ТОП 10:

Проблема восприятия ребенком окружающего мира



Нравственные проблемы

Сострадание во время войны

К. М. Станюкович «Максимка»

Матросы спасают маленького негра, которого называют Максимка. Эта история показывает, что каждый имеет право на заботу, любовь, моральную поддержку, независимо от цвета кожи, социального положения.

В. Л. Кондратьев «Сашка»

Действие повести разворачивается в 1941 году под Ржевом. Идут ожесточённые бои за каждую пядь земли. За два месяца войны в боях погибли девять из десяти солдат. Главный герой повести В. Л. Кондратьева «Сашка» отказывается расстреливать пленного немца. Причины, по которым Сашка не может выполнить приказ комбата, чётко им определены: во-первых, в разбросанных листовках обещали сохранить пленным жизнь, во-вторых, Сашка не представлял, как будет убивать кого-то.

Примечание: Тексты могут быть использованы к проблеме «Дети и война».

Проблема брошенных детей

Е. Носов «Белый гусь»

Сильна родительская любовь! Животное ли, человек ли – ради детей своих готовы отдать всё, даже жизнь свою. В рассказе Е. Носова белый гусь, оставшийся без пары, взял на себя заботу о потомстве. Однажды во время разбушевавшейся грозы закрыл своими крыльями своих детей от секущего града. Что помешало ему убежать от грозы, как остальные птицы? Родительская любовь. И нет на свете ничего, что было бы надежнее, крепче и сильнее ее. Но то птицы. А что же люди? Почему все чаще появляются сообщения о брошенных детях? Откуда такая жестокость? Что с нами происходит? Мы говорим: человек – венец природы? Но не большего ли уважения достоин тот Белый гусь?

 

Проблема детства

Л. Н. Толстой

Детство в понимании Л. Н. Толстого связано с чистотой, искренностью, нетерпимостью к фальши. Он писал, что, если бы ему предоставили выбор: населить мир ангелами, никогда не меняющимися, совершенными, но не имеющими детей, или оставить мир как есть, с его несовершенством, но с чистыми детскими душами, - он бы выбрал последнее.

То, каков человек и как он видит мир, очень сильно зависит от его детства – где и как он его провел.

 

Роль детства в становлении ребенка

Н. В. Гоголь «Страшная месть», « Иван Федорович Шпонька и его тетушка»

В сюжетах повестей «Страшная месть» и «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», раскрывая внутренний мир своих героев, Гоголь ищет причины появления их характерных особенностей в событиях, происшедших в детстве. Например, в «Страшной мести» именно через обращение к детству главного героя повести, колдуна, автор пытается объяснить причины его поступков.

 

Тема русской женщины

Женщина… Сколько о ней сказано и написано! Во все времена перед ней преклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, вселенской радостью и безграничной печалью. Удивительна русская женщина. Во все времена тяжкий крест несли Прасковьи, Матрены, Дарьи… С добрым сердцем, заботливыми руками, безграничным терпением. Это о них писал Н. А. Некрасов: «Коня на скаку остановит в горящую избу войдет».

Цитаты

Царство женщины - это царство нежности, тонкости и терпимости

Ж. Ж. Руссо

 

Л. Н. Толстой

Человечество может обойтись без женщин – врачей, женщин – адвокатов и т. д. Но не обойтись человечеству без женщин – любящих жен, без женщин – матерей. Это писатель прекрасно показал в романе « Война и мир» , изобразив любимую свою героиню Наташу Ростову в эпилоге.

Проблема отношения к неординарным людям

Необычных людей в своем творчестве изобразил В. Шукшин. Это неловкие, доброжелательные до неправдоподобия, застенчивые, уступчивые, несчастные, неунывающие… Для окружающих людей они «чудики». Таким является столяр Андрей Арин, который, приобретя в сельпо микроскоп, объявил войну всем микробам мира. Или Николай Николаевич Князев, мастер по ремонту телевизоров, который исписал восемь общих толстых тетрадей трактатами « О государстве», « О смысле жизни», « О проблеме свободного времени».

