Организационные аспекты деятельности арбитражного управляющего и членов его команды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные аспекты деятельности арбитражного управляющего и членов его команды.



Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный, внешний управляющий, конкурсный управляющий) – лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных действующим законодательством.

Судебные процедуры банкротства осуществляются через институт арбитражных управляющих. Последние являются специалистами, прошедшими специальную подготовку и получившими от уполномоченных государственных органов лицензию на право занимать должности арбитражных управляющих.

Согласно ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий - назначенное арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора.

Арбитражный управляющий действует на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой государственным органом РФ по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению в порядке, установленном федеральным законом и иными правовыми актами РФ. Лицо, получившее лицензию арбитражного управляющего, обязано зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде, по назначению которого оно обязуется исполнять обязанности арбитражного управляющего.

Проблемы в деятельности временного управляющего возникают с самого момента его назначения. Согласно закону «О несостоятельности (банкротстве)» «временный управляющий действует с момента его назначения арбитражным судом» в тоже время Арбитражно-процессуальный кодекс отводит на оформление судебного определения три рабочих дня.

Приступая к обязанностям, важно немедленно объявить об этом всему руководящему составу предприятия-должника, разъяснив при этом правовой режим наблюдения и объем полномочий администрации предприятия.Поскольку временный управляющий (если суд не отстранил от должности руководителя) не обладает правами руководителя предприятия, издание им приказов по предприятию от своего имени представляется юридически некорректным. Правильнее если временный управляющий потребует от руководства издания приказа по предприятию с объявлением определения арбитражного суда.

Взаимоотношения с администрацией предприятия временному управляющему следует строить на основа законодательства, со всеми необходимыми формальностями.

Созыв первого собрания кредиторов является непременной обязанностью временного управляющего, оно должно состояться в срок не позднее 10 дней до даты проведения заседания арбитражного суда.

Внешний управляющий:

· Начинает работать с кредиторами организации-должника

· Принимает бухгалтерскую и иную документацию

· Открывает специальные счета для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами

· Разрабатывает для утверждения собранием кредиторов план внешнего управления предприятием-должником

· Принимает меры по защите и сохранению имущества должника

· Самостоятельно распоряжается имуществом должника

· Ходатайствует перед судом о продлении или сокращении срока внешнего управления

· Вносит заявление в суд о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства по делу или о прекращении производства по делу о банкротстве

Внешнее управление вводится на срок до 12 месяцев с правом последующего продления на 6 месяцев. Арбитражный управляющий разрабатывает и представляет собранию кредиторов план внешнего управления. Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления вместе с протоколом собрания передается в арбитражный суд.

Если внешнее управление не дает в отведенные сроки положительных результатов либо если оно осуществляется с нарушением требований закона, то суд объявляет организацию должника банкротом и открывает конкурсное производство.

Собрание или комитет кредиторов может ходатайствовать в суд о назначении нескольких конкурсных управляющих или заместителя конкурсного управляющего в случае такой необходимости.

С началом своей работы конкурсный управляющий принимает требования кредиторов. Данные о задолженности, содержащиеся в них, являются основой для составления реестра требования кредиторов. Кредиторы и арбитражный суд вправе требовать от конкурсного управляющего отчета о проделанной работе и состояния предприятия-должника.

С момента утверждения судом мирового соглашения арбитражный процесс по делу о банкротстве прекращается, а принятое решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению. Прекращаются полномочия временного, внешнего и конкурсного управляющего. Одновременно отменяется мораторий на требования кредиторов, введенный вместе с началом внешнего управления.

 

Билет 21

В Гражданском кодексе выделено пять форм реорганизации предприятий:

слияние

присоединение

разделение

выделение

преобразование

При слиянии каждое из объединяющихся юридических лиц прекращает деятельность, его права и обязанности переходят к вновь образованному юридическому лицу. Согласие указанного органа необходимо в следующих случаях:

а) при слиянии или присоединении любых объединений (ассоциаций и союзов) коммерческих организаций;

б) при слиянии или присоединении коммерческих организаций, общая сумма активов которых составляет более 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Присоединение предполагает, что одно юридическое лицо прекращает деятельность и его права и обязанности переходят к другому, уже существующему юридическому лицу. Его статус не изменяется, для него решение о реорганизации фактически означает согласие принять обязательства присоединяемой организации и внесение соответствующих изменений в устав.

