География инфраструктуры и транспорта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

География инфраструктуры и транспорта.



Инфраструкту́ра (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы.

Термин заимствован из военной лексики.

Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.

Транспортная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий транспорта.

Инженерная инфраструктура — системы инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.

Инфраструктура экономики — совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом.

Информационная инфраструктура — система информационных организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование чего-либо.

Военная инфраструктура — системы стационарных объектов и отдельных сооружений, являющихся основой для развертывания вооруженных сил, ведения военных действий и обеспечения боевой и оперативной подготовки.

а) Автомобильный транспорт: наибольшую протяженность в Беларуси имеют автомобильные дороги общего пользования, длина которых превышает 63 тыс. км, в том числе 61 тыс. км - дороги с твердым покрытием - по их густоте среди государств СНГ республика занимает третье место после Азербайджана и Молдовы (292 км/ 1000 км2), однако значительно уступает странам Балтии (в каждой из них этот показатель приближается к 400 км). По оценкам специалистов для устойчивого развития эконо­мики и социальной сферы Беларуси этот показатель должен быть в 4 раза выше.

На автомобильные дороги республики ложится основная нагрузка по перевозке товаров и пассажиров на близкое и среднее расстояния. Автотранспортом перевозится более 80% всех грузов и пассажиров.

В общем грузообороте транспорта общего пользования доля автотранспорта составила 24% и по этому показателю он уступает только железнодорожному транспорту. В пассажирообороте автомобильный транспорт лидирует, его доля 47,6% (2007).

Дороги по территории республики распределены довольно неравномерно (различия в плотности). Даже на уровне областей разница в их плотности составляет 1,8 раза (между Гродненской, где она превышает 360 км/1000 км2, и Гомельской, где плотность всего лишь 203 км/1000 км2). Различия в плотности автомобильных дорог отражают, прежде всего, разницу в плотности населения и уровне экономического развития. Кроме того, они находятся в тесной зависимости от интенсивности самого движения, хотя можно говорить и об обратной зависимости.

Особенности: основная часть автомобильных дорог республики характеризуется:

- относительно невысоким качеством (только 70% имеют асфальто- и цементобетонное покрытие, а около 30% приходится на гравийные дороги);

- дороги имеют высокую степень износа (более 28 тыс. км автодорог (это составляет почти 45% их общей протяженности) все еще находятся в эксплуатации, хотя установленный для них нормативный срок службы без капитального ремонта уже превышен;

- свыше 10% автомобильных дорог республиканского значения имеют пропускную способность, не отвечающую интенсивности движения транспортных средств;

50% дорог характеризуются способностью нести нагрузку не более 6 т на ось;

- 70% дорожных знаков не имеют покрытия для темного времени суток;

- около 36% протяженности мостов и путепроводов не соответствуют нормативным требованиям по габаритам проезда и 24% - по грузоподъемности;

- в неудовлетворительном состоянии находится техническое состояние парка подвижного состава: свыше 40% автобусов имеют полный физический износ, количество грузовых автомобилей в системе транспорта общего пользования со сроком эксплуатации свыше 8 лет составляет 35%.

География:

- главная трасса Беларуси - М1/Е30 Брест-Минск-граница России. Это единственная белорусская магистраль, которая отвечает европейскому уровню.

Особую потребность в дорогах испытывает сельская местность республики: из почти 23,0 тыс. населенных пунктов почти половина не имеют подъезда к дорогам общего пользования. По существу около 500 тыс. жителей деревень имеют сезонную, т.е. зависящую от условий погоды, связь с «внешним миром»;

б) железнодорожный транспорт: развернутая длина железнодорожных путей составляет более 12 000 км (из них: 7 298,4 км - главных путей, 3 657,3 км - станционных, 1026,3 км - подъездных). Эксплуатационная длина железных дорог Беларуси - составляет

5,6 тыс. км. Кроме того, около 4 тыс. км приходится на подъездные железнодорожные пути промышленных предприятий.

С 1992 г. железные дороги взяли на себя основную часть пассажирских перевозок, а в настоящее время на долю железнодорожного транспорта уже приходится 47,5% пассажирооборота транспорта общего пользования республики (2 место).

Основная их часть перевозится по маршруту Гудогай-Молодечно-Минск-Орша-Смоленск. В южной части Беларуси проходит широтная магистраль от Бреста через Пинск-Лунинец-Калинковичи до Гомеля. Она соединяет ряд важных промышленных центров с сельскохозяйственными районами, позволяет разгрузить дорогу Брест-Гомель-Москва. Среди железных дорог, пересекающих республику в меридиональном направлении, следует назвать:

- магистраль Витебск-Орша-Могилев-Жлобин-Гомель. Она является главной во втором трансъевропейском коридоре «Север-Юг», который проходит в направлении - страны Юго-Восточной

Европы-Украина-Беларусь-Финляндия.

