Религия как социальный институт. Структура, типы, формы религиозных организаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия как социальный институт. Структура, типы, формы религиозных организаций.



Политическая система как социальный институт: сущность, структура, типы.

Социальная структура общества получает наиболее яркое выражение и закрепление в таком социальном институте, как политика. Политика как выражение и закрепление социального взаимодействия

Связь политики с социальной структурой и особенно с социально-классовой подструктурой можно проследить в генетическом, организационном и функциональном планах. Политические явления,ьформы появляются на определенном этапе развития в связи с углублением социальной дифференциации общества. Разделение труда, возникновение частной собственности, углубление национально-этнических, поселенческих различий приводит к появлению социальных групп с отличными, а то и прямо противоположными интересами, для регуляции которых уже недостаточны нормы морали, обычаи.

В центре внимания политики – власть и управление в обществе.

Главным носителем политической власти выступает государство, которое, опираясь на право и закон, осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества.

Универсальной структурой государственной власти являются:

1) законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т. д.);

2) исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы правопорядка и т. д.);

3) судебные органы;

4) армия и органы госбезопасности;

5) государственная система информации и т. д.

Социологический характер деятельности государства и других политических организаций связан с функционированием общества в целом.

Типы господства: харизматический (основан на преданности человеку, наделенному харизмой), традиционный (основан на традициях и обычаях), и рационально-легитимный или разумно-узаконенный (основан на вере в правильность и законность установленных формальных правил и норм и необходимости их выполнять).

три основных типа государства: тоталитарное, авторитарное, демократическое. три основных типа государства: тоталитарное, авторитарное, демократическое.

Три основных типа государства: тоталитарное, авторитарное, демократическое.

1.Тоталитарное государство. Руководители стремятся держать страну и народ под полным контролем.

- широкое использование и господство одной идеологии, которая определяет буквально все аспекты жизни.

- однопартийная система, возглавляемая диктатором или коллективным руководством.- террор. Постоянно применяется для поддержания государственной власти.

- контроль СМИ.

- полный контроль над экономикой.

- монопольный контроль и применение оружия.

Авторитарное государство - власть в руках монарха или диктатора.

- применяют традиционные способы правления, т.е. опирающиеся на поклонение монарху, вековые обычаи и традиции, силу;

- политические партии допускаются, идеология играет меньшую роль, политическая цензура;

- мало заботится о социальных переменах;

- меньше вторгается в личную жизнь своих подданных;

Демократические государства. В буквальном смысле демократия означает "власть народа", но в современных крупных обществах правление всего народа невозможно.

- индивидуализм. Основной принцип демократического правления

- вера в высокую значимость личности. Равенство всех перед законом.

- конституционная форма правления.

- согласие тех, кем управляют, основанное на вере в правильность и законность установленных формальных правил и норм и необходимость их выполнять.

- лояльность оппозиции, многопартийность. СМИ не контролируются правительством.

Религия как социальный институт. Структура, типы, формы религиозных организаций.

Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу.

Среди основных функций религии как социального института можно отметить следующие:

1) объяснение прошлого, настоящего и будущего человека;

2) регулирование морального поведения от рождения до смерти человека;

3) одобрение или критика социальных порядков в обществе;

4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт.

Функции

1) сплочении людей – собрании для выражения общих интересов;

2) ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;

3) эйфории – общем принятии жизни, отвлечении от неприятного;

4) порядке и обучении – самодисциплине и подготовке к жизни.

Типы отражают общие для некоторых религий признаки и на этой основе выделяют соответствующие классификационные группы.

Родо-племенные сложились в условиях первобытнообщинного строя. Первоначальные религиозные верования были по большей части общими для каждой данной родственной группы народов, но после разделения таких групп развивались у каждой своеобразно. Родо-племенные религии стихийно вырастали из общественных условий жизни рода и племени, срастались с этими историко-стадиальными типами этносов и сакрализовывали их. боги выражали сплоченность людей внутри данной группы и отделение групп друг от друга. Власть этих богов не переходила за границы охраняемой ими этнической области, по ту сторону которой безраздельно правили другие боги.

Народностно-национальные религии ассимилировали известные историко-культурные пласты родо-племенных, но в отличие от последних складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества. Они отражали условия жизни (экономические, политические и проч.) народности, а затем и нации и сакрализовывали данные историко-сталиальные типы этносов, их государства, глав этих государств (система «caesar divus» – «царь божественный»).. Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционных сложившихся формах (вплоть до организации приема пищи, соблюдения гигиенических правил, омовений и т.д.), специфическая обрядность,, которая затрудняла или делала невозможным общение с иноверцами, строгая система религиозных предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и этносов от последователей других этно-религиозных общностей.

Мировые религии – буддизм, христианство, ислам – генетически связаны с родо-племенными и народностно-национальными, заимствовали многие элементы верований и культа этих религий, но в то же время существенно отличны от них. Мировые религии появлялись в эпохи великих исторических поворотов

Типы религиозных организаций

1) Церковь – это организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определенного обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство.

2) Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.

3) Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же ее сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.

4) Харизматический культ — можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личное' ти, которая признает себя сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.01 с.)