Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лицензирование как институт административного права ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Лицензирование представляет собой сложное, многоаспектное социально-правовое явление, которое рассматривается с разных сторон. В юридической литературе предпринимаются попытки уяснить сущность и юридическую природу института лицензирования, который призван обеспечить безопасность личности, общества и государства. В ст. 2 Федерального закона от 08.08. 2001 г. № 128-ФЗ (в ред. от 13.03.2002 г. № 28-ФЗ) «О лицензировании отдельных видов деятельности» дается легальное определение лицензирования. Лицензирование – это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением действия и аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов над соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности лицензионных требований и условий. В легальном определении законодатель делает «бюрократический» уклон на то, что лицензирование является комплексом действий лицензионных органов государства. В условиях советской правовой системы лицензирование применялось очень редко. И это объясняется очевидным приматом публичноправовых институтов над интересами субъектов частноправовой деятельности. Воздействие государства в это время могло быть обеспечено ужесточением надзора в сфере частноправовой деятельности. Переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночной объективно потребовал реально действующего института лицензирования. Поэтому было принято Постановление Совета Министров Российской Федерации от 27 мая 1993 года № 492 «О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований и города федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности», а затем Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», далее – Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 года и Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года. Институт лицензирования – достаточно сложное правовое образование. По мнению Ж.А. Ионовой, лицензирование является формой легитимации предпринимательства [1]. Эта точка зрения наиболее часто встречается в литературе, ибо речь идет о признании законности полномочия экономического субъекта на осуществление определенного вида предпринимательской деятельности.
А.И. Цихоцкая считает, что реальным содержанием лицензирования является организационно-корректирующее воздействие государства на управляемый объект, иными словами, лицензирование – это одна из функций государственного управления [2]. Но, рассматривая лицензирование как функцию государственного управления, то есть один из наиболее общих и типичных способов воздействия государства на хозяйствующих субъектов, автор в данном определении не раскрывает правового содержания лицензирования. О. Олейник определяет лицензирование как правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством видов предпринимательской деятельности, предполагающий, во-первых, государственное подтверждение и определение пределов права на ведение предпринимательской деятельности, во-вторых, государственный контроль над осуществлением определенного вида предпринимательской деятельности и, в-третьих, возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства [3]. В данном определении речь идет о праве, которое появляется у предпринимателя при лицензировании, однако не раскрывается содержание этого права. Если рассматривать лицензирование как режим, то это специальный административно-правовой режим деятельности органов государства, допускающих начало и осуществление отдельных видов деятельности, вводимый в качестве социально-объективной и правовой меры обеспечения безопасности личности, общества и государства. Иные авторы рассматривают лицензирование как способ охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности, используемый государством путем выдачи гражданину или юридическому лицу удостоверения на право заниматься определенным видом деятельности, преимущественно хозяйственным, и требующий со стороны компетентных органов наблюдения за ним [4]. Если рассматривать институт лицензирования с точки зрения гражданского права, то становится ясно, что он тесно связан с проблемами возникновения правоспособности юридического лица или гражданина – предпринимателя.
По мнению С.Н. Братуся, правоспособность, как самостоятельная категория, имеет значение и ценность лишь в качестве выражения абстрактной, то есть общей возможности быть носителем прав и обязанностей. В отличие от правоспособности, субъективное право – это принадлежащее данному субъекту наличное, существующее право. В содержание субъективного права входят конкретные проявления правоспособности как правомочия, которые действительно могут быть реализованы данным лицом [5]. В юридической литературе распространено мнение о том, что возникающая в результате получения лицензии правоспособность является специальной. Однако такая точка зрения нуждается в уточнении. Как известно, в гражданском законодательстве выделяется общая и специальная правоспособность. Общую правоспособность коммерческие организации (кроме унитарных предприятий и некоторых других организаций) и предприниматели приобретают согласно п. 1 ст. 49 и п. 2. ст. 51 ГК РФ с момента их государственной регистрации. В отличие от этого, специальная правоспособность ограничена не только законом, но и учредительными документами. С помощью записи в уставе организация сужает (по сравнению с общей правоспособностью) круг выполняемых ею видов деятельности. Однако в большинстве случаев лицензия необходима субъекту предпринимательской деятельности не для того, чтобы сузить правоспособность, а для того, чтобы ее расширить. В этом смысле приобретаемая правоспособность является не специальной, а дополнительной. Предприниматель тем самым дополняет свою общую правоспособность новыми для него возможностями и в результате получения лицензии обретает право доступа на не освоенные им рынки [6]. Но не всегда предприниматель после получения лицензии расширяет перечень видов деятельности, которыми он может заниматься. Иногда он получает в виде лицензии право заниматься только узким кругом деятельности при одновременном запрете заниматься другими видами деятельности (например, в банковском или страховом законодательстве). Правоспособность таких организаций следует считать исключительной. В судебной практике констатируется ее отличие от общей и специальной. Следовательно, в уставах таких организаций нельзя записывать иные виды деятельности, кроме тех, на которые распространяется лицензия. Субъективные права, возникшие у лицензиата, нельзя передать другому лицу, за исключением случаев правопреемства или реорганизации предпринимателя (организации). С возникновением правоспособности субъекта предпринимательской деятельности он приобретает ряд субъективных прав. В основном это права имущественного характера, следовательно, они имеют прямое отношение к отрасли гражданского права. Но для их приобретения субъект (соискатель лицензии) должен взаимодействовать с лицензирующими органами. А вступление в неравноправные отношения регулируется нормами административного права. В полном объеме правоспособность юридического лица – коммерческой организации – и индивидуального предпринимателя появляется в момент получения лицензии, ее возникновению предшествуют взаимоотношения соискателя лицензии с лицензирующими органами, регулируемые нормами административного права. Административно-правовое регулирование в этой сфере явно доминирует: практически все лицензирующие органы относятся к органам исполнительной власти.
