Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы



1. Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, возбуждает перед судом ходатайство, в котором указываются:

1) основания назначения судебной экспертизы;

2) фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

2. Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

3. Следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъясняет им права, предусмотренные статьей 198 настоящего Кодекса. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением.

4. Судебная экспертиза в отношении потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 4 и 5 статьи 196 настоящего Кодекса, а также в отношении свидетеля производится с их согласия или согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде.

Примерный алгоритм описания следов в протоколе осмотра:

– что именно обнаружено (например, «обнаружен след обуви»);

– местонахождения следа (с «привязкой» к двум постоянным ориентирам, при этом в протоколе недопустимы пространные категории «около», «рядом», «вблизи» и т.п.);

– общие и частные признаки следа (форма, размеры, цвет и т.п.);

– с помощью каких технико-криминалистических средств след был обнаружен, зафиксирован и изъят, а также каким образом упакован и т.д.

При составлении постановления о назначении судебной экспертизы (в частности, при формулировании вопросов эксперту) настоятельно рекомендуется воспользоваться соответствующими учебными или практическими пособиями по отдельным родам (классам) судебных экспертиз.

Процессуальные документы должны выполняться разборчивым почерком с помощью шариковой ручки чернилами синего или черного цвета, выполнение процессуальных документов карандашом недопустимо.

Рекомендации по выполнению задания по криминалистической фотографии.

При выполнении задания по криминалистической фотографии студенты должны провести учебное фотографирование условного места происшествия. Фотографирование проводится студентами самостоятельно или при содействии преподавателя.

Фотографирование должно производиться только с помощью соответствующей фото или видеотехники, использование для этих целей фотокамер мобильных телефонов нежелательно.

При проведении фотографирования необходимо выполнить ряд последовательных фотоснимков (от общего к частному) в количестве не менее 15-18 кадров.

Примерный перечень фотоснимков:

2 ориентирующих фотоснимка (выполненных линейной и круговой панорамой соответственно);

2-3 обзорных фотоснимка;

3-4 узловых фотоснимка;

4-5 детальных фотоснимка (например, фотоснимки ножа, следа обуви или транспортного средства, замка со следами взлома и т.п.);

2 опознавательных фотоснимка;

2 репродукционных фотоснимка (например, зачетной книжки).

Фотографии распечатываются только на фотобумаге, использование для этих целей простой писчей бумаги недопустимо. Редактирование фотоснимков недопустимо.

Из полученных фотоснимков изготавливается фототаблица. Фотоснимки наклеиваются на листы плотной бумаги. Под каждым фотоснимком размещается пояснительная надпись.

Фотоснимки располагаются в фототаблице в логической последовательности (от общего к частному). Фототаблица должна содержать не менее 15 фотоснимков.

К фототаблице в обязательном порядке прилагаются негативы. В том случае, если фотографирование проводилось на цифровую фото-, видеотехнику, полученные фотоснимки должны быть записаны на цифровой носитель информации (лазерный диск формата CD-R/DVD-R), после чего данный диск помещается в бумажный конверт, конверт заклеивается и прилагается к фототаблице.

Измерительными материалами контроля освоения изучаемого материала являются разработанные кафедрой «Пособие по криминалистической технике» и «Пособие по криминалистической фотографии».

 

5.4 Алгоритм подготовки и решения заданий

В профессиональной подготовке следователей, экспертов-криминалистов и судей одной из базовых дисциплин является криминалистика. При ее изучении важное место отведено практическим занятиям. Студенты юридических факультетов и ВУЗов на практических и лабораторных занятиях должны твердо усвоить криминалистические рекомендации и научиться грамотно их применять.

