Структура контрольной работы № 2. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура контрольной работы № 2.



Данная работа посвящена освоению одного из численных методов количественной оценки альтернатив – метода анализа иерархий (МАИ). В первой работе применялся метод оценки альтернатив основанный на поэтапном взвешивании альтернатив во всех семействах дерева целей. В данной работе необходимо выполнить оценку тех же альтернатив только другим методом – методом анализа иерархий. В качестве альтернативных мероприятий необходимо взять альтернативы из одного дерева мероприятий первой работы (именно то дерево, для которого производились полные расчеты).

Структура работы выглядит следующим образом:

Введение. Здесь излагается основная идея метода анализа иерархий. Рассматриваются области приложения этого метода. Показывается возможности количественной оценки альтернативных решений и стратегий.

Построение иерархии. В этом разделе нужно рассмотреть построение иерархической схемы на основе одного из деревьев мероприятий из 1-й контрольной работы. Для этого нужно выбрать цель, сформировать критерии оценки альтернатив (можно взять их из первой работы) и сформировать набор альтернатив. Набор альтернатив берется из дерева мероприятий первой работы. При этом их нужно правильно сформулировать, так как альтернативами являются варианты мероприятий, отраженные в дереве мероприятий на двух его уровнях.

Определение весов критериев. Используя матрицу парных сравнений провести определение весов критериев. При этом обязательно матрицу парных сравнений дополнить расчетом характеристик, позволяющих оценить корректность заполнения уровня предпочтений в матрице парных сравнений. Если вычисленное значение отношения однородности превышает пороговое значение (>0,1), то необходимо скорректировать заполнение матрицы парных сравнений.

Определение весов альтернатив. В этом разделе необходимо с помощью заполнения матриц парного сравнения определить веса альтернатив по каждому критерию. Количество рассчитываемых матриц в этом разделе будет равно количеству критериев. При этом, как и в предыдущей матрице, обязателен расчет отношения однородности и обеспечение его значения в пределах заданного (<0,1).

Определение глобальных приоритетов. В этом разделе необходимо сформировать матрицу локальных приоритетов альтернатив и путем перемножения ее на вектор столбец получить вектор глобальных приоритетов (весов) альтернатив.

Графическая интерпретация и выводы. Необходимо построить линейные графики, отражающие веса альтернатив по каждому критерию, и наложить их на столбцовую диаграмму весов критериев. Далее основываясь на графике предложить объяснение наличия максимального веса одной из альтернатив.

 


 

 

РАЗДЕЛ 3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИТОГОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Ниже приведена примерная (возможная) тематика контрольных работ. Этим перечнем могут воспользоваться те студенты, которые не имеют своих проблем.

Примерная тематика контрольных работ.

1. Подготовка и проведение социологического исследования.

2. Организация работы штаба (группы) поддержки кандидата в депутаты (вариации по уровням избрания - Городское собрание, Областной совет, Государственная Дума и т.п.)

3. Подготовка и проведение мероприятия (конференции, собрания, производственного совещания и т.п.)

4. Решение проблемы обеспечения производственными помещениями (приобретение, аренда, строительство и т.п.)

5. Подготовка и проведение ремонта (офиса, производственного помещения и т.п.)

6. Создание фирмы (малого предприятия и т.п.)

7. Приобретение и обустройство дачного участка, фермерского хозяйства.

8. Решение проблемы занятости населения.

9. Стимулирование и поддержка малого бизнеса.

10.Демографические проблемы. Повышение рождаемости.

11.Повышение уровня жизни малообеспеченных слоев населения (беженцев, малых народностей).

12.Совершенствование системы всеобщего среднего образования.

13.Проблема культурно-эстетического воспитания молодежи.

14.Повышение культурного уровня (молодежи района, города, школы, рабочей или сельской молодежи).

15.Организация и проведение рекламной кампании.

16.Планирование карьеры, жизни (“Хочу стать... президентом, мэром, крупным руководителем”).

17.Проблема разрешения конфликтов (политических, социальных, национальных, психологических).

18.Совершенствование системы медицинского обслуживания населения.

19.Решение проблемы безопасности дорожного движения.

20.Проблемы борьбы с экономическими преступлениями, коррупцией.

21.Проблемы формирования и пополнения бюджета города, области, страны.

22.Проблема улучшения юридического обслуживание населения (ускорение рассмотрения судебных дел, работа в РОВД по заявлениям граждан, повышение эффективности работы адвокатуры и т.д.)

23.Решение проблем сельского хозяйства.

24.Решение экологических проблем (региона, города и т.д.)

Использование курса лекций.

Здесь рассмотрим рекомендации, касающиеся некоторых ключевых моментов использования лекционного материала при выполнении 1-й контрольной работы. Эти рекомендации будем рассматривать в привязке к заданной структуре контрольной работы.

Введение.

В этом разделе контрольной работы необходимо продемонстрировать свое понимание основного назначения системного анализа, как аппарата анализа сложных слабо формализуемых систем и процессов. При этом необходимо дать краткую характеристику своей проблемы и показать, что любые нормативные или другие математически описываемые методы при анализе Вашей проблемы не могут быть применены. При выполнении данного пункта нужно пользоваться материал главы 1 курса лекций.

Описание предметной области и проблемной ситуации.

Проблема, которую Вы рассматриваете, не существует изолированно от внешнего окружения, которое создает проблемные ситуации. Поэтому Вам необходимо описать предметную область (систему, объект, организацию), в рамках которой возникла проблема, и показать, что повлияло на ее формирование. При этом Вам необходимо опираться на материал, который представлен в главах 2,3 и 4 курса лекций. Чтобы более детально разобраться в условиях возникновения проблемной ситуации (особенно если Вы рассматриваете проблемы организации) можно воспользоваться аппаратом СВОТ-анализа, который описан в главе 5 курса лекций.

