Можно выделить три группы причинных факторов: чрезвычайные раздражители. Отсутствие необходимых для нормальной жизнедеятельности факторов и обычные раздражители в необычных условиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно выделить три группы причинных факторов: чрезвычайные раздражители. Отсутствие необходимых для нормальной жизнедеятельности факторов и обычные раздражители в необычных условиях.



Термин «чрезвычайный раздражитель» вошел в науку с легкой руки И.П.Павлова. Не следует думать. Что это какой-то изначально патогенный «демонический» фактор. Для полярного медведя чрезвычайным раздражителем является жара, в условиях которой лев чувствует себя прекрасно. Для льва, напротив, чрезвычайным раздражителем является полярный холод. Короче, под чрезвычайным раздражителем мы понимаем такой раздражитель, к которому организм в процессе фило - или онтогенеза не приспособился. Таким образом нет чрезвычайных раздражителей вообще, а есть чрезвычайные раздражители для данного организма.

До сих пор среди философов и патологов не прекращаются споры о том, можно ли считать причиной чего-либо происходящего то, чего нет в действительности. Мне это напоминает споры средневековых схоластов: может ли Бог создать коробочку, в которую он сам влезть не сможет. Если не может – значит он не всемогущий; если может – значит он не вездесущий. Правильно ответить не возможно! Нечто подобное происходит с вопросом о роли «отсутствия наличия» Кто не знает, что при дефиците витаминов развиваются гиповитаминозы, при иммунодефиците – инфекционные заболевания, при дефиците пищевых веществ – алиментарная дистрофия? Другой вопрос, что дефицит чего-то приводит к определенным изменениям в организме, которые в дальнейшем обусловливает развертывание болезни. Но это уже проблемы патогенеза. Начальной причиной, то есть этиологическим фактором, все-таки является отсутствие необходимого раздражителя. Не случайно Гегель со свойственной ему витиеватостью писал: «Ничто некоего нечто есть некое определенное ничто».

Фактически любой обычный нормальный раздражитель может стать причиной болезни. Это может быть в трех случаях: при измененной реактивности организма, при пониженной устойчивости организма и при выработке патологических условных рефлексов.

Представьте себе человека, который весной во время загородной прогулки любуется красотой оживающей природы, с упоением вдыхает аромат полевых цветов. И вдруг… О, это вдруг! Скольким миллионам людей оно испортило жизнь! Вдруг человек начинает чихать, кашлять и задыхаться. В чем дело? Дело в том, что у этого человека изменена реактивность организма, и пыльца растений, совершенно безвредное для большинства людей вещество, для него является ядом.

В Америке обитают крысы – лемминги. Периодически они мигрируют, преодолевая большие расстояния. В конце пути бывают трагедии: некоторым самцам, достаточно взглянуть на самку, чтобы упасть и погибнуть. От чего? От… любви! Дело в том, что за период миграции организм животных сильно истощается и устойчивость его к действию самых различных раздражителей резко снижается. При этом обычные раздражители становятся чрезвычайными. В этих условиях обычное нормальное сексуальное возбуждение может вызвать повышение артериального давления с разрывом мозговых сосудов.

Патологические условные рефлексы могут замыкаться через первую и через вторую (словесную) сигнальную систему действительности. Проиллюстрируем это на клинических примерах.

Во время ужина пожилой мужчина слушал радио. Передавали его любимый «Первый концерт для фортепьяно с оркестром» Чайковского. И вдруг…(Опять это «и вдруг»!) И вдруг у этого человека возникли сильные боли за грудиной – приступ ишемической болезни сердца. Пришлось вызвать «скорую помощь». Прошел месяц. Человек чувствовал себя вполне удовлетворительно. Но однажды он пошел в филармонию. Исполнялся – вы угадали – «Первый концерт для фортепьяно с оркестром». Первые же звуки этой божественной музыки вызвали спазм коронарных сосудов. Замкнулся патологический условный рефлекс.

