Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникативные ранги языков
Социолингвистические параметры отдельного языка определяются объемом и структурой коммуникации, осуществляемой на основе данного языка. Объем и структура коммуникации зависит от следующих показателей (допускающих количественную оценку): 1) количество людей, говорящих на данном языке; 2) количество этносов, говорящих на этом языке; 3) количество стран, в которых используется язык; 4) состав общественных функций и социальных сфер, в которых используется язык (в каждой из стран). Объем коммуникации распределен между языками мира крайне неравномерно. На перечисленных ниже 13 языках (из 4—5 тысяч языков мира) говорит 2/3 из 5-миллиардного населения Земли: 1) китайский 1085 млн 2) английский 425 млн 3) хинди и урду 320 млн 4) испанский 290 млн 5) русский 220 млн 6) бенгальский 170 млн 7) индонезийский 170 млн 8) арабский 170 млн 9) португальский 150 млн
10) японский 120 млн 11) немецкий 95 млн 12) французский 95 млн Источник: Население мира. Демографический справочник. — М.: Мысль, 1989. С. 383. Значительную часть объема коммуникации на крупнейших языках мира составляет коммуникация за пределами тех этносов или стран, для которых соответствующие языки являются «своими» (автохтонными). Например, из 150 млн говорящих на португальском языке жители Португалии составляют только 10 млн; остальные — это народы Бразилии, ряда африканских государств (Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау и др.), а также некоторых районов Индии и Восточной Азии (Аомынь). Контраст в объеме коммуникации, осуществляемой на разных языках, становится еще резче, если сопоставлять совокупные объемы речевой деятельности, происходящей на каждом отдельном языке. В принципе объемы коммуникации могут быть оценены количественно — в «человеко-часах», т. е. путем учета суммарного объема времени, в течение которого каждый отдельный человек занят той или иной речевой деятельностью — как активной (продуцирование устных или письменных текстов), так и пассивной (восприятие устной или письменной речи)1. Объемы всех видов человеческого общения с использованием языка составляет все сказанное, услышанное, написанное, напечатанное, прочитанное, в том числе произнесенное и услышанное с экрана телевизора и киноэкрана, по радио, в церкви, со сцены и в зрительных залах, в школьных классах, вузовских аудиториях, спетое с эстрады, тиражированное в газетах и книгах, в грамзаписях, на кассетах, дисках, дискетах, компакт-дисках, циркулирующее в каналах электронной почты и компьютерных сетей.
Теория и практика таких исследований в наибольшей мере разработаны в японской лингвистике — в направлении, известном как «школа языкового существования» (сложилось в конце 40-х — начале 50-х гг.). См.: Сибата Такэси. Исследование языкового существования в течение 24 часов/ Языкознание в Японии. — М.: Радуга, 1983. С. 134—141. В приложении к работе Неверов 1982 помещен «Словарь терминов теории языкового существования». В социолингвистике различают 5 коммуникативных рангов языков, определяемых в зависимости от функций языков в межгосударственном и межэтническом общении. На вершине этой пирамиды — 6 так называемых «мировых языков», в основании пирамиды — сотни бесписьменных «местных языков», которые используются в обиходно-бытовом общении только внутри своего этнического коллектива (см. диаграмму на с. 283). /. Мировые языки: это языки межэтнического и межгосударственного общения, имеющие статус официальных и рабочих языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский). II. Международные языки широко используются в международном и межэтническом общении, однако не имеют статуса языка ООН. Примеры: 1) индонезийский язык в странах Малайского архипелага (Индонезия, Малайзия, Филиппины); 2) суахили (официальный, наряду с английским, язык Танзании, Кении, Уганды, распространен также в Заире и Мозамбике); суахили называют лингва франка Восточной и Центральной Африки: на нем говорят 35—50 млн человек, хотя родным и основным языком он является всего для 2—3 млн говорящих; 3) португальский (см. выше); 4) вьетнамский язык: официальный язык Вьетнама, является родным (основным) для 51 млн человек из 57 млн населения страны; распространен в Камбодже, Лаосе, Таиланде, Новой Каледонии, а также во Франции и США. ///. Национальные (государственные) языки имеют юридический статус государственного или официального языка или фактически выполняют функции основного языка межэтнического общения в неодноязычном социуме. Пример: 1) хинди и близкий к нему урду в Индии; 2) тайский (сиамский) язык — официальный язык Таиланда, являющийся родным для 26 млн человек, при том что население страны — около 50 млн; 3) грузинский язык в Грузии (государственный язык в стране, где, кроме грузинского языка, употребляются осетинский, абхазский, мегрельский, лазский, сванский, русский, армянский, азербайджанский языки); 4) литовский язык в Литве и т. д. Примерно таков же коммуникативный ранг основного языка в относительно мононациональных государствах (японского, польского, венгерского и др.).
IV. Региональные языки — это языки межэтнического общения, как правило, V. Местные языки, как правило, бесписьменные, используются в устном нео Относится к семье тайских языков, родственные связи которых с китайско-тибетскими языками не доказаны. Соотношение между объемами коммуникации, осуществляемой на языках тех или иных рангов, и количеством языков определенного ранга можно представить по следующей диаграмме:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.007 с.) |