Нравственная стойкость

А. И .Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Герой рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Алешка является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от нее. Напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и старался донести ее до других заключенных. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

Подвиг

Когда речь идет о подвиге, люди вспоминают события Великой Отечественной войны, гениальные открытия. Но М. Горький писал: « В жизни можно всегда найти место подвигу». Победа над собой, над своей ленью, ограниченностью и пороками – это тоже подвиг, только подвиг для конкретного человека. Человек сам выбирает свой жизненный путь, идя по дороге чести или бесчестия, совершая подвиги, пусть даже не судьбоносные для людей, или проходя жизнь пустоцветом.

В романе «Плаха» Ч. Айтматов показывает два типа современных людей. Авдий Калистратов – бывший семинарист, добрый молодой человек. Он готов ради других на подвиг. Ему противопоставлен Гришан – главарь банды, распространяющей гашиш, то есть несущий смерть.

Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть.

М. Горький

Мужественные подвиги достовернее слов.

А. В. Суворов

 

Проблема бездуховности.

А. А. Вознесенский «Ров»

Поводом к написанию поэмы послужил судебный процесс, имевший место в 1984 года в Москве. Несколько молодых людей по ночам в 10 километрах от Симферополя разрывали могилы с жертвами 1941-1945 годов и при свете автомобильных фар клещами выбирали золотые коронки. Поэт восклицает:

Симферопольский не прекратился процесс.

Связь распалась времен?

Психиатра –в зал!

Как предотвратить бездуховный процесс,

Что условно я «алчью» назвал?

Немцы расстреляли 12 тысяч жертв, а они, «кладбище современных душ», не золото воруют, а себя истребляют. Откуда эти нелюди? Кто их родители? Да, прав Вознесенский: «психиатра в зал».

А. А. Вознесенский «Перед ремонтом»

А. А. Вознесенский в поэме «Перед ремонтом» рисует символическую картину: в музейном зале снимается огромное полотно Иванова « Явление Христа народу». Картина уходит от народа в запасный фонд.

Художнику Христос не удавался.

Фигуркой, исчезающей из глаз,

Вы думали – он приближался?

Он, пятясь, удаляется от нас.

Поэт с горечью пишет о том, что наступает время, когда люди будут жить без Добра, Красоты, Человечности, то есть без Христа. Но это их выбор. К сожалению, в современном обществе происходит нравственная деградация человека.

 

Проблема бездушия.

А. Алексин «Больные и здоровые» ( проблема бездушия)

Провинциальной больницей руководит безнравственный и бездарный человек. Думая только о своем благополучии и спокойствии, он забывает о том, что носит белый халат, что его дело - лечить людей. Чтобы в срок сделать ремонт, он закрывает больницу и буквально выгоняет больных. Когда под окнами больницы происходит авария, он вместо того чтобы немедленно отправить пострадавших в операционную, дает указание переправить их в другую больницу, так как боится, что они могут умереть, а ему тогда «влетит».

Саади говорил о таких людях: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека».

Проблема равнодушия

Так многие сидят в веках

На берегах и наблюдают

Внимательно и зорко,

Как другие рядом на камнях

Хребты и головы ломают.

Они сочувствуют слегка

Погибшим, но издалека.

автор неизвестен

Мы разучились нищим подавать,

Дышать над морем высотой соленой,

Встречать зарю и в лавках покупать

За медный мусор – золото лимонов.

Н. Тихонов

Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание»

Соня Мармеладова, подобно Родиону Раскольникову, переступила нормы человеческой морали. Но если преступление главного героя романа противопоставило его людям, то поступок девушки продиктован великой любовью к «униженным и оскорбленным»: она не может видеть, как страдают дети, поэтому идет на панель. Она принесла в жертву себя, поэтому будет оправдана перед Богом, ибо несет в себе очищающий огонь жертвенности.

 

Конфликт поколений

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» конфликт поколений мы видим во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У героя противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой – презирает «глупую жизнь отцов». От родителей главный герой отдаляется прежде всего по убеждениям. Родители же искренне любят своего сына и страдают от его холодности. Невозможно передать их страдания, когда Евгений Базаров, заразившись, внезапно умирает. Искреннюю родительскую боль мы видим в сцене на могиле сына.