В ходе практических занятий могут проводиться «деловые игры», в рамках которых каждый студент выступает в конкретной должности. После контрольного опроса студентов по изучаемой теме им предлагается проанализировать содержание задачи с последующим выполнением практических заданий, предусматривающих принятие тактических решений, построение общих и частных версий, разработку плана расследования по уголовному делу, составление отдельных процессуальных документов. Решение каждого задания обсуждается студентами под руководством преподавателя, который оценивает правильность выполнения заданий, подводит итоги работы и дает необходимые рекомендации по изучаемой теме. В основе задач лежат примеры из судебно следственной практики. Через решение задач в заданной логической последовательности обеспечивается получение достоверного результата при использовании алгоритма. Сам алгоритм представляет собой определенную древообразную структуру, в каждом звене которой могут содержатся формализованные вопросы, предполагающие односложные ответы («да» или «нет»). После ответа на такие вопросы, решение задач направляется по определенной «ветви». Решения, формулируемые при помощи алгоритма, не навязываются, а предполагаются. Процесс их принятия отражается наглядно. Комплекс криминалистических алгоритмов и программ расследования преступлений позволит следователю (студенту) решать следующие задачи:

– Дать точную оценку всей имеющейся у него информации;

– Выдвинуть правильные версии;

– Упростить процедуру планирования;

– Своевременно оценить потенциальную и реальную результативность тактических приемов и операций;

– Выработать оптимальную последовательность собственных действий;

– Эффективно управлять следственной ситуацией;

– Своевременно принимать оптимальные решения;

– Избегать следственных ошибок за счет снижения уровня тактического риска.

Задания выполняются в разработанном преподавателями кафедры пособии для практических работ.

Построение алгоритмов и программ целесообразно проводить поэтапно, начиная с момента получения первичной информации:

1.Студент должен внимательно изучить полученную информацию,

2. Определить для себя, к каким нормам процессуального закона необходимо обратиться для решения задачи.

3. Определить в сфере какого раздела науки «Криминалистика» лежит решение поставленной задачи

4. Составить для себя план решения задачи

5. Внимательно изучить нормативное обеспечение решения задачи

6. Внимательно изучить рекомендации ученых криминалистов

7. Подготовить техническое обеспечение решения задачи

8. Определить способ решения задачи

9. Приступить к непосредственному решению задачи, при этом, выполнение задания

должно осуществляться максимально внимательно и аккуратно. При выполнении зарисовок студент может использовать необходимый чертежный инструментарий. При составлении процессуальных документов студент может использовать предлагаемые кафедрой образцы процессуальных документов или их опубликованные сборники.

10. Проанализировать проведенную работу на предмет обнаружения недоработок, неточностей или ошибок и исправить обнаруженное.

 

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

по дисциплине «Криминалистика»

Под подготовкой к семинарским (практическим) занятиям по криминалистике подразумевается активная самостоятельная индивидуальная работа студента, выполняемая им в свободное от учебы время и до начала практического занятия. В процессе подготовки к практическому занятию студент должен:

– внимательно ознакомиться с планом занятия;

– изучить конспект лекции;

– изучить и при необходимости законспектировать рекомендуемую литературу;

– изучить соответствующие нормативно-правовые акты;

– самостоятельно проверить свои знания, руководствуясь контрольными вопросами;

выполнить графические работы и составить процессуальные документы.

В планы отдельных занятий включены основные вопросы изучаемой темы по программе курса криминалистики. В связи с тем, что объём учебных часов недостаточен, часть тем (вопросов) курса изучается студентами самостоятельно. Такие темы (вопросы) в планах занятий обозначены символом «*».

По каждой теме дается примерный перечень основной и дополнительной литературы.

Предлагаемая для изучения литература в основном имеется в фондах научной библиотеки

ФГБОУ ВПО «СГЮА». Преподавателем, читающим лекции или ведущим семинарские (практические) занятия, может быть рекомендована и иная литература, не вошедшая в упомянутый выше перечень. Начинать изучение литературных источников следует с учебников криминалистики. При необходимости изучается методическая и справочная литература.

Кроме основной и дополнительной литературы студенту при подготовке к практическому занятию также необходимо воспользоваться периодической юридической печатью, ознакомиться с научными статьями, посвященными вопросам криминалистики, публикуемыми в юридических журналах.

Помимо основных вопросов изучаемой темы в плане к каждому занятию даются также контрольные вопросы для проверки и закрепления студентами полученных знаний. При необходимости студент вправе получить консультацию у преподавателя.

