ТОП 10:

ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ



УТВЕРЖДАЮ

Проректор НГСПА по учебно-

методической работе

_____________ /Л.П.Филатова/

«___» _______________ 2012 г.

 

 

Программа учебной дисциплины

Содержание курса

Тема 1. Война как социальная практика. История создания и развития Вооруженных Сил России Военная доктрина РФ.

Война как социальная практика и одна из двух основных форм существования человека. Поколения войн в истории человечества и нашего отечества. Войны в отечественной истории. Вооруженные Силы России на всех стадиях российской/русской/советской государственности. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, их функции и задачи, роль в системе национальной безопасности.

Конституция, Концепция национальной безопасности и Военная доктрина Российской Федерации об обороне и безопасности страны. Основные понятия и определение обороноспособности и безопасности государства.

Тема 2. Состав, структура и назначение Вооруженных сил Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны нашей Родины: понятие, структура, предназначение. Виды ВС РФ: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот. История создания и организационная структура видов Вооруженных Сил России, их боевые возможности, перспективы функционирования и развития. Функции и основные задачи. Их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.

Тема 3. Боевые традиции Вооруженных сил России.

Понятие о боевых традициях. Патриотизм, верность военному долгу, героизм, мужество, воинская доблесть, коллективизм, войсковое товарищество: понятие, сущность и место в современных Вооруженных Силах России. Дни воинской славы Российской Федерации, история из создания и воспитательное содержание в настоящее время. День памяти воинов, павших при защите Отечества.

Тема 4. Символы воинской чести.

История появления знамен в военных организациях. Боевое знамя - символ воинской чести, доблести и славы, героических традиций и священного долга защиты Родины. Подвиги российских воинов при защите боевого Знамени. История развития наградной системы России. Ордена и медали России и СССР. Звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия и почетные звания - государственные награды России.

Понятие о ритуалах боевой, учебно-боевой и повседневной деятельности войск. Ритуал приведения к Военной присяге. Ритуал вручения боевого Знамени. Ритуал вручения воинам вооружения и военной техники. Ритуал проводов военнослужащих, уволенных в запас и отставку.

Тема 5. Воинская обязанность и военная служба граждан.

Понятие и структура воинской обязанности. Воинский учет и обязанности граждан по воинскому учету. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Военная служба по призыву. Военная служба по контракту. Составы и воинские звания военнослужащих. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основное содержание военной службы. Главные понятия, определение, содержание и особенности военной службы. Профессиональный психологический отбор, как комплекс мероприятий по определению уровня индивидуально-психологических качеств граждан, призываемых на военную службу. Психологическая классификация воинских должностей, замещаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами.

Тема 7. Порядок прохождения военной службы.

Организация занятий и меры безопасности при проведении учебных сборов. Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной службы. Обязанности часового.

Планы семинарских занятий

Семинар по теме 1. «Война как социальная практика. История создания и развития Вооруженных Сил России. Военная доктрина РФ»(4 часа)

Вопросы и проблемы семинарских занятий: 1. Что понимается под войной? 2. Изложите классификацию войн: по поколениям войн, по характеру, по масштабам; 3. Какова реальность военной угрозы в современном мире? 4. Охарактеризуйте основные вооруженные конфликты рубежа ХХ-ХХI века; 5. Какие войны называют отечественными, сколько отечественных войн было в истории России? 6. Проанализируйте современную военно-политическую ситуацию на границах России. 7. Какие войны вела наша страна: а) в 9-12 веках; б) в 13-15 веках; в) в 16-17 веках; г) в 18 веке; д) в 19 веке; е) в 20 веке. 8. Охарактеризуйте действия Российских вооруженных сил в вооруженных конфликтах конца ХХ – начала ХХI веков. 9. Что говорится в Конституции России о защите Отечества? 10. Когда и почему была принята Военная доктрина страны; 11. Изложите основные положения Военной доктрины Российской Федерации.

В рамках 2-го семинара рекомендуется просмотр и обсуждение фильма по военно-патриотической тематике.

