Система мирных средств разрешения международных споров. 12 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система мирных средств разрешения международных споров. 12



Система мирных средств разрешения международных споров. 12

Согласительные (дипломатические) средства мирного разрешения международных споров. 14

3.3 Юридические (судебные) средства мирного разрешения международных споров 23

Разрешение споров в международных организациях. 32

Глава 4. Участие федеральной службы безопасности Российской Федерации в процессе правового обеспечения мирного разрешения международных споров 37

Заключение. 41

Список использованных источников. 44

 

 

Введение

Мирное урегулирование межгосударственных споров относится к числу самых острых и актуальных тем. От своевременного, полного и окончательного разрешения противоречий зачастую зависит сохранение мира и обеспечение безопасности как на региональном, так и на глобальном уровнях.

В настоящее время в мире чрезвычайно обострился вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций. В этой связи особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при их разрешении. Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права.

В процессе межгосударственного общения возникают разногласия, сталкиваются интересы и позиции субъектов международного права по всему спектру международной жизни - от правовых разночтений при толковании и применении действующих двусторонних и многосторонних договоров до территориальных претензий и пограничных споров. Если споры, касающиеся международных соглашений, представляют собой сугубо юридические разногласия и разрешаются, как правило, путём применения международной судебной процедуры, то политические, экономические и иные споры требуют сочетания как правовых, так и политических мирных средств урегулирования.

Основными принципами международного права при разрешении конфликта являются поддержание мирных и добрососедских отношений между государствами, а также недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту или кризису.

В случае если спор, конфликт или кризис всё же возникает, в силу вступают два других взаимосвязанных принципа поведения: воздерживаться от использования силы или угрозы силой для навязывания другой стороне своего способа разрешения конфликта и предпринять попытки к урегулированию споров, конфликтов или кризисов мирным путём.

В то же время принимается в расчёт и дополнительные международные правила – не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности.

Глава 3. Средства мирного разрешения международных споров

Постоянная палата третейского суда

  • Стороны назначают арбитров
  • Стороны согласуют процедуры
  • Стороны выбирают официальные языки
  • Заседания являются закрытыми
  • Все расходы несут стороны

Международный суд ООН

  • Суд уже учреждён
  • Процедуры определены заранее в его Статуте и Регламенте
  • Официальными языками являются английский и французский
  • Заседания в большинстве случаев являются открытыми
  • Расходы Суда покрывает ООН[45]

Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учреждённая в 1920 году под эгидой Лиги Наций. Палата прекратила своё существование в 1946 году вместе с Лигой Наций. В настоящее время основным судебным органом международного сообщества является Международный суд ООН.

Международный суд ООН является универсальным судебным органом. Согласно Манильской декларации о мирном разрешении международных споров 1982 года:

«Государствам следует в полной мере сознавать роль Международного Суда, который является главным судебным органом ООН. Государства могут поручать разрешение своих разногласий другим судам в силу уже существующих соглашений или таких, которые могут быть заключены в будущем.

Государствам следует иметь в виду:

a) что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Суда;

b) что желательно, чтобы они:

i) рассмотрели возможность включения в договоры, когда это уместно, положений, предусматривающих передачу в Международный Суд споров, которые могут возникнуть при толковании или применении таких договоров;

ii) изучили возможность, в порядке свободного осуществления своего суверенитета, признания юрисдикции Международного Суда обязательной в соответствии со статьей 36 его Статута;

iii) рассмотрели возможность определения дел, для решения которых может быть использован Международный Суд»[46].

Суд осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, который, в свою очередь, является неотъемлемой составной частью Устава ООН, а также Регламентом Суда. Государства, не входящие в состав ООН, являются участниками Статута Международного суда на условиях, которые в каждом отдельном случае определяются Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН. На Международный суд возложена двойная функция: а) разрешение в соответствии с международным правом споров, переданных ему на рассмотрение государствами; б) вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом органами ООН и её специализированными учреждениями[47].

Организация Суда:

«Суд состоит из пятнадцати членов, причём в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства.

Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесённых в список по предложению национальных групп Постоянной Палаты Третейского Суда.

Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий пяти судей первого состава Суда истекает через три года, а срок полномочий ещё пяти судей – через 6 лет.

Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Кроме случаев, специально предусмотренных в настоящем Статуте, Суд заседает в полном составе. Кворум в девять судей достаточен для образования судебного присутствия»[48].

Компетенция Суда:

«Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом.

К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.

Государства — участники настоящего Статута могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся: a) толкования договора; b) любого вопроса международного права; c) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; d) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства»[49].

Международный суд может рассматривать дело лишь в том случае, если соответствующее государство определённым образом даст согласие на то, чтобы стать стороной разбирательства в Суде. Оно может выразить своё согласие одним из следующих споров: а) путём подписания специального соглашения. Два или более государств, являющихся стороной в споре, заключают соглашение о передаче дела в Международный суд; б) включением в договор статьи, в которой государство заранее обязуется признать юрисдикцию Суда в случае возникновения спора по поводу применения данного договора; в) односторонним заявлением о признании обязательной юрисдикции Суда в отношении любого другого государства. Примерно 75% споров были переданы на рассмотрение Суда посредством одностороннего заявления[50].

В на­стоящее время обязательную юрисдикцию признают около 60 госу­дарств, причём из постоянных членов Совета Безопасности – толь­ко Великобритания. Ряд универсальных международных договоров содержит положе­ние о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении споров, затрагивающих толкование и применение этих договоров. Таких договоров около 300. Российская Федерация не подписала Декларацию об обязательной юрисдикции Суда. В некоторых из них Рос­сийская Федерация участвует без оговорок к указанному положению, например, в Уставе МАГАТЭ 1956 года, в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года и др. В 1989 году Советский Союз снял свои оговорки о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении следующих договоров: Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Конвенции о политических правах жен­щин 1952 года, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенции против пыток и дру­гих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов об­ращения и наказания 1984 года, Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года[51].

За период своей деятельности Международный Суд рассмотрел около 90 спорных дел, касающихся толкования и применения международных договоров, суверенитета над определёнными территориями, делимитации морских прост­ранств и континентального шельфа и др. Существенное значение для повышения авторитета Суда имело его решение от 27 июня 1986 г. по иску Никарагуа против США, в котором Суд признал незаконны­ми военные и полувоенные действия США и обязал США возместить Никарагуа причинённый ущерб[52].

Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет при этом: «а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определённо признанные спорящими государствами; б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Однако эти условия не ограничивают права Суда разрешать дело ex aequo et bono (по справедливости и по добру), если стороны с этим согласны»[53].

Международный Суд правомочен также давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросам Генераль­ной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать консультатив­ные заключения по юридическим вопросам с разрешения Генераль­ной Ассамблеи. Такое разрешение дано более 20 органам и органи­зациям на постоянной основе. При этом их запросы не должны выходить за пределы их компетенции. Так, Международный Суд от­казался дать консультативное заключение по запросу ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в 1996 году относительно законности применения ядерного оружия государ­ством в вооружённом конфликте, мотивируя своё решение тем, что этот вопрос не относится к компетенции ВОЗ[54]. Консультативное заключение означает выражение мнения между­народных судей по тому или иному юридическому вопросу и в прин­ципе носит рекомендательный характер. Однако никакие положения Устава ООН и Статута Суда не запрещают органам и организациям, обратившимся с запросом, признать для себя обязательным консуль­тативное заключение Международного Суда. Международный Суд с 1946 года вынес 25 консуль­тативных заключения, большая часть которых – по запросам Гене­ральной Ассамблеи. Большой резонанс вызвало консультативное заключение Между­народного Суда от 8 июля 1996 г. по запросу Генеральной Ассамблеи ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения. В нем Международный Суд, в частности, постановил единогласно, что ни в международном обычном, ни в международном договорном праве нет какого-либо конкретного разрешения относительно угрозы или применения ядерного оружия. Суд также единогласно постано­вил, что угроза силой или применение силы с использованием ядер­ного оружия, которые противоречат положениям п. 4 ст. 2 Устава ООН и не отвечают всем требованиям ст. 51, противоправны[55].

