Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормы административного права. Административные правоотношения
Норма права является структурной единицей права. Административно-правовым нормам присущи все характеристики общих норм, составляющих правовую систему. Вместе с тем они имеют ряд отличительных особенностей, что обусловлено спецификой регулируемых административным правом отношений. Свою реализацию административное право находит именно в правовых нормах. Административно-правовые нормы — установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти. Административно-правовые нормы имеют следующие особенности: Административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной власти. Они имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За нарушение административно-правовых норм наступает административная ответственность. В некоторых случаях может наступать дисциплинарная ответственность. Иногда административно-правовые нормы регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права. Такое регулирование наблюдается в области земельного, финансового, природоохранного, трудового права и пр. С помощью административных норм может осуществляться и защита норм указанных отраслей права. Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.27 КоАП). Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в ходе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными. Административно-правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами. Административно-правовая норма имеет традиционную структуру: Гипотезу — условие действия нормы. Диспозицию — само правило поведения (предписания, запреты и дозволения). Санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия (поощрения и наказания).
Можно провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой классификации. 1. Наиболее традиционна классификация норм на: а) материальные, закрепляющие комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административных отношений (их правовой статус), порядок взаимодействия и функционирования субъектов исполнительной власти и т.д.; б) процессуальные, регламентирующие процедуру реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами. 2. В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы: а) обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в установленных рамках. Например, создаваемое юридическое лицо обязано пройти государственную регистрацию; б) запретительные, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий. Например, запрещается нарушать правила дорожного движения; в) уполномочивающие (дозволительные), т.е. предоставляющие возможность лицу действовать по своему усмотрению, хотя и в установленных рамках. Например, во многих нормах предусматривается право гражданина обжаловать действия (бездействие) должностных лиц. И каждый гражданин сам решает, воспользоваться этим правом или нет. Если он решает воспользоваться, то должен это сделать в определенном порядке и в установленные сроки; г) стимулирующие, обеспечивающие должное поведение субъектов отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия; д) рекомендательные, т.е. дающие возможность поиска наиболее целесообразных вариантов решения поставленных задач. Например, рекомендации по организации наиболее эффективной работы различных структур в системе исполнительной власти. 3. По адресу выделяются административно-правовые нормы, регулирующие: а) административно-правовой статус гражданина; б) административно-правовой статус коммерческих организаций; в) административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
г) административно-правовой статус органов исполнительной власти; д) административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений; е) административно-правовой статус государственных служащих; ж) различные вопросы организации и деятельности звеньев исполнительной власти. 4. По масштабу действия административно-правовые нормы классифицируются на: а) федеральные нормы; б) нормы субъектов РФ; в) нормы местного самоуправления. 5. По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются на: а) общие, регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления; б) межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве; в) отраслевые, регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти. 6. По действию во времени: а) срочные, для которых определен срок действия; б) бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом. Классификация административно-правовых норм может быть проведена и по другим основаниям. Классификацию административных отношений можно представить следующим образом: По юридическому характеру: - Материальные, возникающие в сфере управления и регулируемые материальными нормами. - Процессуальные, возникающие в сфере управления при разрешении индивидуально-конкретных дел и регулирующиеся процессуальными нормами. В зависимости от субъектов административных отношении: - Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами. Например, между ректоратом и факультетом - Различными органами, не подчиненными друг другу. - Отношения между государственными и негосударственными органами. - Органами государственного управления и гражданами. По соотношению прав и обязанностей у субъектов: - Горизонтальные, складывающиеся между несоподчиненными субъектами. Например, между различными министерствами. - Вертикальные. Отношения, в которых один участник подчинен другому. Они возникают по волеизъявлению полномочного органа или должностного лица исполнительной власти и помимо или даже вопреки волеизъявлению другого субъекта. В зависимости от характера отношений: - Отношения, связанные с непосредственным управлением. - Отношения, не связанные с непосредственным управлением. По областям деятельности: - В сфере управления народным хозяйством. - В сфере социально-культурного строительства. - В сфере административно-политического строительства. По способам защиты: - В административном порядке. - В судебном порядке.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.008 с.) |