Работа над сонорными звуками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над сонорными звуками



При переходе от гласных к согласным целесообразно начинать работу с сонорных звуков Л Л', Р, Р '. Полугласные (сонорные) по звучанию близки к гласным и среди согласных являются наиболее разборчивыми. К этой же группе относят среднеязычный звук И, который приближается к гласным более всего в конечной позиции.

При произнесении сонорных звуков оказалось легче осуществлять контроль за положением мягкого неба, языка, нижней челюсти. Ребенок, осваивая артикуляторный уклад сонорных звуков, тактильно ощущает движение ротовой воздушной струи и отрабатывает чистое звучание. Затем изолированный звук включают в закрытый слог, в интервокальное положение, открытый слог, далее — в сочетания согласных. Постепенно увеличивают скорость произнесения, изменяют ударение в сочетаниях и словах. При формировании звука Р допускается одноударность.

Снятие назализации начинается с чистого произнесения закрытых слогов. В закрытом слоге отчетливо слышатся оба звука, отмечается их меньшая слитность, каждый из них подчеркивает друг друга. Именно поэтому они наиболее различимы в этой позиции, так как приобретают присущую им структуру звучания. Надежно осуществляется зрительный и развивается слуховой контроль. Постепенно формируется нормальное произнесение, точное восприятие звуков речи, умение слышать правильные и ошибочные звучания каждого элемента речи. Последнее обстоятельство крайне важно при самостоятельной работе пациента. Получив определенные здоровые установки речи на занятиях, обучающийся в дальнейшем в домашних условиях осуществляет зрительный, кинестетический и слуховой контроль.

Упражнения в работе над гласными и сонорными звуками составлены по принципу от простого к сложному: слоги, слова, фразы, а также соблюдения последовательности в формирова­нии нового звука с учетом ранее усвоенного. Произнесение гласных звуков и слов с позиционным начальным гласным на мягкой атаке, пение речитативом различного фонетического материала с каскадностью дыхания и использование приема «пульсирование звука» обеспечивают «выдвижение» всего звучания вперед, что ведет к правильной артикуляции и преодолению назализации речи. При этом гласные прочно становятся «звуками-помощниками».

Выдержанный и как бы вытянутый гласный осуществляет приток энергии и «вытягивает» в передние отделы ротовой полости все звучание сочетаний слогов, слов и фраз; нейтрализует назальность, украшает и делает более эстетичным звучание речи в целом.

Иногда в результате глубоко укоренившихся привычек долго не поддается нужной артикуляторной установке выгорбленная спинка языка и его корень. Поэтому, помимо активных и пассивных укладов языка и других артикуляторов, использования зрительного внимания, целесообразно прибегать к кинестетическому, осязательному, кожному чувству, к ощупыванию подбородочной области, прилегающих участков шеи (подчелюстной, подъязычной), а также приемом «пульсирование звука» достигать полной расслабленности мышц языка, нижней челюсти и других органов аппарата речи.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Произнесение:

1) слогов с сонорными (и, л, р,) звуками на мягком голосоначале, приемами «согревание рук», «слушай себя», «пульсирование звука»:

ий ей яй ёй юй

ил ер ял ёл юл

ир ер яр ёр юр

эй уй ый

ил-иль ел-ель ял-яль ыл-ыль эл-эль ол-оль

эр-эрь ар-арь ур-урь ыр-ырь

юйю эйэ ейе яйя ийи

юлю элэ яля или еле

2) флексий, слогов и слов с сонорными в конечной позиции:

лир лил лий

лар лал лай Лара-ларь-Дарья

лур луй лул

рий рай руй рый рой

лэй рей лел лер

лой лол лор

лыр лыл лыр

лай-ляй-Илья

лэй-юбилей-ульи

алый-лилий-ульи

лы-ли-льи ры-ри-рьи

лэ-ле-лье рэ-ре-рье

ла-ля-лья ра-ря-рья

ло-ле-лье ро-ре-рье

лу-лю-лью ру-рю-рью

Юлу-июлю-елью

Пилу-пилю-пылью

У Ильи бой и боль,

хвалу-хвалю-полью

фару-верю-дверью

Ел-еоь

Рыл - риф Хор-хор

УПРАЖНЕНИЕ 2

усталость, хохот, испуг, плач, удар, лай собаки, блеяние козы, хрюкание поросенка, крики лошади и осла, писк комара и т. п.) вместе с ребенком на два выдоха в созданной ситуации или показом соответствующей картинки (при всех произнесениях язык — у нижних резцов):

И я: и и и, и вы: и и и.

И я: а а, и вы: а а а.

И я: э э э, и вы: э э э

И я: у у у, и вы: у у у

И я: о о о, и вы: о о о.

И я: эй эй эй, и вы: эй эй эй.

И я: иа иа иа, и вы: иа иа иа.

И я:ой ой ой, и вы: ой ой ой.

И я: аи аи аи, и вы: аи аи аи.

И я: ио ио ио, и вы: ио ио ио.

И я:эх эх эх, и вы: эх эх эх.

И я:охи охи, и вы: охи охи.

И я: ах ах ах, и вы: ах ах ах.

И я: ох-хо-хо, и вы: ох-хо-хо.

И я: хи хи, и вы: хи хи.

И я туте тюк, и вы тук-тюк.

И я: ах-ха-ха, и вы: ах-ха-ха.

И я: ляй ляй, и вы: ляй ляй.

И я: ав ав, и вы: ав ав.

И я: фу фу,и вы: фу фу.

И я: фью фью, и вы: фью фью.

И я: пи пи, и вы пи пи.

И я: тик-так, и вы: тик-так.

И я: пиф-паф, и вы: пиф-паф.

И я: бух бух, и вы: бух бух.

Затем в упражнениях заменить ВЫ на ТЫ.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Произнесение фраз с акцентом на окончаниях слов:

Ира и Элла ели уху. У Аллы вуаль. Юла юлила. Рой в улье. Лихо! Полили ли лилию? Алый ореол. Ах-ах, эхо-эхо. Увели ли Лилию? Лиловый ореол. У аллеи лилии. Валю ввели в аллею. Вяло ваяли Улю. Лелю лелеяли. У ветлы я и вы. Лель в колыбели. Орлов в Орле. Аи да поле, в поле Поля! Аи да Поля в поле полет!

Дали Алику рогалик.

Алла Алика ругала,

Алик дал рогалик Алле,

И рогалик ела Алла.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.116.152 (0.012 с.)