 

Любовь к родителям, близким

У А. П. Чехова всегда было удивительное отношение к своим близким. В письме к брату он писал: « Я прошу тебя вспомнить, как деспотизм и ложь исковеркали наше детство. Вспомни те ужас и отвращение, какие мы чувствовали, когда отец за обедом поднимал бунт из – за пересоленного супа». Это не застарелая обида, упрек отцу, а просьба, мольба брату не множить зла, не творить того, от чего сам страдал в детстве, быть милосердным к слабым. А Павел Егорович Чехов был таким, каким он был. Хорош ли, плох ли, но он отец. Вот что главное в отношении к нему гениального сына.

Трепетно относился писатель к своей матери. На ее именины в декабре 1897 года отправил из Ниццы букет живых цветов. Цветы увяли в дороге, но они были. И это важно. Чехов любил передать что – нибудь братьям, сестре, родителям, прислуге. Он любил повторять: « Да хранит вас небо!»

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Убитая горем после смерти князя Андрея, Наташа Ростова замыкается в себе, и только новое горе – смерть Пети и отчаяние графини – возвращает ее к жизни. Только ее любовь может спасти старую княгиню, и это духовно воскрешает Наташу. «Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь - еще жива в ней». Превыше всего - любовь к матери, к близким.

 

Проблема семейных отношений

Счастливая семья

Вспомним счастливое русское семейство Ростовых из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Вопреки графскому титулу, это самые обыкновенные люди с присущими им слабостями, патриархальным простодушием. В этой семье царят дружба, любовь и понимание, русское радушие.

Проблема семьи

В семье растущий человек получает начальные, быть может, самые впечатляющие уроки нравственности и морали. Семья воплощение живой связи поколений, память о тех, кто жил раньше, колыбель будущего.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Семья – это передача опыта поколений, своеобразие наций. Такова семья Ростовых – идеал семьи Л. Н. Толстого. Здесь царит полное взаимопонимание и существуют теплые отношения между родителями и детьми. В семье преобладает искренняя атмосфера. Здесь было принято не бояться выражать свои чувства: плакать, смеяться. Каждого ребенка уважают прежде всего как личность, здесь способны выслушать и оценить его мнение, считаются с его чувствами. Что бы ни случилось, будь то горе или радость, все переживают сообща. Как искренне они переживали смерть Пети. Но это несчастье еще больше сплотило их. С этой семьей связаны и народные традиции, обычаи, которые могут существовать не только в народно-крестьянской, но и в дворянской среде, если она сохраняет кровную связь со своей нацией.

В. Г. Распутин «Живи и помни»

Герой повести Андрей Гуськов дезертировал из армии в последние месяцы Великой Отечественной войны. Его жена глубоко страдает, её чувство к мужу наполнено женской самоотверженной преданностью, в то же время ей стыдно « и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой». Вина Гуськова тяжёлой ношей была переложена на её хрупкие плечи. Героиня не может пережить предательство своего мужа, двойственность своего положения мучает её, поэтому несчастная бросается в Ангару, убив и себя, и будущего ребёнка.

Образом Настены автор подчёркивает, что нельзя оттолкнуть человека, надо уметь сострадать, если это твой муж, ибо следует быть с ним и в горе, и в радости. И Настена свой долг перед мужем исполнила.

История любви Н. А. Чавчавадзе и А. С. Грибоедова

Истинным примером верности является история любви Нины Чавчавадзе к А. С. Грибоедову. Ей было шестнадцать лет, ему – тридцать три года, когда они поженились. 9 декабря 1828 года, оставив молодую жену в Тавризе, Грибоедов едет в Тегеран с дипломатической миссией. Вскоре он был убит. Узнав о смерти, Нина Грибоедова пережила тяжелое нервное расстройство, долго болела. В монастыре Св. Давида, где был похоронен А. С. Грибоедов, вдова написала на надгробном камне: « Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя». Она, дочь известного общественного деятеля, поэта, осталась верна одному Грибоедову, несмотря на то, что ей делали предложения, несмотря на то, что она была так молода и красива. Похоронена Н. А. Грибоедова рядом с мужем. Такова была ее последняя воля…