Соискатель лицензии обязательно вступает в административные отношения с компетентным органом. Для этих отношений, в отличие от гражданско-правовых, характерно неравенство их субъектов. Содержание лицензионных полномочий федеральных органов исполнительной власти определяется в федеральных законах и подзаконных актах. Наиболее распространенной разновидностью последних являются так называемые статутные акты – положения о федеральных министерствах и ведомствах, утверждаемые в зависимости от их подчиненности постановлениями федерального Правительства или указами главы государства. Они осуществляют свои полномочия в области лицензирования на основе специальных положений о лицензировании конкретных видов деятельности и единого Положения о лицензировании. Действие Закона о лицензировании распространяется и на юридических лиц, действующих в сфере частного права. Такие юридические лица создаются в форме коммерческих или некоммерческих организаций. Унитарные предприятия, находящиеся в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, представляют собой единственный вид государственных коммерческих организаций. Правореализующая деятельность уполномоченных государственных органов в рамках правоотношений лицензирования состоит в следующем: – в государственном подтверждении законности вхождения субъекта правоотношений в хозяйственный оборот; – в наделении субъектов специальной правоспособностью с определением ее пределов в сфере действия общего запрета или легитимации правоспособности в сфере действия локального запрета при общем дозволении – если объектом лицензирования является конкретный вид деятельности; или же предоставление субъективного права на реализацию имеющейся правоспособности – если объектом выступает отдельная хозяйственная операция. Основным методом регулирования правоотношений в рамках этого института является императивный метод, существенно ограничивающий автономию воли их субъектов, предписывающий им модель поведения или запрещающий какие-либо юридически значимые действия.
Таким образом, для того чтобы приобрести права на осуществление определенного вида деятельности (право на вступление в гражданское правоотношение), юридическое лицо или гражданин – предприниматель должны вступить в административное правоотношение с государственным органом. Нормативно-правовая база о лицензировании достаточно обширна. Ее «фундамент» составляют положения ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. В нем (ч. 2 ст. 1 и ст. 17) указываются два перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию. По одному перечню (ст. 17) лицензирование осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании (этот перечень условно назовем общим), по перечню ч. 2 ст. 1 лицензирование осуществляется в соответствии с другими законами (назовем его специальным перечнем). Виды деятельности, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона о лицензировании, выделены в отдельную группу не случайно: каждый из них требует индивидуального подхода, т. к. их лицензирование призвано защищать наиболее важные интересы граждан, общества и государства. Примером этого может служить деятельность в области производства и оборота этилового спирта и другой алкогольной продукции. Именно этот вид деятельности всегда давал большую часть доходов государственного бюджета, поэтому он должен подвергаться особому правовому режиму. Лицензирование каждого вида деятельности по перечню ч. 2 ст. 1 Закона о лицензировании осуществляется в соответствии с федеральными законами (например, ФЗ «Об оружии», ФЗ «О банках и банковской деятельности», Патентным законом РФ и др.). В этих законах, несмотря на их общий характер, присутствует ряд положений, касающихся лицензирования того или иного вида деятельности. В развитие этих положений федеральный орган исполнительной власти принимает подзаконный акт, определяющий специальный порядок лицензирования данного вида деятельности [7]. Виды деятельности, перечисленные в общем перечне, подлежат лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании. В целях реализации данного Закона Правительство РФ приняло Постановление о лицензировании, в котором перечисляются виды деятельности и органы, осуществляющие лицензирование каждого из них. Постановлениями Правительства утверждается и положение о лицензировании конкретных видов деятельности, порядок лицензирования которых конкретизируется в приказах федеральных органов исполнительной власти [8]. Кроме того, некоторые виды деятельности подлежат лицензированию органами исполнительной власти субъектов РФ. Положения о лицензировании этих видов деятельности также утверждаются Правительством РФ. Федеральные органы исполнительной власти имеют право делегировать часть своих полномочий в области лицензирования органам исполнительной власти субъектов РФ [9]. Таким образом, можно сделать следующий вывод. Система нормативных актов о лицензировании искусственно разделена на две «ветви». Можно выделить следующие критерии такого деления.