Разделение и выделение, в принципе, схожи. Различие состоит в том, что при разделении одна организация прекращает деятельность и на ее базе создается несколько новых юридических лиц, а при выделении на базе структурных единиц основной организации образуются новые юридические лица, но сама она продолжает существовать.

Суть преобразования в том, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Никаких количественных изменений участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику.

По сути, преобразование является наиболее распространенной формой реорганизации. Коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества - в товарищества или государственные предприятия.

Реорганизация коммерческих организаций может существенным образом затрагивать интересы их кредиторов. Учитывая это, законодатель предусмотрел гарантии прав кредиторов коммерческой организации при её реорганизации (ст. 60 ГК). Прежде всего, это обязанность учредителей (участников) коммерческой организации или органа, принявшего решение о реорганизации коммерческой организации, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой коммерческой организации.

По общему правилу, коммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций. И лишь при реорганизации коммерческих организаций в форме присоединения реорганизация считается завершённой с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой коммерческой организации (п. 4 ст. 57 ГК).

Государственная регистрация возникших при реорганизации коммерческих организаций, а также внесение записей в единый государственный реестр юридических лиц (при присоединении) происходит в общем порядке. В соответствии со ст. 59 ГК основаниями для отказа в государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций являются непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса либо отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной коммерческой организации. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде

 

 

2. Г оризонтальный анализ заключается в построении одной и нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Обычно берут базисные темпы роста за несколько периодов (лучше квартально). Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях. Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выяви абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, дать оценку этим изменениям. Вариантом горизонтального анализа является анализ тенденций развития (трендовый анализ), при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов и определяется тренд, то есть основная тенденция динамики показателя, очищенная от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. Этот анализ носит перспективный прогнозный характер. Большое значение для оценки финансового состояния имеет и вертикальный (структурный) анализ актина и пассива баланса, который дает представление финансового отчета в виде относительных показателей. Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке его изменений. С помощью вертикального анализа можно проводить межхозяйственные сравнения предприятий, а относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных Про­цессов. Если увеличивается доля оборотных средств, то можно сделать следующие выводы:· может быть сформирована более мобильная структура активов, что улучшает финансовое положение предприятия, так как способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств;· может быть отвлечена часть текущих активов на кредитование потребителей товаров, прочих дебиторов. Это свидетельствует о фактической иммобилизации части оборотных средств из производственной программы. На анализируемом предприятии именно такая ситуация: снизилась доля внеоборотных активов и соответственно увеличилась доля оборотных активов.· Может быть сворачивание производственной базы. Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга, на их основе строился сравнительный аналитик баланс. Сравнительный аналитический баланс. В сравнительном аналитическом балансе имеет смысл представить лишь основные разделы актива и пассива баланса. Сравнительный аналитический баланс характеризует структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей. Показатели уравнительного аналитического баланса можно разбить на три группы:· показатели структуры баланса · показатели динамики баланса · показатели структурной динамики баланса. На основе сравнительного баланса осуществляется анализ имущества. Структура стоимости имущества дает общее представление о финансовом состоянии предприятия. Она показывает долю каждого элемента в активах и соотношение заемных и собственных средств, покрывающих их, в пассивах. Сопоставляя структуры изменений в активе и пассиве, можно сделать выводы о том, через какие источники, в основном, был приток новых средств и в какие активы эти новые средства в основном, вложены. Если главным источником прироста явились собственные средства предприятия, значит, высокая мобильность имущества не случайна и должна рассматриваться как постоянный финансовый показатель предприятия. Сама по себе структура имущества и даже ее динамика не дает ответ на вопрос, насколько выгодно для инвестора вложенных денег в данное предприятие, а лишь оценивает состояние активов наличие средств для погашения долгов.