При подготовке к семинарским (практическим) занятиям студент обязан выполнить все указанные преподавателем или предусмотренные планом занятия графические работы и составить необходимые процессуальные документы. Проекты процессуальных документов составляются в ходе занятий по результатам проведения соответствующих практических работ и после их обсуждения эта работа завершается дома. Отдельные документы или графические работы выполняются в ходе самостоятельной подготовки студентов к занятиям. Все работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями УПК РФ и рекомендациями криминалистики, выполнены аккуратно и разборчивым почерком. Существенную помощь в выполнении практических работ студентам окажет рекомендуемое кафедрой «Пособие по криминалистической технике для практических занятий и самостоятельной работы студентов».

Работы периодически сдаются на проверку преподавателю и при наличии в них ошибок студент обязан переделать работу полностью или частично.

Залогом успешной подготовки к практическому занятию являются:

– активная самостоятельная работа студента;

– посещение лекций;

– своевременное внимательное изучение учебной литературы по криминалистике (не только основной, но и, прежде всего, дополнительной, а также публикаций в юридической прессе);

– посещение и активная работа в студенческом научном кружке.

Рекомендации по выполнению рефератов,

Курсовых работ и докладов

Реферат представляет собой самостоятельную, творческую, научную, письменную работу студента, посвящённую определённой проблеме и показывающую уровень овладения им соответствующими знаниями.

Написание реферата должно способствовать:

– углублению, систематизации и закреплению теоретических и правовых знаний об основах взаимодействия и оперативно-розыскной деятельности;

– лучшему уяснению студентами места и роли взаимодействия следователя с органами дознания, другими государственными органами; учения об оперативно-розыскной деятельности среди других видов юридической государственной деятельности;

– приобретению научно-исследовательских навыков, заключающихся в самостоятельной работе с научной литературой, законодательством, собирании материалов практики открытого характера, связанной с оперативно-розыскной деятельностью, взаимодействием, их анализе, обобщении и критической оценки;

– выработке самостоятельности мышления, логически правильному изложению материала, аргументированию своей точки зрения;

– умению применять юридическую и профессиональную терминологию основ взаимодействия и оперативно-розыскной деятельности.

Реферат – это научно-исследовательская работа, представляющая собой краткое изложение в письменном виде содержание научных трудов (монографий, учебных пособий, научных статей) по заданной теме. В реферате студент излагает основные положения (идеи, решения, предложения и т.д.), содержащиеся в нескольких источниках, приводит различные точки зрения, обосновывает свое мнение по ним.

Работа над выбранной (заданной) темой проходит следующие этапы: поиск и изучение источников и составление библиографии, разработка плана, написание реферата.

Реферат состоит из титульного листа, оглавления (соответствует плану), введения, основной части и списка использованной литературы.

Объем реферата – не менее и не более 15 страниц, отпечатанных через 2 интервала (11 страниц, отпечатанных через полтора интервала). В реферате следует сделать ссылки на использованные источники. Они должны быть оформлены в соответствии с установленным стандартом.

Готовый реферат представляется преподавателю для проверки. Оценивая реферат, он учитывает умение студента работать с научной литературой, анализировать различные точки зрения по спорным вопросам, аргументировать свое мнение, навыки оформления ссылок, списка использованной литературы.

Если реферат будет оценен положительно, то он может послужить зачетной работой по пройденным темам. Иногда практикуется защита реферата на кафедрах или заседаниях методической комиссии по проверке знаний студентов.

Доклад – это запись устного сообщения на определенную тему. Он предназначен для прочтения на семинарском занятии, научной конференции. Нередко студенческие доклады являются зачетными работами. Выступление с докладом (сообщением) на научной конференции может быть зачтено за курсовую работу.

Если текст доклада должен быть сдан преподавателю, то он оформляется так же, как и текст реферата. В тех случаях, когда сдавать текст не требуется, достаточно его подготовить для себя без оформления.

При подготовке доклада необходимо учесть время, отводимое на выступление. Поэтому написанный доклад следует не торопясь прочесть вслух. Если Вы не уложились в установленное время, то придется доклад сократить, избавляясь от второстепенных положений и оставляя только самое главное, в первую очередь выводы.