Чаще, по-видимому, патологический условный рефлекс замыкается через вторую сигнальную систему, и причиной расстройств становится слово. Описан такой эпизод. Два студента обследовали больного, который лечился по поводу хронического гепатита. Один проводил пальпацию живота, а другой с его слов записывал результаты.

- Живот мягкий, безболезненный, - диктовал первый. – Печени нет.

Больному стало плохо. И не удивительно. Ведь сейчас каждый знает, что печень – это важнейший орган, без которого жизнь невозможна…

Дорогие друзья! Будьте осторожны со словом. Это сильно действующее средство. Оно может быть целебным, но может быть и ядовитым. Помните, что 90 процентов людей являются внушаемыми, а 5-20 процентов – очень внушаемыми.

Какова же роль причины в развитии болезни? Можно выделить три варианта этой роли.

Причина может играть роль толчка, роль стартера, запускающего процесс, который в дальнейшем развивается по своим законам. Так бывает, когда причина действует кратковременно и вызывает выраженные морфологические изменения. Например, при механической травме, при ожоге, при действии ионизирующей радиации.

Причина может играть постоянную роль. Так бывает когда причина не вызывает выраженных морфологических изменений, а организм не располагает защитными механизмами, препятствующими действию причины. Например, при действии на организм умеренного электрического тока или при заражении чесоточными клещами.

Причина может играть меняющуюся роль. Так бывает, когда в организме постепенно формируются защитные реакции, направленные против действия причины. Например, при инфекционных заболеваниях: постепенно формирующиеся иммунные реакции обеспечивают выздоровление, хотя человек может оставаться бациллоносителем.

Итак, мы рассмотрели с вами основные вопросы учения о причинах и условиях вокруг каждого из вас в качестве искусственного спутника вопрос «почему»? Чтобы он постоянно вращался вокруг вас в течении всей вашей профессиональной жизни. Почему заболел больной? Почему нарастает заболеваемость? Почему неэффективно лечение?

Нас очень огорчает, что студенты стали мало задавать вопросов. Почему? На этот вопрос пытался ответить Маршак:

 

Он взрослым досаждал вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ»

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с той поры он больше никому

Не задавал вопроса «почему?»

 

В период тоталитарного режима вопросы, действительно, не поощрялись. И на все были стандартные и «правильные» ответы. Но сейчас другое время.

Почему же вы не спрашиваете?

Почему? Почему? Почему?

 

 

Лекция вторая

 

ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ

У Самуила Маршака есть прекрасные стихи о познании:

 

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых,

И все, что вижу я вокруг,

Все знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в беде.

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

 

Н первое место поэт поставил вопросы «Как?» и «Почему?» (хотя их, конечно, можно было бы поменять местами). И это не случайно. Именно эти вопросы помогают ребенку познавать мир. Для медицины они имеют особое значение. Почему возникают болезни? Этому вопросу посвящена специальная глава патофизиологии «Общая этиология». Однако врач далеко не всегда может воздействовать на причину болезни. Ведь причина нередко играет роль толчка, а больной поступает к врачу уже после того, как причина подействовала. Поэтому вопрос «как?», «каким образом развивается болезнь?» для врача имеет не меньшее, а, может, даже большее значение, чем вопрос «почему?». Этому вопросу посвящена специальная глава патофизиологии «Общий патогенез».

 

ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ

 

Общий патогенез – это учение о механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов и болезней. В моем представлении это «изюминка» патофизиологии. Ведь причины болезней изучают микробиология, гигиена и многие другие науки. Изучение механизмов развития болезней – прерогатива патофизиологии. Вот почему само слово «патофизиология», как правило, ассоциируется со словом «механизмы».

Соответственно определенную главу «Общий патогенез» можно разделить на три части: механизмы возникновения болезней, механизмы развития болезней и механизмы исходов болезней. Так мы и поступим.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.011 с.)