Проблема роли учителя в жизни человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема роли учителя в жизни человека



Самое дурное, что может быть на белом свете, -воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или «Я не сумел».

А. Лиханов

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

В. Гюго

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Л. Н. Толстой

Василий Быков «Обелиск»

Герой повести Алеся Иванович Мороз, сельский учитель, добровольно разделил участь расстрелянных учеников. У него был выбор: отсидеться в партизанском отряде или сдаться карателям. Детей бы всё равно не отпустили, хотя и обещали, ведь никто не сомневался, что палачам верить нельзя. Все отговаривали его, а он пошёл и сдался, потому что не мог поступить иначе. Он подбадривал своих детей, а когда повели всех на расстрел, учитель сумел спасти мальчика. Быть там, рядом со своими детьми, – его учительский долг, погибнуть вместе с ними, разделив их страшную участь, - его человеческий долг.

Примечание: Данный текст может быть использован к проблеме нравственного выбора.

В. Распутин «Уроки французского»

Героиня произведения Лидия Михайловна была не только учителем французского, но и воспитателем. Она по-матерински тепло отнеслась к главному герою рассказа, оказавшемуся в трудное время вдали от родного дома. Она поддерживала его, даже сыграла с ним в запрещенную в то время игру, чтобы помочь ему выжить в то голодное время. Таким должен быть настоящий учитель – умеющий чувствовать боль своего ученика.

А. Алексин «Третий в пятом ряду».

Учительница Вера Матвеевна, проработавшая много лет в школе, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека…добро каждый должен творить по-своему».

 

Материнская любовь

У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце.

Пословица

Материнская забота и на дне моря спасет.

Пословица

Руки мамы…

В морщинках, в родинках,

Сколько вынесли вы, любя…

С этих рук я увидел Родину,

Так похожую на тебя,

Мама…

 

Андрей Дементьев

 

Я вас прошу: и ныне и всегда

Вы матерей своих жалейте милых.

Не то, поверьте мне, вас ждет беда-

Себя вы не простите до могилы.

 

Расул Гамзатов

 

Любовь матери

Теме любви посвящено множество произведений как русских, так и зарубежных писателей, а большинство из них – о жертвенной материнской любви. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Прости меня, мама» А. Алексина, «Матерь человеческая» В. Закруткина.

«Берегите матерей!» - провозгласил в поэме Расул Гамзатов. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!». Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мама, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы наших матерей. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдает ли нам мама последнее?». Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной должна быть и наша ежеминутная готовность беречь ее. Поэт Б. Лебедев написал замечательные стихи:

Двадцать дней и двадцать ночей

Он жить продолжал, изумляя врачей…

Но рядом с ним была его мать –

И смерть не могла его доломать.

Двадцать дней и двадцать ночей

Она не сводила с него очей.

Утром, на двадцать первые сутки,

Она вздремнула на полминутки.

И, чтобы не разбудить ее,

Он сердце остановил свое…

 

Проблема родительской любви

В. В. Быков «Крутой берег»

Герой рассказа Петрович во время войны перевез двух своих сыновей на противоположный берег реки. Между отцом и сыновьями была договоренность об условном знаке – костре на высоком берегу реки, - который даст знать о возможности возвращения. Сыновья не вернулись. Давно закончилась война, а старик по – прежнему каждый вечер зажигает костер. Двадцать пять лет он собирает сушняк по берегу, чтобы осветить им дорогу домой своим детям. И горит вечный костер любви в его сердце, негасимый огонь родительской любви.

ПРИМЕЧАНИЕ. Текст можно отнести и к проблеме памяти.

Женщина в русской истории

Надежда Андреевна Дурова – первая женщина-офицер. Надела мундир своего брата и пошла воевать с французами. Почему? Ответ один: Россия в опасности, как можно думать о нарядах и балах? Награждена орденом Святой Екатерины.

Нравственный подвиг

М. А.Шолохов «Судьба человека»

Главный герой рассказа М. А.Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов воевал, стойко перенося тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о смерти жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов - русский солдат несгибаемой воли. Он нашел в себе силы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей. Солдат остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг.

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

Пять девушек-зенитчиц и старшина Васков, главные герои повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», проявили настоящее мужество, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было чуть-чуть отступить от своей совести. Однако героини были уверены: нельзя отступать, надо стоять до конца. Все девушки погибли. Они были молоды, красивы, умны… У них вся жизнь была впереди, если бы не война…

 

 

Проблема ценности жизни

Г. Я. Бакланов «Навеки девятнадцатилетние»

Оказавшись на войне, лейтенанты, герои повести, чувствуют неповторимость, ценность каждого дня, каждой минуты. Воспоминания о довоенной жизни помогают им легче перенести кошмар войны. Владимир Третьяков, один из героев книги, запоминает все мгновения жизни: случайный поцелуй девушки, зимний свет за окном, ветку дерева под снегом. Война изменяет ощущение жизни. Гибель героев усиливает неповторимость жизни. Герои повести так и не перешагнули рубеж своего двадцатилетия. Когда думаешь об их смерти, приходишь к выводу, что стремление к благополучию, славе – это всё мнимые ценности по сравнению с самой жизнью, жаждой жизни, особенно когда ты ещё совсем молод.

 

Смотрю я на многих людей – и жалко их становится. Злятся они, суетятся, жалуются на жизнь, стремятся извлечь из всего выгоду. А жизнь проходит, и день, потраченный на злобу, прожит напрасно. Нужно уметь радоваться, нужно научиться видеть в жизни то хорошее, за что ее стоит любить. Оглянись вокруг: как красив мир! Послушай, как поет жаворонок в небе, как тенькает синица меж лесных кудрей… На небо посмотри: какое оно ослепительно синее! Кто не увидит этого – слепец! Жаль такого. Ведь живет он, не видит окружающей его красоты, не испытывает радость.

ПРИМЕЧАНИЕ. Этот текст можно использовать к проблеме взаимоотношений человека и природы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.006 с.)