Построение дерева целей.

В этом разделе Вы должны детализировать свою проблему, разбивая ее на составные части. При этом, как излагается в теме 5 курса лекций, Вы можете вначале детализировать проблему и строить дерево проблем, а затем перейти к дереву целей. Необходимо, чтобы дерево целей имело не менее двух уровней детализации. При построении дерева целей необходимо себя постоянно контролировать и переходя к каждому последующему уровню следить за тем, чтобы в дереве целей не появились мероприятия (альтернативы). Этот процесс вполне естественный, поскольку все мы внутренне нацелены на некоторые действия по достижению цели, но мы вначале должны закончить по всем правилам построение дерева целей. Контроль заключается в том, что, детализируя (разбивая на составные части) очередную подцель, мы должны быть уверены, что первая составная часть и вторая и третья и т.д. дают в сумме ту подцель, которую мы разбивали на составные части. Мы должны убедиться, что наши составные элементы разбиты в соответствии с логикой «И».

Построение дерева целей позволяет нам обеспечить достижение главной цели через достижение локальные подцели нижнего уровня дерева целей. Поэтому нам необходимо иметь критерий уровня достижения главной цели при достижении каждой локальной подцели. В качестве такого критерия используем коэффициент относительной важности (КОВ) локальной подцели. Поэтому далее для всех уровней и подцелей дерева целей мы рассчитываем коэффициенты относительной важности подцелей. Для этого используем методики, рассмотренные в главе 8 курса лекций.

Построение деревьев мероприятий.

После того, как дерево целей построено и на нижнем уровне дерева целей Вы имеете некоторые локальные подцели, достижение которых (всех) обеспечивает достижение Вашей главной цели, можно переходить к построению деревьев мероприятий. Для этого Вы должны для каждой локальной подцели нижнего уровня построить дерево мероприятий, которое детализирует возможные альтернативные мероприятия по достижению соответствующей локальной подцели. Методика построения и количественной оценки альтернатив рассмотрена в главе 8 курса лекций. На первом уровне дерева мероприятий должны быть предложены альтернативы (логика «ИЛИ») по достижению подцели (альтернатив должно быть не менее двух) и далее для каждой из альтернатив можно рассмотреть возможные альтернативные варианты их реализации. Желательно, чтобы каждое дерево мероприятий имело не менее двух уровней детализации. Деревья мероприятий должны быть построены для всех подцелей нижнего уровня дерева целей. Затем для одного из деревьев вы приводите полный расчет, т.е. все таблицы по определению весов альтернатив во всех семействах дерева и расчет весов всех альтернативных мероприятий (цепочек дерева). Для остальных деревьев Вы приводите только итоговые результаты (веса альтернатив в семейства и веса вариантов мероприятий). При этом используемая методика расчета предполагает использование методов экспертного оценивания, которые использовались при расчете КОВ в дереве целей.

При расчетах важно правильно определиться с набором факторов (критериев), которые необходимо учитывать при оценке (взвешивании) альтернатив. Далее необходимо определить коэффициенты важности (весомости) этих факторов. После этого необходимо рассматривая каждый фактор определить веса альтернатив (с точки зрения данного фактора). Имея набор весов альтернатив по каждому фактору, далее рассчитываем итоговые веса альтернатив, которые будут учитывать все рассмотренные факторы с их весами важности. Расчет весов альтернатив позволяет далее получить количественную оценку для каждой «веточки» дерева мероприятий (для каждого альтернативного варианта мероприятий по достижению подцели). Знание этих весов позволяет выбрать наиболее эффективный (с точки зрения выбранных факторов) вариант достижения подцели. Эффективный вариант соответствует максимальному значению веса «веточки» дерева мероприятий. Более эффективная веточка будет содержать тот набор мероприятий (работ) реализуя который мы обеспечим достижение нашей локальной подцели. В каждом дерева мероприятий таким же образом определяем мероприятия по достижению других подцелей. Все вместе они дадут общий набор мероприятий (работ) выполнение которых позволит обеспечить достижения Вашей главной цели.

Сетевой график реализации мероприятий.

Набор мероприятий, которые необходимо выполнять для достижения Вашей цели (решения Вашей проблемы) был получен при выполнении предыдущего пункта контрольной работы. В данном пункте, используя материал главы 9 курса лекций, необходимо построить расписание выполнения работ (плана мероприятий) по достижению главной цели. Здесь используются методы сетевого планирования и управления (методы управления проектами) и расписание строиться в виде сетевого графика. Для окончательного формирования списка работ этого расписания, вы можете детализировать те мероприятия, которые сформировались в предыдущем разделе контрольной работы (при построении деревьев мероприятий). Здесь важно выстроить все работы в логическую последовательность, определить работы, которые обязательно должны предшествовать данной, выявить работы, которые могут выполняться параллельно. Экспертно определить длительность выполнения каждой работы и далее выполнить все расчеты, связанные с определением основных характеристик работ (времена начала и окончания работы и резервы работы). Все расчеты необходимо представить в виде таблицы, которая приведена в п. 9.3 курса лекций (глава 9).

Оформление работы.

Как было сказано выше, работа должна быть оформлена как пояснительная записка, в которой Вы достаточно кратко рассказываете, что Вы делаете и зачем при реализации некоторого проекта по разрешению Вашей проблемы. Структура пояснительной записки задана и кроме текстовой части она должна содержать таблицы с расчетами. Расчеты лучше всего делать, используя табличный процессор Microsoft Excel. Вставляя между расчетными таблицами, соответствующие заголовки и пояснения Вы получаете готовые страницы своей контрольной работы.

Работа может быть выполнена либо в текстовом виде (Word), либо в виде презентации (PowerPoint).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.012 с.)