Текст доклада может быть написан полностью, либо в виде тезисов. В последнем случае в логической последовательности записываются только основные мысли.

Студенческие доклады, как правило, состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. В первой части обосновываются актуальность, теоретическая и практическая ценность темы, во второй излагаются основные научные положения, в третьей – выводы и предложения.

Рекомендации по выполнению и защите курсовой работы

РАЗДЕЛ 1. Общие положения о курсовых работах

1.1. Цели и задачи, основная тематика курсовой работы

Выполнение курсовых работ является заключительным этапом обучения студентов по разделам криминалистики, аттестацией, позволяющей оценить уровень их подготовленности по криминалистике, способности к самостоятельному решению прикладных, организационно-управленческих, технических и других задач.

Курсовая работа – одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности

студента. Ее основное назначение – развитие познавательной самостоятельности специалиста, его умений самостоятельно приобретать, углублять, творчески перерабатывать профессионально значимые знания.

Курсовая работа – это содержательное, самостоятельно выполненное под руководством

преподавателя поисковое исследование. Курсовая работа должна включать теоретическое обоснование наиболее актуальных вопросов учебных дисциплин, а также содержать анализ реальных ситуаций с использованием практического материала, в том числе собранного самим студентом, обзора деятельности правоохранительных органов.

Кроме того, это ещё и форма контроля уровня профессиональной подготовки обучающихся, и потому данные работы выполняются с соблюдением единых требований и правил ГОСТа.

Курсовая работа представляет собой самостоятельную, творческую научную письменную работу студента, посвященную определенной проблеме и показывающую уровень овладения им соответствующими знаниями.

Цели подготовки курсовой работы:

– определение уровня овладения студентом теоретическими и методологическими основами дисциплины, выявление умения излагать и анализировать проблемы;

– формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач;

– углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний;

– приобретение научно-исследовательских навыков, заключающихся в самостоятельной работе с научной литературой, законодательством, собирании материалов практики, их анализе, синтезе и критической оценке;

– выработка самостоятельности мышления, логически правильного изложения материала, аргументирования своей точки зрения;

– выработка умения применять юридическую терминологию;

– систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по криминалистике и применение их при решении конкретных профессиональных задач.

Задачи, стоящие перед студентами во время выполнения курсовой работы:

– самостоятельный анализ основных концепций и теорий по изучаемой теме отечественных и зарубежных специалистов;

– определение объекта и предмета исследования;

– изучение литературы, справочных и научных источников по теме исследования;

– обобщение полученных выводов в целях их дальнейшей разработки.

При выполнении курсовой работы студент должен продемонстрировать способности:

– выдвигать научную (рабочую) гипотезу;

– собирать и обрабатывать информацию по теме;

– изучать и критически анализировать полученные материалы;

– систематизировать и обобщать имеющуюся информацию;

– самостоятельно решать поставленные творческие задачи;

– логически обосновывать и формулировать выводы, предложения и рекомендации.

Курсовая работа требует от автора глубокого ознакомления с литературой по данной проблеме, сопоставления и оценки спорных точек зрения, формулирования собственной позиции и соответствующего ее обоснования.

1.2. Методика выполнения курсовой работы

Студенты дневной формы обучения выбирают тему курсовой работы на основе тематики курсовых работ, предложенной кафедрой.

Подготовка и написание работы включает следующие этапы:

– выбор темы курсовой работы;

– подбор литературы и нормативных источников к выбранной теме, который осуществляется студентом самостоятельно на основе предлагаемого перечня литературы по дисциплине, а также библиографических каталогов по соответствующей теме;

– изучение подобранной литературы. Это наиболее трудоемкий этап, он включает обязательное конспектирование источников. Итогом этой работы должна стать систематически изложенная информация, полностью раскрывающая содержание темы.

– изложение содержания курсовой работы обязательно предваряется составлением плана. План служит основой для определения структуры работы: введение, 2-3 вопроса (параграфа) по изложению содержания, заключение и список литературы.

