Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальная культура олицетворяет приобретение культур разных социальных слоев и прослоек населения каждого общества.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Своеобразие национальной культуры, его неповторимость и оригинальность оказываются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так: материальной (традиции производства, труда, ведения хозяйства) сферах жизни и деятельности народа. Да, в частности, выделяют национальные культуры - украинскую, русскую, французскую и др. Каждый народ, создавая собственную национальную культуру, тем же делает взнос в мировую культуру, осуществляя за ее помощью связь с окружающей природой и другими народами. В результате такого общения происходит взаимное культурное обогащение. И как следствие - разные культуры развиваются, усложняются, становятся намного разнообразнее. В соответствии с носителями выделяют также культуру социальных субъектов (городскую, сельскую, профессиональную, молодежную). На протяжении развития человечество выделилось определены культурные эпохи античная, средневековая, культура эпохи Возрождения; отдельные формы культур политическая, социальная, правовая, экономическая, экологическая, физическая, моральная и так далее Культуру нужно культивировать, потому что она для каждого народа является источником стойкости и добра, фактором национального достоинства, в то же время воплощая исторический опыт самого народа, его творческий потенциал, служит почвой: для духовного развития следующих поколений. Прогресс общества сочетает и сопровождается также культурным прогрессом. Фунции культуры. Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций. Главной функцией культуры по мнению многих ученых, человекотворческая, или гуманистическая. Все другие функции так или иначе связаны с ней и даже выплывают из нее. Одной из важнейших функций есть передача социального опыта. Поэтому ее называют информационной. Культура выступает в качестве единственного механизма передачи социального опыта от поколения к поколению от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь, кроме культуры, общество не имеет иных способов передачи опыта, накопленного предшественниками. Именно из-за этого культуру не случайно считают социальной памятью человечества. Другой ведущей функцией познавательна. Она тесно связана с первой, выплывает из нее. Культура, которая концентрирует в себе лучший социальный опыт многих человеческих поколений, приобретает способность создавать благоприятные условия для его познания и усвоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько оно использует богатейшие знания, которые содержатся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно отличаются между собой именно по этому признаку. Одни из них демонстрируют чрезвычайную способность через культуру вобрать все лучше, накопленное людьми, и поставить себе на службу. Такие общества (например, в Японии) демонстрируют огромный динамизм многих областях науки, техники, производства. Другие - не способны использовать познавательную функцию культуры и все еще "изобретают велосипед", оставаясь на достаточно низкой ступени развития. Суть коммуникативной функции культуры заключается в передаваемости исторического опыта поколений через механизм культурной преемственности и формировании на этом основании разнообразных способов и типов общения между людьми. Эту функцию культура выполняет с помощью сложной знаковой (символической) системы, которая хранит предыдущий опыт в языке, понятиях, обрядах, традициях, обычаях, средствах производства, научных формулах и тому подобное. При этом одни символические формы имеют ярко выраженное общечеловеческое содержание, другие - национальный, региональный или конфессиональный. Однако именно эта функция культуры исполняет роль собирателя этнических сил и основателя народности и нации, обеспечивая живую связь поколений и закладывая фундамент для становления и роста духовного потенциала каждой нации. Интегративная функция заключается в способности культуры объединять людей независимо от их мировоззренческой и идеологической ориентации, национальной, вековой, профессиональной, конфессиональной или другой принадлежности в определены социальные общности, а народы - в мировую цивилизацию. Однако, как на уровне культурных типов, так и отдельных культурных направлений в современном мире имеет место тенденция не только к сближению культур, которое происходит на основании типичного или функционального родства, но и обратный процесс -взаимоотталкивания. Регулятивная, или нормативная функция культуры реализуется через систему ценностей и норм, которые являются регуляторами общественных отношений, духовными ориентирами на каждом этапе исторического развития. Нормы в форме обычаев, традиций, обрядов, ритуалов служат средствами приспособления ценностей к требованиям жизни в определенном историческом измерении. Существуют ценности, которые определяют культурные нормы каждой эпохи,: если, скажем, для эпохи Ренессанса ценностью была универсализация лица, то для индустриальной эпохи - ее узкая специализация. Сама ценность может быть универсальной, но наполненной разным содержанием в каждые конкретно-исторические сутки. Однако существуют вечные ценности, не ограниченные историческими рамками,: свобода, добро, миротворство, благотворительность, христианские заповеди и тому подобное. Однако нельзя отождествлять подобные правила с регулятивными возможностями культуры. О степени усвоения норм культуры мы судим за реальным поведением человека в разных жизненных ситуациях - на производстве, общественных городах, товарищеском окружении, быту. Кроме того, мы говорим о культуре поведения в более узком понимании, имея в виду нормативные требования к бытовому общению людей. В роли регуляторов культуры поведения человека выступают нормы морали, права, а также образцы поведения. Норма характеризует не только уже достигнуто обществом, но и то, которое имеет статус общего требования. Образец (выше, лучше всего) - это то, что достигнуто передовыми людьми общества, наиболее приближенное к идеалу. С развитием человечества определенные образцы постепенно превращаются в общую норму поведения, впоследствии им на смену приходят новые, более совершенные. В этом оказывается регулятивная роль образца. Аксиология, или оценочная функция культуры выражает ее качественное состояние. Культура как система ценностей формирует в человеке определены ценностные ориентиры и потребности. Человек дает позитивную или негативную оценку тем или другим предметам и явлениям и, соответственно, воспринимает их или отбрасывает. Из отношения человека к культурным ценностям можно судить о насыщенности или опустошенности ее духовного мира. Особенное место принадлежит воспитательной функции культуры. Культура не только приспосабливает человека к естественной и социальной среде, способствует ее социализации. Она выступает еще и в качестве фактора саморазвития человечества. Каждого конкретного индивида или человеческую общность правомерно рассматривать как продукт собственного культурного творчества. Усвоив предыдущий опыт, человечество не прекращает саморазвитию, а репродуцирует культуру, ставит перед собой новые жизненные цели для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Мировоззренческая функция культуры синтезирует в целостную и завершенную систему познавательные, эмоционально-чувственные, оценочные и волевые факторы духовного мира личности. Мировоззрение обеспечивает органическое единство элементов сознания через восприятие мира не в координатах физического пространства и времени, а в социокультурном измерении. В историческом плане формирование мировоззрения основывается на бытовых представлениях, мифологии, впоследствии - черпает свое содержание в религии и наконец - в научном познании, то есть на тех формах общественного сознания, которые представляют содержание культуры. Основным направлением культурного влияния на человека является формирование мировоззрения, через которое она включается в разные сферы социокультурной регуляции.
Следовательно, культура являет собой целостную динамическую систему, которая является внутренним содержанием развития человечества. Культура проявляется в творческой деятельности человека, которая, создавая ценности, удовлетворяет свои потребности и тем же утверждает себя в естественной и социальной среде. Вопрос и задание для самоконтроля знаний 1.Дайте определение понятия культура. На которые две больших части можно его разделить? 2. Из каких элементов состоит духовная культура?3. Как изменялись подходы к определению понятия "культура"?4. Чем отличаются философский, социологический и антропологический подходы к определению понятия "культура"?5. Какие есть основные структурные элементы культуры? 6. Дайте определение понятия художественная культура.7. В чем заключается сущность основных функций культуры? 9. Выделите и охарактеризуйте основные периоды развития украинской культуры.10. Охарактеризуйте проблемы и особенности этногенеза украинского народа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.152 (0.009 с.) |