Психологическая характеристика познавательной готовности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика познавательной готовности



Факультет - Институт педагогики и психологии

Кафедра - психологии

Курсовая работа

Психологическая характеристика познавательной готовности

Детей к обучению в школе

 

Выполнила: студентка ОЗО факультета: Институт педагогики и психологии курса: 2 группы: Z4ПМНО21 Федорова Анна Борисов Научный руководитель: КПН доцент Валеева Р.К.

Стерлитамак 2012 г.

Содержание:

Введение …………………………………………………………………...…...с. 3

Глава 1. Теоретические основы познавательной готовности детей к обучению в школе ……...…………………………………………………….с. 5

1.1. Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста ………………...……………………………………………………….с. 5

1.2. Формирование познавательной готовность детей к обучению в школе……..…………………………………………………………………….с. 12

Выводы по первой главе …….……………………….……………………..с. 20

ГЛАВА II. 2. Эмпирическое исследование познавательной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе …............с. 21

2.1. Диагностический материал для изучения психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе……………...с. 21

2.2. Сравнительный анализ познавательной готовности детей к школьному обучению……………………………………………………………..….…….с. 30

2.3 Психолого-педагогические рекомендации по подготовке детей к школе………………………………………………………………………….. с.39

Выводы по второй главе…………………..……………………………….…с. 47

Заключение…………………..…………………………………………….…..с. 48

Список использованной литературы……………………………..……….....с. 49

 

 

Введение:

Проблема подготовки детей к школе рассматривалась многими отечественными и зарубежными учеными (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Г.И. Капчеля, Е.О.Смирнова, А.М. Леушина, Л.Е. Журова, Н.С. Денисенкова, Р.С.Буре, К.А.Климова, Э.В. Штиммер и др.). Они уделяли пристальное внимание формированию и развитию знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе или предусмотренных программой обучения начальной школы. Л.А. Венгер, Е.Л.Агеева, В.В. Холмовская изучали возможности целенаправленного руководства формированием познавательных способностей в дошкольном детстве. М.И. Лисина, Е.Е.Кравцова, Г.И. Капчеля, Е.О.Смирнова изучали данную проблему в связи с особенностями общения. Н.С. Денисенкова исследовала познавательную направленность на занятиях. Изучению уровня вербальной и невербальной активности, познавательной направленности на занятиях посвящены работы Э.В. Штиммера.

Необходимо отметить, что в отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте — игровой, к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению.

Вместе с тем, структурный анализ содержания понятия «познавательная готовность к обучению в школе» специально не проводился, не изучался и вопрос о том, как строить процесс формирования познавательной готовности.

Актуальность этой проблемы определила тему нашей работы: «Психологическая характеристика познавательной готовности детей к обучению в школе».

Объект исследования: дети подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения

Предмет исследования: уровень познавательной готовности детей к обучению в школе.

Цель исследования: выявление методик уровня готовности дошкольника к обучению в школе и рассмотрение проведения коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования сформулированы следующие задачи:

1. Изучение и анализ психологической литературы по теме.

2. Изучить психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Определение понятия «познавательная готовность детей к обучению в школе».

4. Подобрать диагностический материал для изучения психологической готовности к школе дошкольников подготовительной группы.

5. Провести сравнительный анализ познавательной готовности детей к школьному обучению.

Гипотеза исследования: выявление уровня познавательной готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребенка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала.

Следовательно, тема нашего исследования «Психологическая характеристика познавательной готовности детей к обучению в школе» актуальна и требует углубленного изучения.

 

 

Выводы по 1 главе

Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка, особенности развития его интересов. Общее положительное отношение к школе и к учению, к положению ученика, его правам и обязанностям недостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках, если его не привлекает сам процесс познания.

Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяли достаточного внимания. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.

Формированию устойчивых познавательных интересов способствуют условия систематического дошкольного обучения. Однако даже в этих условиях часть детей обнаруживает интеллектуальную пассивность, и для ее преодоления требуется углубленная индивидуальная работа с ребенком.

Уровень развития познавательной деятельности, который может быть достигнут детьми к концу дошкольного возраста и который достаточен для успешного обучения в начальной школе, включает в себя определенные качества восприятия и мышления ребенка. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.

