Обучение «выбору по образцу» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение «выбору по образцу»



 

«Выбор по образцу» — один из видов когнитивной деятельности, также основанный на формировании у животного внутренних пред­ставлений о среде. Однако в отличие от обучения в лабиринтах этот экспериментальный подход связан с обработкой информа­ции не о пространственных признаках, а о соотношениях между стимулами — наличии сходства или отличия между ними.

Метод «выбора по образцу» был введен в начале XX в. Н. Н. Ладыгиной-Коте и с тех пор широко используется в пси­хологии и физиологии. Он состоит в том, что животному де­монстрируют стимул-образец и два или несколько стимулов для сопоставления с ним, подкрепляя выбор того, который со­ответствует образцу. Существует несколько вариантов «выбо­ра по образцу»:

• выбор из двух стимулов — альтернативный;

• выбор из нескольких стимулов — множественный,

• отставленный выбор — подбор «пары» предъявленному сти­мулу животное производит в отсутствие образца, ориенти­руясь не на реальный стимул, а на его мысленный образ, на представление о нем.

Когда животное выбирает нужный стимул, оно получает под­крепление. После упрочения реакции стимулы начинают ва­рьировать, проверяя, насколько прочно животное усвоило пра­вила выбора. Следует подчеркнуть, что речь идет не о простой выработке связи между определенным стимулом и реакцией, а о процессе формирования правила выбора, основанного на представлении о соотношении образца и одного из стимулов.

Успешное решение задачи при отставленном выборе также заставляет рассматривать данный тест как способ оценки когни­тивных функций мозга и использовать его для изучения свойств и механизмов памяти.

Используются в основном две разновидности этого метода:

• выбор по признаку сходства (соответствия) с образцом (mat­ching to sample);

• выбор по признаку отличия (несоответствия) от образца (od­dity problem, non-matching to sample).

Отдельно надо отметить так называемый символьный, или знаковый, выбор по образцу (symbolic matching, arbitrary mat­ching). В этом случае животное обучают выбирать стимул А при предъявлении стимула X и стимул В — при предъявлении Y в качестве образца. При этом стимулы А и X, В и Y не долж­ны иметь ничего общего между собой. В обучении по этой ме­тодике на первых порах существенную роль играют чисто ас­социативные процессы — заучивание правила «если... то...».

Первоначально опыт ставился так: экспериментатор пока­зывал обезьяне какой-либо предмет (образец), а она должна была выбрать такой же из других предлагаемых ей двух или более предметов. Затем на смену прямому контакту с живот­ным, когда экспериментатор держал в руках стимул-образец и забирал из рук обезьяны выбранный ею стимул, пришли совре­менные экспериментальные установки, в том числе и автомати­зированные, полностью разделившие животное и экспериментатора. В последние годы для этой цели используют компьютеры с монитором, чувствительным к прикосновению, а правильно вы­бранный стимул автоматически перемещается по экрану и останавливается рядом с образцом.

Голубей и крыс обучают выбору по образцу в камере Скиннера. На диск, расположенный в центре, проецируется образец, на бо­ковые диски — стимулы для сравнения. В качестве стимулов ис­пользуется, как правило, подсвет дисков разными цветами. Жи­вотное осуществляет выбор путем клевания одного из боковых дисков (голубь) или нажатия на него мордой или лапой (крыса).

Иногда ошибочно считают, что обучение выбору по образ­цу — это то же самое, что выработка дифференцировочных УР. Однако это не так: при дифференцировке происходит только образование реакции на присутствующие в момент обучения стимулы.

При «выборе по образцу» основную роль играет мысленное представление об отсутствующем в момент выбора образце и выявле­ние на его основе соотношения между образцом и одним из сти­мулов.

Метод обучения выбору по образцу наряду с выработкой дифференцировок используется для выявления способности животных к обобщению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.005 с.)