ЛЕКЦИЯ № 6. Орфография и пунктуация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЕКЦИЯ № 6. Орфография и пунктуация



ЛЕКЦИЯ № 6. Орфография и пунктуация

Типология заданий. Организация обобщающего повторения.
Трудные вопросы постановки знаков препинания. Упражнения и тестовые задания

Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах могут быть посвящены как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Отобрать материал для повторения поможет знание структуры ЕГЭ по русскому языку1.

ЗАДАНИЯ ПО ОРФОГРАФИИ

Экзаменационная работа по русскому языку содержит 7 заданий по орфографии, которые включают следующий материал:

• безударные гласные корня;

• правописание приставок; гласные и, ы после приставок;

• правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;

• правописание суффиксов глаголов и прилагательных;

н – нн в различных частях речи;

• слитное и раздельное написание не с различными частями речи;

• правописание служебных слов.

Рассмотрим типичные задания и теоретический материал, необходимый для их выполнения.

Безударные гласные корня

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) Ак_демия, упр_стить, оз_ренный;

2) ок_лдовать, кр_стьянин, зап_тевать;

3) ум_лчание, сокр_тить, вд_ли;

4) доб_раться, обер_гающий, поб_режье.

Как видим, в приведенном задании встречаются слова с тремя орфограммами: 1) проверяемыми гласными в корне, 2) непроверяемыми гласными, 3) чередующимися гласными в корне. Исключив ряды, в которых есть слова с чередующимися и непроверяемыми гласными, получаем ответ: 3) ум о лчание – м о 'лча, сокр а тить – кр а 'ткий, вд а ли – д а 'ль.

Следует помнить, что правописание безударной гласной в корне глагола совершенного вида нельзя проверять подбором соответствующего глагола несовершенного вида с ударным корневым гласным и суффиксами -ывать, -ивать. Например, гласный в корне глагола оп о здать следует проверять однокоренным наречием п о 'здно, но не глаголом опаздывать).

Правописание приставок.
Гласные и, ы после приставок

Правописание служебных слов

В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно?

1) У каждого человека своя манера вести спор, и (по)тому, как он это делает, можно определить характер человека, а так(же) его намерения.

2) Женя то(же) упорно тренировался, потому(что) ему предстояло трудное восхождение.

3) Что(бы) образ был более колоритным, актер импровизировал, при(чем) делал это очень талантливо.

4) (В)течение всего утра меня не покидало ощущение, (как)будто что-то должно случиться.

Материал, знание которого необходимо для выполнения данного задания, можно представить в виде таблиц.

ЗАДАНИЯ ПО ПУНКТУАЦИИ

7 заданий по пунктуации включают следующие пунктограммы:

• знаки препинания в простом и сложном предложениях с союзом и;

• знаки препинания в предложениях с обособленными членами (причастными и деепричастными оборотами);

• знаки препинания при вводных конструкциях;

• знаки препинания при однородных членах предложения;

• двоеточие и тире в простом и сложном предложениях;

• знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным;

• знаки препинания в сложном предложении с несколькими придаточными (с разными видами связи).

Знаки препинания в простом
и сложном предложениях с союзом и

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Двигатель не успел по-настоящему остыть (,) и его запустили в течение нескольких минут.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

Правописание предлогов
Слитно Раздельно Через дефис
Ввиду (= из-за) (но: иметь в виду) Вслед (= за) Навстречу (= к) Вроде (= подобно) Вместо (= за) Наподобие (= подобно) Насчет (= о) Сверх (= над) Вблизи (= у) Позади (= за) Напротив (= перед, у) Наперекор судьбе Вследствие (= из-за) Впоследствии (не предлог, но запомнить стоит) В течение В продолжение В заключение В отличие По причине За исключением В отношении По истечении Во избежание На протяжении В деле В силу, в связи В виде В области, в смысле По мере, в меру По поводу В целях (= для) Со стороны (= от) За счет Из-за Из-под По-над По-за

Для успешного выполнения задания необходимо умение отличать сложное предложение от простого с однородными сказуемыми. Некоторую сложность для учеников представляют сложносочиненные предложения, включающие односоставные предложения: Солнцевзошло 1, и во дворе вскоре стало тепло и уютно 2.

Также следует обратить внимание на случаи, когда в сложносочиненном предложении не ставится запятая перед и:

1) обе части имеют общий второстепенный член (чаще всего обстоятельство): В саду дозреваетрябина 1 и липароняет листья2;

2) обе части имеют общее придаточное предложение: Когда явозвращался 1, в небе уже блестелизвезды 2 и на улицах зажигалисьфонари 3;

3) обе части являются вопросительными или восклицательными предложениями: Как прекраснаночь 1 и как загадочно ночное море 2!

Ответ: 4.

Знаки препинания
в сложноподчиненном предложении
с одним придаточным

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Теплый майский дождь (1) капли (2) которого (3) звонко ударяли по тесовой крыше (4) согрел и успокоил землю.

1) 2, 4; 2) 3, 4; 3) 1, 4; 4) 1, 3, 4.

Ответ: 3.

Знаки препинания в сложном предложении
с несколькими придаточными (с разными видами связи)

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Хаджи Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан.

1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 2, 3.

Наибольшую трудность в этом задании представляет наличие/отсутствие запятой на стыке союзов.

Если рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова) или сочинительный союз с подчинительным, то запятая на стыке союзов не ставится, если далее следует часть двойного союза: то, так, но (в этом случае придаточную часть нельзя опустить): Давно заметил, что когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть. (М.Пришвин)

[...…], (что (когда... …), то...…).

Если вторая часть союза отсутствует, то запятая на стыке союзов ставится: Кони так устали, что, когда с них сняли тюки, они легли на землю. (В.А. Арсеньев)

[...…], (что, (когда... …),...…).

В приведенном предложении есть вторая часть двойного союза то, следовательно, на стыке союзов запятая не нужна: Хаджи Мурат сел и сказал, что если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско, то он ручается, что поднимет весь Дагестан.

Ответ: 1.

ТЕСТ

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква н?

В насте(1)ой газете было отмече(2)о, что докладчики студенческой конференции весьма начита(3)ы, а тезисы их докладов обоснова(4)ы рядом доказательств.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 2, 4.

Литература

1. Экзаменационные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену.
ЕГЭ-2007. Русский язык. М.: ООО «Рустест», 2006.

2. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка. М.: Прометей, 2000.

3. Русский язык. Полный школьный курс. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

1 См.: Экзаменационные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену.
ЕГЭ-2007. Русский язык. М.: ООО «Рустест», 2006.

 

ЛЕКЦИЯ № 6. Орфография и пунктуация

Типология заданий. Организация обобщающего повторения.
Трудные вопросы постановки знаков препинания. Упражнения и тестовые задания

Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах могут быть посвящены как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Отобрать материал для повторения поможет знание структуры ЕГЭ по русскому языку1.

ЗАДАНИЯ ПО ОРФОГРАФИИ

Экзаменационная работа по русскому языку содержит 7 заданий по орфографии, которые включают следующий материал:

• безударные гласные корня;

• правописание приставок; гласные и, ы после приставок;

• правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;

• правописание суффиксов глаголов и прилагательных;

н – нн в различных частях речи;

• слитное и раздельное написание не с различными частями речи;

• правописание служебных слов.

Рассмотрим типичные задания и теоретический материал, необходимый для их выполнения.

Безударные гласные корня



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.32.31 (0.015 с.)