 

 

Выводы по 2 главе

Происходящие в конце дошкольного возраста изменения и сдвиги в общении детей заключаются в первую очередь в том, что общение впервые приобретает произвольный, «контекстный» характер. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе определяется развитием его способности к общению и выстраиванию взаимоотношений со взрослыми и со сверстниками, а так же развитием отношения к самому себе. Однако не все дети к началу учебной жизни оказываются готовы к обучению. Таким детям требуется специальная работа по коррекции развития.

Поскольку все компоненты психологической готовности детей к обучению в школе, несмотря на их разнообразие, в совокупности характеризует единое целое - психологическое новообразование кризиса семи лет, - можно назвать и единое средство, используемое при коррекции психологической неподготовленности к школе: это игровая деятельность. Действительно, если понимать психологическую готовность к школе как уровень психического развития, то сроки ее возникновения прямо и непосредственно связаны с условиями предыдущего развития и, конечно не могут не касаться ведущей деятельности дошкольного возраста - игры. Но, поскольку игра не однородна, да и сами компоненты психологической готовности к школе весьма разнообразны, можно выделить разные виды игр, способствующих возникновению и развитию в недрах дошкольного возраста отдельных компонентов психологической подготовленности детей к школе.

Кроме этого, любые виды игры оказывают на развитие ребенка многостороннее действие, поэтому необходимо выделить именно тот аспект в игре, который прямо и непосредственно связан с соответствующим компонентом психологической готовности детей к обучению в школе.

Заключение

Психологическая готовность к школьному обучению — сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению). Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной нормы.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Поскольку все компоненты психологической готовности детей к обучению в школе, несмотря на их разнообразие, в совокупности характеризует единое целое - психологическое новообразование кризиса семи лет, - можно назвать и единое средство, используемое при коррекции психологической неподготовленности к школе: это игровая деятельность, направленная на развитие у ребенка необходимых умений и навыков для успешного усвоения учебного материала.

Учитывая результаты проведенной нами коррекционной работы мы считаем, что выдвинутая нами гипотеза полностью доказана.

 

 

Список используемой литературы:

1. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. Пособие для психологов и специалистов коррекционного образования./Н.В. Бабкина. - М., 2006.-213 с.

2. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства./В.Н. Белкина.- М., 2000.-120 с.

3. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995.– 142 с.

4. Веккер, Л.М. «Психика и реальность/Единая теория психических процессов./Л.М. Веккер.- Москва: Издательство "Смысл",- 1998.- 344с.

5. Венгер, Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание»./Л.А. Венгер.- 1970. - 289 с.

6. Виноградова, Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа./Н.Ф. Виноградова.- 2000. -с. 7 — 12.

7. Выготский, Л.С. «Детская психология» под редакцией Д. Б. Эльконина, электронный носитель.

8. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI в./Б.С. Грешнутский.- М.- 1997.-75 с.

9. Гранатов, Г.Г. Метод дополнительности в развитии понятий /Г.Г. Гранатов.- Магнитогорск,-2000.-с. 1.

10. Гуткина, Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование»./Н.Н. Гуткина.-1997. - 235 с.

11. Дубровина, Н.К. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. / Н.К. Дубровина.- М.,-1987. - 235 с.

12. Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" № 4, 2005.-39 с.

13. Зинченко, В.П. Принципы психологической педагогики // Педагогика./ В.П. Зинченко. М.,-2001.- с. 9 — 17.

14. Козлов, Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения»/Н.А. Козлов.- Екатеринбург,-1998. - 136 с.

15. Кравцов, Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе»/ Е.Е. Кравцова. М.,-1991. - 145 с.

16. Кулагина, И. Ю. «Возрастная психология»/ И.Ю. Кулагина.- М., 1991. - 335 с.

17. Люблинская, А. А. «Учителю о психологии младшего школьника»/ А.А. Люблинская.- М., 1977. - 278 с.

18. Марлова, Г. А. «Подготовка детей к школе в семье»/Г.А. Марлова.- М., 1976. - 190 с.

19. Немов, Р.С. Психология./Р.С. Немов. - М, Просвещение,- 1998., т.2.

20. Немов, Р.С. Психология./Р.С. Немов. - М, Просвещение,- 1995г.,т.3.