 

 

Проблема супружеского долга

Трагична и прекрасна жизнь протопопа – раскольника Аввакума. За приверженность старой вере и стремление сказать правду его постоянно преследовали, перегоняли с места на место, из одной глухой ссылки в другую, нещадно били кнутом, жгли каленым железом, бросали в ледяные подвалы и, наконец, сожгли на костре. И всюду его сопровождала жена Настя, разделившая с опальным мужем горькое счастье совместной жизни. Марковна, как звал ее протопоп, несла свой крест безропотно и отважно. Вместе с детьми Иваном и Прокопием, такими же непримиримыми борцами с церковными нововведениями, как и их отец, была заключена в земляную тюрьму. Все выдержала, вытерпела Анастасия Марковна, до конца выполнив свой супружеский долг.

Н. А. Некрасов «Русские женщины»

Лучшие качества русской женщины – самоотверженность, всепрощение, беззаветная верность – увековечены в поэме «Русские женщины», посвященной женам декабристов. Поэма состоит из двух частей, «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская», по именам двух первых героических жен, добровольно последовавших на каторгу вслед за своими мужьями, осужденными за участие в восстании на Сенатской площади. Мария Волконская, светская красавица, преодолевая неимоверные трудности, совершает долгий путь по зимнему сибирскому тракту. И вот она у цели. Самовольный спуск в шахту, встреча с узниками, закованными в кандалы. Последним, кого она увидела, был муж Сергей. Увидев оковы на муже, она невольно склонила колени и, «прежде чем мужа обнять, оковы к губам приложила». Это ли не пример самоотверженности и чистоты русской женщины!

ПРИМЕЧАНИЕ. Последние два текста можно использовать к проблеме гражданского мужества и поступка.

 

Вредные привычки

Если мы не разрушим наступление наркотиков, то наркотики разрушат нас.

Р. Никсон

Зависимость от наркотиков – это, в сущности, болезнь эгоистов. Они добровольно привили себе, потому что больше всего заняты собою, удовлетворение низменных побуждений. Плата за это неотвратима: разрушение личности, а затем и смерть.

М. Катаньский

Редко встретишь наркомана старше 30 лет. Наркоманами становятся те, у кого недостает физических, душевных и духовных сил для того, чтобы в условиях борьбы за самореализацию личности найти свое место в жизни. ТЕ, кто не чувствует любви в семье. Те, кто… Причин – тысячи. Следствие – одно. Духовная и физическая деградация, смерть.

 

Проблема воспитанности

Воспитанность – это не только хорошие манеры. Это нечто большее в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к людям, деликатным, тактичным, скромным. Таким, на мой взгляд, был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Однажды вечером он увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям.

 

Проблема трусости ( проблема веры в человека)

Рассказ С. Алексеева «Медаль»

Молодой солдат Кузьма Шапкин во время боя, испугавшись, весь день прятался в кустах. Суворов все это видел и во время награждения особо отличившихся вручает медаль и Шапкину. Солдату стало стыдно, и через неделю подошел он к полководцу, признался во всем и вернул медаль. Суворов сказал: « Героями не рождаются, героями становятся». В следующем бою Шапкин первым ворвался в турецкую крепость, заслужив медаль и славу.

 

Лицемерие

Лицемер – человек, который убил обоих родителей и просит о снисхождении, ссылаясь на то, что он сирота.

А. Линкольн

Лицемер – всегда раб.

Р. Роллан

 

Пьянство, алкоголизм

Трудно себе представить, какая счастливая перемена произошла бы в нашей жизни, если бы люди перестали одурманивать себя и отравлять себя водкой.

Л. Н. Толстой

В. П. Распутин « Не могу»

Герой рассказа «Не могу» В. П. Распутина встречает в электричке пьяного и думает о том, что предки этого человека шли на поле Куликово, собирались по кличу Минина и Пожарского, победили Гитлера. А этот человек может только оплакивать свою жизнь, ничего не делая для того, чтобы ее изменить. Будущего у него нет, как будущего нет и у его сына, который тоже спивается.

 

Проблема силы духа

Упавший духом гибнет раньше срока.