Семинар по теме 2. «Состав, структура и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации»(4 часа)

В начальной части фильма просмотр выдержек из фильмов о современных Вооруженных Силах России (30-35 мин.) с их последующим обсуждением.

Вопросы и проблемы семинарского занятия: 1. Какие задачи стоят перед ВС РФ в соответствии с Концепцией национальной безопасности России? 2. Какова структура современных вооруженных сил РФ и в чем их организационное отличие от ВС СССР 1980-х годов? 3. На кого возложено общее руководство ВС РФ, и в чем оно заключается? 4. Кто осуществляет непосредственное руководство ВС РФ? 5. Каково предназначение и боевые возможности а) Сухопутных войск (СВ); б) ВМФ; в) ВВС; г) РВСН? 6. Охарактеризуйте организационную структуру: а) Сухопутных войск (СВ); б) ВМФ; в) ВВС. 7. Каково основное предназначение ВДВ? 8. Каково предназначение войск ФПС, ВВ, ВПС и ЖВ? 9. Каково место министерства по ГО и ЧС в обеспечение обороноспособности страны?

В завершение семинарского занятия предлагается диспут по теме «Соответствуют ли Вооруженные Силы России современным опасностям человечества».

 

Семинар по теме 3. «Боевые традиции Вооруженных Сил России»(4 часа)

1 вариант семинара. Семинар начинается с проверки эссе (сочинения) по предварительно просмотренному художественному фильму, посвященному войне. Сочинение выполняется по 2-м вариантам: 1 вариант (его выполняют студенты, у которых нечетные номера в учебном журнале: 1, 3, 5 и т.д.) – эссе по фильму про Великую Отечественную войну (одну из серий киноэпопеи «Освобождение», «Они сражались за Родину», «Горячий снег» и т.д.); 2 вариант (его выполняют студенты, у которых четные номера в учебном журнале: 2, 4, 6, 8 и т.д.) – фильм про войну и Вооруженные Силы страны в период до 1917 г. («Александр Невский», «1612», «Война и мир» «Турецкий гамбит» и т.д.).

2 вариант семинара. Коллективный просмотр художественного фильма по теме семинара с его последующим обсуждением студентами.

Вопросы и проблемы семинарского занятия: 1. Что такое патриотизм и воинский долг? 2. Каковы истоки воинской славы России? 3. Каким образом увековечивается память воинов – героев в воинской части? 4. Какие памятники воинской славы расположены в Нижнем Тагиле? 5. Откуда идет традиция отмечать Дни воинской славы? 6. Каким законом установлены Дни воинской славы в Российской Федерации? 7. Как вы понимаете пословицу: «Сам погибай, а товарища выручай!»? 8. Дайте определение воинскому коллективу. 9. Приведите примеры дружбы и войскового товарищества из ратной истории России.

В завершение семинара – дискуссия по теме «Боевые традиции исторической и современной армии России»

 

Семинар по теме 4. «Символы воинской чести»(2 часа)

Вопросы и проблемы семинарского занятия: 1. Что включает в себя понятие «воинская честь»? 2. Почему Боевое Знамя является символом воинской чести? 3. В чем заключается/лась наградная система в: а) Российской империи; б) Советском Союзе; в) Российской Федерации? 4. Назовите основные государственные награды: а) Российской империи; б) Советском Союзе; в) Российской Федерации. 5. Кому и за какие свершения может быть вручена медаль «Золотая Звезда»? 6. Что символизирует Флаг корабля и Боевое Знамя части? 7. В чем заключался ритуал принятия воинской присяги/клятвы в: а) Российской империи; б) Советском Союзе; в) в Российской Федерации? 8. Расскажите о ритуале вручения Боевого Знамени воинской части. 9. Что такое День видов и родов войск? Как организуется этот праздник в воинской части (на корабле)? 10. Каков порядок проводов военнослужащих, увольняемых в запас или отставку?