21. Овчарова, Р. В. «Практическая психология в начальной школе»/Р.В. Овчарова.- М. -1999.- 261 с.

22. Петроченко, Г. Г. «Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе»/ Г.Г. Петроченко.- М. -1978. - 291 с.

23. Рогов, Н. И. «Настольная книга практического психолога»/ Н.И. Рогов.- М.-1999. - 214 с.

24. Самоухина, Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы»/ Н.В. Самоухина.- М.-1993. - 215 с.

25. Цукерман, Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь»/ Г.А. Цукерман, Н.К. Поливанова. -Томск,-1992. - 94 с.

26. Элькошин, Д.П. «Особенности психологического развития детей 6 - 7 летнего возраста»/ Д. П. Элькошин, А. Л. Вангер,-М.-1988. - 189 с.

Факультет - Институт педагогики и психологии

Кафедра - психологии

Курсовая работа

Психологическая характеристика познавательной готовности

Детей к обучению в школе

 

Выполнила: студентка ОЗО факультета: Институт педагогики и психологии курса: 2 группы: Z4ПМНО21 Федорова Анна Борисов Научный руководитель: КПН доцент Валеева Р.К.

Стерлитамак 2012 г.

Содержание:

Введение …………………………………………………………………...…...с. 3

Глава 1. Теоретические основы познавательной готовности детей к обучению в школе ……...…………………………………………………….с. 5

1.1. Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста ………………...……………………………………………………….с. 5

1.2. Формирование познавательной готовность детей к обучению в школе……..…………………………………………………………………….с. 12

Выводы по первой главе …….……………………….……………………..с. 20

ГЛАВА II. 2. Эмпирическое исследование познавательной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе …............с. 21

2.1. Диагностический материал для изучения психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе……………...с. 21

2.2. Сравнительный анализ познавательной готовности детей к школьному обучению……………………………………………………………..….…….с. 30

2.3 Психолого-педагогические рекомендации по подготовке детей к школе………………………………………………………………………….. с.39

Выводы по второй главе…………………..……………………………….…с. 47

Заключение…………………..…………………………………………….…..с. 48

Список использованной литературы……………………………..……….....с. 49

 

 

Введение:

Проблема подготовки детей к школе рассматривалась многими отечественными и зарубежными учеными (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Г.И. Капчеля, Е.О.Смирнова, А.М. Леушина, Л.Е. Журова, Н.С. Денисенкова, Р.С.Буре, К.А.Климова, Э.В. Штиммер и др.). Они уделяли пристальное внимание формированию и развитию знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе или предусмотренных программой обучения начальной школы. Л.А. Венгер, Е.Л.Агеева, В.В. Холмовская изучали возможности целенаправленного руководства формированием познавательных способностей в дошкольном детстве. М.И. Лисина, Е.Е.Кравцова, Г.И. Капчеля, Е.О.Смирнова изучали данную проблему в связи с особенностями общения. Н.С. Денисенкова исследовала познавательную направленность на занятиях. Изучению уровня вербальной и невербальной активности, познавательной направленности на занятиях посвящены работы Э.В. Штиммера.

Необходимо отметить, что в отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте — игровой, к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению.

Вместе с тем, структурный анализ содержания понятия «познавательная готовность к обучению в школе» специально не проводился, не изучался и вопрос о том, как строить процесс формирования познавательной готовности.

Актуальность этой проблемы определила тему нашей работы: «Психологическая характеристика познавательной готовности детей к обучению в школе».

Объект исследования: дети подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения

Предмет исследования: уровень познавательной готовности детей к обучению в школе.

Цель исследования: выявление методик уровня готовности дошкольника к обучению в школе и рассмотрение проведения коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования сформулированы следующие задачи:

1. Изучение и анализ психологической литературы по теме.

2. Изучить психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Определение понятия «познавательная готовность детей к обучению в школе».

4. Подобрать диагностический материал для изучения психологической готовности к школе дошкольников подготовительной группы.

5. Провести сравнительный анализ познавательной готовности детей к школьному обучению.

Гипотеза исследования: выявление уровня познавательной готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребенка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала.

Следовательно, тема нашего исследования «Психологическая характеристика познавательной готовности детей к обучению в школе» актуальна и требует углубленного изучения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.057 с.)