Оценка и учет материалов при их выбытии в производство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка и учет материалов при их выбытии в производство



При отпуске материалов в производство или ином выбытии их оценка может производится одним из следующих способов:

∙ по твердым учетным ценам - большинство предприятий ведут учет материалов по этому способу (плановая себестоимость) и выделяют отклонения от твердых учетных цен, которые учитываются на специальном счете – 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». По данному методу в течение месяца материалы отпускаются в производство по твердой учетной цене. И только один раз в месяц определяется процент и сумма отклонения, подлежащие списанию производства;

∙ по средней себестоимости (метод средневзвешенной стоимости) – отпущенные материалы по количеству умножают на соответствующую цену и получают сумму. При отпуске другой партии необходимо подсчитать среднюю взвешенную стоимость и по ней оценивать отпуск материалов до покупки новой партии;

∙ метод ФИФО. Независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене первой закупленной партии, затем по второй, по третьей и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен расход материалов за месяц. Оставшиеся материалы учитывают по стоимости последних закупок.

С 1 января 2008 г. вступил в силу Приказ Минфина России от 26.03.2007 N 26н, которым внесены изменения в правила бухгалтерского учета материально-производственных запасов. Основной поправкой стало исключение из способов оценки материально-производственных запасов оценки способа ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения).

Выбранный организацией способ оценки материалов должен быть закреплен в учетной политике организации. Способ оценки должен быть единым по группам материалов и не может изменяться в течение года.

Расход материалов отражается по К10 счета в дебет счетов:

1)отпущены материалы в основное производство: Д20 К10

2)отпущены материалы на сторону (продажа): Д91/2 К 10, Д51 К91/1

3)отпущены материалы на строительство: Д08/4 К10

4)отпущены материалы на упаковку товаров: Д44 К10.

При синтетическом учете материальных ценностей по учетным ценам дополнительно используют счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» предназначен для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте (материалы, животные на выращивании и откорме, товары). В дебет счета 15 относят покупную стоимость материальных ценностей, по которым в организацию поступили расчетные документы поставщика, и другие расходы по приобретению материалов с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материальных ценностей в организацию (Д15 К60, 23, 71…). Материально-производственные запасы, фактически поступившие в организацию, списывают по учетным ценам с кредита счета 15 в дебет счетов 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме» и 41 «Товары» (Д10, 11, 41 К15). Сумму разницы в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списывают со счета 15 в дебет счета 16 (Д16 К15).

В течение месяца материалы отпускаются в основное производство по учетным ценам: Д20, 23, 25, 26, 44, 08/4 К10. И только в конце месяца списывают отклонения на те же счета (пропорционально учетным ценам) по установленному проценту: Д20, 23, 25, 26, 44, 08/4 К10 обыкновенной бухгалтерской записью – если перерасход, и методом «красного сторно» - если экономия.

На ОАО «Завод «Электроприбор» при отпуске товароматериальных ценностей в производство или ином выбытии их оценка производится по средней себестоимости.

 

2.4.Документальное оформление учета МПЗ

Операции по движению материальных ценностей на ОАО «Завод «Электроприбор» оформляют унифицированными первичными документами по учету материалов, разработанными Госкомстатом России. Первичные документы на получение и отпуск материалов должны быть правильно оформлены, иметь соответствующие подписи и быть заранее пронумерованы.

Перечислим документы по учету материально-производственных запасов.

1.Доверенность (ф. № М-2 и № М-2а) (Приложение 1) - применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю. Срок действия доверенностей, как правило, не может превышать 15 дней; в исключительных случаях она может выдаваться на календарный месяц.

2.Приходный ордер (ф. № М-4) (Приложение 2) - используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад. Он выписывается на фактически принятое количество ценностей. Бланки приходных ордеров вручаются материально ответственным лицам в заранее пронумерованном виде.

3.Акт о приемке материалов (ф. № М-7) (Приложение 3) - применяется для оформления приемки материальных ценностей в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке запасов, поступивших без документов. Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику; он составляется в двух экземплярах членами приемочной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Утверждается акт руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами передается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, другой - в отдел снабжения или бухгалтерию для направления претензионного письма поставщику.