- Лида-Барановичи-Лунинец, соединяющая не только разные регионы Беларуси, но и крупные промышленные центры Украины с государствами Балтии;

в) речной транспорт в современных условиях играет значительно меньшую роль в хозяйственной жизни республики, чем другие виды. Его удельный вес в грузо- и пассажирообороте за последние годы значительно сократился и составил менее 1%. Впервые в истории страны в 1996 г. грузооборот воздушного транспорта стал больше, чем речного. Правда, в 1998 г. соотношение было обратным. Между тем, до строительства железных дорог, речному транспорту принадлежало ведущее место в экономике. Водными путями на Беларуси пользовались издавна: по Днепру и Западной Двине проходил знаменитый путь «из варяг в греки», по Припяти и Западному Бугу осуществлялись связи с Польшей и Чехией. В конце XVIII - начале XIX в. в связи с развитием торговли были построены Днепровско-Бугский канал, который действует по сегодняшний день, канал Агинского (соединил бассейн Немана и Днепра), Августовская система каналов (Неман-Висла), Березинская водная система, связывавшая бассейны Днепра и Западной Двины. Общая протяженность судоходных путей республики составляет около 1798 км. Наибольшее значение в перевозках грузов и пассажиров принадлежит Днепру с его притоками (более 90% всего грузооборота), Западной Двине и небольшому участку Немана (ниже г. Мосты). В пределах республики по рекам перевозятся преимущественно строительные материалы и минеральные удобрения. Межгосударственные перевозки за последние годы значительно сократились и, вероятно, из-за конкуренции с другими видами транспорта никогда не займут того места, которое занимали ранее. Исключение составляют калийные удобрения, вывоз которых в последние годы за пределы республики речным транспортом увеличился (от ст. Калий через Барановичи, Лунинец до Мозыря они поступают железной дорогой, а затем по Припяти направляются в порты Черного моря).

Менее эффективны речные перевозки и внутри республики, что связано не только с высокими тарифами и низкой маневренностью, но и с изолированностью речных бассейнов, отсутствием между ними искусственных водных соединений. До настоящего времени единственным действующим каналом остается Днепровско-Бугский, протяженностью 110 км (от Кобрина до д. Дубай на Пине). Тем не менее, есть предпосылки для того, чтобы речной транспорт не только существовал, но и работал на благо Беларуси. С учетом возрастающего спроса на туристические услуги, благоприятного экономико-географического и геополитического положения республики целесообразным было бы использовать судоходные водные пути для организации международного туризма, проведения спортивных соревнований и т.д.

г) воздушный транспорт Беларуси используется главным образом для перевозок пассажиров, срочных и скоропортящихся грузов, почты. В общем пассажирообороте он уступает только железнодорожному и автомобильному транспорту. За последние годы из-за тяжелого экономического положения авиапредприятий количество рейсов на внутренних маршрутах и в страны СНГ значительно сократилось.

Беларусь насчитывает сеть аэропортов, из которых проложены авиарейсы более чем в 20 городов СНГ (Баку, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Ереван, Киев, Кишинев, Краснодар, Москва, Мурманск, Санкт-Петербург, Сочи, Ташкент, Тбилиси и др.), а из аэропорта «Минск-2» выполняются рейсы в ряд городов Европы (Берлин, Варшава, Вена, Лондон, Ларнака, Мюнхен, Прага, Рим, Шаннон), Азии (Пекин, Стамбул, Тель-Авив), а через аэропорт «Шэннон» - в Бостон, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. Осуществляются также чартерные рейсы в Европу, Азию, Африку и Америку. Предусматривается организация движения самолетов и в другие страны. Однако для завоевания надлежащего места на рынке необходимо создать мировой уровень сервисных услуг, как в аэропортах, так и по сопровождению самолетов в воздушном пространстве. Это необходимо еще и потому, что через территорию Беларуси проходят многочисленные транзитные авиалинии (около 95% полетов в воздушном пространстве республики выполняются транзитом и примерно 5% с посадкой в аэропорту «Минск-2»);

д) трубопроводный транспорт самый молодой в республике. Его развитие началось с 1960 г., после вступления в действие первого газопровода Дашава-Минск (666 км). Почти одновременно с ним был построен газопровод Шебелинка-Гомель. С 1974 г. в Беларусь из Западной Сибири поступает газ по газопроводу «Сияние Севера» (Вуктыл-Торжок-Минск-Ивацевичи), который является основным магистральным газопроводом. Общая протяженность магистральных газопроводов Беларуси - более 6 тыс. км в однониточном измерении.

В 1963 г. сдан в эксплуатацию первый трансевропейский нефтепровод «Дружба», проложенный в южной части Беларуси. Он прошел по территории 10 районов Гомельской и 8 Брестской области. По нему нефть поступает на Мозырьский нефтеперерабатывающий завод и в страны Восточной Европы. Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод работает на нефти, которая поступает по нефтепроводу Сургут-Полоцк и частично на нефти нефтепровода «Дружба» (ответвление на Унечу-Полоцк-Вентспилс). Первый в республике нефтепродуктопровод Полоцк-Вентспилс, по которому транспортируется часть нефтепродуктов из Новополоцка в страны Балтии и на экспорт, действует с 1972 г. Общая протяженность магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов республики превышает 4 тыс. км. Большая часть нефте- и газопроводов Беларуси выполняет транзитные функции, связывая нефтяные и газовые промыслы России со странами Европы. Доля транзитной нефти и газа составляет соответственно 83,7% и 55,0%.

Через территорию Беларуси проложены три магистральных трубопровода, по которым осуществляется перекачка дизельного топлива и бензина. Их общая протяженность 913 км, а годовая пропускная способность - 90 млн т. Из них лишь 1 млн т перекачивается по нефтепроводу Новополоцк-Минск, остальные нефтепродукты - транзитные.

Природный газ из России транспортируется через Беларусь на Украину (на расстояние 600 км), в Польшу (652 км), Литву и Калининградскую область (455 км). В 1996 г. начато строительство и уже введен в строй новый магистральный газопровод Ямал-Европа, который проходит через всю территорию Беларуси (575 км). Его пропускная мощность 68 млрд. м3 в год.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.008 с.)