Семинар по теме 5. «Воинская обязанность и военная служба граждан»(2 часа)

Вопросы и проблемы семинарского занятия: 1. В чем заключается конституционный долг граждан по обеспечению защиты страны? 2. На какую организацию возложено осуществление воинского учета в Российской Федерации? 3. Какие документы требуются от вас для заполнения документов по воинскому учету? 4. При каких условиях и в какие сроки осуществляется первоначальная постановка на воинский учет граждан РФ мужского пола? 5. Каким образом определяется годность граждан к военной службе? 6. Что включает в себя обязательная подготовка граждан к военной службе? 7. Какие организации осуществляют подготовку по военно-учетным специальностям? 8. Какие преимущества при призыве на службу дают гражданину занятия в военно-патриотических объединениях? 9. Каков порядок медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет? 10. Какой срок службы установлен для военнослужащих, проходящих службу по призыву? 11. В каких случаях военнослужащих, проходящий службу по призыву, может быть досрочно уволен в запас? 12. В каких случаях продлевается срок военной службы? 13. Кто составляет запас ВС РФ? 14. В каком возрасте и в каких случаях граждане, находящиеся в запасе, увольняются в отставку? 15. С какой целью осуществляются военные сборы?

Задание: На основании таблицы психологической классификации воинских должностей оцените и охарактеризуйте свои возможности.

Семинар по теме 6. «Правовые основы военной службы. Основные документы в области обороны»(4 часа)

При подготовке к семинару студенту надлежит сделать выписки (законспектировать) основных положений закона «О воинской обязанности и военной службе».

Вопросы и проблемы семинарского занятия: 1. Обязан ли каждый гражданин России а) проходить службу в ВС РФ; б) принимать участие в военной действиях? Обоснуйте свое мнение. 2. Что такое военная служба, изложите ее основные принципы. 3. Назовите и дайте характеристику основных законов РФ в области обороны. 4. Что такое статус военнослужащего? 5. Как реализуются общегражданские права военнослужащих? 6. Что вы знаете об общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих? 7. Какие права, свободы и виды защиты государства имеет военнослужащий? 8.На какие виды отпусков и денежного довольствия имеет право военнослужащий? 9. Какие другие права имеет военнослужащий? 10. В какие сроки военнослужащий должен быть приведен к Военной Присяге? 11. Кто подлежит призыву на военную службу? 12. В какие сроки осуществляется призыв на военную службу? 13. Кому предоставляется отсрочка от призыва на военную службу? Назовите разновидности отсрочек. 14. Каким законом определены воинские звания в ВС РФ?

Задание. В своей тетради составьте хронологическую таблицу воинских уставов в Российской Армии.

 

Семинар по теме 7. «Порядок прохождения военной службы»(2 часа)

Вопросы и проблемы семинарского занятия: 1. Какие помещения предусматриваются в роте? 2. Где размещается молодое пополнение части? 3. Приказом какого начальника присваиваются воинские звания солдатам (матросам), сержантам, старшинам? 4. Какие виды одежды вам известны и в каких случаях они носятся? 5. Какие знаки отличия имеются на военной форме одежды? 6. В каких странах и почему проходят военную службу: а) по призыву; б) по контракту; в) применяют обе системы и почему? 7. В чем сильные и слабые стороны организации военной службы в Израиле, КНР, Советском Союзе, США? 8. Расскажите о порядке заключения договора о прохождении военной службы по контракту и на какие сроки заключается контракт. 9. Какие льготы и права имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту? 10. Какую роль играют женщины в ВС РФ и какую роль, на ваш взгляд, они должны играть?

В завершение семинара диспут по теме: «Какой вариант военной службы необходим современным ВС: Израиля, США, России? Каковы их сильные и слабые стороны? Какой из вариантов соответствует требованиям современной войны»

Семинар по теме 8. «Обязанности военнослужащий»(2 часа)

Вопросы и проблемы семинарского занятия: 1. Что вы знаете об общих обязанностях военнослужащего? 2. Что вы знаете об должностных обязанностях военнослужащего? 3. Что вы знаете о специальных обязанностях военнослужащего? 4. Какие обязанности военнослужащего изложены в тексте Военной Присяги? 5. К каким видам ответственности и по каким основаниям могут привлекаться солдаты, матросы, сержанты и старшины? 6. Какие проступки относятся к грубым? Может ли проступок перейти в преступление? 7. Что вы понимаете под дисциплинарной ответственностью военнослужащего? 8. Что такое дисциплинарное взыскание и когда оно налагается? Изложите виды дисциплинарных взысканий в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 9. Что понимается под административной ответственностью военнослужащего? 10. Какие виды административных взысканий существуют? 11. За какие проступки военнослужащий привлекается к материальной ответственности? Назовите виды материальной ответственности.