4.Лимитно-заборная карта (ф. № М-8) (Приложение 4) - нужна для учета отпуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т.п. в производственные подразделения организации в пределах утвержденного лимита. Лимит отпуска определяется на основе существующих нормативов расчетным путем, исходя из объемов производственных заданий цехов с учетом переходящих остатков запасов на начало отчетного периода. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на один месяц, а при небольших объемах - на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается структурному подразделению - потребителю материалов, другой - складу.

Материалы отпускаются в производство складом только при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита материала. В лимитно-заборной карте структурного подразделения расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель структурного подразделения. Лимитно-заборные карты склад сдает в бухгалтерию после использования лимита.

5.Требование-накладная (ф. № М-11) (Приложение 5) - применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации, их отпуска филиалам, расположенным за его пределами, и при продаже запасов.

Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Первый экземпляр предназначен для списания ценностей (складом, цехом), второй - для оприходования ценностей принимающей стороной (складом, цехом). Сверхлимитный отпуск материалов со склада может производиться только с разрешения руководителя или главного инженера и оформляется требованием-накладной (ф. № М-11).

Замена одних видов материалов другими, сходными по своим свойствам, также допускается только с разрешения руководителя и оформляется требованием-накладной указанной формы. Этот документ вместе с лимитно-заборной картой заменяемого материала передается на склад, и кладовщик уменьшает остаток лимита с учетом выдачи материалов-заменителей.

6.Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) - используется для учета отпуска материальных ценностей сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладная выписывается в двух экземплярах по предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передается на склад в качестве основания для отпуска материалов, второй - получателю.

При отпуске материалов самовывозом или выносом кладовщик передаст и бухгалтерию накладную, подписанную получателем, для выписки расчетно-платежных документов, если материалы отпускались с последующей оплатой.

7.Карточка учета материалов (ф. № М-17) (Приложение 6) - служит для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичных приходно-расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении.

8.Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) (Приложение 7) - применяется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой организации. На стоимость таких ценностей уменьшается убыток от ликвидации соответствующих объектов.

Поступившие материалы от поставщиков отражаются в учете на основании заключенных договоров поставок. В договорах-поставках указываются:

∙ условия поставки;

∙ обязательства сторон;

∙ количество поставки;

∙ цена;

∙ условия расчета.

Приход материалов оформляется накладными, товарно-транспортными накладными, квитанциями ж/д станций и выписывается счет-фактура. После согласия на акцепт все поступившие грузы регистрируются в отделе снабжения в журнале учета поступающих грузов. В службе снабжения производят проверку соответствия ассортимента, объема, срока поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В результате этой проверки на документе делают пометку о полном или частичном акцепте. Также, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. Для этих целей ведут журнал учета поступающих грузов, где указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса на розыск груза. В примечании делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

Экспедитор принимает на станции или непосредственно у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе. Если возникают сомнения в сохранности груза, экспедитор вправе потребовать от транспортной организации его проверку. В случае обнаружения недостачи, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Основным расчетным документом являются платежные требования. Проверенные платежные требования передают из службы снабжения в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов.

Для получения грузов экспедитору выписывается доверенность.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляются однострочными или многострочными приходными ордерами. Однострочный приходный ордер составляют только на определенный вид материала, в многострочный записывают все принятые материалы независимо от количества. Приходный ордер подписывается заведующим складом и экспедитором. Приходный ордер регистрируется в карточке складского учета.

Если перевозку материалов осуществляют автомобильным транспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в 4-х экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй - для оприходования материалов получателем, третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку, четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя при отсутствии расхождений количества поступивших грузов с данными накладной. Если такое расхождение все же имеется, приемку материалов оформляют актом приемки материалов.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств и т.п., оформляют однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в 2-х экземплярах. Один из них служит основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.

Подотчетные лица приобретают материалы за наличные деньги. Товарный счет и акт (справка), подтверждающие стоимость приобретенных материалов составляются подотчетным лицом с участием других должностных лиц предприятия. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.

Материалы отпускаются в производство строго по установленным лимитам, оформляется лимитно-заборная карта. Она ведется ежедневно при систематических выдачах, составляется в двух экземплярах.

Продажа материалов на сторону оформляется накладной на отпуск материалов на сторону в двух экземплярах и выписывается счет-фактура.

В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию ОАО «Завода «Электроприбор» по реестру приемки-сдачи документов, которые составляются в двух экземплярах: 1 экземпляр сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а 2 экземпляр остается на складе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.022 с.)