О. Хайам

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Сильным духом может быть и физически слабый или больной человек. Человек может выйти из болезни с закаленным характером. Таков герой произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» - Алексей Мересьев. Сбитый вражеским самолетом, он в течение 18 дней с искалеченными ногами добирается через линию фронта к своим. Ему были ампутированы ноги, но он на протезах возвращается на фронт и даже продолжает летать, сражаясь с фашистами.

Примечание. Данный текст может быть использован к проблеме героизма, теме войны.

 

Проблема тщеславия

Тщеславие – это желание показаться лучше, чем есть на самом деле, завышенная самооценка человека. Человеку с завышенной самооценкой кажется, что он превосходит других в чем-либо. В сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» рассказывается о честолюбце, который жил совершенно один на планете. Он, обращаясь к Маленькому принцу, просит восхищаться им, потому что он «был на планете всех красивее, всех богаче и умнее». Герой сбежал от честолюбца, потому что он не любил высокомерных и заносчивых людей.

 

Проблема совести.

В. Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Рассказ «Хлеб для собаки» раскрывает страшные картины голода 1933 года (дата указана в тексте). Герой Володя Тенков , видя бесчеловечное отношение к ссыльным, страшный голод, начинает тайком выносить бедным людям еду. Обезумевшие от голода люди по утрам стали собираться у дома мальчика, просят еду. Не в состоянии накормить их всех, он находит выход: каждый день кормит чужую собаку, понимая, что не облезшего от голода пса кормил он куском хлеба, «а свою совесть».

Ф. М. Достоевский говорил о том, что никакая великая и благая цель не стоит слезинки ребенка. И это правда. Где та чаша весов, которая может перевесить горе хотя бы одного человека, особенно если этот человек еще совсем маленький.

Царь Грузии Давид завещал похоронить себя у дверей храма, где всякий входящий наступит на могильную плиту, «чтобы слышал я боль его». Если бы каждый из нас чувствовал боль другого человека как свою собственную.

 

Нам бы про душу не забыть, нам бы немножко добрее быть. Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее.

В. М.Шукшин

Ну вот, почти у гроба,

Верю я: придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

 

Проблема дружеской верности

После восстания декабристов, вернувшись в Москву, А. С. Пушкин предстал перед Николаем I. Разговор был длительным и трудным для Пушкина: в ходе этого разговора должна была решиться его судьба. И судьбой своей поэт сильно рисковал, когда на вопрос царя: «Если бы ты был в Петербурге, принял бы ты участие в 14 декабря?» - ответил: « Неизбежно, Государь, все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них». Это ли не пример истинной дружеской верности.

 

Проблема дружеской верности

В «Азбуке нравственности» написано: «Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга – будь им! Иначе: потрудись душой для рядом находящегося человека!»

 

Г. В. Троепольский «Белый Бим Черное Ухо»

Героя повести Ивана Ивановича, хозяина шотландского сеттера по имени Бим, с сердечным приступом увозят в Москву. Но храбрая собака настолько привязана к хозяину, что стремится его найти. Пес встречает на своем пути много людей, и хороших, и плохих, попадает в разные передряги, но продолжает искать пропавшего друга. Вернувшись домой, герой ищет верного Тома и находит его, но, увы, уже мертвого. Эта история о поистине героической любви отражает всю глубину преданности собаки к своему хозяину. Мы видим, что порой не каждый человек способен так любить кого-то и жертвовать своею жизнью ради спасения друга, как это может делать Собака.

 

Тема любви

В мифе об Орфее и Эвридике говорится о силе любви, которая не имела себе равных. Эвридика умирает, и Орфей, будучи не в силах смириться с потерей, не умея жить без любимой, решается спуститься в подземный мир, чтобы забрать ту, которая не должна была умирать.

Там, в царстве мёртвых, Орфей поёт великую и лучшую из своих песен – песнь о любви. Безмерное страдание юноши растопило зачерствевшую душу Харона, смирило страшного Кербера, вызвало слёзы у Персефоны и заставило Аида пойти против своего закона. Любовь победила всё.