 

Семинар по теме 9. «Основы начальной военной подготовки»(8 часов)

Вопросы и проблемы семинарского занятия:

1-е семинарское занятие посвящено строевой подготовке. В рамках семинарского занятия студенты практически отрабатывают следующие задания: 1) строй: понятие и элементы, выполнение строевой стойки; 2) строевые элементы на месте и в движении; 3) воинское приветствие (на месте и в движении); 4) выход из строя и возвращение в строй.

2-е семинарское занятие посвящено огневой подготовке. В рамках семинарского занятия студенты 1) докладывают характеристики вооружения мотострелкового отделения; 2) характеризуют устройство и боевые свойства автомата Калашникова; 3) производят (при наличии материальной возможности) разборку и сборку автомата Калашникова; 4) докладывают о порядке ухода за автоматом, его хранении и сбережении; 5) раскрывают основные положения по подготовке автомата к стрельбе.

3-е семинарское занятие – практические стрельбы.

4-е семинарское занятие посвящено тактической подготовке. В рамках специалитета по данному направлению проводится 4-х часовое семинарское занятие.

В рамках семинара студенты: 1) излагают структуру и боевые возможности мотострелкового подразделения Сухопутных войск ВС РФ; 2) его оснащение; 3) дают характеристику современного общевойскового боя: а) наступления; б) обороны; 4) излагают действия обязанности солдата в бою. Возможно практическое выполнение данных действий (передвижение в пешем порядке, преодоление препятствий). Практически отрабатываются положения Боевого Устава Вооруженных Сил (часть 3).

Семинар по теме 10. «Основы безопасности военной службы»(2 часа)

Данное семинарское занятие включает в себя два блока: 1) собственно проведение опроса по теме семинара (30 мин.), данный опрос возможен как в устной, так и в письменной форме; и 2) проведение тестирования по всему курсу из расчета 40 вопросов с выделением на ответы по ним 50/55 минут.

Тестирование возможно как в электронном виде, так и на бумажных носителях.

Вопросы и проблемы семинарского занятия: 1. Что общего и в чем различие понятий «преступление» и «проступок»? 2. Что Вы должны делать в том случае, если в отношении Вас применяются физические меры воздействия? 3. Изложите основные положения Уголовного кодекса РФ, по каким основаниям к уголовной ответственности могут привлекаться солдаты, матросы, сержанты и старшины? 4. Изложите основные формы неуставных взаимоотношений. 5. В чем на ваш взгляд причины неуставных взаимоотношений? 6. Что такое стресс? Каковы его причины? 7. Как выйти из состояния стресса? 8. Изложите возможные меры профилактики в отношении правонарушений в воинской части. 9. Какие заболевания наиболее возможны в период прохождения воинской службы по призыву? 10. Изложите меры профилактики в отношении данных заболеваний.

 

 

Тесты по курсу

 

1. Дополните фразу: «Наличие опасности _______ на терри­торию государства делает ______ наличие Вооруженных Сил, спо­собных защитить и сохранить целостность и суверенитет этого государства».

2.Докажите необходимость наличия Вооруженных Сил в любом государстве, в том числе и в России (на одном обоснованном примере).

3. Назовите императора, при котором была создана первая регулярная армия России.

4. Назовите автора афоризма: «Тяжело в учении, легко в бою».

5. Назовите выдающегося полководца, под руководством кото­рого была одержана победа в Отечественной войне 1812 г.

6. Назовите основные виды Вооруженных Сил Российской Фе­дерации.

7. Назовите основную задачу Ракетных войск стратегического назначения.

8. Дополните фразу: «Вид Вооруженных Сил, предназначен­ный для ведения боевых действий преимущественно на суше, называется ________________».