Российская Федерация ни разу не была заявителем или ответчиком в Международном суде.

Существование Международного Суда ООН не исключает возможности создания специальных международных судов на основе других соглашений как универсального, так и регионального характера. В связи с этим можно назватьМеждународный трибунал по морскому праву, Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Суд Восточно – Африканского сообщества, Суд ЕС и другие.

Глава 4. Участие Федеральной службы безопасности Российской Федерации в процессе правового обеспечения мирного разрешения международных споров

В соответствии с Федеральным законом № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»: «Правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации»[66].

Конституцией Российской Федерации закреплён принцип приоритета норм международного права над нормами права национального: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»[67], поэтому особое место в правовом регулировании организации и деятельности Федеральной службы безопасности занимают международные договоры и соглашения, заключённые Российской Федерацией с государствами в области международного сотрудничества по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, контрабандой оружия, в области защиты и охраны государственной границы, другими правонарушениями и преступлениями.

Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации указывает, что: «Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, централизации управления органами безопасности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности»[68].

Федеральная служба безопасности Российской Федерации в соответствии с возложенными на неё функциями обязана:

«39) участвовать в пределах своих полномочий в подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в международно-правовом оформлении и договорном закреплении государственной границы и разграничения морских пространств;

40) заключать в установленном порядке и в пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации; по согласованию с иностранными компетентными органами направляет официальных представителей, советников и специалистов в иностранные государства и организации в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом и преступностью, а также в целях соблюдения международно-правовых актов в сфере охраны государственной границы; осуществляет внешние сношения с иностранными компетентными органами и обменивается с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами;

41) участвовать в работе международных, межгосударственных и иных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации»[69].

В настоящее время ФСБ России поддерживает официальные контакты со 142 спецслужбами, правоохранительными органами и пограничными структурами 86 государств. В 45 странах мира функционируют аппараты официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранных государствах. Осуществляется активное взаимодействие органов безопасности с зарубежными партнёрами по линии таких международных структур и институтов, как ООН, «Группа восьми», ОБСЕ, Совет государств балтийского моря, АТЭС, Совет Россия – НАТО, Конференция руководителей специальных служб тюркоязычных государств. В формате многостороннего пограничного сотрудничества на постоянной основе принимается участие в ежегодных региональных форумах пограничных ведомств/береговых охран государств Атлантики, северной части Тихого океана, Балтийского и Чёрного морей, а также в заседаниях Международной конференции по пограничным вопросам[70].

Деятельность пограничных представителей в международном правовом оформлении границ.

Завершение договорного закрепления государственной границы на участках, не оформленных в международно-правовом отношении, является одной из основных задач пограничной политики Российской Федерации. Российская Федерация не имеет территориальных претензий ни к одному из сопредельных государств и ведёт дело к последовательному и бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления границ на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств и нерушимости существующих границ.

ФСБ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти участвует в процессе международно-правового оформления государственной границы России на основе универсальных принципов международного права, Конституции Российской Федерации, российского законодательства и директив Правительства Российской Федерации.

Сотрудники ФСБ России участвуют в комиссиях (межведомственных комиссиях) и делегациях на переговорах с Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Норвегией, Украиной, Азербайджаном, Казахстаном, а также с другими странами по разграничению морских пространств.

Динамику международно-договорного оформления границы и установления её режима в последние годы характеризуют следующие результаты. Вступили в силу договоры о границе с Литвой (2003), Украиной (2004), Казахстаном (2006), Латвией (2007), Дополнительное соглашение о российско-китайской границе на ее Восточном участке (2005), Соглашение о точке стыка границ России, Литвы и Польши (2006), подписаны Договор между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы (2006), Соглашение о точке стыка границ экономических зон и континентального шельфа России, Литвы и Швеции в Балтийском море (2005), Соглашение о режиме российско-китайской границы, Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда (2007), проведена проверка границы с КНДР (2002) и Монголией (2002).

Начата подготовка к демаркации границы с Литвой, проверка границы с Финляндией и переговоры по порядку проведения проверки границы с Норвегией. С подписанием в июле 2008 года Дополнительного Протокола-описания линии российско-китайской государственной границы на ее Восточной части закончена демаркация государственной границы с Китаем. Продолжаются переговоры по международно-правовому оформлению государственной границы России с Азербайджаном. В мае 2009 года начата демаркация государственной границы с Казахстаном.

