Вопрос 13. Классицизм в культуре. Развитие абсолютизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 13. Классицизм в культуре. Развитие абсолютизма.



Классицизм - это направление в культуре, выражающее требование всеобщей и всеобъемлющей регламентации, стремление поставить под государственный контроль, цензуру, все области жизни, внести упорядоченность и организацию.

КЛАССИЦИЗМ В РОССИИ. — Русский К. XVIII в. возник под влиянием социально-экономических причин, сходных с теми, к-рые обусловили появление К. на Западе. Московская Русь постепенно превращалась в монархию европейского типа (преобразовательная деятельность Петра 1 и Екатерины 2).Это влекло за собой европеизацию всех сторон культурной жизни. Россия стремительно проходила все стадии развития европейской культуры. Этим объясняется стилевая пестрота русского К., сосуществование в пределах одного стиля элементов различных во времени стилевых культур — ренессанса, барокко, рококо.

Русский К. сформировался под воздействиям поэтики французского К. 17 века. (Пример: Так, К. Ломоносова — копия с копии: он оформился под влиянием немецкой поэтики Готтшеда, в свою очередь целиком обязанной поэтике Буало.) Подражательный в основном характер русского К. не исключал свойственных только ему специфических русских черт. Французский классицизм формировался при участии не только дворянства, но и буржуазии. В русском К. буржуазия, не подпускаемая к управлению страной дворянством, голоса не имела. Стиль русского К. выражал идеологию дворянства. Впервые классический стиль проявляется на русской почве в сатирах Кантемира (30-е гг. XVIII в.), оформляется в теории и практике Тредьяковского и Ломоносова (30-е и 40-е гг.), достигает полного развития в разнообразнейшей лит-ой деятельности Сумарокова и его школы (50-е и 80-е гг.)

Абсолютизм - это период перехода от культуры Возрождения к культуре Просвещения, когда старая, Возрожденческая, культура показала свою утопичность, несостоятельность, несоответствие тенденциям развития общества и человека, а новая культура - ещё не приобрела своей ярко выраженной формы. Феодализм, устояв политически, экономически и морально деградирует, приходит в упадок, из сословия бюргеров, горожан, формируются два класса - буржуазии и пролетариата. Период Абсолютизма - это период подтверждения единства культуры. В основе этого единства лежит слабость, неразвитость буржуазии, пролетариата, с одной стороны, а с другой - шаткость позиций старых феодальных кругов. В этой ситуации все слои, сословия видели своё спасение, свою будущность в едином государственном начале, в сильной, ничем не ограниченной, абсолютной, власти короля.

АБСОЛЮТИЗМ - это идеологическая доктрина и политическая тенденция развития культуры, своеобразно проявляющая себя в различных областях жизни.

Абсолютизм – это период перехода от культуры Возрождения к культуре Просвещения, когда старая Возрожденческая, культура показала свою утопичность и несостоятельность, а новая культура – еще не приобрела своей ярко выраженной формы. Феодализм деградирует, приходит в упадок, из сословия бюргеров, горожан, формируются два класса – буржуазия и пролетариат.

Для абсолютизма характерно: стремление к однозначности трактовок; отсутствие двусмысленности, стремление к складыванию канона, традиция, передача по наследству канонических форм культуры; подкрепление норм культуры ссылкой на авторитет (авторитаризм).

Абсолютизм во многом является отрицанием культуры Возрождения. Если в культуре Возрождения человек предстаёт как цельная личность, то в культуре абсолютизма приоритет отдаётся рассудку, а эмоции - отходят на второй план. Они становятся уместными, если допущены государством. Возрождение видело идеал человека в его всестороннем развитии. Примером может служить деятельность Леонардо да Винчи. Абсолютизм видит в человеке прежде всего - подданного государства, рассматривает его как политическое существо.

Для Возрождения характерна была тенденция к синтезу частного и общего, торжеству общего блага как реализации интересов личности. Абсолютизм отметает интересы отдельного человека, игнорирует их. Здесь не человек господствует над своими абстракциями добра, красоты, морали, а государственно-определяемые абстракции господствуют над человеком. Всё преклоняется перед государством, королём. "Государство - это я!" - заявлял Людовик XIV. А государство - возвышается над всеми.

Было бы наивно ставить французский классицизм в причинную зависимость от тенденций французского абсолютизма. И то, и другое поднимается на известных общекультурных принципах эпохи и выражает их по-своему.

Вопрос

Реализм в искусстве 17в- Наряду с барокко и классицизмом в изобразит искусстве 17в возникает свободное от стилевых элементов реалистическое направление, заложенные такими художниками как Мантенья, Питер Брейгель Младший, Ганс Гольбейн. В итальянском искусстве оно нашло наиболее полное выражение в произведениях Микеланджело Меризи да Караваджо, оказавшего воздействие на развит всей реалистической живописи Европы. Источником темы- окруж действительность. Героями своих произвед он делал каторжников, шулеров. Он положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа. Реализм Караваджо не был понят его современниками.Он постоянно подвергался нападкам со стороны духовенства и официальных лиц. Караваджо оказало огромное влияние на творч итальян и ведущих западноевроп мастеров 17 в— Рубенса, Сурбарана. Реализм со всей убедительностью проявился в голландском искусстве. Главными объектами наблюдения и изображения голландских художников были человек и природа. Ведущее место в живописи Голландии заняли бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт. В 20 - 30-е годы XVIIв голландские художники создали особый тип небольшой мелкофигурной картины, изображающей бытовые сцены из жизни обычных бюргеров или крестьян. В 40 - 50-е годы бытовая живопись становится одним из ведущих жанров.Настоящим певцом интерьера был Питер де Хоох. Одним из крупнейших портретистов Голлании- Франц Хальс. Вершиной голландского реализма является творчество Харменса ван Рейна Рембрандта, отличавшееся необычайной жизненностью и эмоциональностью, Он писал картины исторические, библейские, мифологические и бытовые, портреты и пейзажи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.43.192 (0.006 с.)