Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая характеристика познавательной готовностиСтр 1 из 5Следующая ⇒
Факультет - Институт педагогики и психологии Кафедра - психологии Курсовая работа Психологическая характеристика познавательной готовности Детей к обучению в школе
Выполнила: студентка ОЗО факультета: Институт педагогики и психологии курса: 2 группы: Z4ПМНО21 Федорова Анна Борисов Научный руководитель: КПН доцент Валеева Р.К. Стерлитамак 2012 г. Содержание: Введение …………………………………………………………………...…...с. 3 Глава 1. Теоретические основы познавательной готовности детей к обучению в школе ……...…………………………………………………….с. 5 1.1. Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста ………………...……………………………………………………….с. 5 1.2. Формирование познавательной готовность детей к обучению в школе……..…………………………………………………………………….с. 12 Выводы по первой главе …….……………………….……………………..с. 20 ГЛАВА II. 2. Эмпирическое исследование познавательной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе …............с. 21 2.1. Диагностический материал для изучения психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе……………...с. 21 2.2. Сравнительный анализ познавательной готовности детей к школьному обучению……………………………………………………………..….…….с. 30 2.3 Психолого-педагогические рекомендации по подготовке детей к школе………………………………………………………………………….. с.39 Выводы по второй главе…………………..……………………………….…с. 47 Заключение…………………..…………………………………………….…..с. 48 Список использованной литературы……………………………..……….....с. 49
Введение: Проблема подготовки детей к школе рассматривалась многими отечественными и зарубежными учеными (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Г.И. Капчеля, Е.О.Смирнова, А.М. Леушина, Л.Е. Журова, Н.С. Денисенкова, Р.С.Буре, К.А.Климова, Э.В. Штиммер и др.). Они уделяли пристальное внимание формированию и развитию знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе или предусмотренных программой обучения начальной школы. Л.А. Венгер, Е.Л.Агеева, В.В. Холмовская изучали возможности целенаправленного руководства формированием познавательных способностей в дошкольном детстве. М.И. Лисина, Е.Е.Кравцова, Г.И. Капчеля, Е.О.Смирнова изучали данную проблему в связи с особенностями общения. Н.С. Денисенкова исследовала познавательную направленность на занятиях. Изучению уровня вербальной и невербальной активности, познавательной направленности на занятиях посвящены работы Э.В. Штиммера.
Необходимо отметить, что в отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте — игровой, к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению. Вместе с тем, структурный анализ содержания понятия «познавательная готовность к обучению в школе» специально не проводился, не изучался и вопрос о том, как строить процесс формирования познавательной готовности. Актуальность этой проблемы определила тему нашей работы: «Психологическая характеристика познавательной готовности детей к обучению в школе». Объект исследования: дети подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения Предмет исследования: уровень познавательной готовности детей к обучению в школе. Цель исследования: выявление методик уровня готовности дошкольника к обучению в школе и рассмотрение проведения коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала. В соответствии с объектом, предметом, целью исследования сформулированы следующие задачи: 1. Изучение и анализ психологической литературы по теме. 2. Изучить психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста. 3. Определение понятия «познавательная готовность детей к обучению в школе». 4. Подобрать диагностический материал для изучения психологической готовности к школе дошкольников подготовительной группы. 5. Провести сравнительный анализ познавательной готовности детей к школьному обучению.
Гипотеза исследования: выявление уровня познавательной готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребенка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала. Следовательно, тема нашего исследования «Психологическая характеристика познавательной готовности детей к обучению в школе» актуальна и требует углубленного изучения.
Выводы по 1 главе Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка, особенности развития его интересов. Общее положительное отношение к школе и к учению, к положению ученика, его правам и обязанностям недостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках, если его не привлекает сам процесс познания. Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяли достаточного внимания. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией. Формированию устойчивых познавательных интересов способствуют условия систематического дошкольного обучения. Однако даже в этих условиях часть детей обнаруживает интеллектуальную пассивность, и для ее преодоления требуется углубленная индивидуальная работа с ребенком. Уровень развития познавательной деятельности, который может быть достигнут детьми к концу дошкольного возраста и который достаточен для успешного обучения в начальной школе, включает в себя определенные качества восприятия и мышления ребенка. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.