 

 

Билет №22

1. Понятие финансового состояния и содержание анализа

Финансовое состояние – это комплексная экономическая категория, которая характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, рациональностью их размещения и эффективностью использования.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым, кризисным. Финансовое состояние характеризует надежность предприятия, позволяет реализовать интересы, как работников предприятия, собственников, так и его партнёров.

Основными задачами анализа и диагностики финансового состояния являются:

4. Определение качества финансового состояния.

5. Изучение причины ухудшения или улучшения финансового состояния за период.

6. Подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и эффективности функционирования предприятия.

Эти задачи решаются путём исследования динамики системы показателей, которые можно объединить в следующие аналитические блоки:

5. Оценка ликвидности (тек ливкидн – опт знач 2-3, абсол ликв – 0,2 – 0,7; уточненная 0,7 – 1,5)

6. Оценка финансовой устойчивости (абсол показ-ль устойчивости – абсол устойчив, нормальная устойчивость, неустойчивость, кризисная ситуация; коэф автономии (не менее 50%), соотношения заемн и собств средств (менее 1), коэф обеспеченности собств обор средствами (погран знач не менее 10%, оптимальное – 0,5 – 0,6)

7. Оценка рентабельности. (показ-ли дох-ти продукции, имущества, капитала)

5. Оценка деловой активности. (есть кач. и кол. ур-ни оценки: кач - широта рынков сбыта, объём продукции на экспорт, известность клиентов, репутация предприятия; кол – коэф. оборачиваемости, длит 1ого оборота в днях)

2. Мировое соглашение как процедура банкротства

Мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии. Прекращение дела о банкротстве, в целях прекращения производства по делу о банкротстве путём достижения соглашения между должником и кредитором.

Мировое соглашение заключается в письменной форме после погашения задолженности по 1й и 2й очереди. За мировое соглашение должны проголосовать большинство конкурсных кредиторов и все кредиторы, обеспеченные залогом.

В мировом соглашении в обязательном порядке должны быть установлены размеры, порядок и сроки исполнения обязательств.

В практике заключение мировых соглашений используется такие виды реструктуризации задолженности:

9. Отсрочка или рассрочка.

10. Уступка прав требований должника.

11. Исполнение обязательств 3ими лицами.

12. Предоставление отступного.

13. Скидка с долга.

14. Прощение долга.

15. Обмен требований на акции, на долю в уставном капитале и другие ценные бумаги.

16. Другое.

 

Билет 23

1)Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности по данным финансового учета, содержащих обобщенную информацию о финансовом положении предприятия и его изменениях в течение отчетного периода.

У финансовой отчетности предприятия существуют различные пользователи:

1. внутренние: к ним относится:

- управленческий персонал, использует отчетность для анализа, финансовой диагностики и обоснования управленческих решений. Финансовый менеджер должен знать, какую информацию получат внешние пользователи и как она повлияет на их решения;

- бухгалтерская служба, ведет учет, составляет отчетность, использует ее в работе.

2. внешние пользователи, могут быть 2-х видов:

- пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности предприятия: собственники, кредиторы, хозяйственные партнеры, государство в лице налоговых органов, работники предприятия.

- пользователи, косвенно заинтересованные в деятельности предприятия: используют отчетность, представляя интересы других сторон: аудиторские службы, консультанты по финансовым вопросам, статистические органы, пресса и др.

Для финансового менеджера наибольший интерес представляют следующие формы отчетности:

- форма № 1 (бухгалтерский баланс) – характеризует финансовое положение предприятия на определенную дату, содержит подробную характеристику ресурсов Актив бухгалтерского баланса отражает инвестиционные решения, принятые ранее. Пассив бухгалтерского баланса отражает решения по выбору источников финансированияБухгалтерский баланс составляется ежеквартально и содержит показатели на 2 даты: на начало года и конец отчетного периода.

