Почему?

 

Билет 5.

1. Что изучает морфемика? Основные морфемы русского языка.

2. Правописание гласных после шипящих.

3. Какие книги вы любите читать? Расскажите об одной из них.

 

Билет 6.

1. Основные способы словообразования.

2. Рассказать о значении букв Я, Ё, Ю, Е.

3. Какое место в вашей жизни занимает телевидение? Расскажите о любимой телепередаче

 

Билет 7.

1. Дать определение имени прилагательного. Разряды прилагательных по значению.

2. Чередование гласных звуков в корнях слов.

3. Какую музыку вы любите? Расскажите о любимом ансамбле или композиторе.

 

Билет 8.

1. Дать определение лексики. Рассказать о словарном богатстве русского языка.

2.Правописание НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями.

3. Расскажите о любимых праздниках. Сравните их с праздниками других народов

 

Билет 9.

1. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

2. Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

3. Что вы знаете об обычаях и традициях своего народа?

 

Билет 10.

1. Дать определение имени существительного. Постоянные признаки этой части речи.

2. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах полных и кратких форм прилагательных и причастий.

3. Знаете ли вы народную музыку? Расскажите о национальных музыкальных инструментах.

 

Билет 11.

1. Дать определение глагола. Рассказать о видах и наклонениях глагола. Образование глаголов условного и повелительного наклонения.

2. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на – о (е).

3. Расскажите о вашем любимом писателе.

 

Билет 12.

1. Рассказать об общеупотребительных, диалектных и профессиональных словах.

2. Правописание суффиксов глаголов.

3. Опишите ваше любимое время года.

 

Билет 13.

1. Дать определение числительного. Рассказать о склонении количественных числительных и об употреблении Ь знака в них.

2. Рассказать о правописании О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и в окончаниях существительных и прилагательных.

3. Что значит быть человеком чести?

 

Билет 14.

1. Рассказать о правописании О- Е после шипящих на конце наречий. Правописание Н и НН в наречиях.

2. Склонение и правописание порядковых числительных.

3. Кого мы называем настоящим другом?

 

Билет 15.

1. Дать определение наречия. Степени сравнения наречий.

2. Что такое предлог? Рассказать о правописании предлогов.

3. Кем вы хотите стать? Объясните, почему вы выбрали эту профессию.

 

Билет 16.

1. Дать определение местоимения. Разряды местоимений.

2. Что такое союз? Рассказать о правописании союзов.

3. Опишите природу и животный мир вашего края.

 

Билет 17.

1. Дать определение причастия. Признаки глагола и прилагательного у причастия.

2. Рассказать о правописании наречий с приставкам ИЗ-,ДО-,С-,В-, НА-, ЗА-.

 

Билет 18.

1. Дать определение частицы. Значение частиц.

2. Рассказать о написании НЕ и НИ с местоимениями, наречиями.

3. Чем вы любите заниматься в свободное время?

 

Билет 19

1. Дать определение деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

2. Рассказать о правописании Е-И в окончаниях существительных единственного числа.

3. Расскажите об одной из школьных экскурсий.

 

Билет 20.

1. Дать определение союза. Роль сочинительных и подчинительных союзов.

2. Рассказать о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-.

3. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

 

Билет 21.

1. Что такое междометие? Знаки препинания в предложениях с междометиями.

2. Дать определение причастного и деепричастного оборота. Рассказать о правилах их обособления.

3. Зорко одно лишь одно сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Ответы

Билет 1

Рассказать о правописании Ь после шипящих на конце слов.

Ь знак после шипящих на конце слова пишется:

1) у сущ-ых 3 скл., ж.р. в им..п. ед. ч.

Например: рожь, ночь, вещь.

2) у глаголов во всех формах, при этом ь сохраняется и перед –ся, -те.

Например: беречь – беречься, режь – режьте (гл. в повелительном накл.)

3) у наречий. Например: сплошь, навзничь, настежь.

 

Ь знак не пишется:

1) у сущ-ых муж. рода в им. п. ед. ч.

Например: гараж, камыш.

2)у сущ-х ж. и ср. рода в род. падеже мн. ч.

Например: много туч, нет крыш.

3) у кратких прилагательных.

Например: хорош, горяч.

4) у наречий – исключений: уж, замуж, невтерпёж.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.253 с.)