Выводы по 2 главе Происходящие в конце дошкольного возраста изменения и сдвиги в общении детей заключаются в первую очередь в том, что общение впервые приобретает произвольный, «контекстный» характер. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе определяется развитием его способности к общению и выстраиванию взаимоотношений со взрослыми и со сверстниками, а так же развитием отношения к самому себе. Однако не все дети к началу учебной жизни оказываются готовы к обучению. Таким детям требуется специальная работа по коррекции развития. Поскольку все компоненты психологической готовности детей к обучению в школе, несмотря на их разнообразие, в совокупности характеризует единое целое - психологическое новообразование кризиса семи лет, - можно назвать и единое средство, используемое при коррекции психологической неподготовленности к школе: это игровая деятельность. Действительно, если понимать психологическую готовность к школе как уровень психического развития, то сроки ее возникновения прямо и непосредственно связаны с условиями предыдущего развития и, конечно не могут не касаться ведущей деятельности дошкольного возраста - игры. Но, поскольку игра не однородна, да и сами компоненты психологической готовности к школе весьма разнообразны, можно выделить разные виды игр, способствующих возникновению и развитию в недрах дошкольного возраста отдельных компонентов психологической подготовленности детей к школе.
Кроме этого, любые виды игры оказывают на развитие ребенка многостороннее действие, поэтому необходимо выделить именно тот аспект в игре, который прямо и непосредственно связан с соответствующим компонентом психологической готовности детей к обучению в школе. Заключение Психологическая готовность к школьному обучению — сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению). Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной нормы. Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Поскольку все компоненты психологической готовности детей к обучению в школе, несмотря на их разнообразие, в совокупности характеризует единое целое - психологическое новообразование кризиса семи лет, - можно назвать и единое средство, используемое при коррекции психологической неподготовленности к школе: это игровая деятельность, направленная на развитие у ребенка необходимых умений и навыков для успешного усвоения учебного материала. Учитывая результаты проведенной нами коррекционной работы мы считаем, что выдвинутая нами гипотеза полностью доказана.
Список используемой литературы: 1. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. Пособие для психологов и специалистов коррекционного образования./Н.В. Бабкина. - М., 2006.-213 с. 2. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства./В.Н. Белкина.- М., 2000.-120 с. 3. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995.– 142 с. 4. Веккер, Л.М. «Психика и реальность/Единая теория психических процессов./Л.М. Веккер.- Москва: Издательство "Смысл",- 1998.- 344с. 5. Венгер, Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание»./Л.А. Венгер.- 1970. - 289 с. 6. Виноградова, Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа./Н.Ф. Виноградова.- 2000. -с. 7 — 12. 7. Выготский, Л.С. «Детская психология» под редакцией Д. Б. Эльконина, электронный носитель. 8. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI в./Б.С. Грешнутский.- М.- 1997.-75 с. 9. Гранатов, Г.Г. Метод дополнительности в развитии понятий /Г.Г. Гранатов.- Магнитогорск,-2000.-с. 1. 10. Гуткина, Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование»./Н.Н. Гуткина.-1997. - 235 с. 11. Дубровина, Н.К. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. / Н.К. Дубровина.- М.,-1987. - 235 с. 12. Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" № 4, 2005.-39 с. 13. Зинченко, В.П. Принципы психологической педагогики // Педагогика./ В.П. Зинченко. М.,-2001.- с. 9 — 17. 14. Козлов, Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения»/Н.А. Козлов.- Екатеринбург,-1998. - 136 с. 15. Кравцов, Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе»/ Е.Е. Кравцова. М.,-1991. - 145 с. 16. Кулагина, И. Ю. «Возрастная психология»/ И.Ю. Кулагина.- М., 1991. - 335 с. 17. Люблинская, А. А. «Учителю о психологии младшего школьника»/ А.А. Люблинская.- М., 1977. - 278 с. 18. Марлова, Г. А. «Подготовка детей к школе в семье»/Г.А. Марлова.- М., 1976. - 190 с. 19. Немов, Р.С. Психология./Р.С. Немов. - М, Просвещение,- 1998., т.2. 20. Немов, Р.С. Психология./Р.С. Немов. - М, Просвещение,- 1995г.,т.3. 21. Овчарова, Р. В. «Практическая психология в начальной школе»/Р.В. Овчарова.- М. -1999.- 261 с. 22. Петроченко, Г. Г. «Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе»/ Г.Г. Петроченко.- М. -1978. - 291 с. 23. Рогов, Н. И. «Настольная книга практического психолога»/ Н.И. Рогов.- М.-1999. - 214 с. 24. Самоухина, Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы»/ Н.В. Самоухина.- М.-1993. - 215 с. 25. Цукерман, Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь»/ Г.А. Цукерман, Н.К. Поливанова. -Томск,-1992. - 94 с. 26. Элькошин, Д.П. «Особенности психологического развития детей 6 - 7 летнего возраста»/ Д. П. Элькошин, А. Л. Вангер,-М.-1988. - 189 с.