Выбор темы

Примерная тематика курсовых работ ежегодно разрабатывается и утверждается кафедрой. В целях обеспечения связи научно исследовательской студенческой работы с деятельностью правоохранительных органов и утверждении тематики, в нее включаются предложения правоохранительных органов, судов и экспертных подразделений. Список тем, утверждаемых кафедрой, не является исчерпывающим.

Выбор темы – важный этап, по существу являющийся началом работы над избранной проблемой. Студент вправе избрать иную тему своего исследования, если она актуальная для теории или практики. Тема – это наикратчайшая форма предъявления содержания всей работы, отражающая её сущность.

Целесообразно избирать тему курсовой работы, исходя из того, к какой области практической деятельности готовит себя студент. В то же время тема должна быть реальной для выполнения, избранной с учетом возможностей собирания научных и практических материалов. В этом случае тема согласовывается с лектором либо преподавателем, проводящим занятия в группе, которые учитывают все эти факторы и помогают правильно сформулировать тему курсовой работы.

Следует избегать выбора слишком широких тем, так как это может привести к поверхностному, обзорному освещению рассматриваемых в ней вопросов. Например, для курсовой работы слишком широкими будут темы: «История развития криминалистики», «Техникокриминалистическое исследование документов», «Уголовная регистрация» и др. Избрав такое направление исследования, следует его конкретизировать.

Выбор темы курсовой работы часто определяет и выбор темы дипломной работы.

Удачно написанная курсовая работа может стать основой дипломной работы или одной из ее частей. Например, курсовые работы на тему: «Научные основы судебного почерковедения», «Понятие почерка и основные факторы, влияющие на его формирование», «Классификация признаков почерка» оправдывают выбор в качестве дипломной работы тему «Методика исследования подписей при производстве почерковедческой экспертизы».

Подбор материалов. Составление плана работы и его исполнение. После избрания темы курсовой работы студент должен заняться подбором основной литературой, освещающей вопросы избранной темы. Подбор и изучение литературных источников – важный, сложный и трудоемкий этап в подготовке курсовой работы. Определенным ориентиром в круге литературных источников могут служить планы занятий по криминалистике, в которых содержатся указания на основную и дополнительную литературу. Студент может воспользоваться библиографическими справочниками по криминалистике, каталогами, имеющимися в библиотеке и на кафедре.

Необходимо отметить, что подбор литературы – обязанность студента. Научный руководитель лишь помогает студенту определить основные направления работы, рекомендует наиболее важные научные источники, разъясняет, как нужно составить библиографию.

Перечень литературы по теме не должен быть слишком объемным, так как нередко это может затруднить процесс работы. В перечень работ, подлежащих использованию, следует включать не только крупные монографические исследования, но и статьи по соответствующим вопросам. При подборе литературы студент просматривает соответствующие разделы в учебниках криминалистики, конспекты прослушанных лекций, материалы производственной практики, знакомится с основными литературными источниками. Целесообразно показать научному руководителю список литературы с целью включения в него пропущенных, но необходимых работ.

В период подбора литературы студент предварительно знакомится с ее содержанием, так как это необходимо для разработки плана работы. Обстоятельное изучение литературных

источников осуществляется после разработки плана.

Начинать изучение литературы целесообразно с наиболее известных и признанных работ, в которых интересующий вопрос изложен наиболее полно и подробно, затем можно

знакомиться с работами, рассматривающими эту проблему с различных позиций, содержащими оригинальные точки зрения авторов по спорным вопросам.

После избрания темы и предварительного ознакомления с основной литературой составляется план работы, в соответствии с которым ведется изложение материала. Выделение определенных аспектов, конкретных вопросов, установление очередности их изложения помогает сделать работу стройной, логичной. Твердый план удерживает автора от излишних повторений, неоправданного отклонения от темы.

К составлению плана курсовой работы следует подходить творчески, нельзя дать какую-то типичную схему плана вообще, так как по каждой теме он составляется индивидуально. К сожалению, многие курсовые работы лишаются своеобразия и индивидуальности именно из-за использования одинаковых планов.