Во-первых, критерием выступает возможность вместить правовое регулирование вида деятельности в рамки одного закона. Видимо, специфика видов деятельности по «специальному» перечню не позволяет вместить их правовое регулирование в рамки Закона о лицензировании. Во-вторых, надо учитывать характер охраняемых лицензированием интересов. Лицензирование большинства видов деятельности по «специальному» перечню охраняет публичные интересы в основном в области внешней торговли, финансов и в других областях экономики, где необходимо очень строгое государственное регулирование. Лицензирование по «общему» перечню прежде всего преследует цель охраны частных интересов – интересов субъектов предпринимательской деятельности. Дискуссионным является вопрос о месте норм о лицензировании в системе права РФ. Как полагает О. Олейник, «в масштабах гражданского права конструирование института лицензирования теоретически и практически невозможно, поскольку предмет регулирования и его метод явно выходят за рамки указанных принципов. Вполне обоснованным представляется лицензирование хозяйственной деятельности как самостоятельный институт хозяйственного права» [10]. Но, так как вопрос о формировании самой отрасли хозяйственного (предпринимательского) права в настоящее время является дискуссионным, нельзя всерьез говорить об отнесении института лицензирования к этой отрасли. Близок к отраслевой квалификации института лицензирования В.В. Кувшинов, который считает, что «лицензирование внешней торговли в международной практике принято называть “нетарифным” государственным регулированием экспортных и импортных операций, или иначе – “административными инструментами” регулирования внешней торговли» [11]. В связи с этим заслуживает интереса данная точка зрения. Предметом института лицензирования, как он считает, являются правоотношения, опосредующие управляющие воздействия управомоченных органов управления на хозяйствующие субъекты на основании публичных интересов государства и личности [12]. Основным методом регулирования правоотношений в рамках этого института является императивный метод, существенно ограничивающий автономию воли их субъектов, предписывающий им модель поведения или запрещающий какие-либо юридически значимые действия. Все это в полной мере позволяет идентифицировать лицензирование как институт административного права. В то же время нельзя игнорировать и конечное назначение норм, составляющих институт лицензирования, – придание специальной правоспособности субъектам предпринимательской деятельности. Но все-таки лицензионное правоотношение – это волевое общественное отношение, урегулированное нормой административного права, возникающее в сфере предоставления лицензий, переоформления документов, приостановления, возобновления действия и аннулирования лицензий и контроля лицензирующих органов над соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. По своему характеру данные правоотношения являются административными, ибо одним из субъектов является орган исполнительной власти, следовательно, в этих правоотношениях присутствует юридически закрепленное неравенство сторон. Субъектный состав лицензионных правоотношений достаточно специфичен. Одним из участников почти всегда является орган исполнительной власти, имеющий полномочия в области лицензирования. Как правило, лицензионными органами являются федеральные министерства. Органы исполнительной власти субъектов РФ также имеют свои подразделения, занимающиеся лицензионной деятельностью. Так, на основе нормативных актов мэра и правительства Москвы [13] в г. Москве создана и действует система лицензирования деятельности, возглавляемая Московской лицензионной палатой (МЛП). Другим же участником выступает юридическое лицо или гражданин – предприниматель. В правоотношениях по предоставлению лицензий он (оно) именуется соискателем лицензии, в остальных – лицензиатом. Содержанием лицензионных правоотношений являются взаимные права и обязанности их субъектов. При разных мероприятиях, проводимых государственными органами, содержание правоотношений различно. Федеральный закон о лицензировании предусматривает связанные с приостановлением действия лицензии и аннулированием последней юридические меры воздействия, которые по своей природе являются административными. Таким образом, можно констатировать, что институт лицензирования в большей степени относится к административному праву. В связи с этим лицензирование как административно-правовой институт представляет собой систему административно-правовых норм, регулирующих отношения в области предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления действия лицензий, надзора за соблюдением правил лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности экономическими субъектами, а также привлечения к ответственности нарушителей этих правил.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.02 с.) |