9. Назовите основные функции Военно-Воздушных Сил (три).

10. Назовите виды флотов, которые входят в состав Военно-Морского Флота Российской Федерации.

11. Назовите основные документы, составляющие правовую основу деятельности Вооруженных Сил России.

12. Назовите пути комплектования Вооруженных Сил РФ.

13. Назовите должностное лицо в России, которое осуществляет руководство ВС РФ.

14. Назовите структуры, через которые реализуется управление деятельностью Вооруженными Силами Российской Федерации.

15. Приведите примеры, иллюстрирующие важность наличия у Российской Федерации мощных Вооруженных Сил (не менее пяти).

16. Назовите орган, осуществляющий руководство Пограничными войсками.

17. Назовите основную функцию Внутренних войск Министерства внутренних дел России.

18. Назовите состав войск, в которые входят Железнодорожные войска, являясь специальными войсками этой части Вооруженных Сил РФ.

19. Дополните фразу: «Воинские формирования, специально предназначенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного или военного времени, являются ____________».

20. Назовите основные составные части понятия «патриотизм».

21. Назовите дату Бородинского сражения, положившего нача­ло разгрома французской армии, и имя полководца, руководившего этим сражением.

22. Назовите дату разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.

23. Назовите дату Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

24. Назовите имена наиболее выдающихся русских полководцев XVIII в.

25. Назовите имена выдающихся русских полководцев XIX в.

25. Назовите имена выдающихся советских полководцев 2-ой мировой войны.

26. Дополните фразу: «Военнослужащий должен ___________________ вой­сковым товариществом; не щадя своей жизни обязан ____________________ своих товарищей из опасности, помогать им словом и делом; _______________ честь и достоинство каждого, _______________ в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, ________________ их от недостойных поступков».

27. Сформулируйте принцип войскового товарищества, пред­ложенный русским полководцем А.В. Суворовым.

28. Назовите вид ответственности за нарушение уставных взаи­моотношений и максимальную величину этой ответственности.

29. Назовите, когда и кем вручается Боевое Знамя воинской части.

30. Назовите, когда осуществляется вынос Боевого Знамени к воинской части (приведите 2 примера).

31. Назовите наиболее важные ритуалы, осуществляемые в Во­оруженных Силах РФ.

32. Назовите закон России, который устанав­ливает воинскую обязанность граждан РФ.

33. Дополните фразу: «Период фактического нахождения государства в состоянии войны называется ________».

34. Назовите наиболее совершенную основу комплектования Вооруженных Сил России, обоснуйте свой ответ.

35. Назовите цель, с которой осуществляется воинский учет граждан Российской Федерации.

36. Приведите три примера военно-учетных специальностей.

37. Дополните фразу: «______________ - это гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете с момента первичной постановки до момента его отправки со сборного пункта на место прохождения действительной военной службы».

38. Приведите названия трех видов военно-прикладного спорта.

39. Назовите наиболее важные специальности врачей, которые осуществляют первичное освидетельствование граждан призывного возраста.

40. Установите соответствие символа (обозначения) категории годности к военной службе и ее содержание (ответ представьте буквой с цифрой, например: 4а): 1. Годен к военной службе; 2. Не годен к военной службе; 3. Ограниченно годен к военной службе; 4. Годен к военной службе с незначительными ограничениями;

а) «Д»; б) «А»; в) «Б»; г) «В»; д) «Г».

41. Назовите максимальный возраст нахождения в запасе:

а) солдат; б) младших офицеров; в) высших офицеров.

42. Дополните фразу: «Особый вид федеральной государственной службы, заключающейся в повседневном выполнении обя­занностей, обеспечивающих нормальное функционирование Воо­руженных Сил Росси, называется ____________________».

43. Дополните фразу: «Военная служба является _____________, священным долгом каждого __________России».

44. Назовите ритуал, без реализации которого военная служба невозможна.

45. Назовите основные правовые документы, определяющие военную службу.

46. Приведите названия основных общевойсковых уставов.

47. Приведите три примера обязанностей военнослужащего.

