Липпи, фра филиппо (lippi, fra filippo) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Липпи, фра филиппо (lippi, fra filippo)



1406, Флоренция — 1469, Сполето. Итальянский художник. Мастер флорентийской школы. В 1421 вступил в монашеский орден кармелитов. Впервые упоминается как художник в 1430 и 1431. Работал во Флоренции, Падуе (1431), Прато (1452—1456), Сполето (1466—1469). В 1456 назначен приором в женский монастырь Санта Маргерита в Прато, где похитил послушницу Лукрецию Бути и ее сестру. В 1461 был освобожден от монашеского обета папой Пием II и вступил в брак с Лукрецией. Сын фра Филиппо и Лукреции Филиппино Липпи (1457—1504), ученик Боттичелли, унаследовал живописное дарование отца.

Фра Филиппо Липпи сформировался как художник при значительном воздействии творчества Мазаччо, Мазолино, фра Анджелико. С последним его роднят лирическое начало, душевная ясность, склонность к религиозной созерцательности. В то же время мир фра Филиппо наделен более мирским обликом. Художник дает новую интерпретацию традиционных религиозных образов и сюжетов. Уже в первой точно датированной работе фра Филиппо Мадонне с Младенцем (1437, Тарквиния, Нац. музей) облик Девы Марии прост, почти будничен, она предстает в домашней обстановке. В Короновании Девы Марии (ок. 1442—1445, Флоренция, галерея Уффици), традиционно трактовавшемся как мистическое небесное явление, художник изображает земную праздничную церемонию, в которой первый план отведен горожанам с простыми, грубоватыми лицами. В Благовещении (нач. 1440-х, Флоренция, церковь Сан Лоренцо) действие разыгрывается на фоне городской улицы, а Дева Мария наделена обликом и грацией юной флорентийки. В то же время художник наделяет изображаемый им мир поэтической прелестью, чистотой линий, мягкостью светлых, холодных красок, преображает его переданным с живописной тонкостью неярким, спокойным светом.

Вершиной творчества фра Филиппо Липпи являются его работы конца 1440—1450-х. В станковых картинах этого времени — Мадонне с Младенцем из палаццо Медичи-Риккарди (кон. 1440-х, Берлин, Гос. музеи), тондо Мадонна с Младенцем и сцены из жизни св. Анны (ок. 1452, Флоренция, галерея Питти), Мадонне с Младенцем и двумя ангелами (ок. 1465, Флоренция, галерея Уффици) — образ Девы Марии приобретает не только глубокую человечность, но и нежность, элегическую одухотворенность, предвосхищающую работы ученика фра Филиппо — С. Боттичелли.

В 1450—1460-х фра Филиппо Липпи выступает и как мастер монументальной живописи. Фресковый цикл Сцены из жизни Иоанна Крестителя и св. Стефана, выполненный с помощью фра Диаманте (1452—1466, Прато, собор), принадлежит к числу самых значительных произведений итальянской монументальной живописи этого времени. Его отличают естественность повествовательных интонаций, тонкость неяркой красочной гаммы, отсутствие внешней эффектности даже в наиболее сложных многофигурных сценах с величественным архитектурным фоном (Пир Ирода, Прато, собор). Последняя работа фра Филиппо Липпи — росписи абсиды собора в Сполето (1467—1469) — стилистически близка к фрескам в Прато.

Лит.: Pittaluga M. Filippo Lippi. Frenze, 1948.

 

 

ЛИППИ, Филиппино (Lippi, Filippino)

1457, Прато — 1504, Флоренция. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Сын художника фра Филиппо Липпи, ученик Боттичелли. Работал во Флоренции. Риме, Прато. В 1480-х завершил роспись капеллы Бранкаччи, не оконченную Мазаччо и Мазолино (Флоренция, церковь Санта Мария дель Кармино).

Самый одаренный из всех мастеров круга Боттичелли, Филиппино Липпи, подобно некоторым другим мастерам рубежа XV—XVI вв., пережил душевный надлом, отразившийся на характере его искусства. Дарование художника наиболее гармонично раскрылось в работах 1480-х. В лучшей из них — алтарной композиции Видение св. Бернарда (ок. 1486, Флоренция, Бадия) — унаследованная от Боттичелли грациозность, нервная подвижность линий, любовь к легким, летучим движениям сочетается с простотой, задушевностью, мягкостью образов, широтой скалистого пейзажа, оживленного движения света и легких теней. В 1490-х в работах художника нарастает беспокойство, резкость движений, аффектация жестов, преувеличенность эмоций (Поклонение волхвов, Флоренция, галерея Уффици). Усложненность и театрализованность композиций, эффектность архитектурных антикизированных декораций, доведенная до гротеска экспрессия характерны для росписей Филиппино Липпи Истории Фомы Аквинского (1489—1498, Рим, церковь Санта Мария сопра Минерва), История апостолов Иоанна и Филиппа (1494—1502, Флоренция, церковь Санта Мария Новелла, капелла Строцци).

Лит.: Schart A. Filippino Lippi. Wien, 1935.

 

 

27. Романский стиль – общая характеристика и наиболее характерные примеры

· История развития: Романский стиль в искусстве возник примерно в 800 году, после падения Римской империи и завершения великого переселения народов. Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы.

· Краткая характеристика: Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

· Особенности: В основе плана - раннехристианская базилика, т.е. продольная организация пространства
Увеличение хора или восточной алтарной части храма
Увеличение высоты храма
Замена кессонного(касетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые. См. статью Свод
Тяжелые своды потребовали мощные стены и столбы
Основной мотив интерьера - полуциркульные арки
Тяжесть романского собора "угнетает" пространство
Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек - травей.

· Постройки: Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии
Либмургский собор в Германии
Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии
Аббатство Мария Лаах в Германии
Церковь св. Якоба в Регенсбурге
Романские церкви в Валь-де-Бой

 

28. Пример скульптурного портрета эпохи Древнего Рима из собрания Государственного Эрмитажа (по выбору студента

Голова мужчины. Деталь.
Часть надгробия из Пальмиры.
Песчаник. 1-я четв. III в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.


В III веке в Пальмире наблюдается стремление к идеализации портретируемых; оно выражается в нарастании элемента одухотворенности, [с.84] в усилении экспрессии образа при помощи увеличения размера глаз, придания правильности чертам лица. Кроме того, важный признак поздних портретов в Пальмире — усиление орнаментальности и узорчатости в передаче украшений и одежды. Образцом художественного решения пальмирского портрета более позднего периода может служить фрагмент надгробия бородатого мужчины из Эрмитажа. Здесь стремление к усилению экспрессии лица, свойственное римским портретам III века, исходит не из реалистических основ античного портрета, а из условного восточного понимания образа человека, поэтому трактовка лица приобретает нарочитый, почти гротескный характер. Улыбка условна, глаза широко открыты, что придает им несколько удивленное выражение. Совершенная симметрия лица и нарочитая правильность черт в сочетании с орнаментальным изображением волос, усов, бороды, врезанными линиями бровей — создают новый стиль в портрете Пальмиры, в котором усиливаются восточные компоненты пальмирского искусства.
Гибель Пальмиры в 273 году положила конец развитию ее искусства.
Ценность искусства Пальмиры в общем развитии античного искусства заключается в том, что в нем сложились черты, предвосхитившие стиль позднеримского и ранневизантийского искусства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.005 с.)