Подбор литературы и ее изучение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подбор литературы и ее изучение



После выбора темы и одновременно с работой над планом студенты самостоятельно приступают к составлению списка литературы по теме курсовой работы и ее изучению. Правильный и своевременный подбор педагогической и другой литературы в значительной мере определяет качество написания курсовой работы.

Изучение литературы рекомендуется начинать с выявления места выбранной темы в курсе методики профессионального обучения. С этой целью необходимо ознакомиться с учебной программой, просмотреть рекомендованную в ней обязательную и дополнительную литературу, так как студент обязан продемонстрировать в своей курсовой работе знание теоретических и методологических основ рассматриваемой проблемы.

Следующий этап предполагает активную работу в читальном зале и научной библиотеке, в первую очередь, с предметными и алфавитными каталогами, библиографическими справочниками, указателями и т.п.

Алфавитный каталог содержит описание книг, расположенных в порядке алфавита фамилий авторов или заглавий книг (авторы которых не обозначены).

Систематический каталог является основным в библиотеках, он содержит библиографическое описание книг по отраслям знаний в соответствии с их содержанием.

Предметный (тематический) каталог определяет литературу по конкретной теме, проблеме или вопросу.

При изучении литературы целесообразно соблюдать определенную последовательность. Начинать следует с общетеоретических и методологических источников, далее - ознакомиться со специальной литературой и периодическими педагогическими изданиями. На следующем этапе имеет смысл перейти к изучению монографий и журнальных статей по изучаемой теме, и т.п.

Рекомендуется просмотреть последние (12-е) номера специальных журналов, где приводится тематический перечень статей, опубликованных в них за год. Особое внимание следует обратить на публикации в журналах:

- Дистанционное и виртуальное обучение

- Дополнительное образование и воспитание

- Качество образования

- Мир образования

- Инновации в образовании

- Интеграция образования

- Народное образование

- Наука и школа

- Нижегородское образование

- Образовательные технологии

- Педагогическая диагностика

- Педагогика

- Преподаватель XXI век

- Профессиональное образование

- Специалист

- Среднее профессиональное образование

- Стандарты и мониторинг в образовании

Работа с научной литературой обычно состоит из ряда приемов:

1.Общее ознакомление с произведением в целом по оглавлению и беглый просмотр книги, статьи, рукописи.

2.Выборочное чтение материала применительно к тематике курсовой работы.

3.Чтение в порядке последовательного расположения материала и глубокое изучение наиболее важного текста.

4.Составление плана прочитанного материала, конспектов или тезисов, систематизация сделанных выписок.

5.Оформление новой информации на различного рода ее носителях.

6.Повторное чтение материала и сопоставление его с другими источниками информации.

7.Осмысление прочитанного материала, критическая оценка его, записи своих мыслей и выводов по поводу новой информации, и т.д.

Выписки можно делать своими словами. Особенно важные места рекомендуется записывать дословно, например высказывание авторов по той или иной принципиальной проблеме или точку зрения конкретного ученого по проблеме. При дословных выписках обязательно нужно сделать ссылку на источник, т.е. указать автора, название работы, издательство, год издания, страницы.

Для этого, работая с литературой в библиотеке, следует сразу выписывать полные выходные данные каждого источника в соответствии со стандартами. В дальнейшем это значительно облегчит составление списка использованной литературы.

Отбирая педагогическую литературу, следует иметь в виду ее быстрое «моральное старение», поскольку процесс реформирования профессионального образования в России, протекает исключительно динамично. Использование устаревшей литературы может привести к снижению итоговой оценки при защите курсовой работы.

 

Структура курсовой работы

 

Курсовая работа студентов представляет собой законченное самостоятельное учебно-научное исследование по конкретной проблеме и включает в себя следующие основные элементы:

1. Титульный лист (Приложение 1).

2. Содержание (Приложение 2).

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы (Приложение 3).

7. Приложения (Приложение 4).

Титульный лист

Титульный лист – это первая страница рукописи, на которой указаны название университета, факультета, кафедры, тема курсовой работы, автор, научный руководитель, год написания работы (Приложение 1).

Содержание

В содержании последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику.

При составлении содержания следует стремиться, чтобы:

1. вопросы соответствовали выбранной теме и не выходили за ее пределы;

2. вопросы темы располагались в логической последовательности;

3. в него обязательно были включены вопросы темы, отражающие основные аспекты исследования;

4. тема была освещена всесторонне.

Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт (Приложение 2).

Содержание курсовой работы должно включать введение, основную часть, разбитую на главы и параграфы (вопросы), заключение, список литературы и приложения (если имеются).