48. Назовите виды форм одежды для военнослужащих.

49. Назовите воинские звания, соответствующие войсковым сержантам и старшинам.

50. Приведите два примера, иллюстрирующих реализацию у военнослужащих права на отдых (для солдат и матросов срочной службы).

51. Назовите виды ответственности, которую несут военнослу­жащие при нарушении ими воинской дисциплины (в широком понимании термина).

52. Найдите среди приведенных характеристик действий воен­нослужащих те, которые недопустимы с позиций воинской дисциплины:

а) участие в забастовках;

б) организация в расположении воинских частей религиозных объединений;

в) участие в выборах органов власти;

г) неуставные отношения с сослуживцами, выражаемые в унижении их личности;

д) критика сущности приказа начальника (командира) и по­пытки его невыполнения.

53. Установите соответствие вида нарушения и ответственности за него (ответ представьте цифрой с буквой, например: З д):

1) Административная; 2) Материальная; 3) Уголовная; 4) Гражданско-правовая; 5) Дисциплинарная;

а) нарушение правил дорожного движения, при котором не было жертв (увечья, смерти);

б) нарушение общественного порядка, не приведшее к появ­лению жертв (увечья, смерти);

в) преднамеренная порча военного имущества в небольших раз­мерах;

г) прямая виновность в утере Боевого Знамени;

д) неуставные отношения, сопровождающиеся физическим и моральным унижением сослуживца, принесшие вред здоровью по­страдавшего.

54. Дополните фразу: «Военнослужащий – это _____________ за­щитник Отечества, поэтому он должен обладать высокоразвитым чувством __________________».

55. Перечислите основные качества, которые необходимы военнослужащему РС РФ.

56. Дополните фразу: «Система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава подразделений составляет сущность ________________».

57. Назовите ситуации, при которых военнослужащие используют строевой шаг.

58. Дополните фразу «Модернизированный автомат Калашникова имеет калибр __________; он является ________ оружием и предназначен для ___________ живой силы противника».

59. Назовите, из каких положений можно осуществлять стрельбу из автомата.

60. Назовите основные виды вооружения и боевой техники, которые применяются в современном бою (не менее пяти).

 

 

7. Итоговая аттестация студентов – экзамен по курсу

Примерные вопросы к экзамену

 

1. Нормативно-правовые документы в области обороны и безопасности РФ.

2. Концепция национальной безопасности РФ, основные положения.

3. История создания Вооруженных Сил РФ.

4. Организационная структура, назначение ВС РФ.

5. Боевые традиции ВС РФ.

6. Символы воинской чести.

7. Воинские ритуалы ВС РФ.

8. Организационная структура и руководство ВС РФ.

9. Воинская обязанность и военная служба граждан РФ.

10. Организация воинского учета, обязанности граждан по воинскому учету.

11. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

12. Призыв граждан на военную службу.

13. Освобождение от военной службы.

14. Отсрочки от военной службы.

15. Прохождение военной службы по призыву.

16. Ответственность граждан по воинской обязанности.

17. Прохождение военной службы по контракту.

18. Воинские звания, порядок их присвоения и знаки различия ВС РФ.

19. Военная форма одежды.

20. Прохождение службы военнослужащими-женщинами.

21. Права и ответственность военнослужащих (юридическая, дисциплинарная, административная, материальная, гражданско-правовая).

22. Социальная защита военнослужащих.

23. Требования, предъявляемые к морально-этическим психологическим и профессиональным качествам призывника. Организация прохождения профессионального психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет.

24. Воинский коллектив, взаимоотношения между военнослужащими.

25. Сущность воинской дисциплины.

26. Военные образовательные учреждения профессионального образования, условия и порядок поступления.

27.Медицинское освидетельствование и медицинское обследование призывающихся на военную службу.

28. История возникновения общевоинских уставов.

29. Устав внутренней службы, определение и содержание.

30. Строевой устав, определение и содержание.

31. Дисциплинарный устав определение и содержание.

32. Устав гарнизонной и караульной службы, определение и содержание.

33. Ракетные войска стратегического назначения, рода, вооружение.