В плане определяются конкретные вопросы, которые будут рассматриваться. В ходе

сбора материала по теме первоначальный план может изменяться и дополняться. Однако основной круг вопросов, рассматриваемых в работе, следует очертить в самом начале работы. Иначе может произойти «разбрасывание» темы, что лишит работу стройности, конкретности и законченности.

Рекомендуется включать в структуру курсовой работы следующие разделы:

а) введение, в котором автор должен объяснить, почему им выбрана данная тема, обосновав свой выбор научной актуальностью, практической значимостью и другими мотивами (например, личным интересом);

б) основной текст, который может состоять из глав, разделенных на параграфы Содержание глав и параграфов должно отвечать их названиям, содержать сравнительный анализ, постановку научных проблем и обоснованные предложения по их решению. Рекомендуется, чтобы главы и параграфы соответствовали друг другу по объему;

в) заключение, в котором формулируются предложения и выводы, вытекающие из всей работы;

г) приложения включают: анализы и обзоры, подготовленные автором, схемы, таблицы, фотоснимки и т.д. Каждое приложение нумеруется;

д) список литературы и источников включает все информационные источники, использованные автором.

Изложение материала в работе должно строго соответствовать плану. вестись последовательно. Изучаемые проблемы следует рассматривать по возможности полно и обстоятельно, предметно, избегая общих рассуждений. Язык работы должен быть научным, стиль - лаконичным. Особое внимание следует обратить на правильное использование специальной терминологии. Автор должен показать, что он знает, что обозначают употребляемые им термины. Чтобы избежать ошибок и неточностей следует в необходимых случаях обращаться за справкой к словарям: русского языка, иностранных слов, философскому, логическому, юридическому, криминалистическому и др.

Раздел 2. Требования к оформлению и объему курсовых работ

2.1. Содержание и структура курсовой работы

Общие требования, предъявляемые к содержанию и структуре курсовой работы:

– содержание должно быть структурировано, материал изложен в логической последовательности;

– используемая информация должна быть проанализирована и систематизирована;

– используемый понятийно-категориальный аппарат должен быть корректным, формулировки краткими, точными, исключающими субъективность и неоднозначность толкования.

К структурным элементам курсовой работы относятся: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения (при необходимости).

Титульный лист – первая страница курсовой работы, на которой указываются следующие реквизиты: полное наименование министерства, вуза, название подразделения (институт, факультет, кафедра), в котором выполнена работа, название темы, фамилия, имя, отчество автора, фамилия, инициалы и ученая степень (звание) научного руководителя, наименование места и год выполнения.

Сведения об авторе и руководителе удостоверяются личными подписями. Титульный лист не нумеруется.

Оглавление содержит:

– введение;

– названия глав и параграфов основной части;

– заключение;

– список использованной литературы;

– приложения (в случае необходимости).

Последовательность и формулировка рубрик в оглавлении должны соответствовать рубрикам курсовой работы. Названия рубрик не должны дублировать название курсовой работы.

Введение – наиболее формализованная часть курсовой работы. Во введении обосновывается актуальность и степень изученности выбранной темы; формируются проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; формулируется цель работы, указываются объект и предмет исследования; используемые методы анализа; излагаются наиболее значимые аспекты выбранной темы.

Основная часть курсовой работы включает главы, каждая из которых разбивается на 2-3 параграфа. Количество и объемы глав и параграфов в каждой главе должны быть примерно равными. Основная часть строится на основе анализа научной, учебной литературы, нормативно-правовых документов, статистического материала.

Включенные в курсовую работу материалы должны обязательно сопровождаться библиографическими ссылками, изложение материала должно быть орфографические и синтаксически грамотным, ясным и лаконичным.

Содержание курсовой работы целесообразно иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками, практическими примерами, задачами в соответствии со спецификой криминалистики.

В заключении курсовой работы последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок.

Список использованной литературы курсовой работы оформляется в соответствии с установленными требованиями. Группировка информации в списке может быть произведена в порядке ссылок, в алфавитном порядке или по разделам работы. Список должен включать нормативно-правовые акты, монографии, учебные пособия и учебники, статья, а также фундаментальные исследования по теме курсовой работы. Ссылки в тексте обязательны.

