Диверсификация деятельности фирмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диверсификация деятельности фирмы



Диверсификация отражает распределение выпуска фирмы между разными целевыми рынками. Диверсифицированная фирма обычно обладает большими разме­рами, чем не диверсифицированная. В силу этого повышается минималь­но эффективный объем выпуска в отрасли, что затрудняет вход новых фирм, либо данная фирма обладает преимуществами в издержках, что также упрочивает ее рыночную власть.

Диверсификация деятельности позволяет фирме снизить риск хозяйствования, связанный с конкретным рынком. Диверсифицированная фирма более устойчива за счет способности компенсировать прибылью от деятельности на одном рынке воз­можные убытки, которые компания терпит на другом. Кроме того, сам факт наличия диверсифицированной компании в отрасли отпугивает потенциальных конкурентов, поскольку они знают о ее возможностях вести конкурентную борьбу дольше и более жесткими методами.

С другой стороны, диверсификация используется как метод про­никновения на новые рынки, уменьшая риск банкротства и степень за­висимости от экономической среды.

Дифференциация продукта

Дифференциация продукта означает разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками. Фирмы, производящие дифференциро­ванный продукт, не перестают относиться к одному и тому же рынку. Примерами дифференциации продукта служат разные марки сигарет, автомобилей, бытовой техники. Различаясь упаковкой, маркировкой, незначительными внутренними модификациями, товары продолжают относиться к одному товарному виду.

Дифференциация продукта создает дополнительные барьеры для вхождения в отрасль, поскольку создает притягательность конкретной марки продукта для отдельной категории потребителей, в результате чего новым фир­мам приходится преодолевать стереотипы поведения потребителей.

Эластичность и темпы роста спроса

Характеристики спроса также являются частью рыночных структур и могут создавать барьеры входа в отрасль, так как они находятся в основном вне контроля со стороны фирм, но оказывают влияние на их поведение, в первую очередь ограничивая их степень свободы в назначе­нии цены.

Уровень концентрации находится в противоположной зависимос­ти от темпов роста спроса: чем выше темпы роста спроса, то есть чем быстрее увеличиваются масштабы рынка, тем легче новым фирмам вой­ти в отрасль, и тем ниже будет уровень концентрации, а следовательно, тем выше степень конкурентности рынка.

Ценовая эластичность спроса ограничивает превышение цены над предельными издержками, доступное для фирм, действующих на рын­ках с несовершенной конкуренцией. Если спрос неэластичен, фирмы могут увеличить цену по сравнению с издержками в большей степени, чем в условиях эластичного спроса. Кроме того, чем ниже эластичность спроса, тем легче для доминирующей фирмы одновременно ограничи­вать вход в отрасль и получать экономическую прибыль.

Иностранная конкуренция

В условиях открытой экономики и либерализации внешней тор­говли иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли монопольной власти рыночных аген­тов и степень несовершенства рынка. Высота барьеров входа в отрасль зависит от ставки импортных тарифов - чем ниже импортный тариф, тем ниже барьеры входа в отрасль для зарубежного конкурента.

В этих условиях импортный тариф ведет, с одной стороны, к повы­шению равновесной цены и сокращению потребительского выигрыша, с другой - к увеличению объема продаж и прибыли отечественной фир­мы.

Институциональные барьеры

Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка могут служить существенными барьерами, предотвращающими вход на рынок потенциальных конкурентов. К институциональным барьерам входа на рынок следует отнести систему лицензирования деятельности фирм, систему государственного контроля над ценами, над уровнем до­ходности. Государственное ценообразование на товар или ограничение доходности фирмы могут приводить к появлению неявных затрат, вы­раженных в потере части потенциальной прибыли.

К институциональным барьерам выхода из отрасли следует отнес­ти затраты, связанные для собственников фирмы с процедурой прекра­щения деятельности и банкротства. По мнению многих исследователей российских рынков, сложность выхода предприятий из отрасли и свя­занные с ним высокие явные и неявные затраты, является одним из важ­нейших факторов, препятствующих эффективной конкуренции. Высо­кий риск, сопряженный со сложностью выхода с рынка, служит факто­ром, дестимулирующим вход в отрасль потенциальных конкурентов.