Но не суждено ей было длиться вечно. Аид отпустил Эвридику, но с условием: если Орфей оглянется – потеряет её навсегда. Долго терпел Орфей: вот уже прошли царство Аида, переехали через реку Стикс, вот стали подниматься вверх по тропинке. И тут не выдержал Орфей, оглянулся – и только дуновение почувствовал: Эвридика исчезла, исчезла уже навсегда.

Конечно, можно осуждать Орфея за его нетерпеливость. Но ведь он боялся, что её любимая осталась в царстве мёртвых, хотелось убедиться в том, что Аид не обманул. Желание увидеть Эвридику оказалось сильнее разума, ибо любовь часто бывает неподвластна разуму. А ещё настоящая любовь наполовину состоит из страдания, ведь великая любовь – это не только счастье, но и великое страдание.

 

Любить – это значит отдавать себя другим, ничего не ожидая взамен.

У. Эймос

Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их.

А. П. Чехов

М. А. БУЛГАКОВ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Вторая часть романа «Мастер и Маргарита» открывается авторским призывом: « За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?.. За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» И ярким воплощением такой любви является Маргарита – любящая и преданная подруга Мастера. Говоря о НАСТОЯЩЕЙ любви, автор имеет в виду ту любовь, которая способна творить подлинные чудеса. Маргарита встаёт на путь самоотдачи, жертвуя собой ради любимого человека. «Тайная жена» Мастера, отказавшаяся ради большой любви от уютного и респектабельного «женского счастья», становится верной подругой художника, остро нуждающегося в духовной поддержке:» «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером.»

Говоря о ВЕРНОЙ любви, Булгаков имеет в виду готовность Маргариты делить все радости и тяготы, связанные с главным делом жизни Мастера. В этом смысле каждый её поступок, от тайных визитов в арбатский подвальчик до согласия на посвящение в ведьмы, оправдан великой любовью к Мастеру и его творению. Даже желание любимого уничтожить свой гениальный труд не заставило Маргариту отступиться, не поколебали её веры в высшую справедливость и силу действенной любви. Обращаясь к любимому, она восклицает: « Я тебя вылечу, вылечу! Ты восстановишь его». В итоге героиня получила «по вере своей», убедившись в правоте формулы «рукописи не горят».

А в финале романе небесный дом становится символом счастья и ВЕЧНОЙ любви героев, «Мастер и Маргарита увидели обещанный рассвет». И они заслужили это, заслужили своей НАСТОЯЩЕЙ, ВЕРНОЙ любовью.

 

Тема безответной любви.

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

«Гранатовый браслет» - это грустная история любви. Героиня рассказа, княжна Вера Николаевна Шеин, получает письма с признаниями в любви от незнакомого поклонника. На день рождения он присылает княгине гранатовый браслет. Узнав о подарке, муж и брат Веры Николаевны находят поклонника. Им оказывается мелкий чиновник Желтков. Браслет возвращён, честь замужней женщины защищена. А Желтков кончает жизнь самоубийством. В предсмертной записке он обращается с просьбой к княгине после его смерти сыграть для него сонату Бетховена. Эта музыка стала для неё объяснением в любви, потому что каждый «куплет» заканчивался словами «Да святится имя твоё». Она плачет, слушая музыку и понимая, что истинная любовь в природе встречается редко и доступна немногим.

Своё чувство к Вере Николаевне Желтков считает счастьем. Ему ничего не надо от любимой женщины. Смысл своей жизни Желтков видит в поклонение ей. Вмешательство в закрытый мир его чувств убило душу. Прощаясь с жизнью, бедный телефонист в письме к Вере называет свою любовь «громадным счастьем», посланным ему Богом. Вся жизнь заключается в любви к Вере:«Меня не интересует в жизни ничего: ни политика, ни философия, ни забота о будущем счастье людей… Уходя, я в восторге говорю: Да святится имя Твоё». Желтков покидает этот мир благородным и сильным человеком. Его любовь – трагическое чувство. Но герой рассказа генерал Аносов считает: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».