Факультет - Институт педагогики и психологии Кафедра - психологии Курсовая работа Психологическая характеристика познавательной готовности Детей к обучению в школе
Выполнила: студентка ОЗО факультета: Институт педагогики и психологии курса: 2 группы: Z4ПМНО21 Федорова Анна Борисов Научный руководитель: КПН доцент Валеева Р.К. Стерлитамак 2012 г. Содержание: Введение …………………………………………………………………...…...с. 3 Глава 1. Теоретические основы познавательной готовности детей к обучению в школе ……...…………………………………………………….с. 5 1.1. Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста ………………...……………………………………………………….с. 5 1.2. Формирование познавательной готовность детей к обучению в школе……..…………………………………………………………………….с. 12 Выводы по первой главе …….……………………….……………………..с. 20 ГЛАВА II. 2. Эмпирическое исследование познавательной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе …............с. 21 2.1. Диагностический материал для изучения психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе……………...с. 21 2.2. Сравнительный анализ познавательной готовности детей к школьному обучению……………………………………………………………..….…….с. 30 2.3 Психолого-педагогические рекомендации по подготовке детей к школе………………………………………………………………………….. с.39 Выводы по второй главе…………………..……………………………….…с. 47 Заключение…………………..…………………………………………….…..с. 48 Список использованной литературы……………………………..……….....с. 49
Введение: Проблема подготовки детей к школе рассматривалась многими отечественными и зарубежными учеными (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Г.И. Капчеля, Е.О.Смирнова, А.М. Леушина, Л.Е. Журова, Н.С. Денисенкова, Р.С.Буре, К.А.Климова, Э.В. Штиммер и др.). Они уделяли пристальное внимание формированию и развитию знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе или предусмотренных программой обучения начальной школы. Л.А. Венгер, Е.Л.Агеева, В.В. Холмовская изучали возможности целенаправленного руководства формированием познавательных способностей в дошкольном детстве. М.И. Лисина, Е.Е.Кравцова, Г.И. Капчеля, Е.О.Смирнова изучали данную проблему в связи с особенностями общения. Н.С. Денисенкова исследовала познавательную направленность на занятиях. Изучению уровня вербальной и невербальной активности, познавательной направленности на занятиях посвящены работы Э.В. Штиммера. Необходимо отметить, что в отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте — игровой, к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению. Вместе с тем, структурный анализ содержания понятия «познавательная готовность к обучению в школе» специально не проводился, не изучался и вопрос о том, как строить процесс формирования познавательной готовности. Актуальность этой проблемы определила тему нашей работы: «Психологическая характеристика познавательной готовности детей к обучению в школе». Объект исследования: дети подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения Предмет исследования: уровень познавательной готовности детей к обучению в школе. Цель исследования: выявление методик уровня готовности дошкольника к обучению в школе и рассмотрение проведения коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала. В соответствии с объектом, предметом, целью исследования сформулированы следующие задачи: 1. Изучение и анализ психологической литературы по теме. 2. Изучить психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста. 3. Определение понятия «познавательная готовность детей к обучению в школе». 4. Подобрать диагностический материал для изучения психологической готовности к школе дошкольников подготовительной группы. 5. Провести сравнительный анализ познавательной готовности детей к школьному обучению. Гипотеза исследования: выявление уровня познавательной готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребенка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала. Следовательно, тема нашего исследования «Психологическая характеристика познавательной готовности детей к обучению в школе» актуальна и требует углубленного изучения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.057 с.) |