- форма № 2 – отчет о прибылях и убытках - отражает формирование финансового результата деятельности предприятия. Содержит различные показатели доходов, расходов, прибыли. Отчет составляется ежеквартально и содержит информацию за определенный промежуток времени.

- форма № 4 – отчет о движении денежных средств – содержит сведения о денежных потоках предприятия в разрезе 3-х видов деятельности. 1 вид – текущая деятельность – имеет основной целью извлечение прибыли (производство продукции, выполнение работ, торговля и т.д.). 2 вид – инвестиционная деятельность – связана с приобретением и продажей внеоборотных активов, осуществлением собственного строительства, финансовыми вложениями. 3 вид – финансовая деятельность – в ее результате изменяются величина и соотношение собственного капитала и заемных средств. Форма № 4 составляется 1 раз в год.

- форма № 5 - приложение к бухгалтерскому балансу. Составляется 1 раз в год по итогам года и содержит информацию, конкретизирующую отдельные статьи баланса и отчета о прибылях и убытках.

Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его финансово-хозяйственной деятельности. Всестороннее и тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Такой анализ отчетности нужен собственникам или акционерам, а также самой администрации предприятия для принятия соответствующих решений об оценке финансово-хозяйственной деятельности. Как правило, бухгалтерский баланс информирует финансовое состояние предприятия. Актив

баланса дает характеристику об имущественной стороне предприятия, т.е. состав и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства.

В свою очередь пассив баланса характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессе деятельности предприятия у различных участников: предпринимателей, бизнесменов, акционеров, государства, инвесторов, банков и других.

460.

Благодаря имеющейся информации баланса предприятия внешние пользователи могут принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с ним как с партнером. Кроме того:- оценить возможные риски своих вложений; - целесообразность приобретения акций данного предприятия; - принять другие решения.

Таким образом, бухгалтерский отчет является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, а также для определения размера чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия и других показателей.

3. Процедура внешнего управления: сущность, цели, содержание.

Внешнее управление – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления платежеспособности.

Основанием для введения внешнего управления является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность должника для продолжения его деятельности путем исполнения плана внешнего управления.

Не применяется данная процедура:

5. К кредитным организациям (так как на них до судебного процесса по требованию ЦБР осуществляются такие меры по предупреждению банкротства, как финансовое оздоровление, назначение временной администрации и реорганизация).

6. К гражданам.

7. К ликвидируемому предприятию.

8. К отсутствующему должнику.

Срок внешнего управления – не более 18 месяцев, с продлением по решению суда не более чем еще на 6 месяцев. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления может быть не более 2х лет.

Особые сроки установлены для:

4. Градообразующих предприятий.

5. С/х предприятий.

6. Субъектов естественных монополий.

Начало внешнего управления может быть по определению суда после окончания процедуры наблюдение или финансовое оздоровление (если позволяют сроки), конкурсного производства (если есть основание и до этого не вводилось).

Орган управления: внешний управляющий; органы управления должника прекращают свои полномочия, а руководитель должника отстраняется от должности на время управления внешним управляющим.

Особенности процедуры:

7. Внешний управляющий проводит мероприятия по восстановлению платежеспособности должника на основе плана внешнего управления.

8. Вводится мораторий на долги со сроками до внешнего управления; эти долги замораживаются, на них не начисляются штрафы, пенни, неустойки.

9. органы управления должника прекращают свои полномочия, а руководитель должника отстраняется от должности на время управления внешним управляющим.

 

 

БИЛЕТ 25

1. Эффективность антикризесного менеджмента!(взято не только с лекций)

 

Антикризисное управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным или эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.

Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления.

1. Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка - в данном случае имеется в виду не только общий профессионализм управления, который, безусловно, необходим, но и те профессиональные знания и навыки, которые отражают особенности антикризисного управления. Такой профессионализм рождается в процессах специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства управления в критических ситуациях.

