Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и метод экономической теории (2 час)

Поиск

 

1. Понятие «экономика». Ключевые проблемы экономики: что производить, как производить, для кого производить.

2. Экономические ресурсы и их виды. Редкость (ограниченность) ресурсов, проблема выбора в экономике.

3. Предмет и функции экономической теории. Место экономической теории в системе экономических наук.

4. Методы научного познания экономических явлений. Экономические законы и экономические категории.

 

Темы докладов

 

1. Возникновение и этапы развития экономической теории.

2. Взаимосвязь экономики и политики.

3. Экономические ресурсы Казахстана и проблема их рационального использования.

4. НТР и ее влияние на изменение роли факторов производства в экономическом прогрессе.

5. Роль сферы услуг в общественном производстве.

 

Основная литература:

 

1. Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.

2. Носова С.С. Экономическая теория. Элементарный курс. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2004.

3. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002.

4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебн. Для вузов. – М.: НОРМА, 2001.

5. Шеденов У.К. и др. Общая экономическая теория. – Алматы-Актобе, 2004.

6. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001.

 

Дополнительная литература:

 

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. – М., 1992.

2. Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992.

3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Перев. с англ.– М., 1994.

4. Лоусон Т. Современная "экономическая теория" в свете реализма // Вопросы экономики.-2006.-№ 2. – С. 77-98.

5. Лейонхуфвуд А. Макроэкономическая теория в двадцатом столетии: основные вехи развития // Вопросы экономики. - 2006. - № 11. - С. 4-26.

6. Гребнев Л. От «человека в экономике» к «экономике в человеке»? // Вопросы экономики. – 2006. - № 11. - С. 27-58.

7. Худокормов А. Современная экономическая теория Запада (обзор основных тенденций) / Вопросы экономики.-2008. - № 6.

 

Очень часто, живя в окружении экономики, мы затрудняемся сказать, что это такое. Это обусловлено тем, что экономика – емкое, многозначное понятие. Поэтому при подготовке первого вопроса темы, следует ознакомиться с рассматриваемыми в учебной литературе значениями данного термина (Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – С. 19- 29).

Основными сферами экономической жизни общества являются производство, распределение, обмен и потребление. Важно понять место и роль каждой сферы в экономике, а также их прямые и обратные связи (Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002. – С. 49- 53; 210-221; 247- 250; 274-279).

В любом обществе решается триединая проблема: что производить, как производить, для кого производить. Ответ на вопрос: Что производить? -определяется потребностями общества. Ответ на вопрос: Как производить? - означает выбор ресурсов и технологии. Ответ на вопрос: Для кого производить?- определяется господствующими отношениями собственности, от которых зависит способ распределения созданного продукта. Именно способы решения этих вопросов и определяют различия рыночной, командной и смешанной экономик. Покажите, какая экономическая система является наиболее эффективной при решении названных проблем. Попытайтесь обосновать, почему именно смешанная экономика, основанная на неоднородности экономической структуры, в современных условиях на Западе теснит «чистый капитализм» (Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд.»Питер», 2001. – С. 66-70).

Экономика – это наука об эффективном использовании редких (ограниченных) ресурсов. Во втором вопросе семинарского занятия необходимо дать характеристику четырем видам производственных ресурсов: земля, капитал, труд, предпринимательская способность. Обоснуйте, почему деньги не являются производственным ресурсом. Обратите внимание на то, что взаимодействие между основными факторами производства (вовлеченными в производство ресурсами) определяется технологией, которая в свою очередь зависит от технического прогресса, позволяющего по-новому комбинировать факторы производства с целью выпуска конечного продукта.

Покажите, в чем состоит проблема ограниченности ресурсов и как она связана с проблемой выбора в экономике. Следует отличать абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Проблему выбора иллюстрирует кривая производственных возможностей (трансформации). С ее помощью попытайтесь уяснить понятие «вмененные издержки» и раскрыть содержание закона возрастающих вмененных издержек. Важно понять, почему функционирование экономики на границе производственных возможностей свидетельствует о ее эффективности и правильности выбора, а также какой смысл вкладывают экономисты в понятие «эффективность». Определите условия, при которых возможно расширение границ производственных возможностей. Почему такое расширение экономисты определяют термином «экономический рост»? Для ответа на поставленные вопросы используйте: Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Юрист, 2004.- С.66 – 70; Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.14-21.

При подготовке третьего вопроса обратите внимание на то, что в современной литературе существуют различные подходы к определению предмета экономической теории, т.е. круга изучаемых ею вопросов и аспектов их рассмотрения. Общим для всех этих, весьма разнообразных, а зачастую противоречивых определений является ориентация на поиск закономерностей движения экономических процессов. Принято выделять две ветви экономической науки – «политическую экономию» и «экономикс». Покажите, в чем состоит различие предметов этих двух ветвей экономической теории. Попытайтесь объяснить, почему для политической экономии как науки основным вопросом выступает вопрос о собственности на средства производства, и почему «экономикс» особое внимание уделяет современному рыночному механизму, его прикладным аспектам (Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд.»Питер», 2001. – С.17-21).

Функции экономической теории определяются задачами науки в системе общественных взаимодействий. Следует рассмотреть такие основные функции как познавательная, прагматическая (или практическая), прогностическая, методологическая. При этом следует раскрыть механизм их реализации.

В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми. Первый из них - поверхностный, внешне видимый. Второй - внутренний, скрытый от наружного наблюдения.
Изучение внешне видимых экономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Экономическая теория стремится проникнуть за покров внешней видимости хозяйственных явлений и обнаружить сущность - их внутреннее содержание.

Однако для этого надо в совершенстве владеть всей совокупностью способов и приемов, применяемых для научного познания экономических отношений. Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. К ним можно отнести: метод научной абстракции; метод анализа и синтеза; метод индукции и дедукции; метод позитивного и нормативного анализа; метод функционального анализа; метод экономико-математического моделирования и т.д. Постарайтесь не ограничиваться перечислением основных методов анализа, а понять, как используются перечисленные выше и другие методы для изучения конкретных экономических явлений и процессов. (Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд.»Питер», 2001. – С.34-36; Шеденов У.К. и др. Общая экономическая теория. – Актобе: Изд. «А-Полиграфия», 2004. – С.14- 17).

В результате научного познания экономических явлений формируется категориальный аппарат экономической теории и раскрывается механизм действия экономических законов. Покажите, что представляют собой экономические категории и экономические законы, чем последние отличаются от законов природы и юридических законов (Носова С.С. Экономическая теория. Элементарный курс. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2004. – С.13-14; Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд.»Питер», 2001. – С. 16-17).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.154.238 (0.006 с.)