 

Тема одиночества

М. Горький «Старуха Изергиль»

Ларра – сын женщины и орла. Мать привела его к людям в надежде, что он будет счастливо жить среди себе подобных. Но юноша никого не уважал, держал себя высокомерно, он отталкивал от себя гордыней и холодностью. Он твёрд в отстаивании своего права «быть первым на земле». Герой убивает отвергнувшую его девушку, за что люди изгоняют его из своей среды. «Наказание ему – в нём самом!» - решили старейшины племени и дали ему свободу». Жизнь стала для него непрерывным мучением, так как никто не может вынести вечного одиночества. Ларра пытается покончить с собой, однако всякий раз остается невредим: бессмертие становится для него наказанием.

ПРИМЕЧАНИЕ. Образ Ларра можно отнести и к проблеме индивидуализма, гордыни, высокомерия: «…бессмертие становится для него наказанием. Мрачной тенью скитается он по свету, и эта тень, по словам Изергиль, напоминает о грехе гордыни».

Жюль Верн «Таинственный остров»

Капитан Немо, владелец подводного корабля «Наутилус», владеет несметными богатствами, но он отдает их тем, кто борется за свободу своей страны. Он проводит последние годы жизни в полном уединении , наблюдая за трудовой деятельностью островитян - робинзонов, которые благодаря взаимной выручке, духу коллективизма смогли создать для себя достойные человека условия жизни. Перед смертью капитан Немо делает вывод глубокого нравственного и социального смысла: « Я умираю потому, что думал, что можно жить в одиночестве».

М. Ю. Лермонтов «Демон»

Демон у Лермонтова – это воплощение абсолютного одиночества. Он одинок поневоле, он страдает от своего тяжелого, как проклятие, одиночества и мечтает о духовной близости. Он находится на грани разных миров: он низвергнут с небес и не сблизился с людьми. Демон Лермонтова вызывает сочувствие и сожаление.

Проблема милосердия

Разговоры о нравственности носят общий характер. А нравственность не требует разговоров, она состоит из чувств, свойств и действий. Одно из таких чувств – чувство милосердия. К сожалению, в наши дни это отжившее понятие. «Сестра милосердия», « брат милосердия» - даже словарь дает их как устаревшие понятия. В Санкт-Петербурге была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали улицу в улицу Текстилей. Как же так получилось, что это чувство стало ненужным людям? Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. « Милость к падшим» если и оказывали, то таясь и рискуя.

Д. Гранин вспоминал, как в детстве отец, когда проходили мимо нищие ,давал сыну «медяк и говорил: «Поди подай». Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки. Раз нищий – надо подать». Писатель считает, что « это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить». Уверена, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Следует это чувство развивать.

К. Ушинский

А. Адамович «Немой»

Во время войны одну из белорусских деревень каратели должны были сжечь, но немец Франц не может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника-фашиста и вместе с Полиной и ее матерью прячется в погреб. Когда приходят советские войска, девушка представляет немца немым братом, спасая его, как когда – то Франц спас их.

 

Материнская любовь

У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце.

Пословица

Материнская забота и на дне моря спасет.

Пословица

Руки мамы…

В морщинках, в родинках,

Сколько вынесли вы, любя…

С этих рук я увидел Родину,

Так похожую на тебя,

Мама…

 

Андрей Дементьев

 

Я вас прошу: и ныне и всегда

Вы матерей своих жалейте милых.

Не то, поверьте мне, вас ждет беда-

Себя вы не простите до могилы.

 

Расул Гамзатов

 

Любовь матери

Теме любви посвящено множество произведений как русских, так и зарубежных писателей, а большинство из них – о жертвенной материнской любви. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Прости меня, мама» А. Алексина, «Матерь человеческая» В. Закруткина.

«Берегите матерей!» - провозгласил в поэме Расул Гамзатов. Хорошо было бы добавить: « Берегите матерей так, как они берегут нас!». Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мама, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы наших матерей. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: « Не отдает ли нам мама последнее?». Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной должна быть и наша ежеминутная готовность беречь ее. Поэт Б. Лебедев написал замечательные стихи:

Двадцать дней и двадцать ночей

Он жить продолжал, изумляя врачей…

Но рядом с ним была его мать –

И смерть не могла его доломать.

Двадцать дней и двадцать ночей

Она не сводила с него очей.