Работы принимаются в машинописном или рукописном виде (разборчивым подчерком). Все листы должны быть сброшюрованы (подшиты).

Оформление курсовой работы

Объем курсовой работы не должен превышать 20-25 страниц машинописного текста без приложений. Примерное соотношение между отдельными частями работы следующий:

введение – 1-3 страницы, заключение – 2-3 страницы, список использованных источников –

1-2 страницы. Большую часть работы занимает основная часть.

Курсовая работа оформляется на стандартных листах бумаги А4 (210 х 297мм.) выполненного в редакторе Word шрифтом Times New Roman 14 пт. через 1,5 интервала. Постраничные сноски оформляются шрифтом Times New Roman 10 пт через один интервал. При этом соблюдаются следующие размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см., правое – 1 см., левое – 3 см.

В курсовой работе используется сплошная нумерация страниц. Вторая страница – оглавление. Каждый структурный элемент курсовой работы начинается с новой страницы. Разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей работы. После каждого заголовка и подзаголовка проставляются соответствующие страницы без слова «стр.».

Не допускаются к защите работы:

– выполненные только на основе учебника, без использования и анализа законодательства, специальной литературы, материалов практики или содержащие примеры, взятые из учебников, учебных пособий, монографий и журнальных статей;

– выполнение не самостоятельно, а путем списывания, без ссылок на автора и источник, или являющиеся конспектом учебника, учебного пособия или монографии;

– не раскрывающие содержание темы и имеющие грубые юридические ошибки;

– имеющие большое число грамматических и стилистических ошибок, а также небрежно и неправильно оформленные.

Такие работы возвращаются для устранения недостатков. К повторно выполненной работе студент обязан приложить отзыв руководителя о первоначально выполненной работе, чтобы он мог проверить, устранены ли отмеченные в нем недостатки.

Студент защищает курсовую работу перед научным руководителем.

Иногда практикуется защита курсовой работы перед комиссией в составе 2-3 преподавателей.

Критериями оценки курсовой работы являются: научность, самостоятельность и творческий подход к исследованию; объем и качество выполненной работы, в том числе количество изученной литературы, материалов практики; стиль и грамотность написания текста;

умение защитить результаты исследования.

По решению кафедры за курсовую работу может быть зачтен доклад на заседании научного кружка или на научно-студенческой конференции, перевод научного источника на иностранном языке, а также материалы научно-исследовательской деятельности студента (например, справка об итогах анализа и обобщения следственной, судебной или иной практики по кафедральной теме.

Курсовые работы, отличающиеся актуальностью и новизной темы, теоретической и практической значимостью разработанных вопросов, самостоятельностью и глубиной исследования, могут быть представлены на конкурсы студенческих научных работ либо использованы в учебном процессе.

Рекомендации по написанию дипломной работы

1. Общие требования к дипломной работе

 

Выполнение дипломных проектов (работ) является заключительным этапом обучения студентов в высшем учебном заведении и имеет своей целью закрепление и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности и применение их для решения конкретных задач; формирование навыков ведения самостоятельной исследовательской работы и овладение методикой научного исследования; приобретение навыков обобщения и анализа результатов, полученных другими исследователями; выяснение подготовленности студента для самостоятельной работы в современных условиях.

Дипломный проект (работа) является квалификационной работой выпускника. По уровню выполнения дипломного проекта (работы) и результатам его (ее) защиты Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) делается заключение о возможности присвоения выпускнику соответствующей квалификации.

Выпускная квалификационная работа юриста представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи. В дипломной работе должны сочетаться теоретическое освещение вопросов темы с анализом нормативных правовых актов и материалов юридической практики.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа, в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 03050165 «Юриспруденция», является обязательной составной частью итоговой государственной аттестации выпускника высшего юридического учебного заведения.

Выпускная квалификационная работа юриста показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.

При написании дипломной работы преследуются следующие цели:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.133 с.)