Введение

Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования и другие). Во введении необходимо четко сформулировать цель и определить задачи проводимого исследования, раскрыть актуальность выбранной для исследования темы. Одним из важнейших аргументов в пользу актуальности является неразработанность (полная или частичная) проблемы.

Для составления обоснования актуальности темы можно обратиться к следующей схеме В.В. Краевского.

Обоснование актуальности направления Обоснование практической актуальности темы исследования Обоснование научной актуальности темы
Оценка результатов педагогического процесса Оценка качества педагогического процесса
Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения Показать недостатки в обученности и воспитанности учащихся, которые следует устранить Показать недостатки в воспитательном процессе, которые ведут к указанным недостаткам в обученности и воспитанности Показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты

 

Желательно, чтобы во введении первые три раздела нашли свое отражение. Четвертый раздел найдет свое отражение в содержательном обзоре теоретических источников по теме исследования.

Во введении также отражается краткая информация о замысле исследования. Здесь не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Оно должно занимать не более 2–3 страниц.

Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики педагогического исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

Проблема: Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

Тема: Как это назвать?

Актуальность: Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

Объект исследования: Что рассматривается?

Предмет исследования: Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?

Цель: Какой результат исследователь намерен получить?

Задачи: Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза и защищаемые положения: Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

Поскольку курсовая работа имеет целью лишь первоначальное приобщение студентов к педагогическому исследованию, то, видимо, нет необходимости формулировать абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию (например, гипотеза), формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации преподавателя-руководителя, подготовленности студентов, специфики темы исследования и других обстоятельств.

Студентам, ориентированным на продолжение исследования и выполнение дипломной работы, следует обратиться за более полной информацией к упомянутым выше источникам.

Высокую оценку получают те курсовые работы, которые отличаются практической значимостью решаемых вопросов. Существенное значение имеют также роль и место выбранной темы в совершенствовании профессионально-образовательного процесса, указать, на основе, каких источников написана курсовая работа.

Один из наиболее распространенных и серьезных недостатков курсовых работ состоит в том, что формулировки целей и задач не удовлетворяет требованиям четкости и содержательной обоснованности. Помимо нечеткого определения задач исследования, во введении курсовой работы встречаются и другие типичные недостатки.

Так, например, нередко во введении пытаются не только поставить проблему, но и решить ее. Такой подход с методологической точки зрения является ошибочным. Введение должно вводить в круг затрагиваемых проблем, определить цель и характер предстоящей работы. Оно должно быть написано лаконичным языком, отличаться логической стройностью и занимать по своему объему до 3-х страниц компьютерного набора.

Актуальность исследования

Актуальность исследования – изложение сути проблемной ситуации, аргументация своевременности и значимости выбранной проблемы исследования.

Например:

Актуальность исследования формирования экономических умений у студентов техникума обусловлена изменениями, происходящими в экономических и социальных сферах нашего общества в связи с возросшими требованиями к уровню и содержанию экономического образования рабочих и специалистов. Это определило необходимость совершенствования подготовки специалистов экономического профиля, владеющих развитыми экономическими умениями.

Определение цели и задач исследования

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (выявить…, описать…, установить…, определить… и т.п.)

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач исследования.

Например: Тема курсовой работы «Формирование экономических умений студентов техникума»

Целью даннойкурсовой работы является выявить экономические умения и разработать методику их формирования у студентов техникума.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. рассмотреть современные подходы и принципы экономического

2. образования студентов техникума;

3. определить виды экономических умений студентов техникума;

4. обосновать цели, содержание, методы, средства, этапы формирования экономических умений у студентов техникума.

Определение объекта и предмета исследования

Объект исследования – это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Предмет исследования – это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению

Например:

Объект исследования: процесс экономического образования студентов техникума

Предмет исследования: методика формирования экономических умений студентов техникума

База исследования: Нижегородский строительный техникум

Определение практической и теоретической значимости исследования

Теоретическая значимость исследования – показывает новизну; концептуальность и доказательность; перспективность разработанных теоретических положений работы.

Например:

Теоретическая значимость работы состоит:

- в педагогическом обосновании необходимости формирования экономических умений у студентов техникума;

- уточнены современные подходы и принципы экономического образования студентов техникума;

- реализован компетентностный подход к экономической подготовке студентов техникума;

- выявлен структурно - функциональный состав экономических умений студентов и их содержательное наполнение;

- разработана методика формирования экономических умений студентов техникума;

Практическая значимостьзаключается в конкретных указаниях, правилах, рекомендациях, во влиянии внедрения результатов исследования на качество процессов, объектов и явлений.

Например:

Практическая значимость работы:

- Обоснованы цели, содержание, методы, формы, средства, этапы процесса формирования экономических умений у студентов техникума;

- Разработанная методика формирования экономических умений внедрена в практику экономического образования студентов строительного техникума.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.024 с.)