Утром, на двадцать первые сутки,

Она вздремнула на полминутки.

И, чтобы не разбудить ее,

Он сердце остановил свое…

 

Проблема родительской любви

В. В. Быков «Крутой берег»

Герой рассказа Петрович во время войны перевез двух своих сыновей на противоположный берег реки. Между отцом и сыновьями была договоренность об условном знаке – костре на высоком берегу реки, - который даст знать о возможности возвращения. Сыновья не вернулись. Давно закончилась война, а старик по – прежнему каждый вечер зажигает костер. Двадцать пять лет он собирает сушняк по берегу, чтобы осветить им дорогу домой своим детям. И горит вечный костер любви в его сердце, негасимый огонь родительской любви.

ПРИМЕЧАНИЕ. Текст можно отнести и к проблеме памяти.

Женщина в русской истории

Надежда Андреевна Дурова – первая женщина-офицер. Надела мундир своего брата и пошла воевать с французами. Почему? Ответ один: Россия в опасности, как можно думать о нарядах и балах? Награждена орденом Святой Екатерины.

Нравственный подвиг

М. А .Шолохов «Судьба человека»

Главный герой рассказа М. А .Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов воевал, стойко перенося тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о смерти жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов - русский солдат несгибаемой воли. Он нашел в себе силы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей. Солдат остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг.

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

Пять девушек-зенитчиц и старшина Васков, главные герои повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», проявили настоящее мужество, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было чуть-чуть отступить от своей совести. Однако героини были уверены: нельзя отступать, надо стоять до конца. Все девушки погибли. Они были молоды, красивы, умны… У них вся жизнь была впереди, если бы не война…

 

 

Проблема ценности жизни

Г. Я. Бакланов «Навеки девятнадцатилетние»

Оказавшись на войне, лейтенанты, герои повести, чувствуют неповторимость, ценность каждого дня, каждой минуты. Воспоминания о довоенной жизни помогают им легче перенести кошмар войны. Владимир Третьяков, один из героев книги, запоминает все мгновения жизни: случайный поцелуй девушки, зимний свет за окном, ветку дерева под снегом. Война изменяет ощущение жизни. Гибель героев усиливает неповторимость жизни. Герои повести так и не перешагнули рубеж своего двадцатилетия. Когда думаешь об их смерти, приходишь к выводу, что стремление к благополучию, славе – это всё мнимые ценности по сравнению с самой жизнью, жаждой жизни, особенно когда ты ещё совсем молод.

 

Смотрю я на многих людей – и жалко их становится. Злятся они, суетятся, жалуются на жизнь, стремятся извлечь из всего выгоду. А жизнь проходит, и день, потраченный на злобу, прожит напрасно. Нужно уметь радоваться, нужно научиться видеть в жизни то хорошее, за что ее стоит любить. Оглянись вокруг: как красив мир! Послушай, как поет жаворонок в небе, как тенькает синица меж лесных кудрей… На небо посмотри: какое оно ослепительно синее! Кто не увидит этого – слепец! Жаль такого. Ведь живет он, не видит окружающей его красоты, не испытывает радость.

ПРИМЕЧАНИЕ. Этот текст можно использовать к проблеме взаимоотношений человека и природы.

Нравственные проблемы

Сострадание во время войны

К. М. Станюкович «Максимка»

Матросы спасают маленького негра, которого называют Максимка. Эта история показывает, что каждый имеет право на заботу, любовь, моральную поддержку, независимо от цвета кожи, социального положения.

В. Л. Кондратьев «Сашка»

Действие повести разворачивается в 1941 году под Ржевом. Идут ожесточённые бои за каждую пядь земли. За два месяца войны в боях погибли девять из десяти солдат. Главный герой повести В. Л. Кондратьева «Сашка» отказывается расстреливать пленного немца. Причины, по которым Сашка не может выполнить приказ комбата, чётко им определены: во-первых, в разбросанных листовках обещали сохранить пленным жизнь, во-вторых, Сашка не представлял, как будет убивать кого-то.

Примечание: Тексты могут быть использованы к проблеме «Дети и война».







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.058 с.)