В итоге государственная граница Российской Федерации полностью оформлена с шестью государствами (Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, КНР, КНДР). Не завершена работа по международно-правовому оформлению государственной границы России с Латвией, Литвой, Украиной, Казахстаном и США. Не оформлена граница России с Эстонией, Белоруссией, Грузией, Азербайджаном и Японией.

Остро стоит вопрос разграничения морских пространств Российской Федерации. Разграничение территориального моря в международно-правовом отношении оформлено только с Норвегией, Финляндией, Польшей и КНДР. С Эстонией, Украиной и Японией граница на море не оформлена, с признанием Российской Федерацией Абхазии, встал вопрос об оформлении границы на море и с ней. Не решены вопросы правового статуса и режима использования Каспия. Не ратифицировано Соглашение между бывшим СССР и США о линии разграничения морских пространств. До конца не решён вопрос разграничения континентального шельфа и исключительной экономической зоны с Норвегией в Баренцевом море[71].

Заключение

Сколько существуют международные отношения, столько существуют и проблемы, спорные вопросы между государствами. Периодически в разных точках нашей планеты вспыхивают региональные конфликты, зачастую перерастающие в войны. Поэтому предотвращение таких конфликтов, разрешение международных разногласий и споров на их начальной стадии мирными средствами – основная задача мировой политики на данный момент. Важно не дать какому-либо возникшему и нарастающему спору приобрести агрессивную форму и разрушить сложившиеся, относительно мирные мировые отношения. Именно для поддержания и развития мирных отношений, направленных на сохранение современной мировой цивилизации и создаются мировые сообщества, одним из принципов деятельности, которых и является принцип мирного разрешения международных споров.

Государства обязаны разрешать свои международные споры исключительно мирными средствами, причём такие важные субъекты международного права просто не вправе оставлять свои международные споры неразрешёнными. Это означает требование о скорейшем разрешении международного спора и необходимость продолжения поиска путей урегулирования, если взаимно согласованный спорящими сторонами способ урегулирования не принёс позитивных результатов.

Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согласию конкретных средств мирного урегулирования, возникающих между ними споров и конфликтов, которое проистекает из принципов суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние и внешние дела.

Мирные средства разрешения международных споров – это средства, применяемые субъектами международного права в целях урегулирования международных споров в соответствии с принципом мирного решения международных споров. В статье 33 Устава ООН в качестве таких средств названы переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Этот перечень не является исчерпывающим: международному праву известны и другие средства – добрые услуги, консультации, комиссии по разрешению споров. Кроме того, в соответствии с Уставом ООН разрешением международных разногласий могут заниматься Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности ООН.

В соответствии с принципом мирного разрешения споров, относящимся в современном международном праве к основополагающим, спорящие стороны обязаны урегулировать свои разногласия исключительно мирным путём с помощью перечисленных выше или каких-либо иных средств по их собственному выбору.

В свете изложенного представляется целесообразным заключение многостороннего международного договора (конвенции) о мирном разрешении международных споров, в котором на основе императивных требований принципов запрещения применения силы и угрозы ею и принципа мирного разрешения споров в их современном содержании, детально регламентировалась бы процедура применения всех действующих международно-правовых средств мирного урегулирования.

Анализируя функции Федеральной службы безопасности, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, с позиции интересов безопасности Российской Федерации, можно отметить следующие аспекты, которые представляют интерес для осуществления взаимодействия со спецслужбами и правоохранительными органами иностранных государств, а также для практической разведывательной и контрразведовательной деятельности.

Во-первых, указанные соглашения можно рассматривать в качестве правовой базы для осуществления определённых действий Федеральной службой безопасности по поручению государства, в том числе с использованием мирных средств разрешения международных споров.

Во-вторых, данные соглашения содержат ряд положений, знание и умелое применение которых может расширить использование мирных средств разрешения международных споров.

 

Система мирных средств разрешения международных споров. 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.027 с.)