34. Военно-морской флот, рода, вооружение.

35. Военно-воздушные силы и войска ПВО, рода, вооружение.

36. Сухопутные войска, рода, вооружение.

37. Специальные войска, назначение и структура.

38. Новая структура Вооруженных Сил. Виды и рода войск. Космические войска. Силы и средства ракетно-космической обороны.

39. Уголовная ответственность за воинские преступления.

40. Военная присяга, порядок ее принятия.

41.Размещение, быт военнослужащих, повседневный порядок жизни воинской части.

42. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы.

43. Виды воинской деятельности, подготовка специалистов в ВС РФ.

44. Офицер Российской армии. Требования, предъявляемые военной службой к офицеру.

45.Запас (резерв) ВС РФ. Прохождение военной службы граждан, находящихся в запасе, на военных сборах.

46. Организация военной службы по призыву, ответственность граждан по вопросам призыва.

47. Увольнение с военной службы.

48. Исполнение обязанностей военной службы.

49. Организация обороны Российской Федерации.

50. Международная миротворческая деятельность ВС РФ.

 

 

8. Основные понятия дисциплины

Война, Российская Федерация (Россия), Конституция РФ, Концепция национальной безопасности, Военная доктрина, обороноспособность государства, безопасность государства, силы и средства обеспечения обороноспособности и безопасности, боевые традиции, патриотизм, героизм, мужество, воинская доблесть, воинская честь, боевое знамя, наградная система России, ордена, медали, военная служба, воинская должность, медицинское освидетельствование, воинские уставы, воинская дисциплина, воинский коллектив, воинская присяга, военная подготовка.

Литература

Основная литература

 

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. на 01.01. 2012 г.) (3 экз.).

2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / под ред. Л.А.Михайлова. - СПб., 2005. (21 экз.).

3. Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В. П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. - М., 2007, -285 с. (21 экз.).

4. Основы подготовки к военной службе: методические материалы и документы: книга для учителя / Сост. В.А. Васнев, С.А. Чиненный. – М.: Просвещение, 2003, - 188 с. (3 экз.).

5. Смирнов А.Т. Основы военной службы. Учеб. пособие / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. Под общей ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд., М.: Академия. 2004. – 238 с. (49 экз.).

6. Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы военной службы: тестовые задания и рекомендации по контролю знаний: учеб пособие / под ред. Е.И. Тупикина. – 2-е изд., стер. – М.: Из. Центр «Академия», 2008. – 192 с. (3 экз.).

7. Щепилов И.Б. Военная служба / И.Б. Щепилов. – М.: Владос-Пресс, 2005. – 288 с. (3 экз.).

8. Хван, Татьяна Александровна. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т. А. Хван, П. А. Хван, 2004. - 415 с. (50 экз.)

Дополнительная

 

1. Батаев В.В. Социология: учебное пособие для ВУЗов/ В.В. Батаев, Н. Тагил, 2010. – 115 с.

2. Большой энциклопедический словарь. – М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия»; СПб.: Норит, 2007.

3. Воинский учет граждан. Пособие для организаций и органов местного самоуправления / В.В. Аленин, А.А.Зорин, Е.Т. Ревин. – М. : СОЦИЗДАТ, 2004.

4. Защита прав солдата: слово матерям… - М.: Эксмо, 2008. – 256 с.

5. Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Выживание в зоне вооруженных конфликтов. 2-е изд. Краснодар, 2009.

6. Прерванный полет: светлой памяти тагильчан, павших в локальных войнах планеты : [сборник очерков] / Нижнетагильское городское отделение Российского союза ветеранов Афганистана; [ред. Г. Винокурова]. – Нижний Тагил : НИКОМ-Реклама, 1999.

7. Основы подготовки к военной службе [Текст]: методические материалы и документы : книга для учителя / сост.: В. А. Васнев, С. А. Чинённый, 2003. - 188, [1] с.

8. Сборник нормативно-правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. – М., Мнемозина, 2000.