Но и при подготовке обычных менеджеров следует большое внимание уделять развитию способностей к управлению в критических ситуациях.

2. Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки, - во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство управления является решающим фактором выхода из кризиса или его смягчения.

Поэтому для антикризисного управления особенно важно проводить психологическое тестирование менеджеров, отбирать такие личности, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять в экстремальных ситуациях.

3. Методология разработки рискованных решений, которая должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость. Эти свойства имеют особое значение в антикризисном управлении.

4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций, т.е. видение будущего не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе, что позволяет постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или проходящего кризиса.

5. Важным фактором эффективности антикризисного управления является корпоративность, которая в организации или фирме может проявляться в различной степени. Корпоративность - это понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений, внутренний патриотизм и энтузиазм.

Корпоративность не возникает сама по себе, а является результатом управления и элементом его цели, а также средством в механизме управления.

6. Лидерство также входит в совокупность факторов эффективного антикризисного управления. Опора на лидерство может сыграть решающую роль в преодолении кризиса или его смягчении. Но для этого необходимы поиск и проектирование лидерства. Это звучит необычно, но будет понятным, если иметь в виду, что лидерство это не только личность менеджера, но и характеристика всей системы и организации управления.

7. Особую роль в эффективности антикризисного управления играют оперативность и гибкость управления, фактор времени. В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к условиям кризиса. Инерционность в этом случае может играть отрицательную роль.

8. Качество стратегии и антикризисных программ - во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управления и в разработке специальных программ антикризисного развития. Качество программ и стратегических установок могут быть различными. От этого не может не зависеть антикризисное управление.

9. Отдельным пунктом следует выделить человеческий фактор. В определенной мере он отражает факторы корпоративности и лидерства, искусства управления. Но для антикризисного управления необходимо иметь в виду, что существует понятие антикризисной команды ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием и способны согласованно и целенаправленно осуществлять программу антикризисного управления.

10. Значительным фактором эффективности антикризисного управления является отлаженная система мониторинга кризисных ситуаций.

 

2. Процедура наблюдения: сущность цели содержание

ü Наблюдение.

Наблюдение – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения финансового анализа состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Данная процедура не применяется:

4. К отсутствующему должнику.

5. К должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации.

6. К организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению денежных средств.

Начало процедуры – с даты рассмотрения судом обоснований, требований заявителя.

В период наблюдения органом управления является руководство предприятия должника под контролем временного управления.

Процедура наблюдения заканчивается с момента признания должника банкротом и введения конкурсного производства или введения процедуры финансового оздоровления или внешнего управления или утверждения мирового соглашения.

Срок наблюдения в законодательстве не оговорён, но обычно длится 5-7 месяцев, включая суд.

В рамках данной процедуры можно с согласия временного управляющего совершать сделки, связанные с:

ü приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов;

ü получением/выдачей займов, выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом.

В то же время законодательство запрещает:

û осуществлять реорганизацию и ликвидацию;

û создавать юридические лица или участвовать в новых юридических лицах;

û создавать филиалы/представительства;

û распределять прибыль между собственниками;

û размещать эмиссионные ценные бумаги, за исключением акций;

 

û сокращать состав учредителей;

û входить в объединения юридических лиц;

û заключать договоры простого товарищества.

Всё это означает, что в качестве мер по реструктуризации коммерческой организации, находящейся в процедуре наблюдения, может быть предложено:

@ увеличение уставного капитала за счёт дополнительной эмиссии акций;

@ разработка и внедрение программы сокращения издержек;

@ меры по повышению эффективности использования имущества (реструктуризация имущественного комплекса, продажа более 5% - с согласия временного управляющего);

@ применение аутсорсинга; выделение центров финансовой ответственности;

@ взыскание дебиторской задолженности;

@ переговоры с кредиторами.

При введении наблюдения руководящие органы предприятия не отстраняются от управления, поэтому могут принять самостоятельное решение о способах вывода предприятия из кризиса

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.072 с.)