Другой тип барьеров - барьеры, вызванные страте­гическим поведением фирм, действующих на рынке.

Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим про­никновению новых фирм в данную отрасль. К ним можно отнести такие мероприятия фирм, как: сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли — увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.

Стратегические барьеры могут также проявляться в ценовой и сбыто­вой политике, особенностях деятельности производителей в качестве держателей патентов, лицензий, товарных знаков. Наличие прочных деловых свя­зей и неформальных отношений с поставщиками ресурсов и покупателями товара тоже играет роль стратегического барьера. Крупные размеры хозяйст­венного оборота и отлаженный производственный процесс позволяют соз­давать резервные мощности, которые могут быть использованы для ведения ценовой конкуренции и быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, а также использовать разнообразные соглашения и льготные режимы расчета с поставщиками и потребителями, оттесняя тем самым конкурентов.

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

Ценовой дискриминацией называют продажу по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем (с одинаковыми затратами), разным покупателям. Заметим, что термин «дискриминация» (в переводе с ла­тинского — различение) лишен здесь какого-либо этического смысла. Он ис­пользуется лишь для того, чтобы не смешивать обозначаемое им явление с диф­ференциацией цен в зависимости от качества товара или услуги (например, по сортам, типоразмерам, содержанию полезных веществ или примесей, срочно­сти, гарантии и т. п.).

В условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозмож­на, взаимодействие покупателей и продавцов на конкурентном рынке приво­дит к образованию единой рыночной цены для любого однородного товара. Она возможна лишь при отсутствии совершенной конкуренции. Для осуществле­ния ценовой дискриминации необходимо выполнение трех условий:

1. Фирма обладает некоторой монопольной властью.

2. Покупатели или продавцы легко идентифицируемы. У фирмы есть воз­можность определить на своем рынке либо покупателей с разными ре­зервными ценами, либо сегменты рынка с разными эластичностями спро­са. Причем эластичность спроса для монополии по цене у разных покупателей должна быть существенно разной.

3. Товар или услуга, в отношении которых осуществляется ценовая дискри­минация, не может перепродаваться покупателями одного рынка поку­пателям другого. Свободное передвижение товаров с «дешевого» рынка на «дорогой» приведет к образованию одной цены, сделает ценовую дис­криминацию практически невозможной.

Очевидно, что наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться. В сфере материального производства ценовая дискримина­ция сравнительно легкоосуществима в том случае, когда различные рынки от­делены друг от друга географически или посредством тарифных барьеров, так что перепродажа товара с «дешевого» на «дорогой» рынок связана с большими расходами.

 
 

Совершенная ценовая дискриминация, или дискриминация первой степени, имеет место в том случае, если на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена, равная цене ее спроса, и весь излишек покупа­теля изымается таким образом монопо­листом. Соответствующая ситуация показана на рис. 1.

Рис. 10 Совершенная ценовая дискриминация

Как мы уже видели, оптимум обыч­ной монополии определяется пересе­чением кривых МС и MR (точка К на рис. 10). Объем выпуска составит при этом Qм, цена — Рм, рента потре­бителя — LPмA, рента изготовителя — РмАКМ. Если монополист может осу­ществлять совершенную ценовую дис­криминацию, он будет реализовывать каждую единицу продукции по цене, равной соответствующей цене спроса: первую единицу продукции по цене Р1 вторую — по цене Р2, и т. д. Очевидно, что, проводя такую политику, он сможет увеличить объем выпуска до пересе­чения кривых МС и D, то есть до уровня Qк, соответствующего ситуации совер­шенной конкуренции. Однако, в отличие от нее, вместо единой цены Рк моно­полист, осуществляющий совершенную ценовую дискриминацию, будет реализовывать продукцию по разным ценам.

В результате его рента увеличится до LMKN, тогда как рента потребителей сократится, очевидно, до нуля. Иначе говоря, вся рента потребителя будет при­своена монополистом.

В чистом виде совершенная ценовая дискриминация трудноосуществима. Приближение к ней возможно в условиях индивидуального производства, ког­да каждая единица продукции выпускается по заказу конкретного потребите­ля, а цены устанавливаются по договорам с заказчиками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.006 с.)