9. Сборник нормативных документов и материалов по подготовке к военной службе: для учреждений общ. нач. и сред. проф. образования / Сост. В.С. Добровольский, М.П. Фролов, Б.И.Мишин. – М.: Высшая школа, 2003. – 256 с. (1 экз.)

10. Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие. М.: Дрофа, 2004.

11. Тупикин Е.И. Основы военной службы: тестовые задания и рек. по контролю знаний: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Е.И. Тупикин, А.Т. Смирнов; Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Мастерство, 2002.

12. Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учебное пособие для вузов / под общ. ред. А.В. Фролова. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 750 с.

13. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности. М., 2005.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор НГСПА по учебно-

методической работе

_____________ /Л.П.Филатова/

«___» _______________ 2012 г.

 

 

Программа учебной дисциплины

ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению 050100 «Педагогическое образование»,

профиль «Безопасность жизнедеятельности»

 

 

Нижний Тагил


Утверждено на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности (протокол № 12 от 28.06. 2012 г.) Заведующий кафедрой ____________ / Батаев В.В./   Утверждено на заседании Ученого совета факультета спорта и безопасности жизнедея-тельности (протокол №__ от _._____.2012 г.) Председатель совета ____________________ / Федюнин В.А./

 

 

Составитель - В.В. Батаев, канд. соц. наук, заведующий кафедрой БЖ


1. Пояснительная записка

Курс «Основы обороны государства и военной службы» входит в цикл дисциплин предметной подготовки бакалавра направления «Педагогическое образование», профиля «Безопасность жизнедеятельности».

Дисциплина включает в себя изучение и анализ факторов, обуславливающих состояние обороны государства и военной службы на этапах общественного развития.

Объектом дисциплины является государственная политика в области подготовки граждан РФ к военной службе и организации обороны страны.

Предметом курса «Основы обороны государства и военной службы»являетсяспецифика подготовки основам военной службы студентами вуза, организация обороноспособности страны.

Содержанием дисциплиныявляется, с одной стороны, исполнение гражданами России, в том числе студентами НТГСПА, конституционной обязанности по прохождении после окончании академии военной службы, с другой стороны – морально-психологическая подготовка граждан к выполнению этого конституционного долга.

Целью дисциплины «Основы обороны государства и военной службы» является формирование представлений об особенности политики государства в защите Отечества, уровни военной безопасности, а также пути укрепления военной безопасности личности, общества и обороны государства.

Задачи дисциплины:

- раскрыть пути укрепления обороны страны, направления военного строительства, долг и обязанность Вооруженных сил и граждан России в защите Отечества, обеспечении военной безопасности в обществе и государстве;

- раскрыть влияние военных угроз на безопасность страны, на соблюдение в обществе прав и свобод, как личности, так и различных социальных групп;

- научить пользоваться методами социологического анализа в изучении военных угроз безопасности личности и общества;

- помочь выработать правовые знания о военной службе, о своих правах и обязанностях и ответственности за нарушения воинских законов и уставов, объективный, реалистический подход к оценке состояния обороны государства и военной службы.

Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина входит в модуль «дисциплин предметной подготовки» вариативной части дисциплин профессионального цикла основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование», профиль «Безопасность жизнедеятельности».

Изучение дисциплины логически и структурно связано с курсами «Безопасность жизнедеятельности» (общие положения по обеспечению безопасности жизнедеятельности), «Основы национальной безопасности» (основные нормативные документы в области обеспечения национальной безопасности, место Вооруженных Си Российской Федерации (ВС РФ) в обеспечении безопасности страны), «Опасности социального характера и защита от них» (изучения «Войны» как одной из двух основных форм существования человечества (наряду с «миром»), как ведущей социально-политической опасности, ее сущность и основные характеристики), «Гражданская оборона» (в рамках изучения характеристик и возможностей оружия массового поражения (ОМП) и основных способов защиты от них), «Военная и спортивно-техническая подготовка» (углубленное изучение проблем темы № 9 «Основы начальной военной службы»: строевой, огневой и тактической подготовки).

Настоящая программа включает в себя тематический план лекций и практических занятий, краткий план лекций, тестовые зада







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.168.57 (0.524 с.)