Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет и метод экономической теории (2 час)↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие «экономика». Ключевые проблемы экономики: что производить, как производить, для кого производить. 2. Экономические ресурсы и их виды. Редкость (ограниченность) ресурсов, проблема выбора в экономике. 3. Предмет и функции экономической теории. Место экономической теории в системе экономических наук. 4. Методы научного познания экономических явлений. Экономические законы и экономические категории.
Темы докладов
1. Возникновение и этапы развития экономической теории. 2. Взаимосвязь экономики и политики. 3. Экономические ресурсы Казахстана и проблема их рационального использования. 4. НТР и ее влияние на изменение роли факторов производства в экономическом прогрессе. 5. Роль сферы услуг в общественном производстве.
Основная литература:
1. Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. 2. Носова С.С. Экономическая теория. Элементарный курс. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2004. 3. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002. 4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебн. Для вузов. – М.: НОРМА, 2001. 5. Шеденов У.К. и др. Общая экономическая теория. – Алматы-Актобе, 2004. 6. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001.
Дополнительная литература:
1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. – М., 1992. 2. Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. 3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Перев. с англ.– М., 1994. 4. Лоусон Т. Современная "экономическая теория" в свете реализма // Вопросы экономики.-2006.-№ 2. – С. 77-98. 5. Лейонхуфвуд А. Макроэкономическая теория в двадцатом столетии: основные вехи развития // Вопросы экономики. - 2006. - № 11. - С. 4-26. 6. Гребнев Л. От «человека в экономике» к «экономике в человеке»? // Вопросы экономики. – 2006. - № 11. - С. 27-58. 7. Худокормов А. Современная экономическая теория Запада (обзор основных тенденций) / Вопросы экономики.-2008. - № 6.
Очень часто, живя в окружении экономики, мы затрудняемся сказать, что это такое. Это обусловлено тем, что экономика – емкое, многозначное понятие. Поэтому при подготовке первого вопроса темы, следует ознакомиться с рассматриваемыми в учебной литературе значениями данного термина (Журавлева Г.П.Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – С. 19- 29). Основными сферами экономической жизни общества являются производство, распределение, обмен и потребление. Важно понять место и роль каждой сферы в экономике, а также их прямые и обратные связи (Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002. – С. 49- 53; 210-221; 247- 250; 274-279). В любом обществе решается триединая проблема: что производить, как производить, для кого производить. Ответ на вопрос: Что производить? -определяется потребностями общества. Ответ на вопрос: Как производить? - означает выбор ресурсов и технологии. Ответ на вопрос: Для кого производить?- определяется господствующими отношениями собственности, от которых зависит способ распределения созданного продукта. Именно способы решения этих вопросов и определяют различия рыночной, командной и смешанной экономик. Покажите, какая экономическая система является наиболее эффективной при решении названных проблем. Попытайтесь обосновать, почему именно смешанная экономика, основанная на неоднородности экономической структуры, в современных условиях на Западе теснит «чистый капитализм» (Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд.»Питер», 2001. – С. 66-70). Экономика – это наука об эффективном использовании редких (ограниченных) ресурсов. Во втором вопросе семинарского занятия необходимо дать характеристику четырем видам производственных ресурсов: земля, капитал, труд, предпринимательская способность. Обоснуйте, почему деньги не являются производственным ресурсом. Обратите внимание на то, что взаимодействие между основными факторами производства (вовлеченными в производство ресурсами) определяется технологией, которая в свою очередь зависит от технического прогресса, позволяющего по-новому комбинировать факторы производства с целью выпуска конечного продукта. Покажите, в чем состоит проблема ограниченности ресурсов и как она связана с проблемой выбора в экономике. Следует отличать абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Проблему выбора иллюстрирует кривая производственных возможностей (трансформации). С ее помощью попытайтесь уяснить понятие «вмененные издержки» и раскрыть содержание закона возрастающих вмененных издержек. Важно понять, почему функционирование экономики на границе производственных возможностей свидетельствует о ее эффективности и правильности выбора, а также какой смысл вкладывают экономисты в понятие «эффективность». Определите условия, при которых возможно расширение границ производственных возможностей. Почему такое расширение экономисты определяют термином «экономический рост»? Для ответа на поставленные вопросы используйте: Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Юрист, 2004.- С.66 – 70; Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.14-21. При подготовке третьего вопроса обратите внимание на то, что в современной литературе существуют различные подходы к определению предмета экономической теории, т.е. круга изучаемых ею вопросов и аспектов их рассмотрения. Общим для всех этих, весьма разнообразных, а зачастую противоречивых определений является ориентация на поиск закономерностей движения экономических процессов. Принято выделять две ветви экономической науки – «политическую экономию» и «экономикс». Покажите, в чем состоит различие предметов этих двух ветвей экономической теории. Попытайтесь объяснить, почему для политической экономии как науки основным вопросом выступает вопрос о собственности на средства производства, и почему «экономикс» особое внимание уделяет современному рыночному механизму, его прикладным аспектам (Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд.»Питер», 2001. – С.17-21). Функции экономической теории определяются задачами науки в системе общественных взаимодействий. Следует рассмотреть такие основные функции как познавательная, прагматическая (или практическая), прогностическая, методологическая. При этом следует раскрыть механизм их реализации. В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми. Первый из них - поверхностный, внешне видимый. Второй - внутренний, скрытый от наружного наблюдения. Однако для этого надо в совершенстве владеть всей совокупностью способов и приемов, применяемых для научного познания экономических отношений. Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. К ним можно отнести: метод научной абстракции; метод анализа и синтеза; метод индукции и дедукции; метод позитивного и нормативного анализа; метод функционального анализа; метод экономико-математического моделирования и т.д. Постарайтесь не ограничиваться перечислением основных методов анализа, а понять, как используются перечисленные выше и другие методы для изучения конкретных экономических явлений и процессов. (Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд.»Питер», 2001. – С.34-36; Шеденов У.К. и др. Общая экономическая теория. – Актобе: Изд. «А-Полиграфия», 2004. – С.14- 17). В результате научного познания экономических явлений формируется категориальный аппарат экономической теории и раскрывается механизм действия экономических законов. Покажите, что представляют собой экономические категории и экономические законы, чем последние отличаются от законов природы и юридических законов (Носова С.С. Экономическая теория. Элементарный курс. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2004. – С.13-14; Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд.»Питер», 2001. – С. 16-17).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.154.238 (0.006 с.) |